Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние
p align="left">«15 июля 1917 г. в Песчанской школе был детский спектакль. Поставлено было «Веселые дни», в игре участвовали 16 человек детей от 10 до14-летнего возраста. Спектакль сошел на славу, чистой прибыли осталось 50 рублей, которые поступили так же на нужды войны» [21].

Смена власти в октябре 1917 г. не изменила в лучшую сторону материальное положение российской армии, и Советские органы обратились к народу.

«Граждане и гражданки!

Война свирепствует уже более трех лет. Каждый день калечит и убивает людей. […]. В настоящее время в г. Шадринске организован отдел Пермского Союза увечных и больных воинов, в который каждый день записываются членами десятки военноувечных. […]

У отдела совершенно нет средств для того, чтобы начать в полном объеме работу, и мы назначаем 25 и 26 ноября 1917 г. сбор пожертвований для оказания трудовой поддержки военноувечным. Сбор будет производиться: кружками, подписными листами в церквах города и уезда.

Надеясь на отзывчивость граждан,

остаемся с товарищеским приветом:

Правление отдела Пермского Союза увечных воинов» [20].

С июня 1918 г. по 4.08.1919 г. г. Шадринск находился под властью белогвардейцев и белочехов. В это время развернула свою деятельность Комиссия по сбору пожертвований на нужды Временного Сибирского правительства.

Проводились кружечные сборы по решениям Советов прихожан шадринских церквей. Церковно-приходские попечительства вносили разные суммы: Мехонское кредитное товарищество - 1500 руб., Шадринское соборное попечительство - 8964 руб. и др. В городском саду было устроено гулянье 15 июня 1919 г. с лотереей-аллегри на сумму 30 тыс. руб.

Поток бывших военнопленных, следующих в свои населенные пункты, требовал огромного внимания: обеспечения транспортом, продовольствием, медицинской помощью и пр. Циркуляр Министерства внутренних дел Временного правительства № 1352 от 22.12.1918 г. гласил: «Сознание нашего общего долга перед людьми, пережившими страдания, и соображения о поддержании общественного порядка заставляют принимать меры по созданию условий продвижения возвращающихся на родину. Одно какое-либо учреждение с такой задачей не справится, необходимы усилия всего населения» [6]. Предполагалось обратиться к населению с воззванием о сборе теплых вещей для военнопленных, что и было сделано.

Участие зауральцев в обеспечении военных подразделений не всегда было добровольным. Примером тому служат приказы Колчаковского контрреволюционного правительства по г. Кургану, изданные в мае-июне 1919 г., о реквизиции одеял, пледов у населения уезда для пошива из них шинелей для армии: «Мужское население, состоящее на государственной или частной службе, обязано поставить: получающие содержание в месяц от 1001 руб. до 1500 руб. - одно одеяло, от 1500 руб. до 2000 руб. - два одеяла, от 2000 руб. и выше - три одеяла. Домовладельцы и владельцы торговых и промышленных предприятий тоже сдают одеяла, за основание берется доходность предприятия. Лица, уклонившиеся от сдачи, подлежат штрафу» [7].

«Обращение управляющего Курганским уездом Алексеева М.В. к сельскому населению уезда о добровольной сдаче белья и продовольствия для Белой армии 16 мая 1919 г.

Граждане-сельчане! Наша возродившаяся, доблестная армия, сражающаяся за освобождение Родины от ненавистного нам ига большевизма, несущего разбой и смерть, испытывает крайнюю нужду в белье, а население исстрадавшихся губерний, ныне освобожденных, такую же нужду - в продовольствии.

Неужели мы не придем им на помощь и своими добровольными деяниями не облегчим нужду: воинам - бельем, а голодавшему населению - продовольствием.

По приказу Верховного Правителя у городского населения уже произведена бесплатная реквизиция белья. Сельское же население, я глубоко убежден, не заставит ждать приказов и реквизиции, а, проникшись сознанием о необходимости помощи, само добровольно установит между собою бельевую и хлебную повинность. […] Обсудите, граждане-сельчане, мое предложение об установлении добровольной бельевой и хлебной поставки и осуществлением ее дайте первый достойный гражданский пример для граждан других губерний и уездов» [5].

Таким образом, в сложное военно-революционное время начала ХХ в. при частой смене власти, население, иногда вынужденно, иногда добровольно, не оставалось в стороне от помощи страждущим. Русский народ всегда был неравнодушен к страданиям земляков. Но сложная политическая ситуация не могла не повлиять отрицательно на деятельность общественных организаций и комитетов. К началу 20-х гг. ХХ в. большинство из них либо развалились сами, либо были запрещены властью. А богатые русские предприниматели, для которых меценатство было не только долгом, но и необходимостью, либо эмигрировали, либо погибли. XIX в., считавшийся пиком развития благотворительности, канул в лету.

Источники

1. ГАКО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.

2. ГАКО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 4. Л. 3-4.

3. ГАКО. Ф. 129. Оп. 1. Д. 561. Л. 51.

4. ГАКО. Ф. р-852. Оп. 1. Д. 272. Л. 37.

5. ГАКО. Ф. р-852. Оп.1. Д. 194. Л.4.

6. ГАКО. Ф. р-582. Оп. 1. Д. 51. Л. 21-22.

7. ГАКО. Ф. р-852 Оп. 1. Д.158. Л. 1.

8. ГАКО. Ф. 492-1. Д. 1365. Оп. 1. Л. 26, 197.

9. ГАТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 547. Л. 1.

10. ГАШ. Ф. 877. Оп. 4. Д. 8-52

11. ГАШ. Ф. 647. Оп.1. Д. 154-168. Д. 170-176.

12. ГАШ. Ф. 1060. Оп. 1. Д. 595. Л. 97, 125, 142-143.

13. ГАШ. Ф. 599. Оп. 1. Д. 3. Л. 77. Д. 3. Л. 73-74.

14. ГАШ. Ф. 474. Оп. 1. Д. 61. Л. 75. Д. 70. Л. 165-166.

15. ГАШ. Ф. и-473-1 Оп. 1. Д. 1921. Л. 112.

16. ГАШ. Ф. 495. Оп. 1. Д. 1867. Л. 49.

17. ГАШ. Ф. и-474. Оп. 1. Д. 1920. Л. 92-93.

18. ГАШ. Ф. и-492. Оп. 1. Д. 2958. Л. 84, 121.

19. ГАШ. Ф. 475. Оп. 1. Д. 1021. Л. 2.

20. ГАШ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 2054. Л. 137.

21. Исеть. - 1917. - 18.07.

22. Бажина, Н. Домой из плена к Рождеству [Текст] / Н. Бажина // Шадринский курьер. - 2000. - 06.01.

23. Гаев, И. Крах империи. К 90-летию Февральской революции [Текст] / И. Гаев // Исеть. - 2007. - 7-13.02; 14-20.02.

24. Иовлева, В. Дыхание войны. Шадринск : По страницам газеты «Исеть» о I Мировой войне [Текст] / В. Иовлева // Авангард. - 1993. - 23.06.

25. На помощь нашим воинам, их семьям и жертвам войны [Текст] // Календарь-справочник на 1916 год : Издание Шадринского земства. - Пермь : Электро-типография губернского земства, 1915. - С. 199-208.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Тест

Вопросы для обсуждения

Рекомендуемая дополнительная литература

Анализ практической значимости

Тест

1. С какими целями было открыто в г. Кургане в 1908 г. отделение Императорского Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне и их семьям?

1.1. Материальная поддержка защитников Отечества и членов их семей.

1.2. «…укрепление в сознании народа, что как правительство, так и все русское общество озабочено обеспечением судьбы солдат, честно исполнивших свой долг и принесших свое здоровье и личное счастье при защите Родины».

1.3. Объединение семей пострадавших воинов в общественные организации и организация между ними взаимопомощи и взаимоподдержки.

2. Какие задачи ставил перед собой Всероссийский союз городов помощи больным и раненым-воинам?

1. Защита жертв войны ? беженцев.

2. Налаживание внешнеполитических связей России.

3. Пропаганда военной доктрины России.

3. В пользу какого комитета или общества в волостях Курганского уезда проводился благотворительный сбор «Ковш зерна нового урожая»?

3.1. В пользу Сибирского общества для подачи помощи раненым воинам.

3.2. В пользу Общества покровительства освобожденным из мест заключения.

3.3. В пользу Комитета ея Императорского высочества Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий.

4. Что послужило причиной создания при Шадринской почте в 1915 г. добровольной дружины из 25 студентов и курсисток?

4.1. Малограмотность крестьянского населения.

4.2. Нехватка работников в почтовом ведомстве.

4.3. Необходимость охраны Шадринской почты.

5. Кто был объектом благотворительности в Зауралье 1904-1918 гг.?

5.1. Беженцы.

5.2. Бывшие военнопленные.

5.3. Крестьяне.

5.4. Учащиеся гимназий и училищ.

5.5. Государство.

Вопросы для обсуждения

1. Почему ХХ в. не смог стать преемником традиций благотворительности XIX в.?

2. Какую роль играла общественная благотворительность в военно-революционное время начала ХХ в.?

3. Как влияла на развитие благотворительности в Зауралье в начале ХХ в. частая смена власти?

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Горелов, В. 1905 г. в Зауралье [Текст] / В. Горелов // Блокнот агитатора. - 1980. ? № 22. - С. 24-30.

2. Ершов, М.Ф. Война и учащаяся молодежь: Шадринск в 1914-1916 гг. [Текст] / М.Ф. Ершов // Наука и образование Зауралья. - 1999. ? № 1-2. - С. 232-234.

3. Иовлева, В. Дыхание войны. Шадринск : По страницам газеты «Исеть» о I Мировой войне [Текст] / В. Иовлева // Авангард. - 1993. - 23.06.

4. Нувахов, Б.Ш. Общественно-благотворительное движение в период русско-японской войны (1904-05 гг.) [Текст] / Б.Ш. Нувахов // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - 1995. ? № 5. - С. 23-26.

5. Плющев, В.А. Перманентная революция (1917) : Документальное повествование. Т. 5 [Текст] / В.А. Плющев. - Курган : Зауралье, 2002. - 197 с.

6. Плющев, В.А. Японская война [Текст] / В.А. Плющев // Профсоюзы и время. - 1992. ? № 10. - С. 4.

7. Пудовкин, С.И. Начало гражданской войны в Зауралье. По «Белым» мемуарам [Текст] / С.И. Пудовкин // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «VI Зыряновские чтения». Курган, 11-12 декабря 2008 г. - Курган : Изд-во Курганс. гос. ун-та, 2008. - 218 с.

Анализ практической значимости

Сформулируйте основные практические выводы по теме. Что из усвоенного материала Вы сможете применить в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности?

Представьте себя на месте курсистки или студента начала ХХ в. Вы примите участие в организации благотворительного спектакля или в работе добровольной почтовой дружины? На чьи нужды согласитесь внести благотворительный взнос?

Тема 3.3 Отношение к благотворительности в молодой Советской республике

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 г. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 г. Благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

Тем не менее, неспособность революционного российского правительства справиться с проблемами вынуждало его использовать проверенные способы привлечения средств населения. Отличительной особенностью советских методов был их декларативный характер. Пожертвования и безвозмездный труд из добровольного превратились в обязательный. Отказ от такой «вынужденной благотворительности» грозил репрессиями, а в некоторых случаях - смертью. В тех случаях, когда государство не могло убедить население в необходимости оказания безвозмездной помощи, оно прибегало к принудительным мерам, иногда очень жестким. Голод 1921-1922 гг. охватил огромную территорию. На основании Постановления Центральной комиссии по оказанию помощи голодающим при ВЦИК за № 165, опубликованного в «Известиях В.Ц.И.К.» от 29 июля 1921 г. в губерниях, признанных неблагополучными по неурожайности, сформированы губернские и уездные комиссии. В Курганском уезде создано 36 волостных комиссий помголода, 298 комиссий в селах и деревнях.

Курганская горуездная комиссия помощи голодающим при исполкоме Челябинской губернии в официально утвержденном положении зафиксировала свои основные задачи: агитация по оказанию помощи голодающим; устройство субботников и организация сверхурочных работ в помощь голодающим; организация общественных работ для населения голодающих районов; организация общественного питания общежитий и детских приютов; заготовка суррогатов питания для людей и скота; обсеменение полей; развитие огородничества. Осенью 1921 г. труженики края приняли участие во Всероссийской неделе помощи голодающим. Ее программа включала три субботника, сбор вещей и денег, постановку благотворительных спектаклей и многое другое. Коммунисты г. Кургана сдали в фонд помощи голодающим золотые (23 шт.) и серебряные (35 шт.) изделия. Для снабжения детских столовых каждый крестьянин должен был отчислить «определенное количество с пуда урожая, как бы этот урожай не был ничтожен» [5]. Чтобы помочь детям, вводили «денежное обложение всех без исключения граждан, участвующих в жизни города» [6]: все идущие или едущие по г. Кургану 29-31 декабря 1921 г. должны были внести пожертвования в пользу голодающих, т.е. заплатить определенный налог. В это же время была проведена специальная лотерея в пользу голодающих.

Все пожертвования, собранные продуктами и вещами, сдавались в многолавки или в особые склады Упродкомов (Уездных продовольственных комитетов) и Губпродкома (Губернского продовольственного комитета). Жертвователям выдавались особые квитанции с указанием - что, в каком количестве и когда сдано. Комиссии устанавливали контроль хода работ по приему и правильному использованию продуктов и вещей.

Но так как добровольных пожертвований явно не хватало, власть своим решением сделала «добровольность ? обязанностью». 5-й Губернский съезд Советов в феврале 1922 г. установил «обязательные налоги в пользу голодающих на сельское население в местностях, не признанных голодающими» [7]. Для получения регулярной безвозмездной помощи ослабленные хозяйства прикреплялись к благополучным. Шадринский уездный комитет, не смотря на то, что г. Шадринск находился в полосе неурожайности и испытывал продовольственные трудности, объявил «Неделю помощи голодающим Поволжья». Было собрано с населения и отправлено в Повольжье три тыс. пудов продовольствия, 15 млн. руб. и несколько тыс. предметов первой необходимости. В конце 1921 г. для голодающей Башкирии было отправлено безвозмездно 8257 пудов продуктов. По заданию В.И. Ленина в начале 1922 г. для засева полей Поволжья было отгружено 76 пудов семенного овса, в Кустанайскую обл. - 12 тыс. пудов.

К лету 1922 г. в Шадринском уезде признано голодающими 11 волостей. Люди ели лебеду, кору березы, семена сорных трав. Екатеринбургский Губкомпомгол (Губернский комитет помощи голодающим) за неимением средств признал оказание помощи Шадринцам невозможным. Единственное, что было решено - это оставлять все сборы, поступления по Шадринскому уезду в распоряжении Уездного компомгола (уездного комитета помощи голодающим). Помощь извне была мизерной, необходимо было изыскивать средства своими силами. Исполком уездного Совета поддержал лозунг: «Десять сытых кормят одного голодающего», выдвинутый Центральной комиссией помощи голодающим. 12 мая 1922 г. было принято обязательное постановление Шадринского Уездного исполкома совета РККД, по которому все торговцы-промышленники, кустари, ремесленники города и уезда должны были сдавать до 25 числа каждого месяца 5 % отчислений с каждого рубля валового оборота в пользу голодающих. Проводились различные мероприятия. Так, в апреле 1922 г. во время «Недели просвещения» в Шадринском театре был поставлен спектакль, чистый сбор от которого отчислен в пользу комиссии Помгола. На счет комиссии поступали средства от частных лиц и учреждений в виде денег и драгоценных изделий. Во всех церквах города во время богослужений проводились кружечные сборы. Верующее население, церкви вынуждены были сдать церковные ценности в соответствии с решением Шадринской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей.

Благодаря хорошему урожаю 1922 г. голод был в основном ликвидирован, и началась борьба с его последствиями.

В 1922-1923 гг. в г. Шадринске и уезде насчитывалось свыше 250 беспризорников. Рабочие льно-прядильной фабрики «Красный Октябрь» (около 800 человек) решили отчислить однодневный заработок в пользу детских домов. В Шадринске в 1920-х гг. был соборный хор, которым руководил Г.В. Мещеряков. В рождественские каникулы 1925-26 гг. хор дал в драмтеатре благотворительный концерт в пользу учеников 4-й школы (на одежду, питание, учебники). Концерт прошел в переполненном зале. Весь сбор пошел в школу. «Народный дом на народные средства» ? под таким лозунгом началось возведение этого объекта в г. Кургане. При учреждениях и предприятиях города и округа создавались комиссии содействия, в задачи которых входило: «Добровольное привлечение граждан к строительству Народного дома» [14]. Через газету «Красный Курган» были организованы «печатные вызовы». Действовали они по принципу пирамиды: один гражданин публиковал в газете объявление, что передает в фонд строительства Народного дома определенную сумму и вызывает (дальше шел перечень фамилий), «вызванные» в следующем номере газеты публиковали суммы своих пожертвований и вызывали следующих. Народный дом построен на месте современного областного драматического театра, но просуществовал недолго, был уничтожен пожаром.

В Советский период благотворительность в нашей стране официально выступала в виде института шефства. Идеология шефства связана с общественной деятельностью по оказанию систематической помощи кому-либо в производственном, культурном, политическом и т.п. отношениях; содействие в каком-либо деле. Коллективное шефство отличается от общественной благотворительности тем, что оно санкционируется государственными и партийными органами. Появилось понятие - «разнарядка», когда за субъектом помощи, которым является коллектив, «закреплялся» объект помощи, как правило, другой коллектив. Сочетания субъектов и объектов помощи принимали различные формы и зависели от той или иной программной установки государства. Так, в 20-е гг. ХХ в. молодежь шефствовала над Красным Флотом, в 30-е гг. над авиацией, а в 70-80-е гг. - над детскими домами.

Шадринский окружной комсомол шефствовал над эскадренным миноносцем «Зиновьев». Комсомолия ежегодно отсылала флоту так называемые шефкопейки: 190-200 руб. в год, которые собирали с комсомольцев. С 1925 г. Шадринская льно-прядильная фабрика «Красный Октябрь» шефствовала над с. Коврига. А комсомольская ячейка фабрики - над комсомольцами с. Красномыльского, где помогли создать библиотеку, спортплощадку, клуб. В ноябре 1923 г. бюро Шадринского уездного комитета приняло решение о шефстве над комсомольцами области Тюрингия в Германии, имея в виду «интернациональное воспитание и материальную помощь» [10]. Даже в период голода комсомольцы неоднократно проводили кружковые сборы, платные концерты, гулянья в городском саду для оказания помощи зарубежным коммунистам. Характерной чертой Советского строя был безвозмездный труд на благо общества. Субботник (воскресник) - сознательный организованный бесплатный труд в свободное от основной работы время, в выходные дни (откуда и произошло название). В России в ранние годы Советской власти субботники как порождение революционного энтузиазма масс действительно были добровольными. Впоследствии, с уменьшением энтузиазма стали привычной чертой социалистического образа жизни. Традиция проведения субботников и воскресников сохранилась вплоть до конца ХХ в. Частота проведения была непостоянной, но существовали Всероссийские и Всесоюзные субботники, которые были обязательными для всех территорий страны. Например, Всесоюзный Ленинский коммунистический субботник, приуроченный ко дню рождения В.И. Ленина. Коммунистические субботники формально можно считать формой благотворительности, но добровольными они были только в том смысле, что работавшие люди как бы добровольно отказывались от оплаты за труд. Зауральцы, как и все граждане Советской республики, участвовали в субботниках и воскресниках. Например, Всероссийский субботник 1 мая 1920 г. в г. Шадринске прошел как революционный праздник. В 9 час. утра началась демонстрация трудящихся, а через 45 мин. - субботник. Командиры и бойцы кавалерийской дивизии во главе с начдивом Томиным грузили на станции специальный хлебный эшелон для отправки в Москву в помощь голодающим трудящимся. Жители города очищали улицы от мусора. Рабочие трудились на своих предприятиях, выполняя сверхплановую норму.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты