Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние
p align="left">Ф.А. Соснин так же приобрёл и приспособил для Шадринского городского четырёхклассного училища каменный двухэтажный дом (ныне дом находится на перекрестке улиц Луначарского и К. Маркса). Стоимость его составляла 25 тысяч рублей. Им были также пожертвованы дома для церковно-приходской школы и для священнослужителей. В 1900 г. Ф.А. Соснин передал городу под богадельню каменный дом с пристройками и усадебными местами и определил проценты с капитала в 25 тыс. рублей на содержание неимущих. Это здание по своему размеру и удобству дало возможность разместить здесь 25 призреваемых человек, а также администрацию и прислугу. Здание больницы для неизлечимых и хронических больных им. А.П. Ночвина построено на углу ул. Екатеринбургской, Короткой и Покровской по проекту городского техника А.В. Промышленникова и велось на деньги (100 тыс. руб.), оставленные по завещанию А.П. Ночвиным. Городская газета «Исеть» от 4 января 1914 г. сообщила, что 29 декабря 1913 г. больница на 20 коек начала действовать. Попечителем стал младший брат А.П. Ночвина. Долгие годы больница выполняла свое предназначение. Сейчас в этом здании городской краеведческий музей. Шадринцы ценили благотворительную деятельность. 13 декабря 1899 г. на заседании Шадринской городской думы по предложению А.А. Лещева «в знак особой признательности и уважения за полезную для местного населения благотворительность» [5] большинством голосов принято решение о постановке в зале собраний Думы портретов Ф.А. Соснина и А.П. Ночвина и о переименовании улиц Земляной (на которой жил Ф.А. Соснин) в Соснинскую а, Красной (на которой, будучи в Шадринске, жили А.П. Ночвин и его родители) - в Ночвинскую. В Пермских губернских ведомостях краевед А.Н. Зырянов рассказывал о больших денежных вкладах в пользу Далматовского монастыря братьев Пономарёвых - выходцев из крестьян Далматовской волости. В 1835-1840 гг. время монастырские служители решили соорудить каменную однопрестольную церковь на месте деревянной усыпальницы старца Далмата. Начался сбор пожертвований. Первым благотворителем приходской церковной книге 1 сентября 1836 г. подписался П.Д. Пономарев и представил в церковное казнохранилище более 10 тыс. Среди жертвователей 1836 г. на строительство церкви упоминается и сестра его - вдова Ф.Д. Ломтева, проживающая в Перми. Она внесла 1000 руб. Щедрым вложением своего капитала в пользу жителей Далматова и уездного города Шадринска особенно прославился третий брат Пономаревых - Дмитрий Дмитриевич. Родился Дмитрий Дмитриевич в 1784 г. Обучался в духовном училище при монастыре, где и служил затем подьячим (письмоводителем). Разобрал и привёл в порядок архивные документы с 1658 г., за что был награждён деньгами сверх жалования. За усердную многолетнюю государственную службу Д.Д. Пономарев награждён орденами св. Владимира IV степени, св. Анны III ст. и Станислава II ст. В 1834 г. пожалован на дворянство и чином надворного советника. После государственной службы Дмитрий Дмитриевич всецело занимается коммерческой деятельностью. Образованный, трудолюбивый и довольно предприимчивый, наш земляк сумел сколотить немалые богатства: он имел золотые прииски в Сибири, винокуренные заводы в Оренбургской и Енисейской губерниях, богатые поместья в Московской и Костромской губерниях, винные откупа. В 1838 г. купил с торгов Холуницкие чугуноплавильные и железоделательные заводы и владел ими до самой смерти. Умер он в г. Санкт-Петербурге 30 января 1844 г., оставив жене Анастасии Петровне, сыновьям Александру и Дмитрию, дочери Лидии миллионное состояние, в духовном завещании он обязал своих наследников внести в один из банков 7500 руб., проценты с этого капитала раздавать ежегодно в помощь бедным жителям г. Далматова. Опекунами были жена Анастасия Петровна, а затем сын Александр Дмитриевич. Нуждающихся в помощи жителей указывали и удостоверяли крестьяне села Далматова Ф.Д. Пономарев, А.С. Ворванин, И.П. Волосников, Г.Л. Грязнов, М.Д. Шабанов, И.А. Иванчиков, Л.Д. Боголюбов, Л.И. Стафеев. Списки заверяли печатями кандидат волостной головы Устинов, заседатель Боголюбов, волостной писарь Зырянов. Помощь даже в 4-5 руб. для бедной крестьянской семьи была в то время довольно ощутимой. Дойная корова в ту пору стоила 7-10 руб., пуд пшеницы на ярмарке - 17 коп., пуд ярицы (яровой ржи) - 14 коп.

Кроме этого, помощь землякам от Дмитрия Дмитриевича долгое время поступала через Шадринский Общественный Пономарёва банк. В завещании Д.Д. Пономарёв просил свою жену учредить в гг. Далматове или Шадринске банк, доходы которого, за исключением расходов и отчислений в приращение капитала, по одному проценту обращать в пособие бедным или в пользу приходского и уездного училища. На это предназначалось 15 тыс. рублей серебром. 18 января 1863 г. вышел указ губернатора об учреждении в Шадринске Общественного Пономарева банка. Банк предоставлял под проценты кредиты купцам и предпринимателям, а из чистой прибыли выделял деньги на нужды просвещения, помощь беднякам. В 1899 г. купец Ф.А. Соснин пожертвовал 1000 руб. в Общественный Пономарева банк, как вечный вклад, проценты которого поступали в пользу Спасо-Преображенского собора.

Купцы г. Куртамыша (братья Шахрины, А. Попов, Г. Петухов, И. Реутов и др.) чувствовали себя хозяевами города, и это накладывало на них определенные обязанности. На купеческие средства обустроено Петуховское озеро. Там плавали лебеди. Летом можно было покататься на лодке, а зимой заливали каток. Представителям купечества Куртамышане обязаны прекрасным местом отдыха у Кочаринских родников. В Народном доме ставились спектакли на купеческие деньги. Оказывалась поддержка учебным заведениям. Не только купцы и промышленники становились меценатами. Немало на зауральской земле было и есть подвижников и бескорыстных ее служителей. Например, 19 марта 1861 г. в Шадринске при Приходском училище открылась воскресная школа для мальчиков. Учителя работали бесплатно. М.Д. Русинов - Курганский краевед, педагог не имел больших капиталов. Его благотворительная деятельность посвящалась исследованиям зауральского края. Родился М.Д. Русинов в 1860 г. в г. Тара Тобольской губернии. Он закончил Омскую учительскую семинарию и незадолго до своего 19-летия, с 26 июня 1879 г., был зачислен на учительскую службу по ведомству Министерства народного просвещения. Его направили в г. Курган.

К началу 1924 г. 63-летний Русинов имел за плечами солиднейший стаж преподавательской работы (44 года) и продолжал учительствовать, совмещая свою педагогическую деятельность с заведованием на общественных началах окружным краеведческим музеем, который находился в ведении окружного отдела народного образования (ОКРОНО). Летом 1924 г. учитель Русинов вместе с библиотекарем И.А. Ленским организовал при краеведческом музее кружок по изучению местного края. Непродолжительное существование кружка перекинуло мостик от него к учреждению полноценного Курганского общества краеведения. Основание общества состоялось 28 сентября 1924 г. При освещении истории благотворительности в зауральском образовании нельзя не отметить подвижническую деятельность священника И.М. Первушина, который прибыл в с. Замараево в 1856 г. С 1860 по 1862 гг. И.М. Первушин издавал рукописный журнал, в котором критиковал невежество и косность, призывал к просвещению. На пятнадцатый день своего приезда в с. Замараево И.М. Первушин обратился в сельское управление с просьбой выделить вблизи церкви помещение для училища. Вопрос с помещением был решен только через три года. С трудом преодолевая сопротивление крестьян, не видящих смысла в образовании, священник смог к 1861 г. привлечь в школу 20 крестьянских детей. Взрослые посещали воскресную школу, для обучения в которой А.М. Первушин предлагал прямо в церкви аспидные доски, азбуки, карандаши и бумагу. Не рассчитывая на поддержку государства, единственными помощниками в педагогической деятельности Первушина стали его друзья - Д.Д. Смышляев, известный общественный деятель, историк, редактор Пермских губернских ведомостей, и А.Н. Зырянов - краевед, просветитель. С началом работы Шадринского земства наступил новый этап в подвижнической деятельности Первушина, которого избрали членом училищного совета. Впоследствии А.М. Первушин был переведен в г. Шадринск, а затем в с. Мехонское, где тоже принимал активное участие в развитии образования и занимался математическими исследованиями. А.Л. Михащенко в своей монографии по истории зауральского образования [21] проводит аналогию во взглядах и жизни А.М. Первушина и Л.Н. Толстого, которые добивались открытия учебных заведений, повышения платы учителям, оказывали посильную материальную помощь крестьянским детям в снабжении их необходимыми для учебы принадлежностями, издавали рукописные журналы, готовили учебные пособия и пр.

В 60-90-е гг. XIX вв. в народном образовании плодотворно трудилась П.А. Черемухина, открывшая в г. Далматове у себя на дому 2 октября 1861 г. женскую школу. Это было первое сельское женское учебное заведение в зауральской провинции. Благодаря настойчивости П.А. Черемухиной появились благотворители. Шадринский купец А.Г. Демидов внес 10 руб., а тринадцать других благотворителей еще 30 руб. 40 коп. Купец Зайцев пожертвовал деревянный дом. Несколько лет энтузиасты П.А. Черемухина и ее муж священник Николаевской церкви Н.И. Черемухин бесплатно обучали в школе крестьянских девочек, не смотря на то, что у них было своих семеро детей. С учреждением Шадринского земства материальное положение школы улучшилось. Педагогический труд П.А. Черемухиной отмечен золотой медалью «За усердие».

Сельская учительница А.М. Буторина, работающая в с. Ольховское с 1879 г., отличалась альтруизмом и преданностью делу образования крестьянских детей. Например, при открытии двухклассного сельского училища она согласилась бесплатно проводить занятия с учениками старшего отделения до начала действия новой системы, безвозмездно подготовила пять учениц к поступлению в прогимназию, шесть девушек - к сдаче экзамена на звание сельской учительницы, содержала с 9 лет на свою зарплату одну ученицу, ставшую потом учительницей. Пытаясь помочь матерям-крестьянкам, Буторина выступила с предложением открыть на летнее время приют в с. Ольховском. На собранные подписные деньги, значительная часть которых принадлежала самой Буториной, энтузиастка организовала приют в свободном здании школы. Крестьянки, доверяя учительнице, отдавали детей в дневное время под присмотр нянек, за которыми следили дежурные надзиратели. Приют закрыли из-за сырости помещения и недостатка средств. В 1890 г., уже после смерти учительницы, на ХХ очередном уездном земском собрании инспектор народных училищ предложил увековечить память А.М. Буториной специальной стипендией ее имени. С этой целью жители с. Ольховского открыли подписку по сбору средств, а земство постановило ассигновать 200 руб. Среди благотворителей нечасто называют имя заведующего Далматовским музеем-монастырем И.А. Иванчи, а ведь он создал, по мнению В.П. Бирюкова, Далматовский музей-монастырь, посвятив этому делу все свои силы и отдав все свои трудовые сбережения. Яркая и самобытная личность - уроженец небольшого зауральского с. Першинского В.П. Бирюков, ставший одним из образованнейших людей своего времени, который щедро делился с земляками всем, что у него было. В марте 1935 г. Бирюков передал безвозмездно Челябинскому горсовету свою личную библиотеку, состоящую из 80 тыс. экземпляров. Эту библиотеку Бирюков собирал 32 года. В 1960 г. в г. Свердловске был открыт Уральский центральный государственный архив литературы и искусства. Он возник по инициативе Бирюкова, его основой является собрание документов Бирюкова. Главным делом его жизни, особенно первой ее половины, было основание на общественных началах краеведческого музея. Многие организации и представители общественности поддержали идею создания научного хранилища. Наряду с ассигнованием государственных средств от Уездного Пермского собрания в ноябре 1917 г. в сумме 4082 руб. поступали безвозмездные дары отдельных лиц. Хлопоты Бирюкова по созданию музея осложнялись назревшими в стране революционными событиями. Требовалось немало усилий и средств в условиях роста цен, ослабления местной власти. В.П. Бирюков вспоминал, что до конца 1917 г. ни копейки не получил на дело организации и содержания музея, все делалось за счет личных заработков и своими собственными руками. Труды Владимира Павловича увенчались успехом. 27 декабря 1917 г. (по старому стилю) в 12 часов дня в помещении городской думы состоялся акт открытия Шадринского научного хранилища. 4 ноября 1918 г. краеведческий музей Шадринского научного хранилища открылся для публики. Число посетителей музея увеличивалось с каждым годом и к концу 1920-х гг. достигло примерно 90 тыс. человек ежегодно. Пример подвижнической жизни В.П. Бирюкова и в наши дни помогает зауральцам познать свою малую родину. Александра Никифоровича Зырянова называют зауральским просветителем, талантливым самородком из крестьян. Он родился в небогатой семье и всего один год проучился в Далматовском духовном училище. Благодаря природным способностям и трудолюбию в 1852 г. А.Н. Зырянов стал членом Императорского русского географического общества, от которого впоследствии в 1860 г. получил серебряную медаль «за постоянно доставляемыя интересныя сведения о Шадринском уезде Пермской губернии» [12, стр. 300]. Все изыскания А.Н. Зырянов проводил на собственные средства, которые зарабатывал в должности писца волостного правления, бухгалтера городской управы, поверенного по судебным делам.

С октября месяца 1859 г. в с. Иванищевском была учреждена безвозмездная для чтения библиотека, собранная попечениями потомственного почетного гражданина редактора Пермских газетных ведомостей Д.Д. Смышляева и волостного писаря А.Н. Зырянова, а впоследствии поддерживаемая пожертвованиями разных благотворительных лиц. Д.Д. Смышляев сумел заинтересовать пермское общество, там был организован вечер в пользу иванищевской библиотеки, давший организаторам 72 руб. 72 коп. прибыли. А.Н. Зырянов с удивительной настойчивостью добился того, чтобы издательства послали, большей частью бесплатно, журналы и книги в библиотеку. В августе месяце этого же года А.Н. Зырянов был переведен в заштатный г. Далматов, и библиотека перевезена туда же. «Не желая совершенно потушить начинающуюся искру просвещения между крестьянами, и охладить их желания к чтению книг, отставной надворный советник М.И. Топорков и священник с. Иванищевского Стефан Поляков, под заведыванием нижеподписавшегося, вновь учреждают в с. Иванищевском безвозмездную для народного чтения библиотеку, в которую к 1 числу декабря любителями просвещения пожертвовано боле двухсот томов, ? книг разного содержания. Из числа жертвователей в особенности оказали усердие гг. Шадринский окружной начальник В.О. Козлов, помощник его А.М. Топорков, письмоводитель окружного управления Д.О. Баронский и чиновница А.З. Вешнякова, а так же мещанин Ф. Толшин» [29].

В г. Далматове А.Н. Зырянов является инициатором создания женской школы с классами рукоделия, тратит силы на раскопку курганов и обработку материалов, изучает народный быт. Из записанных им в Шадринском уезде сказок составлен второй том известного собрания «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. Исследование А.Н. Зырянова о кустарных промыслах Шадринского уезда, опубликованное в трудах Вольного экономического общества, было удостоено серебряной медали этого Общества. Далматовский мещанин А.Н. Зырянов в сентябре 1874 г. заявил очередному шадринскому уездному земскому собранию, что он жертвует свою библиотеку в пользу земства с тем, чтобы она послужила основанием для Шадринской публичной библиотеки. Земское собрание, приняв пожертвование с искренней благодарностью, поручило управе выработать правила об учреждении в городе земской библиотеки и читальни. Самое живое деятельное участие принял в открытии библиотеки Е.Г. Кривоногов. 2 апреля 1876 г. библиотека начала свое развитие, которое продолжается по сей день. Умер А.Н. в 1884 г. Зырянов в бедности. В 1907 г. Шадринское земство установило на его могиле в г. Далматове мраморный памятник.

Русская земля всегда была щедрой на таланты. Одаренные люди, добившись высот в какой-либо деятельности, часто оказывали посильную помощь своей малой родине и землякам. Во многих музеях мира, в т.ч. в Третьяковской галерее, хранятся произведения русского художника Федора Андреевича Бронникова, уроженца г. Шадринска. В шестнадцатилетнем возрасте он отправился с попутным обозом в г. Санкт-Петербург учиться в Академии художеств. На способного юношу обратил внимание известный скульптор П. Клодт. В 1873 г. Ф.А. Бронников вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, протокол о его приеме подписан художниками Крамским, Мясоедовым, Перовым, Шишкиным, Саврасовым и др. Ф.А. Бронников умер в 1902 г., похоронен на русском кладбище в Риме. Прожив долгие годы в Италии, он никогда не забывал отечества, родного города. Об этом свидетельствует его завещание о передаче г. Шадринску свыше 300 картин, эскизов и этюдов и 40 тыс. руб. для основания здесь художественной школы. Желание живописца было выполнено только в советское время. Сейчас в городе открыто такое учебное заведение и носит имя Ф. Бронникова. А завещанные работы стали основой художественного отдела краеведческого музея. Таким образом, можно сделать вывод, что в дореволюционном Зауралье в условиях становления капиталистического уклада основных центров образования и культуры среди общественности и предпринимателей было немало неравнодушных, любящих свой край людей, желающих его процветания и понимающих свою ответственность.

Источники

1. ГАКО. Ф. и-63. Оп. 1. Д. 52. Л. 115.

2. ГАКО. Ф. 35. Оп. 1. Д. 8. Л. 22.

3. ГАШ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 2135. Л. 49.

4. ГАШ. Ф. и-482. Оп. 1. Д. 133.

5. ГАШ. Ф. и-473-1. Оп. 1. Д. 1276. Л. 1.

6. ГАШ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 1123. Л. 1.

7. ГАШ. Ф. 473-1. Оп. 1. Д. 1662. Л. 5.

8. ГАШ. Ф. и-473-1. Оп. 1. Д. 1799. Л. 1.

9. ГАШ. Ф. 473-1. Оп. 1. Д. 1497. Л. 1.

10. ГАШ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 483. Л. 42.

11. Битюков, А.Г. Образование и культура купцов Южного Зауралья [Текст] / А.Г. Битюков // Наука и образование Зауралья. - 1999. - № 1-2. - С. 235-237.

12. Бритвин, А.М. Зауральский просветитель А.Н. Зырянов [Текст] / А.М. Бритвин // Наука и образование Зауралья. - 2000. - № 1. - С. 297-302.

13. Закожурникова, Ю.В. Завещание Ночвина [Текст] / Ю.В. Закожурникова. - Исеть. - 2007. - 22 августа. - С. 24.

14. Журналы двадцатого очередного Шадринского уездного земского собрания и доклады Управы с приложениями. По народному образованию. Т. 2 [Текст] / - Шадринск : Типолитогрфия Г.В. Пестерева, 1890. - 310 с.

15. Иовлева, В. Шадринские благотворители [Текст] / В. Иовлева // Исеть. - 1994. - 15.02.

16. Иовлева, В. Потомок славного рода [Текст] / В. Иовлева. - Исеть. - 2002. - 25.02. - С. 2.

17. Казанцев, П. Свет милосердия : малоизвестные страницы жизни [Текст] / П. Казанцев, В. Ретунский // Уральский следопыт. - 1991. ? № 5. - С. 25-26.

18. Кирин, П. Дмитрию Смолину от благодарных потомков [Текст] / П. Кирин // Новый мир. - 2005. - 18.10. - С. 1.

19. Киселева, М.В. Завещаю г. Шадринску [Текст] / М.В Киселева // Исеть. - 1996. - 31.05. - С. 5.

20. Мальцева, Т. Очень много сделал для Кургана [Текст] / Т. Мальцева // Советское Зауралье. - 1989. - 7.07. - С. 3.

21. Михащенко, А.Л. Становление и развитие образования в российской провинции в 1719-1917 гг. : монография [Текст] / А.Л. Михащенко. - Курган : Изд-во Курганс. гос. ун-та, 2004. - 332 с.

22. Носилов, К.Д. Священник - математик [Текст] / К.Д. Носилов // Новое время. - 1896. - 8 июня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты