Роль общественных организаций в формировании социальной политики в современном украинском обществе
ак, А. И. Пригожин [40] выделяет в обществе четыре типа организационных образований, два первых -- собственно организации, а два последних типа представляют собой пограничные формы, они не являются собственно организациями, но во многих своих чертах родственны им и имеют некоторые признаки последних -- это полуорганизации.И, наконец, приведем третий тип классификации, являющийся более полным и обобщенным [34]:Критериями классификации общественных организаций выступают их базовые характеристики, а именно: порядок осуществления легализации; организационная структура и характер членства; статус и территория действия; субъекты деятельности; вид организационно-правовой формы; мотивационные аспекты создания; сфера общественной жизни, в которой действует соответствующая организация; тип и направленность деятельности организации. 7
Рис. 1.1. Типы организационных образований в обществе [34].Согласно этим критериям предлагается различать следующие основные виды общественных организаций: 1) по субъектам деятельности - молодежные, детские, женские организации, объединения ветеранов, союзы работодателей, предпринимателей и др.; 2) по видам организационно-правовой формы - общественное движение, союз, общество, общественный / благотворительный фонд, ассоциация, конгресс, общественное / благотворительное учреждение, благотворительная организация (фундация, миссия, лига и т.п.); 3) по сфере общественной жизни - культурные, просветительские, спортивные, экологические, творческие и др.; 4) по типу и направленности деятельности организации относительно субъекта, который ее образовал - профессиональные союзы, благотворительные организации, правозащитные организации, организации национальных меньшинств, общественно-политические движения и др.Кроме того, отдельного внимания заслуживают работы Э.Гидденса [15] в области социальной структуризации общественных организаций. В частности им предложена так называемая «структуральная» двухмерная типология общественных объединений, где предалагается оригинальная наглядная схема классификации различных общественных объединений по двум "структуральным" параметрам-"правилам", определяющим деятельность объединения, и "ресурсам", существующим у такого объединения.Согласно данной теории любая структура представляет собой набор правил и ресурсов. Правила по Э.Гидденсу делятся на конститутивные или «образующие» и регулятивные [15]. Основные характеристики правил, существенные с точки зрения социологического анализа, Э.Гидденс описывает как несколько дихотомических пар: «интенсивные - поверхностные», «неявные - дискурсивные», «неформальные - формализованные», «слабо санкционированные - сильно санкционированные». Например, с этой точки зрения законы, действующие в государстве, относятся к дискурсивным и формализованным правилам, а степень их интенсивности и сила санкций за нарушение меняется от одного закона к другому. Ресурсы Э.Гидденс также делит на две группы - аллокативные (материальные) и авторитативные. Ко вторым относятся ресурсы нематериальной власти и влияния - пространственно-временной порядок коммуникаций и принятия решений, отношения людей внутри данного сообщества, наличие шансов и направлений для саморазвития системы и ее составляющих и др [15]. Теперь вернемся к нашему объекту рассмотрения - общественным организациям. Можно легко увидеть, что в каждой из них есть свой набор правил и свои ресурсы для развертывания деятельности.При этом у любых общественных организаций есть правила «образующие» (Устав, Положение и т.д.), и есть правила «регулятивные» - например, регламент проведения заседаний, и т. д. Где-то правила «жесткие», регламентирующие множество сторон жизни объединения и его членов, где-то очень «либеральные».Отличаются объединения и по ресурсам. У кого-то есть помещение для работы, средства связи, сайт, газета, деньги на проведение мероприятий. У кого-то ресурсная база слабая.Кроме того, с точки зрения удовлетворения потребностей членов конкретной организации по мнению социальных психологов можно выделить несколько различных мотиваций, а именно: потребности общения, творчества, участия и власти.В качестве итога, все вышесказанное можно изобразить в виде следующей схемы классификации общественных организаций по Э. Гидденсу [15]:1 уровень (потребности общения):– Малые общественные организации (мало правил и мало ресурсов).2 уровень (потребности творчества):– Общественные организации среднего уровня (небольшое количество и ресурсов и правил).3 уровень (потребности участия):– Общественные организации сетевого типа (есть ресурсы, среднее количество правил);– Традиционные общественные организации («целевого типа») (есть правила, среднее количество ресурсов);– Общественные организации-движения (среднее количество и правил и ресурсов). 4 уровень (потребности власти):– Идеологические организации, корпоративные союзы (в т.ч. проф-союзы);– Религиозные организации (много правил, небольшое или среднее количество ресурсов);– Политические партии (много правил и много ресурсов).2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ2.1 Социальная политика: определение, функции, основные направления реализации Как известно, Украина в соответствии с Конституцией в 1996 г. провозгласила себя социальным государством, то есть таким, в котором создаются условия для достижения высокого материального благосостояния граждан, внедрения действенной системы социальной защиты для всех без исключения членов общества, для свободного и всестороннего развития, а также максимально возможные шансы для самореализации, сохраняя тем самым стабильность в обществе.В переходе к рыночным отношениям социальная политика является определяющим направлением внутренней политики государства. Она обеспечивает защиту прав человека, создает предпосылки для расширенного воспроизведения человеком своей деятельности и для стабильности общественной системы.Социальная политика любого государства предусматривает определение глубоких тенденций развития во всех сферах социально-политической жизни, которые обуславливают процесс развития социального бытия и социальной безопасности человека и целенаправленно влияют на субъекты регулятивной деятельности. Политика такого типа должна создать необходимый экономический механизм для решения разногласий как объективного, так и субъективного характера в экономике, политике, социальных, духовных отношениях общества, межличностных социальных связях людей [9]. Из многих определений можно создать общее макроэкономическое понятие социальной политики:Социальная политика - это составная часть общей политики, главная задача которой заключается в разработке и осуществлении необходимых мероприятий по сохранению и укреплению имеющегося общественного и государственного порядка [9].Социальная политика - это система управленческих, организационных, регулятивных, саморегулятивних мероприятий, действий, принципов и основ, направленных на обеспечение оптимального социального уровня и уровня жизни, социальной защиты малообеспеченных слоев населения, их социальной безопасности в обществе [9]. Основные направления социальной политики следующие [9]: 1) защита уровня жизни населения от повышения цен через использование различных форм компенсаций; 2) предоставление помощи малоимущим семьям; 3) предоставления помощи в случае безработицы; 4) осуществление политики социального страхования; 5) установление оптимальной минимальной заработной платы для работающих; 6) обеспечение за счёт государства развитие образования, здравоохранения, защита окружающей среды; 7) оказание помощи в получении гражданами квалификации, предоставление в соответствии с действующим законодательством гарантии процесса трудовой деятельности (соблюдение продолжительности рабочего дня, предоставление оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т.д.).[50]Основными принципами социальной политики является оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности, учёт жизненно необходимых социальных стандартов согласно Конституции страны при формировании бюджетов разных уровней, чёткое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др.В соответствии со статьёй 25 Декларации прав человека современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, жильём, необходимым для поддержания здоровья медицинским обслуживанием, собственного благосостояния и состояния семьи, а также право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, утраты кормильца, старости или других случаев утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам [39].Если реализация целей финансовой и денежной политики оказывает содействие накоплению материального капитала, то социальная - человеческого и социального капитала.Предпосылки для реализации социального капитала создаются нагроможденным материальным и человеческим капиталом. Ведь вероятность исключения для людей, которые имеют меньшие доходы, худшее здоровье и низший уровень образования, есть большей. Вместе с тем реализация социального капитала предусматривает определенный уровень развития политической системы. Тогда содержание социальной политики можно отобразить в таком определении: "Социальной является та политика, которая обеспечивает создание и накопление социального капитала. Таким образом она оказывает содействие ограничению исключения отдельных групп людей из процесса потребления определенных благ". Т.е цель социальной политики - ограничение исключения из процесса потребления материальных и социальных благ бедных слоев общества [39].Создание более равного доступа к потреблению благ означает большую социальную справедливость. Беря на себя ответственность за реализацию социальной справедливости -- естественного права каждого человека на достойную жизнь, -- государство вынуждено осуществлять перераспределение доходов. Если рыночное распределение доходов обеспечивает экономическую эффективность, то государственное перераспределение - социальную справедливость.Эффективность и справедливость - являются альтернативными целями. Этот тезис изображают с помощью кривой социальных возможностей (рис. 2.1) [43]7
Рис. 2.1. Кривая социальных возможностей1. Размещение кривой в координатах справедливость - эффективность подчеркивает то неопровержимое обстоятельство, что эти две связанные между собой.2. Функция, которая есть нисходящей, отображает обратную зависимость между эффективностью и справедливости: чем большая справедливость, тем меньшая эффективность. Эти две целые являются альтернативными.3.Движение от точки А к точке В иллюстрирует ситуацию увеличения справедливости за счет уменьшения эффективности. В этом случае предполагается небольшая норма замещения (уменьшение эффективности на единицу дает прирост справедливости на величину, которая превышает единицу). Эта норма разная в зависимости от уровня экономического развития страны.Средства государственной социальной политики довольно разнообразны. Их классифицируют по разным признакам. Мы воспользуемся критерием “сферы использования средств”. Основные элементы, которые отвечают этому критерию представлены в таблице 2.1.[43]Таблица 2.1. Средства государственной социальной политикиГруппы средств социальной политики | Конкретные средства в рамках группы | |
Средства влияния на рабочую силу | Минимальная заработная платаНормы и гарантии оплаты трудаИндексация денежных доходов Финансирование системы переквалификации рабочих | |
Средства налогообложения | Необлагаемый налогом минимум доходов гражданШкала и ставки налогообложения База и льготы в налогообложении | |
Трансферные платежи (Средства системы соц. страхования и целенаправленной соц. Помощи) | Обязательное государственное пенсионное, медицинское, в связи с безработицей, на потерю трудоспособности и др. виды страхования.Целенаправленные социальные выплаты семьям с детьми Социальная помощь малообеспеченным, ветеранам, инвалидам и др. |