Роль общественных организаций в формировании социальной политики в современном украинском обществе
ак, А. И. Пригожин [40] выделяет в обществе четыре типа организационных образований, два первых -- собственно организации, а два последних типа представляют собой пограничные формы, они не являются собственно организациями, но во многих своих чертах родственны им и имеют некоторые признаки последних -- это полуорганизации.

И, наконец, приведем третий тип классификации, являющийся более полным и обобщенным [34]:

Критериями классификации общественных организаций выступают их базовые характеристики, а именно: порядок осуществления легализации; организационная структура и характер членства; статус и территория действия; субъекты деятельности; вид организационно-правовой формы; мотивационные аспекты создания; сфера общественной жизни, в которой действует соответствующая организация; тип и направленность деятельности организации.

7

Рис. 1.1. Типы организационных образований в обществе [34].

Согласно этим критериям предлагается различать следующие основные виды общественных организаций:

1) по субъектам деятельности - молодежные, детские, женские организации, объединения ветеранов, союзы работодателей, предпринимателей и др.;

2) по видам организационно-правовой формы - общественное движение, союз, общество, общественный / благотворительный фонд, ассоциация, конгресс, общественное / благотворительное учреждение, благотворительная организация (фундация, миссия, лига и т.п.);

3) по сфере общественной жизни - культурные, просветительские, спортивные, экологические, творческие и др.;

4) по типу и направленности деятельности организации относительно субъекта, который ее образовал - профессиональные союзы, благотворительные организации, правозащитные организации, организации национальных меньшинств, общественно-политические движения и др.

Кроме того, отдельного внимания заслуживают работы Э.Гидденса [15] в области социальной структуризации общественных организаций. В частности им предложена так называемая «структуральная» двухмерная типология общественных объединений, где предалагается оригинальная наглядная схема классификации различных общественных объединений по двум "структуральным" параметрам-"правилам", определяющим деятельность объединения, и "ресурсам", существующим у такого объединения.

Согласно данной теории любая структура представляет собой набор правил и ресурсов. Правила по Э.Гидденсу делятся на конститутивные или «образующие» и регулятивные [15].

Основные характеристики правил, существенные с точки зрения социологического анализа, Э.Гидденс описывает как несколько дихотомических пар: «интенсивные - поверхностные», «неявные - дискурсивные», «неформальные - формализованные», «слабо санкционированные - сильно санкционированные». Например, с этой точки зрения законы, действующие в государстве, относятся к дискурсивным и формализованным правилам, а степень их интенсивности и сила санкций за нарушение меняется от одного закона к другому.

Ресурсы Э.Гидденс также делит на две группы - аллокативные (материальные) и авторитативные. Ко вторым относятся ресурсы нематериальной власти и влияния - пространственно-временной порядок коммуникаций и принятия решений, отношения людей внутри данного сообщества, наличие шансов и направлений для саморазвития системы и ее составляющих и др [15].

Теперь вернемся к нашему объекту рассмотрения - общественным организациям. Можно легко увидеть, что в каждой из них есть свой набор правил и свои ресурсы для развертывания деятельности.

При этом у любых общественных организаций есть правила «образующие» (Устав, Положение и т.д.), и есть правила «регулятивные» - например, регламент проведения заседаний, и т. д. Где-то правила «жесткие», регламентирующие множество сторон жизни объединения и его членов, где-то очень «либеральные».

Отличаются объединения и по ресурсам. У кого-то есть помещение для работы, средства связи, сайт, газета, деньги на проведение мероприятий. У кого-то ресурсная база слабая.

Кроме того, с точки зрения удовлетворения потребностей членов конкретной организации по мнению социальных психологов можно выделить несколько различных мотиваций, а именно: потребности общения, творчества, участия и власти.

В качестве итога, все вышесказанное можно изобразить в виде следующей схемы классификации общественных организаций по Э. Гидденсу [15]:

1 уровень (потребности общения):

– Малые общественные организации (мало правил и мало ресурсов).

2 уровень (потребности творчества):

– Общественные организации среднего уровня (небольшое количество и ресурсов и правил).

3 уровень (потребности участия):

– Общественные организации сетевого типа (есть ресурсы, среднее количество правил);

– Традиционные общественные организации («целевого типа») (есть правила, среднее количество ресурсов);

– Общественные организации-движения (среднее количество и правил и ресурсов).

4 уровень (потребности власти):

– Идеологические организации, корпоративные союзы (в т.ч. проф-союзы);

– Религиозные организации (много правил, небольшое или среднее количество ресурсов);

– Политические партии (много правил и много ресурсов).

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Социальная политика: определение, функции, основные направления реализации

Как известно, Украина в соответствии с Конституцией в 1996 г. провозгласила себя социальным государством, то есть таким, в котором создаются условия для достижения высокого материального благосостояния граждан, внедрения действенной системы социальной защиты для всех без исключения членов общества, для свободного и всестороннего развития, а также максимально возможные шансы для самореализации, сохраняя тем самым стабильность в обществе.

В переходе к рыночным отношениям социальная политика является определяющим направлением внутренней политики государства. Она обеспечивает защиту прав человека, создает предпосылки для расширенного воспроизведения человеком своей деятельности и для стабильности общественной системы.

Социальная политика любого государства предусматривает определение глубоких тенденций развития во всех сферах социально-политической жизни, которые обуславливают процесс развития социального бытия и социальной безопасности человека и целенаправленно влияют на субъекты регулятивной деятельности. Политика такого типа должна создать необходимый экономический механизм для решения разногласий как объективного, так и субъективного характера в экономике, политике, социальных, духовных отношениях общества, межличностных социальных связях людей [9].

Из многих определений можно создать общее макроэкономическое понятие социальной политики:

Социальная политика - это составная часть общей политики, главная задача которой заключается в разработке и осуществлении необходимых мероприятий по сохранению и укреплению имеющегося общественного и государственного порядка [9].

Социальная политика - это система управленческих, организационных, регулятивных, саморегулятивних мероприятий, действий, принципов и основ, направленных на обеспечение оптимального социального уровня и уровня жизни, социальной защиты малообеспеченных слоев населения, их социальной безопасности в обществе [9].

Основные направления социальной политики следующие [9]:

1) защита уровня жизни населения от повышения цен через использование различных форм компенсаций;

2) предоставление помощи малоимущим семьям;

3) предоставления помощи в случае безработицы;

4) осуществление политики социального страхования;

5) установление оптимальной минимальной заработной платы для работающих;

6) обеспечение за счёт государства развитие образования, здравоохранения, защита окружающей среды;

7) оказание помощи в получении гражданами квалификации, предоставление в соответствии с действующим законодательством гарантии процесса трудовой деятельности (соблюдение продолжительности рабочего дня, предоставление оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т.д.).[50]

Основными принципами социальной политики является оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности, учёт жизненно необходимых социальных стандартов согласно Конституции страны при формировании бюджетов разных уровней, чёткое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др.

В соответствии со статьёй 25 Декларации прав человека современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, жильём, необходимым для поддержания здоровья медицинским обслуживанием, собственного благосостояния и состояния семьи, а также право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, утраты кормильца, старости или других случаев утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам [39].

Если реализация целей финансовой и денежной политики оказывает содействие накоплению материального капитала, то социальная - человеческого и социального капитала.

Предпосылки для реализации социального капитала создаются нагроможденным материальным и человеческим капиталом. Ведь вероятность исключения для людей, которые имеют меньшие доходы, худшее здоровье и низший уровень образования, есть большей. Вместе с тем реализация социального капитала предусматривает определенный уровень развития политической системы.

Тогда содержание социальной политики можно отобразить в таком определении: "Социальной является та политика, которая обеспечивает создание и накопление социального капитала. Таким образом она оказывает содействие ограничению исключения отдельных групп людей из процесса потребления определенных благ". Т.е цель социальной политики - ограничение исключения из процесса потребления материальных и социальных благ бедных слоев общества [39].

Создание более равного доступа к потреблению благ означает большую социальную справедливость. Беря на себя ответственность за реализацию социальной справедливости -- естественного права каждого человека на достойную жизнь, -- государство вынуждено осуществлять перераспределение доходов. Если рыночное распределение доходов обеспечивает экономическую эффективность, то государственное перераспределение - социальную справедливость.

Эффективность и справедливость - являются альтернативными целями. Этот тезис изображают с помощью кривой социальных возможностей (рис. 2.1) [43]

7

Рис. 2.1. Кривая социальных возможностей

1. Размещение кривой в координатах справедливость - эффективность подчеркивает то неопровержимое обстоятельство, что эти две связанные между собой.

2. Функция, которая есть нисходящей, отображает обратную зависимость между эффективностью и справедливости: чем большая справедливость, тем меньшая эффективность. Эти две целые являются альтернативными.

3.Движение от точки А к точке В иллюстрирует ситуацию увеличения справедливости за счет уменьшения эффективности. В этом случае предполагается небольшая норма замещения (уменьшение эффективности на единицу дает прирост справедливости на величину, которая превышает единицу). Эта норма разная в зависимости от уровня экономического развития страны.

Средства государственной социальной политики довольно разнообразны. Их классифицируют по разным признакам. Мы воспользуемся критерием “сферы использования средств”. Основные элементы, которые отвечают этому критерию представлены в таблице 2.1.[43]

Таблица 2.1. Средства государственной социальной политики

Группы средств социальной политики

Конкретные средства в рамках группы

Средства влияния на рабочую силу

Минимальная заработная плата

Нормы и гарантии оплаты труда

Индексация денежных доходов

Финансирование системы переквалификации рабочих

Средства налогообложения

Необлагаемый налогом минимум доходов граждан

Шкала и ставки налогообложения

База и льготы в налогообложении

Трансферные платежи (Средства системы соц. страхования и целенаправленной соц. Помощи)

Обязательное государственное пенсионное, медицинское, в связи с безработицей, на потерю трудоспособности и др. виды страхования.

Целенаправленные социальные выплаты семьям с детьми

Социальная помощь малообеспеченным, ветеранам, инвалидам и др.

Главным средством уменьшения неравенства в распределении доходов и имущества являются прогрессивный подоходный налог и социальные расходы государства. В процессе регулирования доходов следует добиваться оптимального соотношения между эффективностью общественного производства и социальной справедливостью экономической системы. Чрезмерное выравнивание доходов и имущества приводит к значительному ослаблению, а иногда и полному разрушению действенных стимулов к труду. К существенному ослаблению рыночных механизмов хозяйствования. В то же время чрезмерная дифференциация доходов обуславливает нарастание социальной напряжённости, углубление социальных конфликтов [43].

В системе социальной защиты населения важным элементом, является социальное страхование, которое состоит из пенсионного, медицинского, страхования от безработицы и несчастных случаев на производстве. Страховые выплаты в случае безработицы проводятся из специальных страховых фондов. Размер их зависит, во-первых, от продолжительности безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны.[43]

Важное звено социальной защиты населения - программы трудоустройства и переквалификации. В выполнении этих программ принимают участие государство и предприниматели. При этом большую часть соответствующих средств государство направляет на переквалификацию работников.

В Украине законодательная основа программы защиты населения от безработицы заложена в Законе Украины “О занятости” и государственной программе занятости.

Социальная политика, вопреки ее превосходящей направленности на отдельные социальные группы, имеет макроэкономические следствия, которые касаются экономики вообще. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Прежде всего подлежат рассмотрению возможные положительные макроэкономические следствия социальной политики. Их обеспечивают [9]:

1. Участие государства в воспроизведении рабочей силы, в частности в содействии переквалификации и эффективной занятости, предотвращает потери ВВП. Последние могут возникать через недоиспользование ресурсов. Обеспечивая повышение уровня квалификации, государство одновременно стимулирует накопление человеческого капитала.

2. Перераспределение доходов в пользу беднейших социальных слоев. Оказывает содействие росту общих затрат и обеспечению лучших условий реализации продукта в текущем периоде. Поскольку при перераспределении не сокращается потребление более богатых слоев, а уменьшение доходов компенсируется сокращением сбережений, то совокупный спрос возрастает.

3. Обеспечение минимально нормальных условий жизни для всех членов общества. Предотвращает социальную нестабильность. Таким образом создаются лучшие общие условия (социальная среда) экономического роста, ограничивается процесс исключения и обеспечивается накопление социального капитала.

Негативные макроэкономические следствия социальной политики связанны с выходом за объективные границы государственного вмешательства в перераспределение доходов.

2.2 Мировой опыт деятельности общественных организаций в сфере социальной политики

Некоммерческий или третий сектор, как особый социальный, экономический и политический феномен, привлек серьезное внимание исследователей относительно недавно - лишь в конце 60-х. Только в 70-х эта проблематика стала предметом общественных дискуссий и политических программ. Сейчас государственная и муниципальная политика в развитых странах обязательно строится с учетом экономического и политического потенциала некоммерческих организаций. Однако важно подчеркнуть, что ценность некоммерческого сектора выходит за рамки экономики.

На нынешний день в мире сложилась система взаимодействия властных структур и некоммерческих организаций и их доноров, включающая правовые, экономические, функциональные аспекты. Украине предстоит проделать поистине гигантскую работу, прежде чем можно будет ожидать от отечественного некоммерческого сектора столь же впечатляющих, как в развитых странах масштабов вовлечения общественных организаций в решение общественных проблем. Тем не менее, использование опыта мирового сообщества и адаптация его к местным условиям позволит здесь продвигаться существенно быстрее, даже несмотря на разную социально-экономическую обстановку [36].

Очевидно, что государство не может и не должно выступать, в роли агентства, управляющего социальными услугами. По словам известного американского социолога Питера Друкера, “Задача государства - разрабатывать правила и вводить их в действие силой закона, бизнеса - зарабатывать деньги. Задача организаций социального сектора (в нашем контексте - общественных организаций) - способствовать здоровью и благополучию человека... Эти организации служат еще одной, не менее важной цели. Они пробуждают чувство гражданской ответственности. Все, что мы можем делать в качестве граждан - это голосовать один раз в несколько лет и регулярно платить налоги. Участвуя в работе организаций социального сектора, можно внести в такое положение вещей определенные коррективы" [36].

В странах с развитой демократией роль общественных организаций публично признается государством. Как правило, общественные организации расцениваются как партнеры в решении многих социальных проблем общества, а зачастую играют ключевую роль в этом процессе. Так, в Великобритании в 1997 году был даже принят официальный документ, провозглашающий основные принципы партнерства между правительством и общественными организациями. Важность роли общественных организаций подчеркивается также активным реальным участием лидеров государства в таких событиях, как ежегодные национальные конференции общественных организаций, слеты добровольцев [38].

Государство рассматривает третий сектор как поставщика общественно значимых услуг, причем значительная часть их финансируется из государственных источников (к примеру, в Великобритании в 1997 году вклад местных властей и центрального правительства в экономику третьего сектора составил 2 миллиарда 340 миллионов фунтов стерлингов). Общественные организации успешно конкурируют с другими на определенных сегментах рынка в предоставлении социальных услуг, здравоохранении, науке и образовании, культуре, самоуправлении, защите окружающей среды. В таких сферах как правозащита, международная помощь, религия доля подобной активности существенно выше, чем в других секторах, и финансирование поступает из разных источников. Размещение государственных заказов в данном секторе зачастую наиболее выгодно, так как позволяет достичь оптимального соотношения “цена-качество” (best value), a также привлечения добровольного труда, дополнительных средств и квалифицированных специалистов, адресного подхода к помощи нуждающимся, более полного учета потребностей конкретных групп населения.

В целях поддержания третьего сектора на высоком конкурентоспособном уровне государство вкладывает средства в его организационное укрепление, создает благоприятные условия для деятельности, прежде всего рациональное налогообложение. Отличие в налогообложении общественных организаций по сравнению с другими организациями касается практически всех видов налогов при наличии определенных ограничений, в том числе направлении дохода на основную деятельность организации и строгого контроля за целевым использованием средств. В Великобритании в 1997 году благодаря благоприятному налоговому режиму в некоммерческом секторе осталось 824 миллиона фунтов стерлингов [38].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты