Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации
p align="left">С 1 января 2005 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ прокомментированная выше ст. 23 прежней редакции Федерального закона «О ветеранах», устанавливавшая меры социальной защиты ветеранов военной службы, утратила силу. Взамен ее каких-либо правовых норм не принято. На этом фоне весьма странным представляется мнение авторов Научно-практического комментария к Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ, которые указывают: «В связи с принятием специальных федеральных законов, регулирующих вопросы социальной поддержки данных категорий граждан (имеются в виду ветераны военной службы и ветераны государственной службы), наличие этой статьи в настоящем Законе стало неактуально». Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ / Под общ. ред. Н.А. Волгина, С.В. Калашникова. - М., 2005. С. 288. Однако, никаких иных «специальных законов» не принято, поэтому непонятно о каких таких специальных федеральных законах идет речь в указанном Комментарии.

Действительность такова, что но ныне действующая редакция Федерального закона «О ветеранах», сохранив категорию ветерана военной службы, в то же время не содержит правовых норм о каких-либо мерах их социальной поддержки. Создается впечатление, что присвоение звания ветерана военной службы является только моральным стимулом к добросовестной многолетней военной службе, не принося указанным лицам каких-либо материальных выгод. В нынешних социально-экономических условиях, а также в связи с особым статусом военнослужащих, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением военной безопасности государства и сопряжена с повышенной опасностью и риском для жизни и здоровья, одних только мер морального стимулирования данной категории ветеранов явно недостаточно.

Не в полной мере согласуется создавшееся положение и с принципом социальной справедливости. Действительно, в условиях, когда для всех категорий ветеранов федеральным законодательством установлены вполне конкретные меры социальной поддержки, отсутствие в указанном законодательстве норм о таких мерах в отношении ветеранов военной службы вызывает вполне понятное возмущение данной категории граждан, провоцирует многочисленные обращения в высшие органы государственной власти, а также явилось причиной открытых акций протеста (митингов, пикетов, шествий и т.п.) военных пенсионеров, имевших место во многих городах России в первой половине 2005 г.

Апологеты нынешней редакции Федерального закона «О ветеранах» (главным образом представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) зачастую апеллируют к ст. 22 данного Закона, которая, по их мнению, определяет меры социальной поддержки ветеранов военной службы. Так ли это на самом деле? Обратимся к содержанию указанной статьи. В ней сказано: «Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Из этого следует, что поскольку до 1 января 2005 г. ветераны военной службы, достигшие общего пенсионного возраста, были приравнены по уровню прав и льгот к ветеранам труда, то, следовательно, в настоящее время меры их социальной поддержки должны определяться законодательством субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с указанным законодательным положением в субъектах РФ устанавливаются меры социальной поддержки ветеранов военной службы. Так, например, Московской городской Думой принят Закон г. Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» от 3 ноября 2004 г. № 70. Указанные в нем меры социальной поддержки предоставляются ветеранам военной службы, проживающим в г. Москве, при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Что касается ветеранов военной службы из числа военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы, то вопрос с определением мер их социальной поддержки в основном решен, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» на указанную категорию ветеранов распространяются меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны. Объем этих мер социальной поддержки достаточно обширен: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.; внеочередная установка квартирного телефона; оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг; льготы по медицинскому обеспечению; прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения с выплатой им специальных стипендий; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году; другие меры социальной поддержки.

Казалось бы, действительно, вопрос определения мер социальной поддержки ветеранов военной службы в нормативном порядке решен и поводов для беспокойства вроде бы не должно быть. Однако складывающаяся после 1 января 2005 г. практика реализации Федерального закона «О ветеранах» выявила ряд серьезных проблем в данной сфере.

Можно сделать вывод, что основные проблемы реализации статуса ветеранов военной службы состоят в следующем:

- во-первых, в приведенных выше положениях ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» идет речь о мерах социальной поддержки ветеранов военной службы, которые являлись таковыми по состоянию на 31 декабря 2004 г. В связи с этим остается открытым вопрос: каким образом будет осуществляться социальная защита ветеранов военной службы, которым данное звание будет присвоено после 1 января 2005 г.? Ныне действующая редакция Федерального закона «О ветеранах» ответа на данный вопрос не дает;

- во-вторых, ветераны военной службы - это граждане, которые выполняли (выполняют) государственно-значимые задачи, исполняли (исполняют) обязанности военной службы в интересах всего общества. Однако определение мер их социальной поддержки отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Данное обстоятельство воспринято ветеранами весьма болезненно, поскольку создает ощущение отказа федеральных властей от оценки их ратного труда. Принцип определения мер социальной поддержки, установленный законодателем для ветеранов труда, совершенно неприемлем для ветеранов военной службы. Военная служба является особым видом государственной службы и осуществляется в интересах всего государства, а не отдельных субъектов Федерации, следовательно, вполне логичными являются ожидания ветеранов военной службы, связанные с установлением мер их социальной поддержки именно федеральными властями, а не местными;

- в-третьих, неизбежным следствием нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов РФ по определению мер социальной поддержки ветеранов является то обстоятельство, что ветераны военной службы, проживающие в различных регионах страны, стали иметь различный уровень социальной защищенности в зависимости от финансово-экономических возможностей того или иного субъекта РФ. Это приводит к еще большему нарушению принципа социальной справедливости: имея до увольнения с военной службы единый статус военнослужащего, указанные граждане, уволившись в запас, по объему прав и льгот оказались разделенными по территориальному признаку.

Указанные проблемы требуют своего разрешения, поскольку речь идет о социальном самочувствии и благосостоянии миллионов заслуженных людей.

Некоторые предложения решения данных проблем дает В.И. Гудис. Он пишет: «В преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ провозглашен принцип необходимости поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования. Проведенный в настоящей статье анализ проблем, связанных с реализацией статуса ветерана военной службы, свидетельствует о том, что в отношении данной категории ветеранов указанный принцип остается лишь декларацией. Это актуализирует настоятельную необходимость внесения серьезных корректив в законодательство о социальной защите ветеранов». Гудис В.И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения // Право в Вооруженных Силах. № 10. 2005. С. 16.

В целях восстановления справедливости мы предлагаем дополнить Федеральный закон «О ветеранах» статьей, устанавливающей единые меры социальной поддержки ветеранов военной службы на федеральном уровне, независимо от места их жительства - так, как это сделано, например, в отношении ветеранов боевых действий.

Что касается срока, с которого ветеранам военной службы должны предоставляться указанные меры социальной поддержки, то здесь, следует использовать проверенный принцип, который был заложен в прежней редакции закона: право на социальные гарантии ветераны военной службы должны приобретать, как и прежде, с достижением пенсионного возраста по старости, т.е. мужчины - с 60 лет, женщины - с 55 лет.

В пользу предложенного варианта решения проблем социальной поддержки ветеранов военной службы говорит и то обстоятельство, что пенсионное и другие виды социального обеспечения указанной категории граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета. В случае реализации данного варианта отпадет необходимость перечисления соответствующих средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, что приведет к экономии расходов, связанных с их учетом, распределением и т.п. Все финансовые вопросы в этом случае можно было бы решать через органы, осуществляющие пенсионное обеспечение указанных граждан.

Далее рассмотрим вопросы о ежемесячной денежной выплате и наборе социальных услуг.

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) - это фиксированная денежная сумма, устанавливаемая на федеральном уровне и выплачиваемая отдельным категориям граждан, так называемым федеральным льготникам.

Право на ЕДВ в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» имеют: инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица (инвалиды войны); участники ВОВ; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 закона; военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале ВОВ в портах других государств; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

При этом, если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по Федеральному закону «О ветеранах» и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ЕДВ либо по Федеральному закону «О ветеранах», либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина (за исключением случаев установления ЕДВ в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»). Гражданам, пострадавшим от воздействия радиации и имеющим одновременно право на получение ЕДВ установленной Федеральным законом «О ветеранах», ежемесячно начисляются две эти денежные выплаты.

Гражданину, имеющему одновременно право на получение ЕДВ по нескольким основаниям, ЕДВ устанавливается по тому основания, которое предусматривает более высокий размер выплаты.

В п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» установлены размеры ЕДВ. Сумма ЕДВ с 1 января 2006 года исчисляется и выплачивается с учетом индексации (изменения) суммы ЕДВ и стоимости набора социальных услуг, осуществленной за период с 1 января 2005 года в соответствии с законодательством РФ.

На настоящий момент, внесенными в ряд законодательных актов изменениями увеличены размеры ЕДВ, предоставляемых взамен льгот («монетизация» льгот) отдельным категориям граждан, в частности «чернобыльцам», инвалидам, ветеранам, героям войны и труда. Эти изменения закреплены Федеральным законом от 01.11.2007 № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан». В ст. 5 вышеназванного Закона сказано, что ежемесячная денежная выплата ветеранам устанавливается в размере:

1) инвалидам войны - 2 645 рублей;

2) участникам ВОВ - 1 985 рублей;

3) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», - 1 455 рублей;

4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лицам, работавшим в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале ВОВ в портах других государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - 795 рублей.

Статья 5 Федерального закона от 01.11.2007 № 244-ФЗ вступила в силу с 1 апреля 2008 года.

ЕДВ назначается без учета районного коэффициента, устанавливаемого Правительством РФ в зависимости от района проживания. Но размер ЕДВ подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии.

Следует добавить, что часть суммы ЕДВ может направляться на финансирование предоставления гражданину социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Справочник председателя профкома. «Как стать ветераном труда? Все решают регионы». - М.: Профиздат, 2007. № 24. С. 38. При этом п. 7 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ЕДВ не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Порядок осуществления ЕДВ утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 № 294. Этот порядок устанавливает общие правила обращения за выплатой, процедуру рассмотрения заявлений граждан, определяет перечень документов, необходимых для назначения выплаты а также правила установления и начисления выплаты, регулирует вопросы ее доставки.

Гражданин, имеющий право на ЕДВ вправе обратиться за ней в любое время после возникновения этого права. Обратиться за выплатой можно как лично, так и через своего представителя, при этом заявление и все документы можно отправить по почте.

По общему правилу ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не раньше, чем возникло право на эту выплату. Днем обращения считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. Если заявление было направлено по почте, то днем обращения будет считаться дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления. После приема заявления в течение 10 дней (не позднее) территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает решение о назначении выплаты. Однако Пенсионный фонд РФ может и отказать в назначении ЕДВ, к примеру, не все документы представлены, лицо относится к региональным льготникам и др. в случае отказа Пенсионный фонд РФ не позднее 5 дней со дня вынесения такого решения должен известить гражданина, сообщив о причинах отказа, а также возвратить все документы. Если гражданин не согласен с вынесенным решением, он вправе обжаловать его в вышестояший орган Пенсионного фонда РФ (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение). При этом решение территориального органа Пенсионного фонда РФ и вышестоящего может быть обжаловано в суде.

Порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 г. № 317, предусматривает, что приостановление, продление и возобновление выплаты производится по правилам, определенным для трудовой пенсии. Основание приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии устанавливает ст. 21 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В случае возникновения вопросов по порядку назначения ЕДВ, определения ее размера или доставки следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, в которых есть отделы приема населения, где компетентные специалисты проводят прием граждан по всем вопросам, связанным с пенсионным обеспечение, а также дают разъяснения по ежемесячным денежным выплатам.

ЕДВ начисляется с учетом решения об отказе от набора социальных услуг либо от одной социальной услуги из этого набора. Иными словами, при наличии заявления гражданина об отказе от всех социальных услуг (одной социальной услуги), их стоимость не вычитается из суммы ЕДВ, установленной для соответствующей категории. Заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ ежегодно в срок до 1 октября текущего года лично либо иным способом, например, по почте или через представителя. Отказаться от набора социальных услуг (социальной услуги) стало возможно только с 2006 года. При отсутствии заявления о предоставлении набора социальных услуг, социальные услуги не предоставляются и, соответственно, стоимость набора социальных услуг не вычитается из суммы ежемесячной денежной компенсации.

Набор социальных услуг (или «социальный пакет») - это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.

Социальные услуги являются неотъемлемым атрибутом современного социального государства. Значение этого явления приводит как к выделению самостоятельного этапа в развитии социального государства - государства социальных услуг (С.В. Калашников См.: Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М.: Экономика, 2002. С. 69.), так и к рассмотрению функции по оказанию социальных услуг в качестве одной из сторон социальной деятельности современного государства (В.Е. Чиркин См.: Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21 июня 2003 г. / Сост. Н.С. Нижник, Н.А. Чекунов; под ред. Д.И. Луковской. - СПб., 2003. С. 3.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты