Роль общественных организаций в формировании социальной политики в современном украинском обществе
) условий, целей и задач проводимого исследования;

3) квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя (более квалифицированный и творчески мыслящий исследователь сумеет извлечь из одного и того же документа гораздо более обширное и нужное для исследования содержание, чем менее квалифицированный и опытный, не обладающий творческим воображением).

При всей важности и значимости традиционный вид анализа неотделим от личности исследователя, а потому несёт в себе возможность субъективной оценки документа. Стремление избавиться от субъективности привело к разработке существенно иного вида формализованного анализа документов, называемого контент-анализом.

Контент-анализ (от англ. contens - содержание) -- метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности организации), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования организации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет) [47].

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Большая часть широко проводимых ныне исследований общественныхорганизаций методом контент-анализа представляет собой элементарный подсчет частоты встречаемости и объема материалов в различных СМИ. На основе анализа таких данных делаются вполне обоснованные выводы, касающиеся объема рекламной активности этих организаций, характеристик деятельности и т п. Однако, тем самым, возможности применения этого метода для анализа именно общественных организаций сильно обедняются.

По-существу, данный метод используется лишь в той форме, в которой он применялся в США на заре своего существования (в 40-50-е гг) - как метод систематической и объективной квантификации текстового материала. В настоящее же время произошла существенная эволюция данного метода, заключающаяся в расширении и уточнении его познавательных возможностей как средства не только описания, но и качественно новой интерпретации содержания текстовых данных. Главная же задача, которая решается посредством контент-анализа, состоит в попытке раскрыть латентное (скрытое) содержание коммуникации через изучение проявлений этого содержания в структуре текста. Так, с помощью разработки специальной сетки содержательных категорий можно обнаружить заложенные в текст СМИ ценности, установки, модели поведения, выявить какие нормы внедряются в сознание контактных аудиторий общественных организаций, определить на кого ориентированы данные сообщения и пр [47].

При использовании метода «неколичественного» контент-анализа, где задача состоит в обнаружении хотя бы единичного появления определенной категории, в качестве основных категорий при анализе сообщений выступают [47]:

– концепция (замысел, содержание образа);

– стратегия (цель и средства ее достижения);

– ценностное содержание (апелляция к конкретным ценностям и потребностям аудитории);

– соотношение информационного и эмоционального компонентов сообщения;

– потенциальная аудитория (направленность сообщения, образ адресата).

Представленность этих категорий определяется с помощью подсчета формальных индикаторов содержания объявлений и сообщений, таких как оценочные прилагательные, количественные и исторические факты, образы людей, общекультурные символы и др.

Этапы применения контент-анализа.

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа [40, 47].

1. Первый этап

Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

– заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)

– один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);

– заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

– сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)

– частота появления сообщений,

– способ распространения сообщений;

– место распространения сообщений;

– время появления сообщений.

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

2. Второй этап

Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

3. Третий этап

Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа -- важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема -- это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

– она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

– она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

– она должна легко идентифицироваться;

– число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

4. Четвертый этап

Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором -- исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

– физическая протяженность текстов;

– площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

– число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

– длительность трансляции по радио или ТВ;

– метраж пленки при аудио- и видеозаписях;

– количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.

5. Пятый этап

Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.

6. Шестой этап

Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор.

Но кроме вышеперечисленных качественных методов исследования деятельности общественных организаций, могут применяться количественные методы социологических исследований.

Количественные исследования так называются по причине нацеленности на получение количественной информации о большом количестве объектов исследования (общественных организаций). Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки состояния деятельности или реакции респондентов на некое событие. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные численные данные.

В основе методик количественных исследований всегда лежат строгие статистические модели, используются большие выборки. Это позволяет не просто получить мнения и предположения, а выяснить точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. То есть результаты количественных исследований статистически достоверны, их можно экстраполировать (распространять, обобщать) на ту группу, на которую направлено исследование.

Сновные методики количественных исследований [40]:

– личные интервью;

– телефонные интервью.

Личное интервью - это метод социологического исследования, с помощью которого интервьюер получает информацию непосредственно от респондента. То есть, опрос респондента происходит в личной беседе, в отсутствие посторонних лиц. Персональное интервью предполагает высокую степень доверительности. Этапы работ при использовании личного опроса [47]:

– разработка и тиражирование анкет;

– формирование выборки;

– подготовка интервьюеров и планирование маршрутов;

– полевое исследование и контроль интервьюеров;

– обработка анкет и логическая чистка массива;

– построение диаграмм, таблиц и распределений;

– аналитическое описание результатов интервью.

Телефонное интервью - индивидуальное интервью, которое проводится по телефону. Методом телефонного опроса можно собирать информацию по юридическим лицам (руководители, менеджеры организаций и т.п.) [47].

Для проведения опроса по телефону используется база телефонных номеров (юридических лиц) или список случайных телефонов, сгенерированных специальным программным обеспечением (для физических лиц).

Преимущества телефонного опроса:

– оперативность проведения; возможность охвата большой выборки в сжатые сроки;

– сравнительно низкая стоимость: телефонный опрос - один из самых недорогих методов исследования;

– возможность опроса труднодоступных респондентов;

– высокая степень контроля качества работы интервьюера.

1.2 Типология общественных организаций

При определении типологии общественных организаций нужно учесть то, что понятие „общественные организации” вообще очень часто связывает с тем, что определяется в политологии как „третий сектор”, т.е. негосударственными и некоммерческими общественными структурами. В определениях ООН есть четкие критерии, которые разрешают отнести ту или другую структуру именно к этому „третьему сектору”. Это пять критериев, каждый из которых должны быть в наличии.

Во-первых, речь идет об организованной структуре самостоятельной организации, которая имеет устав, организационную структуру, определенные направления работы, цели и т.п.

Во-вторых - частный характер, т.е. институциональное обособление от государства. Такие организации должны быть в структурном, управленческом и кадровом отношении отделенными от любых государственных органов, учреждений, и не должны выполнять функций государственного суверенитета (которые им, в частности, могло бы делегировать государство).

В-третьих - автономность, т.е. самостоятельность в управлении, неподконтрольность ни государству, ни коммерческим структурам.

Четвертый критерий - неприбыльность. Это не означает запрет на коммерческую деятельность вообще, но вся прибыль должна инвестироваться на достижение уставных целей.

И, в конце концов, добровольность [50].

Б. Хлєбников подвергает критике такой подход за жесткость и вместе с тем расплывчатость отдельных признаков [50]. Здесь, в частности, не учитываются организационно недооформленные или временные структуры, не четко формулируется понятие неприбыльности и т.п.. И вообще подход, который категорически разделяет политическую, экономическую, социальную сферу, является непроизводительным. Ведь в современном обществе эти сферы взаимопроникающие. В частности, социальная сфера. Это характерно и для политической жизни, поскольку ей теперь присущи все формы социальности - от неформальных сетей через социальные движения, политические партии и, в конце концов, формализованные государственные структуры.

Нельзя не отметить, что существование общественных организаций целиком возможно и при условиях несформированности гражданского общества. В этом случае общественная инициатива прямо или опосредованно инициируется государственной властью и, соответственно, общественные объединения (и даже и трудовые коллективы, как это было закреплено в Конституции СССР) включаются в политическую систему в качестве „винтиков” партийно-государственного механизма. Бесспорно, за своей сущностью подобные объединения очень отличаются от объединений гражданского общества, хотя нельзя отбрасывать и возможности их постепенной трансформации. По крайней мере, возможность существования подобных переходных форм нужно учитывать при анализе типологии общественных учреждений так называемых переходных обществ, к которым принадлежит ныне и Украина [22].

Общественные организации - это формализованные самостоятельные (неправительственные) неприбыльные объединения граждан, направленные на реализацию разнообразных коллективных интересов и защиту коллективных прав. В таком широком значении к разряду общественных организаций попадают довольно различные по сути учреждения - политические партии, собственно общественные организации, организации по интересам, благотворительные фонды и т.п. Очевидно, эти группы организаций необходимо рассматривать отдельно, хотя, с другой стороны, нельзя не видеть их общей сущности как организаций гражданского общества.

Укажем в этой связи, что Закон Украины „Про объединения граждан” (1992 г.) [3] считает таким объединением „добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод” (ст. 1). Под это определение попадают как политические партии, так и общественные организации. Общественной организацией в узком смысле закон считает „объединения граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других совместных интересов” (ст. 3). Кроме этого, существуют профессиональные союзы, религиозные, кооперативные организации; объединения граждан, основной целью которых является получение прибыли; коммерческие фонды; органы местного и регионального самоуправления (в том числе рады и комитеты микрорайонов, уличные, квартальные, сельские, поселковые комитеты); органы общественной самодеятельности (народные дружины, товарищеские суды и т.п.); другие объединения граждан. Все это разнообразие вообще подпадает под категорию объединений граждан (хотя, в силу их специфики, в правовом отношении их деятельность регулируется разными законами).

Следует отметить, что детальная классификация общественных объединений в политологической науке практически не разработана - в отличие, скажем, от классификации политических партий (правда, и в последнем вопросе существует значительное расхождение мнений). Объяснить это можно, с одной стороны, огромным разнообразием этих институтов общественной жизни как внутри стран, так, особенно, между разными странами. Скажем, существует значительное различие между американской практикой, которая основывается на принципах плюрализма и определенная исторически тем, что новые жители американских штатов были объективно вынуждены объединяться в ассоциации для достижения как абстрактных политических, так и ежедневных практических целей вне любого влияния или контроля государства, и это выработало определенные привычки самоорганизации для решения политических и общественных вопросов; и европейской корпоративистской или неокорпоративистской практикой, которая признает большую роль государства как регулятора социальных отношений [7]. С другой стороны, причиной может быть их меньшая сравнительно с политическими партиями задействованность в политической жизни, которая, естественно, не стимулирует внимание к ним со стороны политологов. Специфическим моментом является также то, что в нашей стране характер и статус этих организаций принципиально изменяется последними годами, но это изменение (т.е. преобразование огосударствленных общественных организаций на организации гражданского общества) еще далеко недостаточно осознается даже самими практиками этого процесса и не получило еще достаточного теоретического обоснования.

Классификация общественных организаций возможна по несколькими критериями [23].

1. По уровню политизированности или местом в политической системе (политические партии, общественно-политические организации, общественные организации по интересам).

2. По уровню коммерциализации (некоммерческие и неприбыльные организации, благотворительные фонды, кооперативы).

3. По характеру организованности (партии, движения, организации).

4. По степени иерархии (местные, региональные или общегосударственные организации; первичные организации или их объединение, ассоциации).

5. По направлению деятельности, сфере интересов (профессиональные, демографические, творческие, спортивные, культурно-просветительские, научно-технические и т.п.).

6. По уровню стабильности (постоянно действующие или временные).

Ниже приведена несколько иная типология общественных организаций. Рассмотрим эту типологию общественных организаций, представленную по следующим критериям [34]:

1. По своим задачам -- политические, профессиональные, научные, творческие и т.п. организации.

2. По типу членства -- только индивидуальное членство (партия, профсоюзы), только коллективное членство (ассоциации городов и предприятий), смешанное членство (научное общество), без членства (общественные движения, жен-советы) и по специализации.

3. По общественной роли выделяют массовые организации, ориентированные на дела всего общества и преимущественно на потребности и интересы своих членов.

4. По отраслям деятельности (см. Приложение 1.1).

Среди первого типа организаций, ориентированных на дела общества, можно выделить три следующие группы организаций: политические, проблемные и творческие. Политические организации, или партии, претендуют на влияние и руководство обществом и важнейшими его сферами. Проблемные организации ориентированы на решение какой-то отдельной общественной проблемы, не связанной прямо с нуждами ее членов. Обычно членство в такого рода организациях связано с проявлением альтруизма, с чувством собственной ответственности за глобальные проблемы (Красный Крест, спасение на водах, охрана природы, памятников культуры и т.д.). Творческие организации -- на создание новых ценностей: знаний, техники, искусства. В них сочетаются решение важных социальных задач и удовлетворение личных профессионально-творческих интересов участников. Это довольно многочисленные по составу организации артистов, художников, литераторов, ученых, изобретателей и т.д.

Ко второму типу организаций, организаций, ориентированных на интересы участников, относятся следующие три группы организаций: корпоративные, взаимопомощи и любительские. Корпоративные организации -- это разного рода кооперации, которые создаются для удовлетворения интересов участников (потребительская кооперация, общества рыболовов, охотников, собаководов, коллекционеров и т.д.), также корпоративные интересы выражают профсоюзы и союзы предпринимателей. Организации взаимопомощи могут создаваться либо с целью компенсации распространенных недугов (общества слепых, глухонемых), либо для улучшения материального положения их участников (потребсоюзы, жилкооперативы и т.п.). Любительские организации -- это организации клубного характера, которые позволяют удовлетворять непрофессиональные интересы и увлечения своих членов (общества спортсменов, коллекционеров и т.д.).

Кроме того, говоря о типологии общественных организаций, необходимо определить место общественных организаций в более высоких уровнях организации гражданского общества, что раскрыто на приведенном ниже рисунке 1.1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты