Региональная социальная политика в отношении детства
Глава 2. Эмпирическое исследование региональной социальной политики в отношении детства

2.1 Ход исследования

Проанализировав отчетные данные Правительства Калининградской области о реализации социальной политики в отношении детства, мы переходим к оценке ее эффективности в нашем регионе.

Целью нашего эмпирического исследования является: оценить эффективность реализации региональной социальной политики в отношении детства.

Также мы определили следующие задачи:

1. Составление программы исследования

2. Формирование исследовательской группы

3. Обработка полученных данных

Для достижения поставленной цели и задач нами был использован следующий метод исследования - опрос (анкетирование).

При исследовании мы использовали выборку малого объема (40 человек): студенты 1-х курсов РГУ имени И. Канта в возрасте от 17-19 лет, среди которых 14 юношей и 26 девушек, те, кто в недавнем прошлом был потребителем социальных услуг социальной политики в отношении детства, и именно они могут наиболее объективно оценить эффективность этих социальных услуг в рамках социальной программы "Дети России" (их точка зрения по реализации социальной политики в отношении детства).

Мы провели полевое исследование в естественных для респондентов условиях (по месту жительства). Перед заполнением анкет была проведена разъяснительная работа, объяснена цель и задачи опроса.

Наша анкета состояла из 2-х блоков:

1 блок вопросов (1,2,3,4,5,7,8) - оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства. (см. Таблица 1)

Да - 3 б; скорее да, чем нет - 2 б; скорее нет, чем да - 1 б; нет - 0 б.

Высокий уровень реализации - 18-21 б;

Средний уровень реализации - 11-17 б;

Удовлетворительный уровень - 4-10 б;

Низкий уровень - 0-3 б.

2 блок вопросов (6,9,10,11,12,13,14,15) - оценка эффективности социальной политики в отношении детства. (см. Таблица 2)

Да - 3 б; скорее да, чем нет - 2 б; скорее нет, чем да - 1 б; нет - 0 б.

Высокий уровень реализации - 20-24 б;

Средний уровень реализации - 12-19 б;

Удовлетворительный уровень - 4-11 б;

Низкий уровень - 0-3 б.

Общая оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства (1-15 вопросы) (см. Таблица № 3) определялась по следующим параметрам:

Высокая эффективность соц. политики в отношении детства - 38-45б;

Средняя эффективность - 23-37б;

Удовлетворительная эффективность - 8-22 б;

Низкая эффективность - 0-7б.

Сбор информации проходил прямым способом. Обработка полученных данных проходила вручную.

2.2 Интерпретация результатов исследования

Проанализировав ответы респондентов по 1 блоку вопросов (1-5, 7,8) мы можем отметить, что большая часть опрошенных (28 человек) оценивает уровень реализации социальной политики в отношении детства как средний. (см. Таблица № 1)

Лишь 3 респондента определили уровень реализации как соответствующий высокому уровню, 8 - как удовлетворительный.

Также мы отметим низкую оценку уровня реализации, данную одним респондентом в этом блоке вопросов. Мы можем предположить, что это связано с незнанием основных подпрограмм "Дети России", не только не участием в них, но и отсутствием осведомленности в их существовании.

В ходе исследования данного блока вопросов был выявлен средний уровень участия опрашиваемых в различного рода мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, турнирах - творческих, интеллектуальных, физических).

Проанализировав полученные данные можно отметить, что большинство респондентов приняли участие и знают о существовании и реализации ряда программ, проводимых в рамках социальной политики в отношении детства, и характеризуют участие своих знакомых в данных мероприятиях на достаточно высоком уровне. Характеризуя участие в программе "Мы - Россияне" большинство (18 человек) отметили, что не участвовали, но знают о существовании данной программы.

В тоже время необходимо отметить, что меньшая часть респондентов отметила отсутствие информации о программах в рамках социальной политики в отношении детства, участие в них самих опрашиваемых и их знакомых.

Таблица № 1

Оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства

Количество

респондентов

Высокая оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства

3

Средняя оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства

28

Удовлетворительная оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства

8

Низкий оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства

1

Проанализировав ответы респондентов по 2 блоку вопросов (6, 9-15) можно отметить, что большая часть опрошенных (27 человек) оценивают реализацию социальной политики в отношении детства как средней эффективности. (см. Таблица № 2)

В вопросах (6,9), касающихся оценки мероприятий, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, поддержанию и развитию творческого и интеллектуального потенциала, большинство опрошенных (более 20) дают оценку "скорее да, чем нет" (может быть и лучше), в меньшей степени оценивают как эффективную, удовлетворительную и низкую оценку дает наименьшее число опрошенных.

Большая часть ответов в данном блоке составлял ответ "скорее да, чем нет" относительно вопросов о доступности участия, об охвате участников, о решении проблем, связанных с детством, об информированности через СМИ, Интернет о реализации программ, о качестве реализаций.

В этом блоке вопросов ответ "да", оценивающий высокую эффективность социальной политики в отношении детства, выбирался очень редко, реже чем ответ "скорее нет, чем да" (11,12,13,14 вопросы), характеризующий эффективность социальных программ как удовлетворительную.

Также в этом блоке вопросов, в отличие от предыдущего, чаще встречаются ответы "нет", касающиеся вопросов о доступности участия в программах, решении проблем, стоящих перед детством (по мнению 10 респондентов, многие проблемы остаются без внимания).4 респондента охарактеризовали малый охват детей, на которых направлена программа "Дети России".

Оценивая социальную политику в отношении детства, большинство определило ее как положительную ("скорее да, чем нет"), но нуждающуюся в совершенствовании существующих и создании дополнительных программ, 5 респондентов оценили как положительную и эффективную. Такое же количество респондентов (5) относятся скептически (она не меняет ситуацию и не решает, связанных с детством проблем).

Таблица № 2

Оценка эффективности социальной политики в отношении детства

Количество

респондентов

Высокая эффективность социальной политики в отношении детства

5

Средняя эффективность социальной политики в отношении детства

27

Удовлетворительная эффективность социальной политики в отношении детства

8

Низкая эффективность социальной политики в отношении детства

0

Рассмотрев оценку уровня и эффективности социальной политики в отношении детства, данную респондентами в 2-х блоках анкеты, мы переходим к общей оценке реализации (этого направления политики), складывающуюся из составляющих уровня и эффективности. (см. Таблица № 3)

Исследование выявило следующие результаты: лишь один респондент оценил региональную политику в отношении детства как проходящую на высоком уровне, 30 - на среднем уровне, 9 - определили социальную политику как проходящую на удовлетворительном уровне.

Необходимо отметить, что количество респондентов, оценивших эффективность реализации как удовлетворительную, превышает количество респондентов, давших высокую оценку эффективности реализации социальной политики в отношении детства.

Еще раз отметим, что большинство опрошенных оценили социальную политику как положительную, в тоже время, отметив необходимость реформирования существующих и создание новых программ.

Большое количество ответов противоречило выбранной оценке в связи с незнанием программ или не участием в них, среднему уровню вовлечения детей в мероприятия различного рода, оценкам, данным респондентами (доступности, охвата проблем, связанных с детством, самой оценке социальной политике, данной 5 респондентами).

На все эти помехи и препятствия должно быть обращено внимание, и в последствии привести к изменениям в социальной политике - совершенствованию программ, улучшения качества их исполнения, создание новых программ, мероприятий и движений, преследующих целью повышение уровня реализации социальных политики в отношении детства.

Таблица № 3

Общая оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства

Количество

респондентов

Высокая оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства

1

Средняя оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства

30

Удовлетворительная оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства

9

Низкая оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства

0

Выявленная средняя эффективность реализации социальной политики в отношении детства свидетельствует о пока еще невозможности говорить об эффективной региональной социальной политике в отношении детства, а также о не высоком уровне реализации данной политики, что подтверждает нашу гипотезу исследования: уровень реализации социальной политика в отношении детства в нашем регионе находится на среднем уровне (выявленный в ходе исследования).

Заключение

Социальная политика - политика государства и других институтов общества, объектом которой являются социальная сфера и социальные отношения групп и людей как элементов социума во имя удовлетворения и стимулирования их жизненных потребностей, смягчения негативных воздействий социальной среды. В отношении детства такое определение дает интересные подходы, особенно потому, что дети как социальная группа и детство как особое состояние чрезвычайно чувствительны к негативным воздействиям социальной среды.

Необходимость изучения защиты детства как политической проблемы вытекает из явно обозначившейся тенденции умножения социальных рисков детства в условиях нестабильного развития.

Воспитание, обучение, физическое и духовное развитие детей, подготовка их к жизни - факторы национально-государственного развития России и обеспечения ее достойного положения в глобальном мире. Будущее страны в условиях продолжающихся реформ, масштабных изменений общества, в контексте мировой глобализации, определяется во многом тем, каковы будут условия обеспечения детства: материальные, образовательно-педагогические, медицинские, экологические, идейно-политические.

Детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.

Внедрение социальной программы "Дети России" (как основа реализации социальной политики в отношении детства) снижает риски, которым сегодня подвержены дети, улучшая демографическую ситуацию нашей страны, но для дальнейшего улучшения

В ходе проведения исследования нами была достигнута ее цель, т.е. мы изучили основы социальной политики в отношении детства и эффективность ее реализации на практике. Также была подтверждена гипотеза исследования, ведь в Калининградской области уровень реализации социальной политики в отношении детства находится на среднем уровне.

Выявленные результаты реализация социальных программ в отношении детства, направленных на улучшения здоровья детей, в том числе и положения детей-сирот; борьбу с беспризорностью и безнадзорностью (как последствие с несовершеннолетними правонарушителями), их профилактикой; предоставление талантам и одаренным детям возможности развития и реализации - комплекса мер, направленных на стабилизацию и повышения качества их жизни, свидетельствуют о недостаточно высоком уровне реализации социальной политики в отношении детства (в частности программы "Дети России"), о необходимости в совершенствовании социальных программ и проводимых в их рамках мероприятий, повышения уровня реализации этих программ и эффективности ее внедрения в нашем регионе.

Библиография

1. ??????? ?.?. ??????? ???????? ?????????? ?????????. ?., 1994

2. ??????? ?.?., ????? ?.?. ?????????? ????? ? ???????? ?????????. ?????: "?????", 1997

3. ?????? ?.?. ???. ????????: ???????????? - ?, ?????-?????, 2006

4. ????? ?.?., ??????? ?.?. ????????? ??????????????? ?????????? ???????? ?, 2007

5. ????? ?.?. ????????? ????????: ?????? ??????????? ???????? // ????? ? ??????. - ? 3, 1996.

6. ?????? ???? ??????? ? ??????????? ??????, - ???.: ???????? ??????????? ? ????? ???, - 2004 ?

7. ??????? ?.?. ????????? ?????????? ?????: ??????? ???????. - ?.: ???. "????", 2005

8. ?????????? ?.?. ??????????????? ???????? ???????? ? ???????? ?????????-???????????? ????????????? ??????????? ??????.?., 2001

9. ??? ?.?. ??????? ? ???????? - ?, ????????, 2003

10. ??????????? ?????????? ?????????: ??????????? ?????.?., ???. "?????-?", 2005

11. ????????? ?.?., ?????????? ?.?. ??????????? ???????? ?????????????? ?????????? ????? // ???????. - ? 3, 2001.

12. ???????? ?.?. ?????? ?????????? ??????. ?.: ?????-?, 2001.

13. ??????????? ?.?., ?????? ?.?. ???? ??????: ?????????-????????????? ????????. ?., 1994;

14. ???? ?. ?????????? ??????????? - ??????? ???????? ?????????? ?????? // - 2007. - ?9

15. ????????? ?.?. ??????? ??? ?????????? ???????. ?., 1998

16. ???????? ?????? ?????????? ?????????: ??????????? ?????, ??????????? ????????. - ?.: ???. "???????", 2005

17. ??????? ?.?., ????? ?.?. ?????????? ????????. ????? ???? // ??????? ?????????. - ? 2, 1999

18. ?????????? ??????: ?????? ? ???????? // ???. ?.?. ?????????, ?.?. ???????. - ?.: ?????-?, 2004

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты