Роль общественных организаций в формировании социальной политики в современном украинском обществе
бор за регистрацию

Сбор за регистрацию структурных ячеек общественных организаций зарубежных государств в Украине установлен в размере 500 долларов США (при наличии лицензии Национального банка) или эквивалент этой суммы в валюте Украины по курсу Национального банка на время уплаты.

За регистрацию структурных ячеек общественных организаций инвалидов размер регистрационного сбора снижается на 50 процентов.

Структурные ячейки детских общественных организаций от уплаты регистрационного сбора освобождаются.

За выдачу структурной ячейке общественной организации зарубежного государства в Украине дубликата свидетельства о регистрации устанавливается плата в размере 50 долларов США (при наличии лицензии Национального банка) или эквивалент этой суммы в валюте Украины по курсу Национального банка на время уплаты.

Средства, полученные от уплаты собрания за регистрацию структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств в Украине, а также за выдачу дубликатов свидетельств о регистрации структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств в Украине, зачисляются в государственный бюджет.

3.2 Проблемы создания, развития и функционирования общественных организаций в современном украинском обществе

В процессе перехода отношений государства и гражданского общества на уровень партнерства, большое значение приобретает использование государством такого механизма правовой регуляции деятельности общественных организаций, какой бы создавал условия для их свободного развития. В таких условиях в правовой регуляции общественных организаций главное место должно принадлежать правовым стимулам, призванным содействовать развитию инициативной деятельности общественного сектора и отвечающим его интересам.

Будущее развития общественных организаций зависит от приоритетов, избранных властью, от четко поставленной цели и соответствующей совершенной системы политико-правового стимулирования.

Наиболее опасным для развития гражданского общества изъяном действующего законодательства, которое регулирует вопрос "третьего сектора", является вопрос правовых ограничений, который тормозит процесс формирования жизнеспособного общественного сектора и создает проблемы на всех этапах существования общественных организаций. К таким ограничениям принадлежат [14]:

1. Обременительная процедура регистрации.

За последние годы регистрационная процедура общественных организаций была улучшена. Законом "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" от 16 марта 2006 года был ликвидирован порядок двойной регистрации общественных организаций. В соответствии с Законом с октября 2006 года государственная регистрация общественных организаций будет происходить только в управлениях Министерства юстиции. В течение трех дней Министерство юстиции должно выдать зарегистрированный устав и свидетельство государственной регистрации юридического лица и поставить на учет в налоговую службу и социальные фонды.

Законом "О внесении изменений в статью 15 Закона Украины "Об объединении граждан"[3] от 8 сентября 2005 года сокращенны сроки рассмотрения заявлений о регистрации объединений граждан. Теперь на рассмотрение заявлений о регистрации местной общественной организации отведено три дня после поступления документов, а заявления о регистрации всеукраинской и международной общественной организации - один месяц.

Постановлением Кабинета Министров от 18 августа в 2005 г. N 769 было внесено изменения к Порядку проведения и размеров сбора за регистрацию объединений граждан, соответственно которым регистрация изменений, которые вносятся в уставные документы объединений граждан, проводится безвозмездно.

Невзирая на такие позитивные изменения регистрация остается обременительной для бюджета общественной организации из-за неадекватного размера регистрационного сбора, который устанавливается Постановлением Кабинета Министров от 26 февраля в 1993 г. N 143 "О порядке проведения и размерах сбора за регистрацию объединений граждан".

Кроме того, из-за отсутствия детальных положений относительно цели создания общественных организаций в Законе "Об объединении граждан" от 16 июня 1992 года (ст.3) управления юстиции достаточно узко ее понимают, а именно как "защита законных прав и интересов их членов", и вынуждают общественные организации вносить соответствующие изменения в уставные документы. Такая позиция регистрирующих органов создает проблемы получения общественной организацией неприбыльного статуса в налоговой инспекции, потому что соответственно п. б) ст. 7.11.1. Закона "О налогообложении прибыли предприятий" от 28 декабря 1994 года неприбыльными определяются общественные организации, созданные с целью осуществления экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, то есть главным критерием для предоставления организации неприбыльного статуса является сфера ее деятельности [14].

2. Не решен вопрос статуса общественных организаций.

Закон "Об объединении граждан" разделяет общественные организации на всеукраинских, местных и международных, Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" такого статуса не предусматривает.

В данном аспекте необходимо отметить, что Министерством юстиции и Департаментом конституционного законодательства и государственного строительства подготовлено Проект Закона "О внесении изменений в Закон "Об объединении граждан", который предлагает ликвидировать территориальные статусы общественных организаций. Введение в действие такого нововведения позволило бы общественным организациям осуществлять свою деятельность на территории всего государства без создания местных ячеек для получения статуса всеукраинской [14].

3. Неравные условия деятельности неприбыльных и предпринимательских организаций.

Нормы действующего законодательства создают для организаций общественного сектора более жесткие правила существования чем для предпринимательских организаций. Кроме дискриминационных требований при регистрации, Законом "Об объединении граждан" предусматривается также применение государством к общественным организациям таких санкций как предупреждение, запрещение отдельных видов деятельности и роспуск [14].

4. Перспективное законодательство преимущественно не ориентировано на защиту интересов общественного сектора.

Проект нового базового закона для некоммерческих организаций - "Закона Украины о непредпринимательских организациях" Верховная Рада Украины 2 июня 2005 года правильно направила на повторное второе чтение, поскольку вступление в силу предложенной редакции Закона может ухудшить состояние третье сектора в Украине.

Нормы законопроекта жестко регламентируют деятельность непредпринимательских организаций и создают новые возможности для государственного вмешательства, что противоречит принципам независимости и неподчиненности деятельности непредпринимательских организаций государственному сектору. Законопроект определяет структуру органов, документацию непредпринимательских организаций, порядок проведения собраний - вопросы, которые организация должна решать самостоятельно в уставных документах. К тому же, такие положения характерны для предпринимательских структур, однако неприемлемы для организаций, что не имеют целью получения прибыли.

Предлагается усложненная форма регистрации непредпринимательских организаций, в частности предусмотрено обязательное предоставление к органам регистрации документа, который подтверждает приобретение юридического адреса (договор аренды, гарантийное письмо, и тому подобное). Такая норма повлечет ненужные финансовые расходы для непредпринимательской организации, потому что на практике оказывается, что юридический адрес не имеет ничего общего с реальным местонахождением организации [14].

5. Отсутствует эффективный механизм налогового стимулирования для финансирования неприбыльных организаций из украинских источников.

Для развития гражданского общества необходимо внедрение налоговых стимулов для привлечения средств в общественный сектор. Такими стимулами могут быть налогообложения собственной деятельности неприбыльных организаций и предоставления налоговых льгот для организаций, которые осуществляют взносы неприбыльным организациям. Без привлечения достаточного объема средств появляется вопрос о самой возможности существования третьего сектора.

Соответственно п.7.11.3. Закону "О налогообложении прибыли предприятий" от налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций полученные в виде: "безоплатной или безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований; пассивных доходов; средств или имущества, которые поступают таким неприбыльным организациям, от проведения их основной деятельности; дотаций или субсидий, полученных из государственного или местного бюджетов, государственных целевых фондов или в пределах благотворительной, гуманитарной помощи или технической помощи, что предоставляются таким неприбыльным организациям в соответствии с условиями международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, кроме дотаций на регулирование цен на платные услуги, которые предоставляются таким неприбыльным организациям или через них их получателям согласно законодательству, с целью снижения уровня таких цен".

Законодательство также создает легальные возможности для физических и юридических лиц получить налоговые скидки через финансовую поддержку общественного сектора, однако данный механизм не привлекает потенциальных инвесторов (представителей бизнес-кругов). Причинами отсутствия интереса является:

- отсутствие в действующем налоговом законодательстве стимулов для перечисления средств непредпринимательским организациям плательщиками фиксированного налога. Таким образом весомая часть представителей мелкого и среднего бизнеса лишена возможности получить налоговые льготы через помощь неприбыльному сектору;

- включение добровольных отчислений (к государственному и местному бюджетам и к органам власти и учреждений, ими образованных) в процент суммы прибыли, которая может быть списана на добровольные пожертвования. Именно поэтому, большинство пожертвований из этого процента поступают к государственным и коммунальным заведениям, а не к адресату;

- налогообложение таких доходов общественных организаций как вступительные и членские взносы;

- установление нижнего предела суммы пожертвований, которую физическое лицо должно включить в состав налогового кредита. Так соответственно п.5.3.2 Закону "О налоге на доходы физических лиц" от 22 мая 2003 года в состав налогового кредита плательщик налога имеет право включить пожертвование или благотворительные взносы неприбыльным организациям в размере, который превышает два процента, но не является большим пяти процентов от суммы его общего облагаемого налогом дохода такого отчетного года. Существование нижней планки препятствует многим физическим лицам делать небольшие благотворительные взносы или пожертвования.

Таким образом, правовая регуляция "третьего сектору" имеет со стороны государства элементы избыточного контроля процесса их регистрации и деятельности при абсолютном игнорировании возможностей общественного контроля.

3.3 Направления усовершенствования системы обеспечения деятельности общественных организаций

Перечислим основные направления усовершенствования системы обеспечения деятельности общественных организаций, касающиеся в основном изменения законодательства и государственной политики по отношению к общественным организациям [14].

1. Создание благоприятных условий для деятельности общественных организаций в Украине.

Основным направлением деятельности органов государственной власти является создание и поддержание условий, способствующих формированию и эффективной работе некоммерческого сектора в Украине. При наличии благоприятных условий развитие гражданской активности обеспечит саморазвитие институтов гражданского общества - некоммерческих организаций, которые смогут постепенно расширять сферу своей ответственности за решение актуальных для Украины задач и проблем.

1) Правовые условия

Необходимо обеспечить законодательную базу для функционирования некоммерческих организаций и для обеспечения форм государственной поддержки их деятельности путем принятия необходимых законодательных мероприятий:

При последующей доработке перспективного законодательства (Проекта Закона "О непредпринимательских организациях", проекта Закона "Об объединении граждан" и других) необходимо обеспечить участие представителей общественных организаций и учесть их предложения, поскольку недостаточный учет государственными органами интересов и позиции общественных инициатив приводит к снижению качества государственных решений и создает дополнительные барьеры в реализации государственной политики динамического развития Украины [25].

Важным шагом в этом направлении стало обсуждение с общественными организациями законопроекта "Об объединении граждан", подготовленного Минюстом, 6 февраля и 19 апреля в 2006 г., в результате чего были учтены некоторые замечания активной общественности, однако много важных для организаций вопросов в проекте было решено не в их пользу. Необходимо закрепить практику привлечения граждан к участию в разработке законодательства "общественного сектора" и предоставлять общественным интересам надлежащее внимание [20].

До принятия Закона "О непредпринимательских организациях" и новой редакции Закона "Об объединении граждан" необходимо их согласовать и унифицировать терминологию.

Учитывая ограниченные финансовые возможности общественных организаций, необходимо уменьшать расходы на регистрацию: сократить тарифы регистрационных собраний и отменить отдельную плату за регистрацию устава организации.

Привлечение средств к общественному сектору через налоговое стимулирование, которое может осуществляться двумя способами.

Первый - это увеличение объема собственной деятельности организации, которая не оприходуется. Такой способ повышения привлечения средств к неприбыльным организациям имеет существенные недостатки [20]:

1) сложность контроля за собственной деятельностью неприбыльных организаций может привести к уклонению от налогообложения;

2) угроза для деятельности тех предпринимательских организаций, которые могут не выдержать конкуренции.

Более действенным стимулом для финансирования неприбыльных организаций является увеличение привлечения средств украинских инвесторов через предоставление им налоговых льгот. Для эффективного действия налогового стимулирования нуждается в изменениях налоговое законодательство:

- освободить от налогообложения подоходным налогом членские и вступительные взносы общественных организаций;

- отменить нижний предел суммы пожертвований, которую физическое лицо должно включить в состав налогового кредита.

2) Организационные условия

Необходимо создать организационные условия для реализации развития общественных организаций путем наделения органов власти полномочиями по её осуществлению и ресурсами.

Для измерения результативности проводимой политики и получения постоянной информации о состоянии некоммерческого сектора, необходим мониторинг, с анализом тенденций его развития и факторов, обеспечивающих это развитие.

3) Информационные условия

Важным условием развития общественных организаций и привлечения их к решению актуальных для Украины задач является создание эффективной системы информирования граждан и организаций о деятельности органов государственной власти и возможностях участия в ней, а также освещения работы общественных организаций в СМИ.

4) Институциональные условия

Основным условием для стабильного развития общественных организаций является возможность доступа к ресурсам для осуществления уставных задач.

Общественно полезный характер деятельности общественных организаций не позволяет финансировать их работу за счет оплаты услуг конкретными благополучателями. Поэтому основным источником финансирования общественных организаций является целевое финансирование их деятельности через систему грантов и/или через субсидирование издержек.

Для общественных организаций непосильной является конкуренция за ресурсы (помещения для офисов и проводимых мероприятий и т.п.) с коммерческим сектором, покрывающим свои издержки за счет потребителей своих услуг. Невозможность финансирования институциональных издержек (оплата помещений, персонала, коммунальных платежей, налогов) является главным фактором, ограничивающим развитие общественных организаций Украины [20].

В этих условиях необходимо поддерживать деятельность общественных организаций через создание для них системы преференций, снижающих их издержки по сравнению с коммерческими структурами. В том числе: установление льгот по налогам, предоставление помещений, находящихся в государственной собственности, полное или частичное субсидирование издержек определенных видов общественных организаций (организаций инвалидов, ветеранов, детских и молодежных организаций, ресурсных центров и центров гражданского образования и т.д.).

Для привлечения общественных организаций к решению актуальных для края проблем необходимо широко развивать грантовую систему финансирования деятельности некоммерческих организаций за счет средств государственного бюджета.

2. Формирование системы гражданского участия в управлении делами государства.

Существенное развитие некоммерческого сектора возможно только при росте гражданской активности жителей Украины.

Необходимые условия для развития активности граждан предполагают [25]:

а) становление системы гражданского образования, так как без понимания основных принципов существующей социальной системы и возможных способов участия в ней граждане не могут осознано участвовать в общественной деятельности;

в) обеспечение механизма реализации гражданской активности, в том числе путем принятия закона о гражданском участии и создании организационного механизма его обеспечения.

3. Привлечение общественных организаций к разработке и реализации социально-экономической политики.

Для расширения участия общественных организаций в социально-экономической жизни страны необходимо повышение эффективности взаимодействия некоммерческого сектора и органов государственной власти путем более активного вовлечения третьего сектора в формирование и реализацию осуществляемой в Украине в различных областях политики.

Данное направление предусматривает следующую деятельность органов государственной власти [20]:

а) привлечение общественных организаций к разработке, обсуждению и реализации целевых программ и планов деятельности;

б) привлечение общественных организаций к реализации общегосударственных, межрегиональных программ и национальных проектов;

в) развитие системы государственных грантов для общественных организаций;

г) формирование социального заказа для государственных нужд для конкурсного участия в его исполнении общественных организаций.

4. Создание инфраструктуры для деятельности и развития некоммерческого сектора.

Одной из основных функций государства в любой области экономической и социальной жизни является создание и поддержание инфраструктуры различных секторов экономики и социальной сферы, например, дороги, коммуникации, подготовка кадров, справочные и сервисные службы и др.

На сегодняшний день, государство практически не участвует в формировании и поддержании инфраструктуры некоммерческого сектора.

Поэтому одним из направлений политики развития общественных организаций должна стать поддержка их инфраструктуры, в том числе [20]:

а) создание структур, которые обеспечат становление новых общественных организаций через предоставление им доступа к ресурсам, обучение, информационной и методической поддержки. Другим направлением деятельности этой структуры станет поддержка инициатив граждан и групп, как основы воспроизводства некоммерческого сектора;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты