Социальная работа с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними

Социальная работа с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними

1

Оглавление

Введение

§1. ВИЧ-инфицирование несовершеннолетних как социальная проблема

§2. Основные методы социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними

§3. Межведомственное взаимодействие в социальной работе с несовершеннолетними ВИЧ-инфицированными

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В последнее время учёными доказано, что здоровье только в 7-8% случаев зависит от здравоохранения, более же чем наполовину - от образа жизни людей. По материалам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье населения определяется в основном:

- образом жизни на 50 %;

- неблагоприятным воздействием среды обитания до 20 %

совокупности факторов;

- наследственностью 20 %;

- качеством медико-санитарной помощи 10 % [26].

А раз так, то должна всемерно возрастать роль каждого человека в борьбе за собственное здоровье, более того, необходимо, чтобы это стало по-настоящему престижным делом. И тут нужен механизм не только морального, но и социального стимулирования здорового образа жизни.

В последнее десятилетие в социальной работе возрос интерес к проблематике здоровья и болезни. Это обусловлено тем, что проблемы, связанные со здоровьем и болезнью, считавшиеся традиционно уделом медицины, получают новое наполнение. Особое внимание социальная работа уделяет проблемам ВИЧ-инфицирования. Из «экзотической» болезни ВИЧ превратился в смертельную угрозу человечеству, ежедневную боль десятков и сотен тысяч людей. Ежегодно число больных во многих странах удваивается, каждый второй больной в течение года умирает.

Данные Всемирной организации здравоохранения за 2009 год показывают, что эпидемия ВИЧ распространяется во многих частях мира гораздо быстрее, чем предполагалось ранее, и, прежде всего, за счет включения в эпидемиологический процесс шприцевых наркоманов. Развитие эпидемии ВИЧ-инфекции поставило общество перед совершенно новой проблемой увеличения количества ВИЧ-инфицированных беременных женщин, подростков и детей. Проследив то, как на протяжении веков изменялось отношение к здоровью и болезни, как трансформировалось содержание этих понятий, становится ясным превращение изучаемой сферы в неотъемлемую часть социальной жизни, а значит, не только в предмет исследований, но и в область практического вмешательства социальной работы в жизнь общества.

Всё вышеизложенное предопределило выбор темы исследования: социальная работа с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними.

Проблему ВИЧ-инфицированния несовершеннолетних в медицинском и психологическом аспектах исследовали А.Г. Асмолов, Е.В. Быкова, Е.Е. Тен, В.М. Черносвитов. Социальные проблемы, связанные с ВИЧ-инфицированием изучены Л.К. Грачевым, Г.И. Сидоренко, Г.Г. Онищенко, Е.И. Холостовой.

Противоречие исследования: между ростом числа ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних и недостаточным использованием возможностей социальной работы с данной категорией несовершеннолетних.

Все это делает тему нашего исследования весьма актуальной и позволяет сформулировать проблему исследования: каковы направления социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними.

Объект исследования: социальная работа с ВИЧ-инфицированными.

Предмет исследования: содержание социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними.

Цель: на основе анализа содержания социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними выявить возможности межведомственного взаимодействия в данной деятельности.

Задачи исследования:

- проанализировать ВИЧ-инфицирование несовершеннолетних как социальную проблему;

- определить основные методы социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними;

- рассмотреть межведомственное взаимодействие в социальной работе с ВИЧ - инфицированными несовершеннолетними.

Методы исследования:

теоретические: анализ обобщение, систематизация;

эмпирические: опрос, контент-анализ, математическая обработка результатов.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первом параграфе раскрыты особенности ВИЧ-инфекции как социально опасного заболевания, выделены и охарактеризованы социальные проблемы ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних. Во втором параграфе проанализированы основные методы социальной работы по данной проблеме. В третьем параграфе раскрыт комплексный подход в социальной работе, на примере межведомственного взаимодействия различных социальных учреждений по проблеме ВИЧ-инфицирования несовершеннолетних. Раскрыта деятельность каждого учреждения. В заключении даны основные выводы исследования.

§1. ВИЧ-инфицирование несовершеннолетних как социальная проблема

В 80-х годах XX века ВИЧ-инфекция рассматривалась как довольно медленно распространяющаяся эпидемия среди определенных социальных групп общества, мало затрагивающая общую популяцию, и решить которую можно будет как минимум на протяжении одного поколения. Однако спустя три десятилетия эпидемия приобрела мировой характер, превратившись в пандемию, охватывающую всё новые страны, группы населения, различные по половозрастному составу, социальному статусу, и стала представлять собой одну из актуальнейших социальных проблем современности, угрожающую здоровью, социально-экономическому развитию всех стран, так как происходит нарушение трудоспособного и детородного потенциала нации. В современной России отмечаются самые быстрые темпы роста числа ВИЧ-инфицированных после африканских государств, расположенных к югу от Сахары. К настоящему времени ВИЧ-инфекция зарегистрирована на всех административных территориях Российской Федерации. По данным, представленным Федеральным научно-методическим центром по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией, половина случаев фиксируется среди людей моложе 20 лет, т. е. преимущественно среди несовершеннолетних [17, с 26].

ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека, который разрушает «защиту» организма. Под термином «иммунный дефицит» следует понимать уменьшение присущих организму способностей противостоять инфекциям, вследствие чего возникает многообразная картина болезней.

СПИД - это синдром приобретенного иммунодефицита, последняя стадия ВИЧ - инфекции [26, с 169]. ВИЧ-инфицированный - практически здоровый человек, в организме которого обнаруживается вирус иммунодефицита человека. СПИД развивается у людей, заразившихся ВИЧ-инфекцией, и является конечной стадией этого заболевания, которая приводит к летальному исходу. Главная опасность заражения ВИЧ в том, что он «полностью нарушает (прекращает) действие иммунной системы человека».

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека», ВИЧ-инфицированный - это лицо, заражённое вирусом иммунодефицита [21]. С начала регистрации ВИЧ-инфекции в мире (1981 год) и по состоянию на 2009 г. по оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения в мире инфицировано 40 млн. человек, из них 9 млн. несовершеннолетних. Кроме того, 1 млн. детей рождены от ВИЧ-инфицированных матерей.

Несовершеннолетний - лицо, которое, согласно закону страны, не достигло совершеннолетнего возраста, т.е. еще не вправе пользоваться определенными гражданскими и политическими правами.

Изучение последствий эпидемии ВИЧ/СПИДа во времени выявляет ее многоплановую, сложную природу и те социальные проблемы, которые с ней связаны. Самое главное, что при распространении ВИЧ/СПИД-инфекции социально-демографические потери сочетаются с социально-экономическими последствиями и в значительной степени обусловливаются ими. Комплекс социальных причин, таких как нежелание заниматься проблемами воспитания и просвещения молодежи, организацией досуга, сохранения возможности бесплатного образования и гарантии трудоустройства, снижения роли семьи, активное навязывание моды на употребление наркотиков в молодежной среде и их широкая доступность достигли критической массы и спровоцировали взрыв социальной болезни - ВИЧ-инфекции поразивших в первую очередь несовершеннолетних.

По данным информационного бюллетеня «ВИЧ-инфекция» Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом и Центрального НИИ эпидемиологии МЗ РФ можно проследить, что количество ВИЧ инфицированных несовершеннолетних, можно сравнить с населением небольшого города [Приложение 1]. На период 1.01.2010 среди регионов с самым высоким уровнем распространения ВИЧ-инфекции, Свердловская область занимает место среди лидирующих. Общее число ВИЧ-инфицированных составляет 40900 тыс. человек, причем 7370 из них несовершеннолетние [Приложение 2]. Эти цифры заставляют задуматься о масштабности социальной проблемы. В целом на основании представленных данных следует вывод о том, что эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в России на сегодняшний день остается достаточно сложной. Представленные цифры отражают лишь зарегистрированных больных. Так как болезнь длительно протекает скрыто и от заражения до развития СПИДа проходит в среднем 12 лет, большинство ВИЧ-инфицированных не знают о том, что они заражены. Поэтому оценочные цифры на сегодняшний день достаточно приблизительны.

Основными путями передачи ВИЧ-инфекции являются:

· Естественные - половой (при половых контактах), вертикальный (от ВИЧ-инфицированной матери к ребенку).

· Искусственные - парентеральный (при медицинских вмешательствах, при инъекционном введении наркотиков) [3, с.56].

Развитие ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних проходит иначе, чем у взрослых, что имеет значение для наблюдения, ухода, лечения. У детей, инфицированных ВИЧ во время беременности или родов, развитие ВИЧ-инфекции может проходить быстрее, и без лечения достаточно велик риск того, что ребёнок серьезно заболеет уже в первые годы жизни. Также ВИЧ-положительные медленнее развиваются, и половое созревание у них начинается позже. Как и ВИЧ-положительные взрослые, они сталкиваются с предрассудками общества, переживают печаль, утрату, боятся болезни и смерти. Особую актуальность представляют проблемы взаимоотношений между ВИЧ-инфицированными и обществом. Исследования в этой области показали, что в большинстве случаев ВИЧ-позитивные испытывают дискриминационное, недоброжелательное отношение со стороны общества, одной из причин формирования которого является недостаточный уровень информированности населения по проблемам ВИЧ-инфекции.

На выяснение мнения в отношении проблемы ВИЧ-инфицирования мы провели социологический опрос. Он проводился среди студентов Института социального образования. Всего было опрошено 40 человек. Это были юноши и девушки в возрасте от 18 до 21 года. Им были заданы вопросы на интересующую нас тему, основным из них был вопрос: как они оценивают возможность заражения ВИЧ инфекцией и как они относятся к этому. Для обработки полученного результата мы использовали метод контент-анализа. Контент-анализ - это специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. По итогам опроса выяснилось что большенство опрошенных не изменило бы отношение, узнав о положительном статусе друга / подруги, но лично для себя 60 % респондентов исключили возможность заразиться ВИЧ-инфекцией, хотя уверили, что никто не застрахован от несчастного случая [Приложение 3].

Проблемы усугубляются еще и тем, что большинство несовершеннолетних с ВИЧ оставляются родителями на попечение государства в результате либо официальных отказов, либо фактического оставления в государственных учреждениях. Далеко не везде больничный персонал относится к таким детям с заботой: их только пеленают, кормят и уходят, не беря их на руки, не играя, не общаясь - результатом чего является серьезная задержка физического, интеллектуального и эмоционального развития, затруднён процесс социализации несовершеннолетних. Для многих последствия жизни в больнице являются необратимыми. Все специалисты в области детского развития сходятся во мнении, что семья - по сравнению с детским учреждением - является более предпочтительной формой воспитания. Но российские семьи не стремятся усыновлять несовершеннолетних - носителей вируса, а процент усыновления их очень низкий [14, с 34].

Подобная ситуация не может не вызывать опасения у общественности, особенно при сохранении социальных и медицинских условий для распространения ВИЧ: падение жизненного уровня людей, отсутствие достаточных средств у государства для финансирования социальных программ, рост числа наркозависимых, отсутствие или дороговизна диагностических тест-систем, отказ от контроля на ВИЧ-инфицированных пациентов, поступивших в медицинские учреждения и многое другое. Стремление ВИЧ-инфицированных повлиять на медицинскую практику в области СПИДа, на социальную политику и ход кампаний по профилактике этой болезни придает проблеме новое значение. В настоящее время она становится не только медицинской. Получив социальное перевоплощение, эта проблема стала политической и социальной. На особый статус болезни указывает и то, что дискуссии о ней вышли на международный уровень: появился международный день борьбы со СПИДом (1 декабря), стали выходить печатные издания, проводиться семинары, посвященные проблемам динамики эпидемии, достижениям медицины в этой области, поиску средств лечения. Именно новый статус заболевания обозначил и необходимость проведения социологических и социально-психологических исследований в этой области [2, с 63].

Наличие ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних определяет ряд проблем, во-первых, это психологические проблемы, связанные с нарушением межличностного общения. У ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних эти потребности и стремления могут быть подавлены или искажены в связи с осознанием своего заболевания и его последствий. То есть у больного возникают трудности социального характера, связанные с невозможностью для него установить полноценные и гармоничные межличностные отношения с окружающими людьми. Во-вторых, невозможность получения качественного образования вследствие существующей в современном обществе дискриминации и негативного отношения к ВИЧ-инфицированным. Такое положение осложняется тем, что, как и в большинстве стран мира, в России люди, живущие с ВИЧ, вынуждены скрывать свой диагноз от окружающих, соседей, одноклассников, коллег по работе, друзей, в некоторых случаях - даже от самых близких людей. Это становится причиной того, что многие специалисты образовательных и воспитательных учреждений, осуществляющие социально-психологическую помощь несовершеннолетним, как правило, не владеют информацией о том, что у подростка есть такая проблема, в связи с чем возможности их содействия в решении проблем ВИЧ-инфицированных детей и членов их семей весьма ограничиваются [7, с.44]. Опасаясь разглашения ВИЧ-положительного статуса ребенка, родители нередко предпочитают не отдавать его в детский сад, в период обучения в школе сами ограничивают общение ребенка со сверстниками, что, безусловно, негативно отражается на его развитии и социализации.

Исключительность ВИЧ-инфекции состоит и в том, что медицинскими средствами эту эпидемию в ближайшие десятилетия не остановить. Здесь нужны средства социального характера. Среди наиболее действенных мероприятий общественно-социального характера, которые помогут приостановить распространение СПИда, специалисты самых разных областей человеческого знания - врачи, психологи, социологи, педагоги, социальные работники и т.д. - рекомендуют следующее. Мероприятия по борьбе с ВИЧ-инфекцией прежде всего должны касаться социальной молодежной политики и проводиться на уровне государства и общественных организаций. Просветительская деятельность в работе по борьбе со СПИДом не должна ограничиваться простым изложением фактов, она должна побуждать людей к изменению своего поведения в обществе. Обязательным является создание и внедрение широких социальных программ по социальной поддержке ВИЧ-инфицированных, в которых основой мыслью должна проводиться идея о том, что ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние, как и все остальные, имеют право на полноценную, активную, богатую впечатлениями жизнь, где важнейшей для подростка является возможность общения с другими детьми и взрослыми, их доброжелательное отношение к ним.

Таким образом, получение статуса ВИЧ-инфицированного практически всегда приводит к изменению жизни. Возникает комплекс медицинских проблем, включающих в себя: неизлечимость инфекции, тяжесть её протекания, отсутствие доступных эффективных препаратов, госпитализацию. Кроме медицинских проблем вирусоносители сталкиваются с множеством социальных, к их числу можно отнести инвалидность, сиротство, материальную нужду, дискриминацию и остракизм во всех сферах жизнедеятельности, изоляцию, утрату социальных связей, незаконное снятие анонимности ВИЧ-статуса, отсутствие соответствующей информации о заболевании, о своих правах и обязанностях, недостаточное количество служб поддержки и оказания помощи вирусоносителям [31, с 112]. Наряду с медицинскими и социальными проблемами ВИЧ-инфицированные испытывают серьёзные психологические нагрузки: внутренние кризисы, страх, стресс, одиночество, разрушение личности, потерю индивидуальности, самоуважения, трудности в межличностных отношениях. Наличие всякого рода проблем у ВИЧ-инфицированных, обуславливает применение в социальной работе различных методов.

§2. Основные методы социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними

Для решения проблем ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, их ближайшего окружения требуется своеобразный подход к проведению социальной работы. Социальная работа предусматривает создание оптимальных социальных условий жизнедеятельности, позволяющих больному лучше адаптироваться в социальной среде (средой может выступать как ближайшее окружение, так и общество в целом), почувствовать себя личностью, а также решение целого ряда проблем. Существуют различные и методы социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними такие как информирование, консультирование, прямая натуральная и финансовая помощь, уход и обслуживание, психологическая поддержка, реабилитация и др. [30, с 219]. Рассмотрим их более подробно и опишем методы социальной работы, реализуемые для решения проблем ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних.

Социальная работа - специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц [29, с.11].

Первый этап социальной работы начинается с беседы с ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним, либо с членами семьи о характере заболевания, необходимости длительного изнурительного лечения, требующего изменения привычного образа жизни. Следующий этап социальной работы - создание психологического комфорта для больного и его родственников с момента начала лечения. Обсуждается возможность и целесообразность информирования о случившемся родственников, друзей, знакомых. Вопросы психосоциального характера предусматривают умение общаться с пациентом и его семьёй после сообщения им о наличии заболевания. На сегодняшний день такая работа осуществляется медицинским персоналом, но она не всегда эффективна, так как требует использования психологических методов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты