Роль общественных организаций в формировании социальной политики в современном украинском обществе
) поддержка и развитие ресурсных центров. Решение своих задач общественные организации могут осуществлять совместно, опираясь на ресурсы инфраструктурной организации - ресурсного центра, единственной целью которого является содействие деятельности других общественных организаций.

Ресурсные центры должны действовать на постоянной основе и иметь средства для своей деятельности не связанные с получением грантов, так как грант - это финансовая поддержка конкретных проектов, а не текущая деятельность центра. Отсутствие стабильности в финансировании ресурсных центров приводит к утрате ими своей цели. Введение практики госзаказа на оказание услуг ресурсного центра для общественных организаций может существенно изменить ситуацию и создать стимулирующую инфраструктуру некоммерческого сектора;

в) поддержка программ гражданского образования. Важной составной частью инфраструктуры для некоммерческого сектора является наличие системы воспроизводства кадров для общественных организаций. Возможности действующих общественных организаций недостаточны для решения задачи, что является фактором, ограничивающим их развитие. Необходимо организовать поддержку программ гражданского образования, реализуемых в образовательных учреждениях, организациях дополнительного образования и в общественных организаций для [25]:

- получения вариативных программ гражданского образования;

- расширения количества граждан, имеющих знания, позволяющих им реализовывать свою гражданскую активность, в том числе и через участие в деятельности существующих общественных организаций и/или создание новых;

- разработки нового содержания регионального образовательного стандарта, включающего компонент, связанный с общественно-полезной деятельностью некоммерческого сектора.

5. Развитие взаимодействия общественных организаций с органами государственной власти.

Повышение качества взаимодействия органов государственной власти и некоммерческого сектора является важным направлением развития общественных организаций и совершенствования государственного управления.

Общественные организации и органы государственной власти являются естественными партнерами, так как имеют одни социально значимые цели, не связанные с извлечением прибыли. Их партнерство позволяет кооперировать ресурсы для решения общих задач.

Предлагается следующая деятельность по данному направлению [20]:

- изучение успешных практик в организации взаимодействия органов государственной власти и некоммерческого сектора;

- организация информирования и обучения служащих о специфике деятельности общественных организаций и возможностях сотрудничества с институтами гражданского общества;

- повышение открытости в деятельности органов государственной власти, активное привлечение общественных организаций к процессу разработки, обсуждения и реализации решений, принимаемых органами государственной власти.

6. Содействие участия населения в местном самоуправлении.

Большинство общественных организаций создаются и действуют на локальных территориях на уровне местного самоуправления. Их интересы тесно связаны с потребностями местного сообщества и, в большинстве своем, замыкаются на вопросы местного значения. В этих условиях активное участие общественных организаций в осуществлении местного самоуправления может стать существенным фактором не только развития некоммерческого сектора, но и становления местного самоуправления в Украине.

7. Продвижение благотворительности, содействие развитию добровольчества и повышению социальной ответственности бизнеса в Украине.

Одним из источников поддержки некоммерческого сектора является благотворительность, которая реализуется через [ 20,25]:

- передачу средств для деятельности общественных организаций и спонсорской поддержки институтов гражданского общества;

- социальную солидарность и помощь нуждающимся гражданам и группам населения;

- добровольный безвозмездный труд и общественную активность.

Развитие благотворительности это создание благоприятной среды для активности граждан и общественных организаций. Меры по реализации данного направления развития некоммерческого сектора предполагают [20]:

- поддержку корпоративной и частной благотворительности, в том числе через проведение специальных акций, направленных на создание положительной мотивации по участию в благотворительности;

- поддержку добровольчества, прежде всего, среди молодежи.

- введения системы социальной отчетности в бизнес структурах и организация диалога между бизнес-сообществом и общественными организациями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Драматичное увеличение количества организованных частных некоммерческих объединений в каждой части света является результатом большого давления, кризисов, социальных и технологических перемен. Эти перемены поставили под сомнение роль государства в одинаковой мере в капиталистических, социалистических и развивающихся странах мира, и открыли дорогу альтернативным институциональным подходам, которые бы могли на нужды населения реагировать более гибко и более эффективно. Оказалось, что общественные организации стали идеальными кандидатами для выполнения этой роли. Поводом для этого является их полезность, вытекающая из их относительной гибкости, способности подключать энергию простых людей, имеющую частный характер, и чуткого доверия.

Третий сектор стал влиятельной экономической силой. В 22 странах (Нидерланды, Германия, Ирландия, Испания, Бельгия, Австрия, Франция, Финляндия, Великобритания, Австралия, США, Израиль, Япония, Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния, Аргентина, Перу, Бразилия, Колумбия, Мексика, исключая религиозные организации) в 1995 году в некоммерческом секторе работало на полную ставку 19 миллионов человек, что в общем составляло 5% трудящихся, и каждый десятый человек был занят в секторе по оказанию услуг.[12] Если бы мы сравнили третий сектор с экономикой государства, то он представлял бы собой восьмое, самое сильное в экономическом отношении, государство в мире. В США в нём трудится 8% людей, а в Ирландии, Бельгии и Голландии он составляет уже 11-13%.[12] Несмотря на динамичность и рост, третий сектор остаётся ранимой экосистемой, хрупкой, в недостаточной мере укоренившейся и легитимизированной, а что является самой большой иронией - это то, что его собственный успех часто становится для него угрозой. Таким образом перед третьим сектором стоят задачи и препятствия, имеющие по крайней мере четыре разные формы: задача легитимности, задача эффективности, задача сохранности и задача кооперации.

Задача легитимности.

Несмотря на возрастающее значение третьего сектора в мировом контексте и вопреки растущей тенденции правительств переложить на плечи третьего сектора социальные функции, третий сектор остаётся в противоречивом положении. Преобладающая двухсекторная модель социальной жизни, рассчитывающая только на государство и бизнес, является в большинстве стран настолько доминантной, что не даёт возможность распознать масштаб и размеры «третьего сектора» частных некоммерческих организаций. Даже в США, где концепция некоммерческого третьего сектора уже долгое время была признанной, основные фактографические данные о секторе отсутствовали до начала 80-ых годов. И сегодня третий сектор эксплицитно не фигурирует в статистических данных о доходах государства и его действительный характер и роль воспринимаются лишь частично.

В других государствах информированность о третьем секторе ещё меньше. В официальной экономической статистике сектор систематически игнорируется, изредка вспоминается в дебатах об общественной политике, не замечается в печати и в общественном образовании и представляет собой слепым пятном в академическом исследовании. Во многих странах мира общественные организации вращаются в правовом вакууме.

Например, в Японии возможность создать некоммерческую организацию не считается правом, а привилегией, которую соответствующие министерства могут по своему усмотрению уделить или в ней отказать. Подобным образом проходит регистрация некоммерческой организации в Гане, где она обусловлена согласием Министерства по социальному обеспечению, а в Египте закон HQ 32 от 1964 года позволяет своевольно запретить некоммерческую организацию.

Подобные, или даже ещё более серьёзные правовые трудности, сопровождают возможности поддержки благотворительных организаций. В Южной Африке в противопоставление принципам поддержки благотворительности, ввело государство так называемый филантропический налог. Во Франции для создания фонда необходимо получить разрешение Государственного Совета, а у объединений имеются ограничения в приобретении финансовых средств, которые бы могли обеспечить им долговременную поддержку.

Кроме проблем с правовой легитимностью в последнее время в секторе возникло и множество патологических проявлений, испортивших репутацию третьему сектору. Такими явилась серия скандалов в США и в Великобритании, связанная с зарплатами и вознаграждениями, незаконное использование МВО в качестве промежуточного звена в посредничестве при получении финансовых средств из общественных источников для политиков в Бразилии, как и использование фондов в целях налогового мошенничества в Центральной и в Восточной Европе.

Для преодоления этих проблем нужно будет предпринять несколько шагов:

В первую очередь нам нужно массивно расширить информацию о третьем секторе, систематическим способом поместить его на экономическую карту мира и интегрировать его в методы, при помощи которых готовится и подытоживается государственный бюджет. Другим необходимым шагом является приложение усилий для осуществления образования общественности, направленного на познание третьего сектора и его вклад в развитие общества. Если третий сектор хочет найти поддержку у общественности, то ему недостаточно надеяться только на свою хорошо проводимую деятельность. Он должен осуществить шаги, позволяющие ему активно противостоять негативному мнению о нём, которое о нём создаётся средствами массовой информации и те, которые хотят его дискредитировать. Третий шаг - это оптимализация правовой среды для деятельности некоммерческих организаций. В законодательстве должно быть чётко и без всяких сомнений закреплено право на объединения. При условии, если общественные организации действуют в соответствии с установленным законодательством, то должны в максимальной мере упроститься остальные процедуры, позволяющие получить правовой статус и выгодный налоговый режим как для них самих, так и для поддерживающих их. И, наконец, нужно осуществить шаги, ведущие к обеспечению ответственности и подотчётности («accountability») организаций третьего сектора. Необходимо развивать собственные этические кодексы и системы подотчётности.

Задача эффективности

Третий сектор будет обязан повышать свои требования к эффективности управления и направлять свои усилия на улучшение качества собственных систем управления. Это является условием для профессионального выполнения и роста. В большинстве стран образование менеджеров для некоммерческого сектора ограничилось лишь тем, что его бросили «на произвол судьбы».

Такое отношение даже старались оправдать мол специфическим характером некоммерческих организаций - их надеждой на помощь добровольцев и отвержением ригидных профессиональных норм. Если третий сектор хочет легитимировать свою деятельность в решении основных проблем общества, то должен будет изменить подобное отношение. Он должен направлять своё усилие на менеджмент некоммерческих организаций. А это в свою очередь потребует хотя бы двух видов деятельности:

1) Усилить тренинг некоммерческих менеджеров в целях улучшения их способности в управлении, что является особенно важным для этого сектора. Мы были свидетелями такой деятельности в Центральной и Восточной Европе, где усилия, потраченные на её выполнение, принесли поразительные результаты.

2) Наряду с культивированием индивидуальных способностей некоммерческих менеджеров необходимо создать и инфраструктуру сети учреждений, которая бы дала возможность сохранять эффективность некоммерческих организаций. Такие учреждения способны представлять источники информации, тренинг, поддерживать в третьем секторе его способность смобилизироваться и всеобщую моральную поддержку. Инфраструктурные организации такого типа играют главную роль в бизнесе, в такой же мере они могли бы развиваться и в третьем секторе.

Задача сохранения

Ослабление заграничной финансовой помощи в последние годы обнажил неопровержимость финансового кризиса в третьем секторе. Всё большее количество организаций вынуждено приложить усилия к получению постоянно уменьшающегося куска пирога. Так как процесс демократизации в различных частях света продвигается вперёд, активисты третьего сектора оказываются в высших позициях власти и заменяют традиционных чиновников, против которых они когда-то с такой непреклонностью выступали. Они оставляют свои общественные организации, тем самым, ослабляя их человеческий капитал. Таким образом, третий сектор становится жертвой своего собственного успеха. Иронией является то, что пока третий сектор в значительной мере способствует демократизации, в близком будущем может развивающаяся демократия ослабить силу третьего сектора.

В первую очередь самое большое усилие необходимо направить на укрепление частной филантропии. Это не должно быть единственным источником поддержки, но частная филантропия является главным условием независимости третьего сектора. Ослабление заграничной поддержки должно быть компенсировано ростом домашней поддержки. Это требует распространения такой концепции частного дарительства, которая бы распространялась не только на богатых, но и считалась бы моральной обязанностью всех социальных слоев. Это означает также и новое отношение к нему со стороны бизнеса и желание части организаций третьего сектора находить дорогу к фирмам и бизнесу. Третий сектор однако не должен был бы оказаться в западне, надеясь лишь на частную филантропию. Она является лишь одним из долговременных источников поддержки и нигде в мире не носит преобладающий характер. Даже в США лишь 11% обязано филантропии (в это входит и общая поддержка со стороны отдельных лиц, фирм и фондов). В Западной Европе эта цифра ещё меньше и представляет всего 5% или 10%. Приблизительная прибыль, полученная филантропией, составляет около 10% всей прибыли третьего сектора. Остальные средства нужно будет находить в других источниках, включая средства, вырученные за продажу продукции и услуг. Одновременно должен войти в обиход и концепт, считающий карьеру третьего сектора за полноценное личное видение, а не только за пересадочную станцию на пути к государственной службе. В этом смысле должна была бы возникнуть и профессиональная подготовка к такой карьере.

Задача кооперации

Эта задача сопоставляет третий сектор в трёх различных направлениях: в сотрудничестве внутри третьего сектора, в сотрудничестве с бизнесом и в сотрудничестве с государством. Наряду с конфликтами, существующими между государством и третьим сектором, для их взаимоотношений характерны зависимость и сотрудничество...

Предлагается система, обозначенная как «власть посредством третьей стороны», в которой правительство в значительной мере опирается на другие социальные учреждения. Прежде всего, это касается некоммерческих групп, оказывающих услуги, оплачиваемые правительством. Во всех западноевропейских странах правительство функционирует в качестве «налогосборщика» также и для третьего сектора. Однозначно правительство является преобладающим доминантным источником финансирования некоммерческих организаций, который составляет в Ирландии и Бельгии 77% доходов третьего сектора, 64% - в Германии и почти 60% - в Голландии. Такой порядок не является случайным. Наоборот, это результат целенаправленной политики по отношению к третьему сектору, исходящей из немецкого принципа субсидирования, голландской практики «опоры» (т.е. организация общественных функций в помощь образованию, медицинскому обслуживанию и социальному обеспечению и общественной поддержкой для остальных учреждений в соответствии, например, с разделением по религиозному, этническому принципу и т.п.) Такая политика проявилась и в недавней децентрализации системы социального обеспечения (welfare) во Франции. Там в большой степени использовались общественные организации как реализаторы оказываемых услуг на договорной основе. Такое положение, естественно, вызывает опасения по отношению независимости третьего сектора. Во избежание потери независимости мы, однако, не должны отвергать поддержку со стороны правительства, а постараться сделать всё для того, чтобы наряду с ней существовали и другие источники поддержки.

Больше чем сто пятьдесят лет тому назад приехал француз Алексис де Токвилл (Tocqueville) в Соединённые Штаты, чтобы понять, как там действует демократия. Он пришёл к заключению, что для неё главным условием является действующая система частных объединений, которую бы сегодня обозначили под понятием частного некоммерческого сектора. «Среди законов, господствующих в человеческом обществе», - написал Токвилл, - «существует один, кажущийся более точным и более понятным, чем все остальные. Если люди хотят стать цивиливизованными или если они такими будут, то должно повыситься умение общественного объединения и улучшиться в таком соотношении, в каком увеличивается равноправие условий».

Кажется, что спустя полтора века одновременно с ослаблением традиционных регулируемых обязательств, люди становятся доступнее новым формам «взаимного объединения» и на мировом уровне началась настоящая «революция объединения». Последовавший рост интересов к некоммерческим организациям открывает ворота объёмным резервуарам человеческого таланта и энергии, хотя одновременно и создаётся опасность сложных ситуаций и споров. Ещё не сосем ясно, что ещё нужно сделать для того, чтобы эти ворота открылись и через них могло пройти как можно больше людей. Первым важным шагом является необходимость как можно лучше понять происходящий драматический процесс и сложные задачи, стоящие перед ним.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Конституція України: Офіц. текст: Коментар законодавства України про права та свободи людини і громадянина: Навч.посібник /Авт.-упоряд. М.І. Хавронюк. - К.: Парламентське вид-во. - 2007.

2. Закон України «Про молодіжні та дитячі громадські організації» від 1 грудня 1998 р. // Закони України: Офіційне видання. - Т.16. - 1999.

3. Закон України «Про об'єднання громадян” від 16 червня 1992 р. //Закони України: Офіційне видання. - т.3. - 1996.

4. Автореф. дис... канд. юрид. наук: 12.00.02 / О.М. Ващук; НАН України. Ін-т держави і права ім. В.М.Корецького. -- К., 2004.

5. Алимов Д.А. Конституционное право на объединение: механизм обеспечения и пределы ограничения. Диc. канд.юрид.н. - Ростов-на Дону, 2001.

6. Беседін В.Ф. Державне регулювання економіки. -- К., 2000.

7. Боренько Я. Плюралізм як основна риса американської системи груп інтересу // Вісник Львівського університету. Серія: філософські науки. - 2002. - Вип. 4.

8. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1986.

9. Быков С. В. Социальная политика государства: Учеб. пособие. - М., 2002.

10. Введення в соціальну роботу: Навч. посіб. / Т. В. Семигіна, І. М. Грига, О. С. Шевчук. -- К.: Фенікс, 2001.

11. Ганслі Т.М. Соціальна політика та соціальне забезпечення за ринкової економіки. - К.:Основи, 1996.

12. Гаєва Н.П. Взаємодія органів державної влади та об'єднань громадян // Держава і право: Зб. наук. праць. Юридичні і політичні науки. Вип.17. - К., 2002.

13. Гаєва Н.П. Конституційні основи об'єднань громадян в Україні // Проблеми реалізації Конституції України: теорія і практика / Відп.ред. В.Ф.Погорілко: Монографія. - К.: ІДП НАН України: А.С.К., 2003

14. Гаєва Н.П. Проблеми правового забезпечення діяльності громадських організацій. // Правова держава. - вип.11. - К.: Юридична книга, 2000.

15. Гідденс Е. Соціологія. - Киів: Основи, 1999.

16. Громадські об'єднання у Львівській обл. Інформ Статистичний довідник. Львів, 1998.

17. Гурне Б. Державне управління. - К.: Основи, 1993.

18. Довідник громадських организаций України. - К., 1997.

19. Додіна Є.Є. Адміністративно-правовий статус громадських організацій в Україні. Дис...канд.юр.н.: Одеса, 2002.

20. Іванова О.Л. Соціальна політика: теоретичні аспекти. -- К.: Академія, 2003.

21. Конституційне право України (за ред.В.Ф.Погорілка). - К.: Наукова думка, 2007.

22. Куклина И.А. Неправительственные организации и гражданское общество // Право Украины. - 2002. - № 4.

23. Лойко Л. Типологічне позиціювання національних організацій в інституціональній структурі громадянського суспільства // Політичний менеджмент. - 2005. - № 5 (14). - C.51-60

24. Луман Н. Глобализация мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: основные направления исследований. -- М.: РУСАКИ, 1999.

25. Лысенко В.В. Общественные объединения как форма реализации конституционного права на объединение в Украине: Дис. ... канд. юрид. наук. - К., 2001.

26. Макаренко О.В., Рудник Б.Л. и др. Государство и негосударственные общественные организации: формы поддержки и сотрудничества. - М.: Сигнал, 1997.

27. Максименко О.М. Організаційно-правове забезпечення форм співпраці громадських організацій та органів місцевого самоврядування // Правова держава: Щорічник наукових праць ІДП НАН України. Вип. 13. - К., 2002.

28. Максименко О.М. Правові основи регулювання джерел фінансування громадських організацій як засіб забезпечення їх статутної діяльності // Держава і право: Збірник наукових праць. Юридичні і політичні науки. Вип..16.- К.: ІДП НАН України, 2002.

29. Марченко Г. И. Этнос как объект и субъект политики: социальные основы национальной политики // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. - 1997. - №5.

30. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М., 2002.

31. Митрохин В.И. Социальное партнерство. - М., 1998.

32. Наука і соціальні проблеми суспільства: Міжнар. наук.-практ. конф. Харків, 18-19 червня 1998 р.-Харків, 1998.

33. Новічков Г.В. Громадські об'єднання і рухи // Політологія: Підручник / За ред. О.В. Бабкіної, В.П. Горбатенка. - 2-ге вид., перероб і доп. - К.: Видавничий центр „Академія”, 2001. - С. 286 - 295

34. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с.

35. Общественные организации в политической системе /Отв.ред. проф. Ц.А.Ямпольская. - М.: Наука, 1998.

36. Онищенко О.С. Шляхи реформування в Україні громадянського суспільства // Правова держава: Щоріч. наук.праць ІДІП НАН. Вип.13. - К., 2002.

37. Органи державної влади України /За ред. В.Ф.Погорілка: Монографія. - К.: Ін-т держави і права ім. В.М.Корецького, 2002.

38. Основи демократії: Навч.посібник / За заг. ред А.Колодія. - К.: вид-во „Ай-бі”, 2002.

39. Попова І.М. Соціальна політика і парадокси буденної свідомості // Соціальна політика в Україні та сучасні стратегії адаптації населення: Збірник наукових статей. - К.: НВФ "Студцентр"/ НІКА-Центр, 1998.

40. Пригожин А.И. Современная социология организаций: [Учебник). -- М.: Интерпракс, 1995. -- 295 с. -- (Программа обновления гуманитарного образования в России).

41. Принципи законів про громадські організації. - К.: Центр інновацій та розвитку, 1998.

42. Рабинович П.М. Основи загальної теорії права та держави. - К: Атіка., 2006.

43. Радіонов І.Ф. Макроекономіка. -- Х., 2004.

44. Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000.

45. Скрипнюк О. Вплив інститутів громадянського суспільства на становлення і розвиток демократичного політичного режиму // Право України. - № 5. - 2001.

46. Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации (политико-правововое и институционное исследование). - М., 1994.

47. Социальный маркетинг для общественных организаций. Практическое пособие, под ред. Кристофера Вудс Эбнера и др. М.: Центр развития образования.- 2001,- с. 91.

48. Шинелева Л.Т. Общественные организации и власть. - М.: „Дашков и К”, 2002.

49. Официальный сайт государственного комитета статистики Украины, http://www.ukrstat.gov.ua

50. http://magazines.russ.ru/nz/2003/2/grazh.htm Гражданское общество: в поисках определения. Беседа с Борисом Хлебниковым и Владимиром Якимцом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1

Количество общественных организаций по отраслям экономики по состоянию на 1 января 2008 года [49]

Всего

сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство

рыболовство, рыбоводство

добывающая промышленность

перерабатывающая промышленность

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного употребления

деятельность отелей и ресторанов

деятельность транспорта и связи

финансовая деятельность

операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям

государственное управление

образование

здравоохранение и предоставление социальной помощи

предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта

Всего

1187020

86567

1836

4164

113109

5508

85820

299887

21718

37210

18401

143914

50794

42592

28947

152190

Политическая партия

16167

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

4

16127

Общественная организация

54862

34

1

-

27

2

23

13

5

4

57

275

462

41

1250

51855

Религиозная организация

20595

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9

5

20535

Профсоюз, объединение профсоюзов

20405

1

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

2

1

20391

Благотворительная организация

10988

-

-

-

-

-

1

1

-

-

68

1

2

1

8739

2000

Объединение совладельцев многоквартирных домов

6848

-

-

-

-

2

30

-

-

-

-

6687

-

-

-

97

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты