Региональная социальная политика в отношении детства
оциальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством и детской инвалидностью, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода. [34, с.6]Охарактеризовав проблемы, на решение которых направлена программа "Дети России" в Калининградской области, мы переходим к данным о реализации данной программы в нашем регионе.Правительством Российской Федерации принят комплекс мер по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:С 1 января 2007 года установлено единовременное пособие при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, приемная семья) в размере 8000 рублей с финансированием его выплаты из федерального бюджета. Установлен единый для всех субъектов Российской Федерации минимальный размер выплат ежемесячного пособия на содержание ребенка, переданного под опеку (попечительство), в приемную семью - 4000 рублей, оплаты труда приемного родителя - 2500 рублей.Предусмотрено проведение ежегодной диспансеризации детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях всех ведомств (домах ребенка, детских домах и др.).В Калининградской области также приняты законодательные и организационные меры в поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе в рамках целевой программы Калининградской области "Дети-сироты" на 2007-2011 гг., утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 08.02.2007 № 50.В 2007 году в целях создания единой системы органов опеки и попечительства на региональном и муниципальных уровнях в Калининградской области был принят Закон от 28.12.2007 г. № 241 "О наделении органов местного самоуправления Калининградской области отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". [39]В рамках областной целевой программы "Дети-сироты" на 2007-2011 гг. предусмотрено создание банка данных о детях, находящихся в социально опасном положении; проведение обучающих семинаров для специалистов органов опеки и попечительства.Идет процесс реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В 2007 году в Калининградской области поставлено на учет 897 детей, оставшихся без попечения родителей, 611 из них находятся в 21 детском доме.С 1 января 2007 года опекунам, патронатным родителям ежемесячные выплаты установлены в размере 6 тысяч рублей на ребенка, который не получает пенсию, и 5 тысяч рублей на ребенка, который имеет пенсию (в 2006 году пособие составляло от 3,5 до 3-х тысяч рублей). Оплата труда приемного родителя и патронатного воспитателя перестала зависеть от педагогического стажа и составила 3 тысячи рублей на одного ребенка.Данные меры являются стимулом для семей, желающих взять ребенка на воспитание, однако очевидно не являются достаточными. Необходимо увеличивать размер ежемесячного пособия на ребенка и оплаты труда приемных родителей, вводить дополнительные виды пособий, льгот. Рекомендуется также рассмотреть вопрос о возможности продления срока нахождения детей в приемных и патронатных семьях на время получения ими среднего или высшего профессионального образования. Данный вопрос особенно актуален в связи с жилищной неустроенностью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В результате организации работы по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в семьи граждан, ликвидирован детский дом "Ромашка" Гурьевского городского округа, сохраненное здание передано детскому саду.В г. Советске детский дом также реорганизован в дошкольное образовательное учреждение.В Пионерском городском округе идет процесс реорганизации детского дома в детский дом семейного типа. В 2006 году в регионе было 23 детских дома, к концу 2007-го - 21.Наиболее успешно в регионе развивается патронатная форма воспитания детей. В патронатных семьях в Калининградской области проживает 350 детей (на 93 ребенка больше, чем на начало 2007 года).Деятельность по оказанию психолого-педагогической и социальной помощи семье и детям в муниципальных образованиях оказывают Центры, созданные в системе образования, где работают психологи, социальные педагоги, дефектологи, логопеды.В некоторых муниципальных образованиях специалисты этих Центров привлечены к организации подготовки и сопровождения семей, принявших на воспитания детей из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В отдельных муниципальных образованиях (Гурьевский городской округ, г. Калининград, Зеленоградский район) на базе детских домов образовались службы по сопровождению замещающих семей.В целях поддержки учреждений, активно занимающихся устройством детей в семьи граждан, в рамках программы "Дети-сироты" запланированы средства на приобретение автотранспорта для организации сопровождения замещающих семей. [39]В результате эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Калининградской области по осуществлению социального патроната семей с детьми, а также эффективной работы социальных учреждений по профилактике безнадзорности и социального сиротства, за три года в регионе в 2,5 раза уменьшилось количество безнадзорных детей. В течение трёх лет значительно снизилось количество семей, находящихся в социально опасном положении - c 3255 в 2004 г. до 1913 в 2007 г., и числа детей и подростков, проживающих в таких семьях - c 5505 до 3196.Увеличилось количество воспитанников социальных приютов и центров, возвращенных после реабилитационных мероприятий в родную семью, c 49% до 51%. Снизилось число несовершеннолетних, определенных в государственные интернатные учреждения (на 6%) и, увеличилось количество детей, определённых в различные виды замещающих семей - c 13% до 22%.Самой острой проблемой в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается проблема обеспечения указанной категории лиц жильем.Данные статистики обеспечения жильем детей-сирот свидетельствуют об удаленности показателей нуждающихся в данной помощи и лиц, ее получивших, об остроте проблемы, стоящей перед Калининградским правительством. В 2006 году улучшили жилищные условия в городе Калининграде всего 10 детей-сирот. В 2007-м - 27, из них - 10 человек получили квартиры, 9 - комнаты в коммунальных квартирах, 8 - жилье в маневренном фонде.С целью решения данной проблемы в Калининградской области действует ряд целевых программ, предусматривающих средства областного бюджета на приобретение жилья для лиц указанной категории, на условиях софинансирования с муниципальными образованиями.С целью оказания помощи выпускникам интернатных учреждений, не имеющих жилья, в области создаются учреждения постинтернатной адаптации с помещениями для временного проживания. В настоящее время в регионе функционируют три центра постинтернатной адаптации, планируется строительство таких центров в муниципальных образованиях области. [39]В 2007 году в аппарат Уполномоченного поступило 5 обращений от лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во всех случаях молодые люди остались без жилья вследствие своей правовой безграмотности, так как своевременно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Калининградской области, не обращались в органы местного самоуправления по вопросам закрепления за ними жилья либо постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.Эти факты свидетельствуют о том, что в регионе не организовано на должном уровне гражданско-правовое образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В регионе увеличивается число детей, передаваемых в замещающие семьи.В 2008 году Министерством образования завершена работа по созданию областного центра профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [39]Центр осуществляет свою работу по следующим основным направлениям:разработка информационно-методических материалов по вопросам защиты прав детей, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;подготовка сотрудников органов опеки и попечительства, социальных педагогов и психологов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных специалистов;постинтернатное социально-психологическое и правовое сопровождение выпускников интернатных учреждений в сложной жизненной ситуации;содействие в создание служб психолого-педагогического сопровождения семей, взявших на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.На данный момент за информационной, методической и организационной помощью в Центр обращаются многие специалисты, работающие с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.В 2007-2008 году Министерством образования была начата работа по обеспечению центров профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей автотранспортом.За этот период автотранспортом обеспечены: центры профилактики социального сиротства Гурьевского и Советского городских округов, а также областной Центр профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа по оснащению Центров автотранспортом будет продолжена и в 2009-2011 годах.В целях создания единой компьютерной сети по формированию и использованию банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей в муниципальных образованиях области, за счет средств программы "Дети-сироты" в 2007-2008 годах проводилось оснащение компьютерным оборудованием операторов регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. [36]В 2008 году в Калининградской области была проведена законотворческая деятельность и приняты следующие законы: "О патронатном воспитании", "О размерах денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) воспитывающихся в приемных семьях и семьях патронатных воспитателей, а также на оплату труда приемным родителям и патронатным воспитателям", "О нормах материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в областных государственных учреждениях",В целях расширения практики передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, а также финансовой поддержки семей, усыновивших ребенка (детей), принят Закон Калининградской области, устанавливающий выплату гражданам, усыновившим ребенка, единовременного денежного пособия в размере свыше 300 000 рублей.Данное пособие является целевым (для приобретения жилья усыновленному ребенку). [35]Можно увидеть, что благодаря проводимым конкурсам удалось привлечь внимание СМИ к данной проблеме, осуществить системную работу по информированию населения о проблемах детей, оставшихся без родительского попечения, о детях, которых можно взять на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью.Также можно выделить, что на протяжении 2008 года была проведена реорганизация детских домов: в Пионерском городском округе - в детский дом семейного типа, в Черняховском, Краснознаменском, Гурьевском, Славском - в стадии реорганизации. Это обеспечит 800 дополнительных мест в детских садах. В Калининграде реорганизуются два детских дома, располагавшихся в типовых зданиях детских садов, рассчитанных на 320 мест. [36]В Калининградской области создана сеть специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или иной трудной ситуации.По данным, предоставленной прокуратурой, УВД Калининградской области, мы можем проследить динамику снижения преступности несовершеннолетних. Это свидетельствует об активации профилактической работы с подростками.Профилактике правонарушений несовершеннолетних служат рекомендации по организации воспитательной и профилактической работы в образовательных учреждениях Калининградской области, являющиеся приложением к Приказу № 276/1 от 19.03.2007 г. Министерства образования Калининградской области.Мероприятия в рамках вышеуказанных рекомендаций направлены на предупреждение, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений; мониторинг текущего состояния воспитательной и профилактической работы; своевременное реагирование на асоциальные проявления и их оперативное устранение; выработку и проведение единой воспитательной политики. [39]В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, предотвращения безнадзорности несовершеннолетних, обеспечения гарантий обеспечения и защиты, прав ребенка рекомендуется:совершенствовать систему подготовки кадров в области работы с семьей и детьми;совершенствовать деятельность по оказанию экстренной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, пережившим насилие;разработать программы реабилитации и интеграции в общество несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы;создать единую систему, обеспечивающую каждому ребенку доступ к информации о правах, возможность получения квалифицированной помощи;поддерживать создание в образовательных учреждениях органов по защите прав участников образовательного процесса, специализированных правовых и правозащитных центров, создаваемых студентами, школьниками старших классов при содействии общественных организаций, Уполномоченного по правам человека;осуществить комплекс мер по популяризации Конвенции о правах ребенка, законодательства о правах человека. [39]В 2008 году в области продолжала действовать Концепция развития здравоохранения и государственной политики по охране здоровья населения Калининградской области, областные целевые программы "Здоровый ребенок", "Дети-инвалиды".Законом Калининградской области "Об утверждении областной целевой программы "Льготные лекарства на 2005-2007 годы"" гарантируется обеспечение граждан, в том числе и детей, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, жизненно необходимыми лекарствами при амбулаторном лечении.Создано детско-молодежное общественное движение "Здоровое поколение", целями и задачами деятельности которого являются:пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи;создание и обеспечение условий для реализации программ и проектов, способствующих физическому развитию, удовлетворению духовных, культурных и других потребностей детей и молодежи;поддержка детских и молодежных инициатив;развитие массового спорта среди детей и молодежи;создание условий для духовно-нравственного становления детей и молодежи;реализация проектов и программ, способствующих развитию молодежной политики и самореализации детей и молодежи;повышение гражданской сознательности детей и молодежи;удовлетворение творческих потребностей детей и молодежи;снижение влияния асоциальных факторов на молодежную среду;объединение и сплочение детей и молодежи Калининградской области;установление и развитие детских и молодежных, культурных, деловых, научных, спортивных и личных межрегиональных и международных контактов и связей.Основные направления деятельности Движения:проведение массовых культурных, спортивных, интеллектуальных, досуговых мероприятий для детей и молодежи;организация досуговой, спортивной, патриотической, просветительской работы с детьми и молодежью;создание в установленном порядке центров, клубов, секций, выполняющих задачи Движения;проведение концертов, спортивных соревнований, шоу-программ, дискотек и других массовых мероприятий;организация экскурсионно-образовательных поездок для детей и молодежи;пропаганда целей Движения, информирование общественности о деятельности Движения;участие в межрегиональном и международном сотрудничестве и обмене опытом согласно Уставу и Программе Движения;содействие реализации федеральных, региональных и местных программ, направленных на развитие молодежной сферы Калининградской области;выражение интересов детей и молодежи в государственных и общественных органах;осуществление иной деятельности, не противоречащей настоящему Уставу и действующему законодательству РФ. [38]В целях реализации права ребенка на образование Министерством образования Калининградской области разработаны региональные целевые программы: "Развитие образования на 2007-2011 гг. ", "Мы - россияне".Калининградская область в рамках приоритетного национального проекта "Образование" приняла участие во всех программах, направленных на стимулирование процесса модернизации общего образования, поощрение учителей и школ, внедряющих инновационные программы, поддержку талантливой молодежи, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. При проведении конкурсов лучших школ и лучших учителей в рамках национального проекта "Образование" было обеспечено общественное участие в управлении образованием.В 2007-м году в Калининграде открылась школа для одаренных детей, талантливые дети получили возможность участия в конкурсах в рамках Национального проекта "Образование".Проведено свыше 130 творческих мероприятий (проектов), в числе которых - международный фестиваль для детей и юношества "Музыкальная весна"; цикл концертов "Дирижеры России"; международный книжный фестиваль "С книгой в XXI век"; церемонии вручения премий Калининградской области "Созидание", "Сопричастность", "Признание", "Эврика"; международный фестиваль семейного творчества, "Музейная ночь" и др. [33]В рамках программы "Мы - россияне" в 2008 году в экскурсионно-образовательных поездках по городам России приняли участие около 12,5 тысяч человек. Школьники и молодежь побывали уже в 24 субъектах РФ. Больше 3 тысяч юных жителей Калининградской области побывали на зимних каникулах в исторических городах России. Такую возможность они получили благодаря программе регионального правительства "Мы - россияне".Как сообщает пресс-служба регионального правительства, участие в экскурсионно-образовательных поездках принимают школьники из всех районов области. Ребята из социально ослабленных семей, дети-инвалиды, сироты путешествуют бесплатно. Родители остальных оплачивают не более 20 процентов стоимости поездки. Нынешней зимой на познавательные путешествия детей направлено 50 миллионов рублей из областного бюджета, 5 миллионов составили родительские взносы.В 2009 году финансирование программы не уменьшится, - сказал директор координационного центра программы "Мы - россияне" Дмитрий Цветков. - Более того, планируется увеличение суммы финансирования, так как с нынешнего года программа вошла в ФЦП развития Калининградской области, и будет получать федеральные средства.Цель поездок, ставших уже традиционными - приобщение юных жителей самой западной области к культурным и историческим ценностям Родины, воспитание патриотизма, гордости за свою страну. За три года реализации региональной программы "Мы - россияне" с историческими достопримечательностями своей страны познакомились свыше 40 тысяч юных жителей области. [37]Таким образом, в Калининградской области, как и в других субъектах Российской Федерации, идет реализация программы "Дети России", сопровождаемая увеличением мер, направленных на защиту детства.Данные, рассмотренные в этом параграфе, свидетельствуют о результативности мероприятий, направленных на улучшение положения одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот, сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. В то же время многие проблемы, связанные с данными категориями остаются не решаемыми, в том числе жилищное обеспечение детей-сирот, профилактика и предотвращение безнадзорности и беспризорности. Эти и другие проблемы, возникающие в ходе реализации социальной политики в отношении детства, требуют совершенствования социальных программ и проводимых в их рамках мероприятий, повышения уровня реализации этих программ и эффективности ее внедрения в нашем регионе.