Особенности медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях города Вологды
p align="left">1. Ежемесячная денежная выплата (на 2008 г.)

Пенсия на ребенка - 3588=00 руб.

Единые денежные выплаты -1236=00 руб. (социальный пакет).

В набор социальных услуг (социальный пакет) включаются следующие социальные услуги:

- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача

- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (бесплатный проезд к месту лечения)

- бесплатный проезд при сопровождении ребенка- инвалида на пригородном железнодорожном транспорте

2.50% скидка по оплате (в пределах норм потребления)

- жилья, коммунальных услуг

- электроэнергии

3. 50% скидка по оплате за детское дошкольное учреждение

4. Предоставляется 4 дополнительных оплачиваемых дня в месяц по уходу за ребенком одному из работающих родителей.

5. Выход на пенсию с 50 лет, если до 8 лет ребенок проживал с родителями.

6. По Закону Вологодской области от 01.06.2005 г. №1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»

- приобретение единого именного льготного месячного проездного билета стоимостью 200 руб. для проезда на всех видах городского транспорта

(кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), внутрирайонных маршрутов (в границах административного района)

- оплата в размере 50% от действующих тарифов на проезд на автомобильном транспорте общего пользования межрайонных внутриобластных маршрутов (указанное право предоставляется также лицу, сопровождающему ребенка- инвалида)

- оплата в размере 50% от действующих тарифов на перевозки пассажиров речным транспортом пригородных и местных маршрутов.

7. Пособие семьям, воспитывающим детей - инвалидов в возрасте до 18 лет - 1000 руб. (если среднедушевой доход семьи не превышает прожиточного минимума). (5)

В 2005 году социальный пакет был обязателен, с 2006 года родители могут отказаться от социального пакета, альтернативой может быть денежные выплаты.

Социальное обслуживание семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в разнообразных формах:

1. предоставление материальной помощи в виде денежных средств, продуктов питания, средств гигиены, одежды, обуви и т.д.;

2. социальное обслуживание на дому путем оказания различных услуг (доставка продуктов, поддержание условий проживания, содействие в получении медицинской помощи и т.д.);

3. полустационарное социальное обслуживание (бытовое, медицинское, культурное обслуживание, организация питания и отдыха, обеспечение участия инвалидов в посильной трудовой деятельности);

4. социальное обслуживание нуждающихся граждан в стационарных учреждениях различного вида в случаях, когда им необходим постоянный уход (в законодательстве предусмотрено более 10 видов стационарных учреждений, в том числе и реабилитационные центры, детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

5. предоставление временного приюта в специализированных учреждениях для детей-инвалидов.

Дети-инвалиды имеют право на бесплатное обслуживание во всех вышеуказанных формах. Социальная защита семьи, имеющей ребенка-инвалида, ориентирована не только на решение ее конкретных проблем, но, прежде всего на укрепление и развитие ее собственного потенциала.

В этом процессе особенно значимой становится роль социального педагога, который должен не только помогать семье преодолевать ежедневные трудности, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи, помогать им строить свой жизненный сценарий в соответствии с максимально высоким уровнем качества жизни.

2.2 Характеристика деятельности социально-психологических служб различных направлений по реабилитации детей-инвалидов

К сожалению, система ранней диагностики и ранней комплексной помощи ребенку с отклонениями в развитии находится на этапе становления.

Различные виды реабилитационной помощи дети-инвалиды могут получать в разных системах общественной организации жизни общества, это

институты, в которых семья может не участвовать непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью:

· средства массовой информации, которые влияют на формирование стереотипа положительного или отрицательного отношения к людям с ограниченными возможностями: например, инвалиды могут быть представлены как жалкие, несчастные, недееспособные существа или же как компетентные, уверенные в себе личности с сильной волей;

· система здравоохранения.

· система социального обеспечения. В современной России для большинства семей, имеющих ребенка-инвалида и взрослых инвалидов, финансовая и иная поддержка государства являются весьма существенными;

· образование. Содержание и качество образовательных программ, принцип их организации определяют характер взаимоотношений родителей и школы, доступность и форму образования, степень оказываемой родителями помощи и уровень независимости семьи от ребенка с ограниченными возможностями;

· общественные организации.

Дети, развитие которых существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалистов, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Распознание детей, которым грозит риск нарушения развития, может быть затруднено, и характер и формы профессиональных услуг в этом случае также не представляются очевидными. Не только малый вес ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут стать причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития.

С самого рождения дети, имеющие отклонения в здоровье становятся объектом внимания различных специалистов. Первоочередное оказание социальной помощи, после рождения ребенка, можно наблюдать в отделении реабилитации в Вологодской Областной детской больнице, где работает команда специалистов, которые оказывают различные виды реабилитационной помощи детям: консультации врачей, логопеда, физиолечение, массаж, лечебная физкультура и т.д. В больнице работает социальный педагог. (16)

Признание лица инвалидом осуществляется государственной службой медико-социальной экспертизы. В Вологде ГУ «Объединенное бюро государственной службы медико-социальной экспертизы» находится на ул. Красноармейской, 35. Освидетельствование инвалидности у детей от 0 до 18 лет производится в педиатрическом бюро (дети с психиатрической патологией - в психобюро) на основании заявления гражданина или его законного представителя или по направлению медицинского учреждения.

В комиссию входит ряд специалистов: ортопед, невропатолог, педиатр, реабилитолог, психолог, социальный педагог; которые выносят заключение о признании (или не признании) у ребенка инвалидом и составляет «Индивидуальную программу реабилитации инвалида», которая является для него, своего рода, «вторым паспортом». По данной карте можно получить технические средства, различные виды помощи

Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает особую важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного коррекционного медико-педагогического воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с правильно подобранной программой ранней реабилитационной помощи и эффективными видами ее организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка, являются мощным фактором профилактики и предупреждения инвалидности.

Ранняя комплексная помощь детям с интеллектуальными и психофизическими нарушениями реализуется в нашей стране через систему медико-психолого-социальных и реабилитационных центров и осуществляется не только в условиях семьи, но и на базе учреждений государственной системы здравоохранения и образования.

Ранняя стимуляция развития ребенка с ограниченными возможностями является определяющим фактором дальнейшего формирования его личности и основой подготовки к новой социальной роли - воспитанника дошкольного образовательного учреждения. Родители, имеющие детей-инвалидов, вместе со специалистами службы ранней помощи и членами медико-психолого-педагогической консультации, должны определиться, какой вариант дошкольного образования оптимален именно для этого ребенка.

Такие семьи имеют приоритетное право на выбор форм дошкольного образования для своего ребенка: в общеразвивающих дошкольных образовательных учреждениях, в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего типа и в компенсирующих группах кратковременного пребывания в составе комбинированных дошкольных учреждений, в вариативных формах детских учреждений и в условиях семейного воспитания. Основной формой дошкольного образования различных категорий детей с отклонениями в развитии - являются специализированные по профилю нарушений развития дошкольные учреждения

В рамках специальной коррекционной начальной школе - детский сад 4 вида «Хрусталик» ведется коррекционная работа с детьми имеющими нарушения зрения, в числе которых присутствуют и дети-инвалиды. В составе персонала данного детсада есть различные специалисты: медицинский работник, тифлопедагог, врач офтальмолог, медсестры ортоптистки, психолог, методист ЛФК и др.

Специалистами проводятся различные реабилитационные мероприятия и программы. Социальный педагог ведет консультативно-рекомендательную работу с неблагополучными семьями, в том числе и с теми, в которых есть ребенок-инвалид. В рамках лекционно-просветительной работы социальный педагог данного дошкольного учреждения разработала курс лекции. На базе данного детского сада идет начальное школьное обучение, где дети-инвалиды, посещавшие этот д/с, так же могут получить начальное образование.

В 2003-2004 году ш/с «Хрусталик» посещает 13% детей с врожденной патологией (от общего числа детей), что составляет всего 26 человек. Причиной того является то, что сад имеет специализацию направленную только на детей с незначительными нарушениями зрения и условий для воспитания и обучения в нем детей-инвалидов с более серьезными патологиями - нет. Для тех немногих деток, которые являются инвалидами и посещают данное учреждение, здесь созданы боле благоприятные условия, уход, наблюдение специалистов и коррекционная аппаратная медицинская помощь.

На практике основу организационных форм социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями составляют специальные (коррекционные) образовательные учреждения восьми видов, относящиеся к системе Министерства общего и профессионального образования РФ.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1 обучает детей с умственной отсталостью. В штате школы есть различные специалисты, организующие реабилитационную деятельность детей-инвалидов (педагоги, психологи, психиатр, дефектолог, социальные педагоги, инспектор по делам несовершеннолетних), которые используют различные методы реабилитации и социализации обучающихся в данной школе детей. Проводятся различные мероприятия:

- беседы по правилам поведения в общественных местах;

- беседы из цикла «Учитесь жить среди людей»;

- факультатив «Азбука общения»;

- программа «Путешествие во времени»;

- педотряд «Содружество»: «Научитесь отдыхать»;

- месячник по антикурительной пропаганде (тематические классные часы);

- неделя права и др.

Ведется работа с родителями:

- родительский всеобуч «Знаете ли вы своего ребенка»;

- родительский всеобуч «Папа, мама, я - счастливая семья»;

- клуб «Хозяюшка»;

- собрания «Посеять в детских душах доброту» и др.

Для учеников, которые в силу различных причин не могут посещать школу практикуется надомный метод обучения (в каждом из 24 классов имеется 1-2 ученика, которым предоставлено надомное обучение).

Работниками школы ведется учет здоровья детей (уроки ведутся по здоровье оберегающим технологиям, пропагандируется здоровый образ жизни); профилактика правонарушений, коррекция психических функций, коррекция адаптационных процессов, коррекция девиантного поведения. В школе учатся дети из семей различных категорий (неполных, многодетных, неблагополучных семей, семей риска, опекунов) с которыми непосредственную работу и патронирование ведут социальные педагоги. Ученики школы ведут активную спортивную жизнь, участвуют в соревнованиях (между подобными учреждениями) по минифутболу, легкой атлетике, дартсу. Каждую субботу дети занимаются плаванием в городском бассейне «Динамо».С данной школой также сотрудничают различные культурно-просветительные организации, и дети имеют возможность посещать театры, музеи, концертные залы города.

Социальными педагогами ведется тесное сотрудничество с другими органами социальной защиты детей-инвалидов Специалистами школы ведется работа по оформлению детей-инвалидов в детский дом, по устройству их на обучение в профессиональные училища, на работу.

Выпускники специальных (коррекционных) и общеобразовательных школ, подростки и юноши, имеющие инвалидность, могут продолжить обучение в средне специализированных и высших учебных заведениях. Это право закреплено в соответствующих указаниях Министерства социального обеспечения РСФСР от 3.11.1989 г. №1-141-У и от 5.09.1989 г. №1-1316-17/16/18. Необходимо заключение медико-социальной экспертизы о возможности обучения и трудоустройства по выбранной специальности и направление местных органов собеса. Подростку (юноше), который по причине выраженных ограничений не может ежедневно посещать занятия, устанавливается индивидуальный график обучения. (30)

Важнейшим аспектом социальной политики последних лет стало создание межведомственных государственных структур нового типа, комплексно занимающихся решением проблем инвалидности. Это реабилитационные центры. Правовой базой создания таких центров является приказ Министерства социальной защиты России №249 от 14.12.1994 г., утвердивший Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями - основной нормативный документ, регламентирующий деятельность учреждений социального обслуживания.

Основными задачами детских реабилитационных центров являются:

- своевременное выявление и учет детей, нуждающихся в специальной помощи;

- ранняя диагностика и раннее вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации;

- пролонгированное изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей для выбора оптимальной учебной программы;

- коррекция отклонений в развитии учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы;

- профессиональное ориентирование.

Структура детского реабилитационного центра предполагает несколько основных подразделений:

1. Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации.

2. Отделение медико-социальной реабилитации.

3. Отделение психолого-педагогической помощи.

4. Отделение дневного пребывания.

5. Стационарное отделение. (21)

Семьи, имеющие детей со значительными нарушениями физического здоровья, нуждаются в помощи системы здравоохранения. В нашем городе успешно работает Муниципальное учреждение здравоохранения «Поликлиника восстановительного лечения» Городской реабилитационный центр в структуре которого находятся отделение медико-социальной реабилитации и отделение дневного пребывания.

Данный центр реализует программы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ежедневно в течение периода, определенного для пребывания в отделении. Центр оказывает огромный спектр реабилитационных мероприятий медицинского характера:

- консультации врачей: невролога, травмотолога-ортопеда, физиотерапевта, невролога, логопеда;

- консультации психолога, психотерапевта;

- консультации педагога по развитию мелкой моторики;

- предоставляются палаты для дневного стационара.

Оказываются такие виды помощи, как:

- логопедический массаж;

- групповая и индивидуальная терапия;

- психодиагностика, профпсиходиагностика;

- групповая музыкотерапия с аромотерапией;

- полисомнография;

- электроэнцефалография с компьютерной диагностикой;

- мануальная терапия;

- иппотерапия;

- физиотерапевтические процедуры (подводный душ-массаж, ванна хвойная, ванна минеральная, ванна жемчужная, парафино-озокеритовые аппликации, грязелечение, электрогрязь, саунотерапия, лекарственный элактрофорез, СМТ-терапия, динамотерапия, дарсонвализация местная, дециметровая волновая терапия, сантиметровая волновая терапия, магнитотерапия, аэроионотерапия, УФ-облучение, определение биодозы, электросон).

Значительную социальную, психологическую и практическую помощь родители, имеющие детей-инвалидов и посещающие данный центр, получают от общения друг с другом в процессе ожидания очереди на получение того или иного вида помощи, предоставляемом центром. Стихийно создаются группы родителей, которые оказывают друг другу поддержку, обсуждают проблемы, информируют друг друга о новых формах, видах и технологиях реабилитационной помощи своим детям.

Необычную форму терапии - иппотерапия - включил в список предоставляемых услуг Вологодский реабилитационный центр для больных атеросклерозом и церебральным параличом. Теперь люди, не способные передвигаться из-за поражения сосудов или центральной нервной системы, будут восстанавливать свое здоровье с помощью верховой езды. В принципе, этот способ лечения - иппотерапия - уже известен в России, в том числе и Вологодской области, поэтому врачи Центра могут рассчитывать на помощь своих коллег. Если передача лошади с Вологодского конезавода в ведомство реабилитационного центра пройдет без проблем, то уже через несколько месяцев дети, нуждающиеся в лечении, смогут не просто прокатиться верхом, но и выполнить специальные упражнения для укрепления мышц ног и туловища.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты