Социальная работа с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними
p align="left">В настоящее время межведомственное взаимодействие это одна из форм инновационных технологий социальной работы. Сегодня смысл такого взаимодействия состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Это взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы, например, такую как оказание помощи ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним.

В основе межведомственного подхода лежат следующие принципы:

· заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;

· объединение усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении важных проблем, решение которых поодиночке неэффективно;

· конструктивное сотрудничество между ними в разрешении спорных вопросов.

В рамках организации межведомственного взаимодействия следует учесть многообразие функциональных связей и их взаимную целесообразность. Наиболее актуальные варианты развития социальных контактов представлены на рис.1. Основополагающим в построении межведомственных взаимодействий становится определение конкретной задачи, для решения которой выявляется необходимость построения контактов с тем или иным ведомством или учреждением. Дальнейшая работа выстраивается поэтапно в соответствии с поставленной задачей.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним должны оказываться на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». Администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (Центры по СПИДу, взрослые и детские поликлиники, инфекционные больницы, кожно-венерологические диспансеры, акушерско-гинекологические отделения, клиники, стоматологические центры, женские консультации и др.) обязаны создавать соответствующие условия для оказания доступной амбулаторной и стационарной помощи ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в решении медицинских проблем. Статья гарантирует соблюдение права, в соответствии с которым не допускаются отказы в предоставлении помощи учреждениями медицинского профиля. Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации, каждому человеку предоставляется право на медицинскую помощь, которое также закреплено и за лицами с положительным ВИЧ-статусом.

1

Действовавшее ранее общее правило о бесплатном предоставлении ВИЧ-инфицированным гражданам РФ всех видов квалифицированной и специализированной медицинской и медикаментозной помощи заменено предоставлением медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, устанавливаемой не законом, а Правительством РФ [21].

Постановление Правительства Российской Федерации № 856 от 27.12.2004г. «Об утверждении Правил обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях» определяет порядок обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях, оказывающих соответствующую медицинскую помощь. Согласно указанным правилам право на получение бесплатных медикаментов имеют ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние, находящиеся под диспансерным наблюдением в федеральных специализированных медицинских учреждениях [21].

Учреждения социальной защиты населения после получения обменной карты проводят работу по сбору необходимых сведений и документов о семье ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего:

· обследование жилищно-бытовых условий семьи с составлением акта;

· получение обзорных справок на членов семьи из органов внутренних дел, образовательных и иных учреждений;

Cбор документов (копий), необходимых в той или иной ситуации для оказания различных видов социально-психологической помощи (свидетельств о рождении ребенка, документов о взыскании алиментов, свидетельства о заключении или расторжении брака, справки из образовательного учреждения, которое посещает несовершеннолетний, справки о регистрации по месту жительства или пребывания, справки о доходах семьи и др.) [27, с.70]. По мере поступления информации и документов заполняется обменная карта семьи в части, касающейся органов социальной защиты, и разрабатывается индивидуальный план медико-социально-психологической реабилитации, а также составляется график межведомственного патронажа. Так, введена жилищная льгота - внеочередное предоставление жилых помещении в домах государственного, муниципального или общественного жилищного фонда, если родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а так же иные законные представители (опекуны, попечители) ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, нуждаются в улучшении жилищных условий, если ВИЧ-инфицированный несовершеннолетий проживает совместно с ними. Одним из оснований признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий являлось отсутствие у ВИЧ-инфицированного ребёнка отдельной комнаты [21]. Социальная помощь - «действия общества и представителей общественных институтов, нацеленные на содействие удовлетворению значимых потребностей ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних. Социальная помощь для этой группы частично носит вид денежных выплат: пособия, компенсации затрат на лечение, обучение, проезд и прочее» [14, с.71]. Так, например, в ст. 19 «Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних» Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» записано, что «ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются и предоставляются меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными - несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» [21].

После подтверждения ВИЧ статуса необходима психологическая поддержка которая оказывается начиная с этапа консультирования и затем продолжается в Центре психолого-педагогической поддержки. При наличии согласия со стороны семьи ВИЧ-инфицированный направляется в учреждение социальной защиты, где ему оказывается социальная помощь.

Составными элементами системы социальной защиты несовершеннолетних являются органы государственной власти, местного самоуправления, организации и учреждения, среди них важнейшее место занимают государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка. Функциональное назначение деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений, призванных защищать права и свободы ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, состоит в реализации государственной политики, в установлении определенного порядка взаимодействия органов и учреждений, межведомственных взаимосвязей, направленных на под-вдержку несовершеннолетних, объединенных общей целью -- обеспечение элементарных потребностей несовершеннолетних в личной безопасности, жилье, образовании, здравоохранении, создающих необходимые условия для процесса эффективной социализации ребенка [13, с.17]. С этой точки зрения система социальной защиты детства выступает своеобразным гарантом процесса эффективной социализации личности в современных условиях при непосредственном участии всех ее субъектов. Вместе с тем, непосредственно функцию защиты прав и свобод каждого ребенка выполняют компетентные органы, комитеты, комиссии, организации, учреждения и ведомства, наделенные соответствующими полномочиями. Так, например, органы прокуратуры, органы местного самоуправления в области социальной защиты детства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы по делам молодежи.

Образовательные и учебно-воспитательные учреждения выступают также в роли активных субъектов социальной защиты ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних: образовательные учреждения общего среднего, начального профессионального образования, специальные коррекционные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования (художественные, спортивные и др. школы), которые профессионально организуют время учащегося, обеспечивают его защиту. Учитывая «риски» поведения несовершеннолетних, необходимо внедрение в учебных заведениях профилактических программ, направленных на формирование навыков, способствующих противостоянию негативного социального влияния, а также программ, освещающие вопросы полового воспитания, безопасного сексуального поведения. В этой связи возникает необходимость более широко использовать в работе образовательных программ, которые доказали свою эффективность. Например, «Школы, содействующие здоровью» с интеграцией вопросов профилактики ВИЧ и наркомании в школьные предметы. Остро встает вопрос обеспечения специалистов образовательных учреждений методическими пособиями и наглядными материалами по проблеме ВИЧ и наркомании. Таким образом, проблема профилактики ВИЧ/СПИДа из чисто медицинской перерастет в педагогическую и без взаимодействия с учреждениями образования невозможно в полной мере осуществлять широкий комплекс мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции.

Министерство образования и науки РФ совместно с Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработали Концепцию превентивного обучения в области профилактики ВИЧ в образовательной среде. В этой концепции ярко описывается пропаганда семейных ценностей, активное взаимодействие детей с родителями, отсрочка от ранней половой жизни [15]. Целью данной концепции является выработка согласованной позиции Минобрнауки РФ, Минздравсоцразвития РФ и других заинтересованных министерств и ведомств по развитию систему превентивного обучения в области профилактики ВИЧ-инфицирования. Такое обучение должно быть направлено на снижение темпов распространения эпидемии ВИЧ в РФ среди несовершеннолетних. Задачами концепции являются, в частности, формирование приоритетных направлений превентивного обучения в области ВИЧ в образовательной среде, выработка единой стратегии организаций такого обучения в рамках межведомственного взаимодействия профильных министерств и ведомств, создание платформы для организации превентивного обучения в области ВИЧ органами государственной власти, местного самоуправления, международными организациями, общественными объединениями; создание системы мониторинга профилактики ВИЧ и СПИДа в РФ и в субъектах РФ. Основными направлениями превентивного обучения в области профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде, согласно концепции являются: просвещение и информирование в области ВИЧ, обучение ответственному поведению несовершеннолетних, формирование условий поддерживающих профилактическую деятельность [15].

Все более значимым для реализации помощи ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним становится взаимодействие государственных органов власти и неправительственных организаций -- общественных объединений, благотворительных и других организаций и учреждений (отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, благотворительные фонды «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь», благотворительный фонд «Надежда по всему миру», «Алтай-СПИД», различные общественные фонды: детские, культуры, спорта, молодых талантов и др.) на федеральном, региональном и местном уровнях Неправительственный сектор, являясь одним из элементов гражданского общества, играет важную роль в решении проблем ВИЧ-инфицирования несовершеннолетних [23, с.97].

Повсеместно в регионах и на местах общественные организации реализуют (самостоятельно или при поддержке государственных органов власти, органов местного самоуправления) разноплановые программы, нацеленные на защиту ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, включая обучающие и развивающие программы, оказание широкого спектра социальных услуг, работу по профилактике наркомании. Социальная поддержка - это система краткосрочных мер, оказываемых ВИЧ-инфицированному несовершеннолетнему государственными учреждениями и направленные непосредственно на удовлетворение «особых нужд» ВИЧ-инфицированного - образовательных, лечебных, профилактических, - так и косвенно способствующие реализации первых - транспортные, жилищные и т.д. Вот тут, значимый сегмент социальной поддержки и помощи ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним предоставляется общественными организациями, чаще всего являющими собой союзы неравнодушных людей, объединенных на добровольной основе общей болью, готовых делиться знаниями, умениями, часто собственными находками в жизни с похожей бедой [29, с.116]. В таком месте можно получить информационную помощь и моральную поддержку. Затронутые общей проблемой родители, родственники, знакомые семей, воспитывающих детей с ВИЧ-инфекцией, сообща ищут способы выживания и разрабатывают жизненную стратегию. Среди этих людей можно встретить единомышленников, приобрести друзей, расширить сократившийся круг общения. В этом случае социальная поддержка на уровне межличностных взаимодействий приобретает особое значение не только для самих ВИЧ-инфицированных подростков, но и для их родителей.

Средства массовой информации также выступают в роли субъектов социальной поддержки ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних - это мощный источник для информирования населения. Средства массовой информации пропагандируют и распространяют опыт социальной защиты, зачастую выступают в качестве инициаторов и организаторов благотворительных акций в защиту ВИЧ-инфицированных. Социальная реклама, плакаты, видеоклипы они действуют, помогая человеку задуматься о проблеме. Затем для изменения поведения требуется более конкретная информация - печатные материалы. Особенно следует отметить серию различных проектов, направленных на повышение уровня информирования населения, в том числе проект Центра социальной информации, в рамках которого осуществляются широкомасштабные информационные программы в электронных СМИ, блоках социальной рекламы по 10 телеканалам, в том числе создание Интернет-сайта по проблеме ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних. Министерством здравоохранения и социального развития России и Центром социальной информации созданы 4 видеоклипа профилактической направленности, в том числе по пропаганде безопасных форм сексуального поведения, которые транслируются по каналам центрального телевидения [13, с.13].

Церковь и конфессии тоже являются субъектом оказания помощи. Исторически церквям и монастырям принадлежала важная роль в оказании помощи детям -- они выступали центрами благотворительной деятельности, предпринимали первые шаги в организации институтов поддержки и помощи особо нуждающимся детям. Православная церковь как основной носитель христианства проповедует христианские каноны милосердия. Она и сегодня стремится довести до сознания основные церковные постулаты, призывающие людей к добру и справедливости, трудолюбию, призывает своих прихожан-родителей достойно выполнять родительский долг, оказывать непосредственную помощь ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним.

С целью обеспечения выполнения Национального проекта «Здоровье» в части профилактики ВИЧ-инфекции, на областном уровне эффективно проводятся мероприятия, направленные на повышение информированности немедицинских и медицинских работников, людей, живущих с ВИЧ-инфекцией и их семей, а также населения в целом по проблеме ВИЧ-инфекции. Так, на уровне муниципальных образований присутствует планомерная работа по межведомственному взаимодействию служб и ведомств по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних, что отражается на уровне и качестве проведения профилактической работы. Во многих муниципальных образованиях разработаны и реализуются комплексные программы по ограничению распространения ВИЧ-инфекции [8, с.12].

На областном уровне данные мероприятия проводятся в соответствии с областной целевой программой «Неотложные меры по предупреждению распространения в Свердловской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» на 2005-2010 годы» [22, с.13]. Так, по данным распоряжения Правительства Свердловской области от 29.01.2008г. № 44-РП «О дополнительных мерах по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в Свердловской области» были поставлены следующие задачи:

· разработать областную государственную целевую программу «Неотложные меры по предупреждению распространения в Свердловской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» на 2010-2012 годы;

· подготовить предложения по введению в программу постдипломного образования, вопросов организации выявления, лечения и профилактики ВИЧ- инфекции;

· обеспечить методическую помощь и контроль за организацией выявления, диспансерного наблюдения и лечения ВИЧ-инфицированных, проведения перинатальной профилактики в лечебно-профилактических учреждениях области;

· обеспечить проведение (по мере необходимости) консультаций ВИЧ- инфицированных пациентов специалистами структурных подразделений учреждений;

· обеспечить контроль за работой врачей первичного медицинского звена, врачей педиатров, фтизиатров, наркологов, дерматовенерологов и других специалистов, оказывающих специализированную помощь и выявления ВИЧ-инфицированных пациентов,

· обеспечить оказание амбулаторной и стационарной помощи ВИЧ-инфицированным с соблюдением принципов доступности и бесплатности;

· обеспечить выполнение плановых значений по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»;

· обеспечить работу по привлечению ВИЧ-инфицированных контактных к обследованию и реабилитации, в том числе путем организации работы патронажных служб, привлечения к этой работе сотрудников УВД [19];

Таким образом, только комплексный межведомственный подход к профилактике и лечению ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних способен остановить эпидемию и повысить уровень безопасности населения. В ходе комплексного подхода к проблеме осуществляется следующая помощь:

· Медицинская помощь (Экспресс-тестирование на ВИЧ в мобильной лаборатории, направление и сопровождение в Центр СПИДа и другие лечебные учреждения, содействие в госпитализации, формирование приверженности к антиретровирусной терапии);

· Психологическая помощь (консультирование по проблемам зависимости, семейное консультирование, до-тестовое и после-тестовое консультирование, Кризисное консультирование, профориентационное консультирование);

· Социальная помощь (направление и сопровождение в Центры СПП и партнерские организации, ведение случая совместно с командами Центров СПП)

· Социально-правовая поддержка (социально-юридическое консультирование, помощь в оформлении документов и пособий, материальная помощь)

Особенности взаимодействия различных учреждений здравоохранения и социальных служб определяются совокупностью условий, связанных с уровнем пораженности и заболеваемости ВИЧ-инфекцией, адекватностью региональной нормативной правовой базы, ресурсным обеспечением родовспомогательных, педиатрических, социальных учреждений, центров по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД и финансовыми возможностями каждого субъекта Российской Федерации.

Заключение

Наверняка каждый человек сообщества, государства и нации столкнулся с этой серьезнейшей проблемой, связанной с распространением вируса иммунодефицита человека и с индивидуальными и социальными последствиями конечной стадии ВИЧ-инфицирования - синдромом приобретенного иммунодефицита. ВИЧ распространяется повсюду, не признавая государственных границ.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты