Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации
p align="left">Ветераны труда Сахалинской области, имеющие право на ЕДВ, обращаются в отделы (управление) социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Сахалинской области, расположенные на территориях муниципальных образований области, представив необходимые документы. Решение о назначении либо отказе в назначении ЕДВ принимается Отделами по месту постоянного жительства получателя не позднее 10 дней после поступления заявления со всеми необходимыми документами. Решение о выплате ЕДВ вместе с заявлением и документами формируется в личное дело.

Отделы в 5-дневный срок письменно сообщают заявителю о принятом решении, в случае отказа в назначении ЕДВ - с объяснением причины отказа. При необходимости дополнительной проверки представленных заявителем сведений Отделом должен быть дан предварительный ответ, уведомляющий о проведении такой проверки. При проведении дополнительной проверки окончательный ответ о назначении либо об отказе в назначении ЕДВ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после уведомления заявителя об указанной проверке.

Сведения, хранящиеся в личных делах получателей, заносятся Отделом в единую базу данных получателей, для ведения которой используется автоматизированная система «Адресная социальная помощь» (база данных).

Неработающим гражданам, впервые получившим звание «Ветеран труда Сахалинской области», ЕДВ предоставляется с 1-го числа месяца, в котором присвоено звание. Работающим гражданам, получившим звание, ЕДВ предоставляется с 1-го числа месяца, в котором присвоено звание, но не ранее 1 июля 2007 года.

Выплата ЕДВ прекращается в случаях: получения иных выплат по федеральным законам и законам Сахалинской области; выезда получателя за пределы Сахалинской области в связи с изменением места жительства; получения пенсии по линии других ведомств (МВД, ФСБ, УВД и т.д.); смерти получателя. Выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых ветераном труда Сахалинской области утрачено право на ЕДВ (выезд за пределы Сахалинской области, включение в Федеральный регистр, смерть и т.д.). При устранении обстоятельств, вследствие которых ветераном труда Сахалинской области было утрачено право на ЕДВ, возобновление выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором Отделом было получено соответствующее заявление о возобновлении выплаты.

Ветераны труда Сахалинской области обязаны в 5-дневный срок сообщать в Отделы по месту жительства о наступлении обстоятельств, влияющих на порядок выплаты (о получении иных выплат по федеральным законам и законам Сахалинской области, о смене места жительства, выезде за пределы Сахалинской области, изменении лицевого счета в сберегательном банке и других). Суммы ЕДВ, излишне выплаченные вследствие злоупотребления (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на порядок выплаты), возмещаются получателями, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке. Споры по вопросам назначения и выплаты ЕДВ разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством. Суммы ЕДВ, причитавшиеся ветерану труда Сахалинской области и не полученные им при жизни, наследуются в порядке, установленном законодательством РФ.

Финансирование расходов, связанных с доставкой и пересылкой ЕДВ ветеранам труда Сахалинской области, проживающим на территории Сахалинской области, через кредитные организации РФ, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на эти цели. При наличии денежных средств опережающая выплата ЕДВ за январь следующего года производится в декабре текущего года.

Денежные средства ежемесячно на основании заявок, представленных Департаментом в главное финансовое управление Сахалинской области, направляются на лицевые счета ветеранов труда Сахалинской области, открытые в соответствующих кредитных организациях Сахалинской области. Выплата ЕДВ осуществляется один раз в месяц на лицевые счета ветеранов труда Сахалинской области до 30 числа каждого месяца в пределах средств, выделенных на эти цели из областного бюджета. Департамент и Отделы не несут ответственность за несвоевременную выплату сумм ЕДВ в случае непредставления получателем сведений о закрытии или изменении лицевого счета в кредитной организации.

Ответственность за нецелевое использование денежных средств, предусмотренных для выплаты ЕДВ ветеранам труда Сахалинской области, проживающим на территории области, несет Департамент. Отчет по выплатам ЕДВ ветеранам труда Сахалинской области, проживающим на территории области, представляется Департаментом в главное финансовое управление Сахалинской области в сроки, установленные законодательством.

Размер ЕДВ ежегодно увеличивается (индексируется) в соответствии с законом Сахалинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Сахалинской области.

Теперь рассмотрим меры социальной поддержки ветеранов труда, проживающих в Сахалинской области. Эти меры определены в Законе Сахалинской области от 21.12.2005 № 101-ЗО «О мерах социальной поддержки на территории Сахалинской области реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, участников трудового фронта, ветеранов труда, проживающих в Сахалинской области».

В данном Законе сказано, что меры социальной поддержки предоставляются:

1) реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;

2) участникам трудового фронта (лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ), имеющим удостоверения ветерана ВОВ;

3) ветеранам труда, к которым относятся:

а) лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

б) лица, награжденные орденами или медалями либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период ВОВ и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;

4) лицам, приравненным к ветеранам труда, к которым относятся:

а) ветераны военной службы;

б) ветераны государственной службы.

Меры социальной поддержки ветеранам военной службы и ветеранам государственной службы предоставляются при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Действие данного Закона не распространяется на указанных граждан в случае их выезда на постоянное место жительства за пределы Сахалинской области. Реализация мер социальной поддержки ветеранов, указанных в п. 2, 3, 4, осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством РФ.

В практической реализации указанных норм часто возникают спорные вопросы, которые становятся предметом рассмотрения судов.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании по заявлению К. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части ст. 4 Закона Сахалинской области № 101-ЗО «О мерах социальной поддержки на территории Сахалинской области реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, участников трудового фронта, ветеранов труда, проживающих в Сахалинской области» по кассационной жалобе К. на решение Сахалинского областного суда от 22 октября 2007 г.

Сахалинской областной думой 21 декабря 2005 года принят Закон № 101-ЗО «О мерах социальной поддержки на территории Сахалинской области реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, участников трудового фронта, ветеранов труда, проживающих в Сахалинской области».

К., будучи пенсионером МВД и ветераном труда и не достигший возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости, обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абз. 1 п. 1 в части слов «пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пп. 3 в части слов «частичную оплату» п. 1 и п. 2 ст. 4 Закона Сахалинской области № 101-ЗО «О мерах социальной поддержки на территории Сахалинской области реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, участников трудового фронта, ветеранов труда, проживающих в Сахалинской области» ссылаясь на то, что он с 7 апреля 1998 года, по окончании службы в органах МВД РФ, назначена пенсия в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы и их семей». Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 04.03.1993. № 9. Ст. 328.

В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что абзац 1, подпункт 3 в части слов «частичную оплату» пункт 1, и пункт 2 ст. 4 оспариваемого Закона Сахалинской области ограничиваются его право на получение социальной поддержки как ветерана труда до достижения им 60 лет, а также нарушают его право на социальное обеспечение с правом на пенсию на льготных условиях.

Сахалинская областная дума просила суд в удовлетворении заявленных суду требований отказать.

Решением Сахалинского областного суда от 22 октября 2007 года в части требований о признании недействующим пп. 3 в части слов «частичную оплату» пункта 1 ст. 4 Закона Сахалинской области № 101-ЗО «О мерах социальной поддержки на территории Сахалинской области реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, участников трудового фронта, ветеранов труда, проживающих в Сахалинской области» производство по делу прекращено.

В удовлетворении остальных заявленных К. требований отказано.

В кассационной жалобе К. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Пунктом 2 ст. 4 Закона Сахалинской области № 101-ЗО «О мерах социальной поддержки на территории Сахалинской области реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, участников трудового фронта, ветеранов труда, проживающих в сахалинской области», ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, получающим пенсии по иным основаниям, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы, установленные в настоящей статье, предоставляется по достижении возраста 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин.

Разрешая заявленные требования, суд правильно руководствовался положениями ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, введенной Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон № 122-ФЗ содержит положения, согласно которым гарантируется сохранение прежнего уровня гарантий и компенсаций данной категории граждан и при этом каких-либо новых категорий граждан, которые по состоянию на 31 декабря 2004 года не имели права на меры социальной поддержки, а с 1 января 2005 года стали бы их иметь, данный Закон не устанавливает. При этом до введения в действие изменений от 22.08.2004 № 122-ФЗ в ст. 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки получали только те ветераны труда, которые имели право на получение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, оснований для признания судом оспариваемых норм областного законодательства противоречащими федеральному законодательству не имеется.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает. Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 № 46-Г07-34 // СПС Консультант-Плюс.

Участникам трудового фронта предоставляются следующие меры социальной поддержки: - преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому; - ежемесячная денежная выплата в размере 600 рублей. На участников трудового фронта, имеющих также звание «Ветеран труда», распространяются меры социальной поддержки ветеранов труда, кроме размера ЕДВ.

Участникам трудового фронта, не имеющим льгот по другим основаниям, предоставляется 50% скидка в оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах социальных норм и нормативов потребления в соответствии с Законом Сахалинской области «О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов ВОВ, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» от 26.12.2001 № 306 (в ред. от 22.12.2004).

Ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной администрацией Сахалинской области, в том числе на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на полном его содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

- оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение и отопление) и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в пределах нормативов потребления, установленных в соответствии с законодательством;

- оплата в размере 50% топлива, приобретаемого в пределах норм, определяемых администрацией Сахалинской области для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива проживающим в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение ветеранов труда топливом с 50% скидкой производится в первоочередном порядке;

- ежемесячная денежная выплата в размере 480 рублей.

Меры социальной поддержки с 50% скидкой по оплате услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда и формы собственности. Меры социальной поддержки ветеранам труда, достигшим пенсионного возраста (женщины - 50 лет, мужчины - 55 лет), предоставляются независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Порядок предоставления мер социальной поддержки в органах социальной защиты населения и условия возмещения расходов в связи с их предоставлением определяется администрацией Сахалинской области. Администрация Сахалинской области предусматривает ежегодное увеличение размера ежемесячной денежной выплаты, как минимум на предполагаемый индекс-дефлятор при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

Если лица, указанные данном Законе, имеют право на получение ЕДВ и предоставление мер социальной поддержки по другим основаниям, то ЕДВ и меры социальной поддержки предоставляются по их выбору, но только по одному основанию. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Сахалинской области и финансируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Более детально меры социальной поддержки ветеранов труда, проживающих в Сахалинской области определены в Постановлении Администрации Сахалинской области от 06.02.2006 № 21-па (в ред. 10.07.2007) «Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки региональным льготникам, проживающим в Сахалинской области, и условий возмещения расходов, связанных с их предоставлением». В этом Постановлении в частности установлены социальные нормы площади жилья при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере: 42 кв. метра общей площади жилья на одиноко проживающих граждан; 23 кв. метра общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из двух человек; 17 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех человек; 14 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из четырех человек; 12 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек; 6 кв. метров жилой площади на одного человека для проживающих в общежитиях.

Далее хочется рассмотреть вопрос о мерах социальной поддержки ветеранов военной службы. С момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в данной сфере возник целый ряд проблем, разрешение которых является одной из актуальнейших задач современной военно-социальной политики. Одной из проблем, как уже было отмечено выше, является реализация правового статуса «ветеран военной службы».

Другой проблемой является регулирование мер социальной поддержки ветеранов военной службы.

В отличие от рассмотренного выше вопроса об условиях и порядке присвоения звания ветерана военной службы, которые с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в основном не изменились, объем мер социальной поддержки указанной категории ветеранов, а также порядок их предоставления претерпели весьма существенные изменения. Более того, в данной сфере возник целый ряд проблем, разрешение которых является одной из актуальнейших задач современной военно-социальной политики.

Напомним, как был урегулирован данный вопрос до вступления в силу ныне действующей редакции Федерального закона «О ветеранах», т.е. до 1 января 2005 г.

В соответствии со ст. 23 указанного Закона (в его прежней редакции) ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости (т.е. 55 и 60 лет, соответственно женщины и мужчины), приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда. К числу таких льгот относились: льготы по медицинскому обеспечению; предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до одного месяца в году; бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси); 50%-ная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений, коммунальных услуг, за пользование телефоном; другие льготы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты