Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние

Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние

Федеральное агентство по образованию

Шадринский государственный педагогический институт

Учебное пособие

Благотворительность в Курганской области:

история и современное состояние

И.М. Леготина

Шадринск

2010

Леготина, И.М. Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние : учеб. пособие для студентов вузов / И.М. Леготина ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2010. - 244 c.

Зауралье имеет богатую историю благотворительной деятельности, которая может и должна стать основой формирования нравственных качеств современной молодежи. Учебное пособие предназначено студентам высших учебных заведений специальностей «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Социально-культурная деятельность». В нем рассмотрены истоки благотворительности в Курганской области, охарактеризованы личности, внесшие значительный вклад в развитие меценатства, проанализированы тенденции развития общественных движений, общественных организаций, благотворительных фондов в городах Кургане и Шадринске.

Содержание

Введение

Глава 1. Благотворительные учреждения

1.1 Благотворительные учреждения гг. Кургана и Шадринска в ХIX начале ХХ вв.

1.2 Современное состояние взаимодействия органов государственной социальной защиты населения и благотворительности

Глава 2. Благотворительные движения, комитеты и организации

2.1 Благотворительные комитеты и общества гг. Кургана и Шадринска ХIX начала ХХ вв.

2.2 Благотворительная деятельность общественных движений и организаций в Курганской области в конце ХХ начале ХХI вв.

2.3 Деятельность благотворительных фондов в Курганской области в конце ХХ начале ХХI вв.

2.4 Возрождение попечительства в Курганской области в конце ХХ начале ХХI вв.

Глава 3.Благотворительность в периоды военных, общественно-политических и экономических кризисов

3.1 Благотворительность в военные периоды XIX в.

3.2 Специфика благотворительности в военно-революционный период 1904-1918 гг.

3.3 Отношение к благотворительности в молодой Советской республике

3.4 Массовая народная благотворительность во время Великой Отечественной войны

Глава 4. Роль личности в развитии благотворительности

4.1 Благотворители ХIХ начала ХХ вв.

4.2 Благотворительная деятельность декабристов в Зауралье

4.3 Донорство крови как вид благотворительности

4.4 Контрольно-измерительные материалы

Список рекомендуемой литературы

Приложения

Введение

Дату появления благотворительности назвать невозможно, как невозможно дать точное определение сущности этого явления. Очень объемным и сложным оно является, и поэтому вызывает интерес ученых и практиков. Часто началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год (крещение Руси). С принятием христианства и одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, «сирых и убогих». Пиком развития благотворительности в России стала вторая половина XIX в. Рядом указов конца XVIII начала XIX вв. попечение о нуждающихся было передано сельским и городским обществам и приходам, в обязанность городничим и частным приставам вменялась забота о благотворительности. Окончательно это было закреплено Городовыми положениями 1870 и 1892 гг., по которым в ведение городских органов самоуправления перешло дело общественного призрения. Правительство ограничивалось указаниями, регламентацией и незначительной поддержкой создаваемых ими социальных структур. По всей стране возникла широкая сеть благотворительных организаций, которые были разделены на две группы: собственно благотворительные общества и благотворительные учреждения. Если под благотворительными обществами понимались добровольные объединения лиц, имевшие цель помогать нуждающимся и содержавшие для этого те или либо иные заведения, благотворительные заведения ? это учреждения для удовлетворения потребностей нуждающихся в стенах заведения, так называемые сиротские дома, больницы, богадельни. Все они действовали строго по своим уставам и должны были регулярно представлять подробные отчеты о своей работе, доходах и расходах. Великая Октябрьская социалистическая революция и политика советского правительства попытались изменить отношение к благотворительности, признав ее вредным буржуазным пережитком. Но ограничения вылились только в смену терминологии, которая не повлияла на сущность процессов. Шефская помощь, субботники и воскресники, перечисления личных средств в государственные фонды - виды благотворительности, активно развивающиеся в Советском государстве. В конце ХХ в. традиции творения блага и уважительное отношение к людям, соблюдающим их, вновь получили исконно русские названия: попечение, жертвование и т.п.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый в России в 1995 г., под благотворительной деятельностью понимает добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Такая широкая трактовка сущности понятия «благотворительность» дает нам возможность рассмотреть этот вид деятельности в разных аспектах (как бесплатный труд в свободное время на благо общества, инициативы общественных организаций, социальную поддержку нуждающимся в ней слоям населения и т.д.).

В современной российской жизни благотворительность - инструмент, посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности. Если в 1990-е годах в России среди благотворительных организаций преобладали зарубежные фонды и международные организации, то в последние годы все более заметную роль играют российские частные и корпоративные союзы, общества, фонды. Каждая вторая крупная компания имеет благотворительный бюджет и определенные направления поддержки. Россия является единственной из стран Восточной Европы, где есть собственные грантовые фонды, по величине и объему распределяемых средств сравнимые с зарубежной помощью. 2006 год в России был объявлен Годом благотворительности. Одним из его основных мероприятий стал прошедший 12 апреля в Москве Всероссийский форум «Общество, благотворительность и национальные проекты: актуальный диалог».

Востребованность и слабая изученность темы истории и правил российского призрения, актуальность возвращения к глубоким традициям народной жизни обосновывают наше желание рассмотреть развитие и современное состояние благотворительности в Зауралье. Мы поставили своей целью проанализировать основные направления, формы и особенности исторической практики отечественного общественного благотворения в провинции на примере Курганской области, города которой имеют богатое прошлое и перспективное настоящее. Часто возникает вопрос о правомочности использования в научной литературе термина «Зауралье», который в настоящее время не имеет юридического статуса и точно определенных географических границ. Тем не менее, это обозначение территории, находящейся за Уральскими горами (относительно центра России), но еще не в Сибири, активно используется в настоящее время и в туризме, и в экономике, и в географии, и в истории. В.В. Пундани отмечает, что понятие «Зауралье» в словосочетании «Зауральская Башкирия» одним из первых употребил далматовский краевед, основатель библиотеки в г. Шадринске А.Н. Зырянов в работах «Пугачевский бунт в Шадринском уезде и окрестностях его» и «Крестьянские волнения в Зауральском крае Пермской губернии в 1842-1843 гг.».

Южную часть зауральского региона занимает Курганская область, которая появилась лишь в 1943 г. До ХХ столетия ряд районов современной Курганской области входил в состав Пермской и Оренбургской губерний, другие в состав Тобольской губернии. В ноябре 1923 г. была образована Уральская область, в которую вошли Курганский и Шадринский округа. В январе 1934 г. Уральская область разделена на три (Свердловскую, Челябинскую, Обь-Иртышскую), большая часть современной Курганской области вошла в Челябинскую.

Мы в своем пособии рассматриваем развитие благотворительности, начиная с XVIII в. И вынуждены приводить примеры и использовать документы Пермской, Тобольской губерний, Уральской, Тюменской, Челябинской областей, чтобы изучить ситуацию в населенных пунктах, в настоящее время входящих в состав Курганской области. Такой большой отрезок времени выбран для исследования с целью - проследить тенденции развития благотворительности с того времени, как населенные пункты области сформировались как административные единицы, до сегодняшнего дня.

Изучением традиций благотворительности в Зауралье, на Урале и в Сибири занимались Л.В. Быкасова, А.М. Васильева, А.В. Власова, М.А. Галагузова, И.В. Грачева, Ю.А. Дорохов, С.Л. Дьячков, Н.Ф. Емельянов, А.А. Капустин, С.И. Кубицкий, А.М. Лушников, В.В. Подливанов, Н.Н. Попов, М.З. Теляков, М.Н. Рябков, П.А. Свищев, М.Р. Юсупов и др. Но если меценатство и попечительство Урала и Сибири раскрыты и в научных работах, и в публицистике, то Зауралье в этой области деятельности остается недостаточно изученным. Отсутствуют диссертационные исследования, научные публикации ограничены несколькими статьями в краеведческих альманахах и сборниках материалов научно-практических конференций. Благотворительность в Зауралье - тема, требующая большего внимания, чем было ей уделено до сегодняшнего времени.

Дисциплина «История благотворительности в Курганской области» входит в региональный блок и отнесена к дисциплинам по выбору. Ее задачами являются - изучение истории благотворительных учреждений, благотворительной деятельности предприятий, общественных организаций, знакомство с именами меценатов и их вкладом в историю области. А так же формирование умений по применению полученных знаний при проведении курсовых и дипломных исследований, по использованию примеров благотворительной деятельности в качестве образцов для подражания.

Пособие содержит материалы из документов Государственных архивов, Курганского областного и Шадринского краеведческих музеев, материалы региональных средств массовой информации, цитаты из бесед с современными меценатами, локальные акты, регулирующие благотворительную деятельность общественных организаций, предприятий и учреждений.

Приведенные в конце каждого раздела задания для самостоятельной работы актуализируют использование данного пособия в качестве дидактического средства при заочном или дистанционном обучении.

В списках источников информации используются следующие сокращения:

ГАКО - Государственный архив Курганской области.

ГАШ - Государственный архив в г. Шадринске.

ГАТ - Государственный архив в г. Тобольске.

ГАТюм - Государственный архив в г. Тюмени.

ГАОО - Государственный архив Омской области.

ГАЧО - Государственный архив Челябинской области.

Глава 1. Благотворительные учреждения

Тема 1.1 Благотворительные учреждения гг. Кургана и Шадринска в ХIX начале ХХ вв.

В ХIX в. в Южном Зауралье (на территории современной Курганской области) наиболее развитыми населенными пунктами были провинциальные купеческие гг. Курган и Шадринск, которые не оставались в стороне от объективных процессов развития призрения и попечения.

Курганская богадельня появилась первой из благотворительных учреждений в Кургане. Она была построена на деньги Троицкой церкви. Вероятно, деревянные дома богадельни сгорали несколько раз, потому что на карте конца XVIII в. богадельня указана к западу от церкви, на месте современного универмага, а на карте 1810 г. землемер Плотников обозначил ее уже к востоку от алтаря, ныне территория, занятая филармонией. Если в 1830-е гг. богадельня еще упоминается в различных ведомостях, то в 1840-е годы ее уже нет ни в документах, ни на картах. И только в конце 1860-х гг. в городе вновь появилась необходимость в ней. Бюджет города не позволял выделить необходимую сумму на покупку дома и оборудования. В 1868 г. Сибирь посетил Великий Князь Владимир Александрович. Эта поездка подняла по всей Сибири волну благотворительности. И хотя юный князь в г. Курган не заезжал, городское общество решило учредить в память посещения Тобольской губернии Великим Князем богадельню с присвоением ей звания «Курганская Владимирская богадельня».

18 июня 1869 г. на деньги, собранные курганским обществом в виде пожертвований, был куплен дом у надворной советницы А.В. Дурановой на Береговой улице (ныне ул. Климова). 21 февраля 1871 г. Устав богадельни утвержден министром Внутренних дел.

В период с 1868 г. по 1871 г. пожертвовано на нужды богадельни около 6 тыс. руб. Основными жертвователями были купцы (например, купец Егор Папулов передал на богадельню 1100 руб.), подавшие пример и малоимущим слоям населения, которые внесли посильную лепту - всего 289 руб. 80 коп. Деньги потратили на приобретение дома, его ремонт, купили одежду на 85 руб. 75 коп., столовую и кухонную посуду и пр. Поскольку население богадельни ожидалось преклонного возраста, наняли стряпку и прачку, купили корову за 15 руб. Даже такая роскошная вещь, как самовар, была приобретена за 4 руб. 60 коп. По тем временам это были большие деньги.

В день открытия 15 июля 1871 г. в богадельню поступило 20 человек, как и было предварительно рассчитано, но уже к 1 января 1872 г. осталось только 12 человек. Уж слишком больны и стары были жильцы. У 10 женщин-богаделок возрастные границы 55-81 год, а у 13 мужчин 50-108 лет, и только один был 35-летний, ссыльнопоселенец Иван Голиков, больной и одинокий.

Богадельню обслуживало шесть человек, получавших весьма умеренную плату за месяц. Надзирательнице платили 8 руб., стряпке - 3 руб. 50 коп., горничной - 2 руб. 50 к., прачке - 7 руб., водовозу - 3 руб. 75 к., сторожу - 3 руб. Надзирательницей долгие годы была М.В. Яковлева, которая в 1893 г. подала в городскую Думу прошение о предоставлении ей места в богадельне, которой она долгие годы управляла, где и закончила свой век. На погребение умерших в богадельне выделялось 3 р.50 к.

В 1884 г. на средства Мариинского попечительства для призрения слепых в Курганской богадельне были учреждены две кровати для слепых.

Содержание богадельни осуществлялось на средства Курганской городской управы и пожертвования. Смета ежегодно составлялась с учетом количества призреваемых, которое колебалось от 20 до 33 человек. По смете из управы получали две тысячи (небольшие ежегодные колебания). Хотя богадельня жила скромно, средств не хватало. Пришлось завести огород, за пахоту которого платили 60 коп., остальные работы делали сами. Продукты старались закупать во время ярмарок оптом, имея в виду, что на одного человека расходуются в день фунт (400 г) пшеничной муки, полфунта - ржаной, фунт говядины, чуть меньше фунта баранины, столько же сливочного масла. В году было 104 скоромных дня, когда можно было есть мясо и молочные продукты, в остальные дни пользовались растительным маслом - конопляным и льняным, подсолнечное масло в округе почти не употребляли. Закупались крупа, соль, солод на квас, овощи, яйца (только к Святой Пасхе - 100 штук на богадельню). Кроме съестных припасов, необходимо было ежегодно покупать одежду и обувь, содержать корову, планировать ремонт здания и всякие мелочные расходы.

Богадельня закрылась уже в советское время.

Курганский ночлежный дом был благотворительным заведением для нищих и бездомных. В центральных губерниях подобные дома стали появляться в конце 60-х гг. XIX в., и самым знаменитым был московский ночлежный дом у Хитрова рынка, с которого М. Горький писал свою пьесу «На дне». В г. Кургане ночлежный дом был выстроен на средства города (по смете - 2472 руб. 36 коп.) Открытие дома состоялось в 1880 г. Рассчитан он был на 60-70 человек.

В первый год существования его услугами ежедневно пользовались 40-60 человек, но с каждым годом число клиентов увеличивалось. Когда стали строить железную дорогу и станцию в г. Кургане, крестьяне, ринувшиеся на эту стройку и не имевшие в городе приюта, шли в ночлежный дом.

Заведение было открыто с 6 часов вечера до 7 часов утра. За 5 копеек клиенты получали ночлег и чай с куском хлеба. Отопление, освещение, ремонт здания, плата сторожу - все из средств города, хотя ночлежный дом имел свой капитал - 1103 руб. Ежегодно снимали со счета только процент с капитала, а основная сумма оставалась в банке. Ночлежный дом находился в ведении окружного исправника, но 3 марта 1893 г. состоялось постановление курганской городской Думы о передаче его в распоряжение Дамского попечительского комитета. Это было удобно, потому что оба здания стояли рядом на Троицкой площади.

Знаменитый курганский благотворитель - купец 1-й гильдии Д.И. Смолин как председатель Курганского Комитета по разбору и призрению нищих в 1890 г. начал финансировать из личных средств бесплатное питание ночлежников в благотворительной столовой Дамского попечительного комитета (см. п. 2.1 настоящего пособия). В 1893 г. к ночлежному дому было пристроено помещение, в котором открыли свою столовую для бедных. Это привлекало все больше бездомных, безработных, нищих. Иногда не хватало места на нарах, потому что являлось на ночь 150-160 человек, и тогда спали под нарами на полу. Такой наплыв продолжался и после октябрьской революции, пока в ноябре 1924 г. Курганский горсовет не принял решение закрыть ночлежный дом.

Николаевское детское убежище было открыто в Кургане в конце ХIХ в. Купец Д.И. Смолин, много сделавший для города, в 1889 г. покупает усадьбу и строит двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте для детского приюта. Дом этот в перестроенном виде сохранился на углу ул. Климова и Комсомольской, когда-то Береговой и Думского переулка. Провели тщательную отделку здания, закупили необходимое оборудование и 9 ноября 1890 г. открыли Детское убежище, рассчитанное на 20 детей. Приют содержался на проценты с капитала в 15 тыс. рублей, которые были положены Д.И. Смолиным в банк на счет убежища.

В 1890 г. в городе обсуждался вопрос о присвоении приюту имени Д.И. Смолина, но путешествие Наследника Цесаревича Николая Александровича по Сибири изменило эти планы. В память об этом событии решили присвоить приюту 1 октября 1891 г. название «Никольское детское убежище», на что получили согласие Великого Князя.

Благодаря Д.И. Смолину каждый ребенок имел свою отдельную кровать с чистым бельем, опрятную одежду, пользовался питательной и здоровой пищей. Долгое время, со дня основания и до конца 1908 г., попечительницей убежища была Е.Ф. Смолина, а начальницей (надзирательницей) Е.Е. Новикова. От этих женщин зависел отбор детей в приют. Детей младше трех лет вообще не принимали, они требовали большого ухода за собой. Для помещения ребенка в убежище родители или опекуны должны были представить доказательство своей бедности и невозможности дать ребенку воспитание. С тринадцатилетнего возраста детей обучали ремеслам, а по достижении школьного возраста они посещали церковно-приходскую школу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты