Региональная социальная политика в отношении детства
дним из важнейших показателей обеспеченности детей должной помощью и заботой общества и государства является состояние их здоровья, которое оценивается различными показателями, включая показатели детской смертности, в том числе младенческой; заболеваемости, уровня их физического развития и т.д. [26, с.416]

Рассмотрев данные статистики, можно сделать вывод о критическом состоянии нынешнего здоровья детей, масштабности хронических больных и необходимости государства в усилении мер по улучшению данного показателя жизнедеятельности детей.

В настоящее время здоровье детей среди школьников младших классов составляет 10-12%, средних - 8%, старших - 5%. [30]

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. Сегодня возросла конкуренция в образовании, появились элитарные учебные учреждения, доступные только детям из семей с высокими доходами.

И все-таки одной из целей развития нашего государства является "обеспечение к 2015 г. того, что все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы" и имели "равный доступ к образованию на всех уровнях".

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества. [3, с.75]

Очевидно, что система внешкольного воспитания в кризисном состоянии и нуждается в серьезной поддержке всех уровней власти. Вместе с тем большинство подростков считают, что такие организации нужны. Именно об этом свидетельствует набирающее в России силу детское общественное движение, возрождение пионерских, появление скаутских организаций и многое другие.

Особые проблемы возникают в подростковом возрасте - периоде в жизни человека от 12 до 16 лет. Основные проблемы подростков, связанные с их здоровьем, образованием, взаимоотношениями в семье, возможностями проведения досуга, материального положения обусловлены общими для всех возрастных групп детей причинами.

Подростки являются одной из наиболее криминально активных частей населения.

По данным статистики, мы можем зафиксировать возрастание числа подростков, вовлеченных в преступные группировки взрослыми, вышедших из благополучных семей и также омоложение преступников.

Бедой, захлестнувшей Россию, стали беспризорность и безнадзорность детей. К настоящему времени, по данным Генеральной Прокуратуры РФ, численность таких детей достигла 2 млн. человек. Но проблема не только в ее масштабности. По мнению экспертов, это постоянно разрастающийся слой общества, являющийся серьезной угрозой национальной и социальной безопасности. [1, с.33]

Сегодня и официальные лица, и ученые, и общественность сходятся на том, что корень проблемы беспризорных детей - в бедности. И пока не решить этой главной проблемы, тысячи детей останутся на улицах.

В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большое значение для решения их проблем имеет реформирование сложившейся в России системы социальной защиты населения и его отдельных категорий. Для детей с позиции социальной защиты, представляется важным обратить внимание на такие аспекты, с которыми во многом будет связана социализация, решение профессиональной судьбы, интеграция этих детей в общество.

Большое влияние на развитие ребенка имеет окружающая среда. Нормальное и тем более благоприятное протекание детства во многом предопределяется тем, насколько внешняя среда способствует достижению оптимальных способностей или, по крайней мере, поддерживает развитие в пределах потенциальных способностей. [3, с.74-75]

На основе вышеизложенного очевидно, что в силу предопределенной их возрастом биологической незрелости общество должно предоставить особый социальный статус. Признание их взрослыми отодвинуто во времени, а забота и экономическая поддержка закреплены законодательно.

Значительная роль в судьбе детей принадлежит родителям, а также социальным институтам.

С юридической точки зрения для детей установлены возрастные ограничения в разных жизненных ситуациях: при получении работы, вступлении в брак, при призыве на военную службу, получении избирательного права, при осуждении за насилие и во многих других случаях. Для той или иной ситуации действующим законодательством определены возрастные границы.

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства [16, ст.8].

К первым относятся: Прокуратура, Органы внутренних дел.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности; организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей; подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. [16, ст.121]

Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей. [30]

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также - права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение. Дела такого рода против России также уже подаются.

С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами: жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками, защищать свои права, выражать своё мнение, право на имя, отчество и фамилию, изменение фамилии и имени, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и другие. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

Все это может служить не только мерой защиты, но при определенных обстоятельствах становится способом ущемления интересов детей, что также следует учитывать при реализации мер в сфере реальной социальной политики. К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая.

Социальная безопасность может быть достигнута при проведении социальной политики, в которой должное место занимает социальная защита детей, детства, отрочества и юношества (защита социальная).

Социальная защита должна эффективно оберегать детей от социальных рисков: обуславливающих мертворождение и патологические роды; голодание и нерациональное для детей питание; безнадзорность и беспризорность; экономическую и сексуальную эксплуатацию; пристрастие к вредным привычкам; отрицательное психологическое воздействие; дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям; вовлечение в политическую активность; проживание в экологически неблагополучной среде; пребыванию ребенка в семье; получению образования и духовно-нравственного воспитания; формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране; развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей; охране труда подростков; приобщению к культурным ценностям; занятиям физической культурой и спортом; созданием условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха; выбору вероисповедания; целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей. [3, с.78]

Рассмотрев данную проблему, мы можем сделать вывод, что дети в нынешний этап развития нашего государства наиболее подвержены риску подрыва их физического и психологического здоровья, материального положения и благополучия. Государство должно обратить внимание на проблемы детей, способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности.

На решение этих проблем направлена социальная политика нашего государства, наиболее ярко выраженная в социальной программе "Дети России".

1.3 Социальная политика в отношении детей

Охарактеризовав государственную социальную политику (в том числе и семейную государственную политику), оценив положение детства в России, мы переходим к основной проблеме нашего исследования - социальной политике в отношении детей.

На наш взгляд, в настоящее время в нашем обществе наиболее животрепещущими являются проблемы детей.

Общеизвестен тезис о том, что отношение к детям показатель социального и нравственного здоровья общества. К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано. Государство в период реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более чем 25 миллионам детей России.

Проблема достойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи.

Политика государства по защите детства должна включать в себя научно выверенную систему мероприятий, подкрепляемых гарантиями в виде скоординированных позиций и комплексных институционализированных механизмов, помогающих прогнозировать развитие, поддерживать нормальные условия детства (здравоохранение, образование, воспитание, коррекцию трудновоспитуемых, подростковая занятость и т.д.), учет, контроль за его за использованием механизмов защиты детства. [31]

Поэтому социальную политику по защите детства определяется как совокупность разноуровневых управленческих воздействий через механизмы, обеспечивающих солидарную поддержку обществом жизнедеятельности детей как социальной группы, наиболее подверженной потенциальным и реальным рискам. Она нацелена на смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей и на более полное удовлетворение интересов и потребностей данной социально-демографической группы.

Государственная социальная политика детства - это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленная на улучшение условий, уровня и качества жизни детей.

Политика по отношению к детству выделяется, по сравнению со многими направлениями политики, прежде всего по следующим основаниям:

1) она направлена на субъект-адресат, который стремительно развивается;

2) детство - субъект-адресат, который не является еще сформировавшейся и саморегулирующейся системой, способной организовываться для своей защиты от рисков и угроз;

3) ошибки политики в отношении детей отзываются наиболее болезненно, так как эта категория является несформировавшейся для собственной защиты и поэтому наиболее подвержена рискам;

4) в такой политике важное место должны занимать планирование и профилактика для реагирования на потенциальные и реальные социальные риски, нейтрализацию последних.

Профилактика как часть политики должна быть многосторонней: контрольно-финансовой, медицинской, санитарно-гигиенической, экологической, гуманитарно-правовой, психолого-коррекционной и др.

Планирование и профилактическая составляющая в государственной политике в отношении детства требует от данного направления системности, комплексности, гарантированности, основанной на солидарности общества.

Это предполагает в охране и защите детства применение программно-целевого подхода, не исключающего в тоже время жесткого директивного планирования, но оперативного и гибкого, учитывающего рыночные реалии.

Здесь неправомерен подход, когда средства, предназначаемые на детей, могут быть переброшены на другой важный объект, как это нередко делалось в России в 1990-е годы.

Будущее страны в условиях продолжающихся реформ, масштабных социально-экономических изменений общества, в контексте мировой глобализации, определяется во многом тем, каковы будут условия обеспечения детства: материальные, образовательно-педагогические, медицинские, экологические, идейно-политические.

Воспитание, обучение, физическое и духовное развитие детей, подготовка их к жизни - факторы национально-государственного развития России и обеспечения ее достойного положения в глобальном мире.

Социальная политика в отношении детства выиграет от изменения социально-правового и политического статуса детства, если на основе законодательства и федеральных целевых программ, новой Концепции здравоохранения, Концепции национальной безопасности, Концепции образования признать детей группой риска и приоритетным объектом социальной, экономической, культурной и правовой политики.

Это соответствовало бы международным конвенциям и позволило реализовать Национальный план действий в отношении детей, реально перейти к интеграции и координации всех механизмов охраны и защиты детства, приостановить тенденции рисков детства, предотвратить демографическую катастрофу и скатывание России в разряд стран, будущее которых чревато кризисом социальной политики и культуры нации.

Поэтому выполнение Федеральной целевой программы “Дети России” - это сегодня одна из главнейших обязанностей всех органов государственной власти.

Впервые, программа "Дети России" была утверждена Правительством РФ в 1993 году. А в 1994 программе придан статус президентской. Это решение еще раз свидетельствовало, что в трудных условиях социально-экономического перехода общество и его властные структуры последовательно и четко осознают и в рамках имеющихся ресурсов проводят линию на приоритетную поддержку детства, защиту прав и жизненно важных интересов детей. Поскольку решение стратегических задач улучшения положения детей носит долговременный характер, действие программы "Дети России" со времени первого ее утверждения (1993) несколько раз продлевалось.

Так, в 1993г. первоначально в программу входило только 5 федеральных целевых программ: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера". "Планирование семьи", "Дети Чернобыля". В 1994г. в программу включена федеральная целевая программа "Развитие индустрии детского питания".

В 1995г. Указом Президента Российской Федерации Правительству поручено включить в состав президентской программы "Дети России" федеральные целевые программы "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", которые и реализуются в составе президентской программы с 1996г.

В 1996 г. в состав программы также были включены федеральные целевые программы "Безопасное материнство" и "Развитие Всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" в 1996 - 2000 г. г. ", "Развитие социального обслуживания семьи и детей" и "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [2, с.36].

Основной целью президентской программы "Дети России" является создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ, в том числе от последствий межнациональных конфликтов и экологических бедствий.

В ряду приоритетов программы:

обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России;

профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;

профилактика социального сиротства, постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [34, с.3]

Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Дети и семья".

Государственными заказчиками федеральных программ, входящих в президентскую программу "Дети России", являются:

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (программы "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); (программы "Планирование семьи", "Безопасное материнство");

Министерство образования и науки Российской Федерации (программы "Дети-сироты", "Одаренные дети");

Министерство сельского хозяйства (программа "Развитие индустрии детского питания");

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (программа "Дети Чернобыля");

Министерство региональной политики Российской Федерации (программа "Дети Севера");

Федеральная миграционная служба России (программа "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев"). [34, с.2-3]

Наряду с госзаказчиками непосредственное участие в разработке и реализации программы принимают еще 10 федеральных министерств и ведомств, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия образования, Российская академия сельскохозяйственных наук, большое число научно-исследовательских и конструкторских учреждений и вузов, Федерация независимых профсоюзов РФ, неправительственные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные предприятия и, прежде всего, учреждения социальной инфраструктуры детства на местах.

Таким образом, субъекты Российской Федерации являются полноправным партнером федеральных органов исполнительной власти по выполнению программы, вносящими очень большой вклад в достижение программных целей.

Большое число участников выполнения программы и необходимость в условиях ограниченных средств бюджета строго целевого и наиболее эффективного их использования потребовали совершенствования механизма реализации президентской программы "Дети России".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты