Особенности формирования информационного общества
p align="left">На втором этапе (2004-2005 годы) будут реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие между автоматизированными информационными сетями государственных органов, будет создана основа единой информационной инфраструктуры для государственных органов, формирования единого национального информационного ресурса, являющаяся предпосылками для создания «электронного Правительства».

Продолжатся разработки создания комплексной системы электронной торговли. Будет создана современная материально-техническая база для подготовки в ведущих образовательных учреждениях страны специалистов и пользователей в сфере ИКТ.

На третьем этапе (2006-2010 годы) завершатся работы по созданию общегосударственной автоматизированной информационной системы, будет сформирована единая информационная и телекоммуникационная инфраструктура, обеспечено внедрение системы электронной торговли для государственных нужд на республиканском уровне, стандартизированного электронного документооборота и систем обеспечения национальной безопасности.

Перечень проектов Программы на 2003-2005 годы по каждому из направлений изложены в приложении к Программе.

С учетом решения межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь (протокол заседания от

11 октября 2002 г. № 05/512-12) этап третий изложен как прогнозный. Детализация мероприятий третьего этапа по соответствующим направлениям будет осуществлена на завершающей стадии второго этапа в 2005 году.

3. Характеристика основных направлений Программы и программных проектов

3.1. Создание общегосударственной автоматизированной информационной системы

Основной задачей данного направления является формирование единого национального информационного ресурса и создание инфраструктуры, обеспечивающей автоматизированное информационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные международные информационные сети, а также реализацию прав граждан и юридических лиц республики на свободное получение информации из этой системы. Конечной целью данного направления является создание единого информационного пространства как базы для социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

На первом этапе планируется провести мониторинг действующих государственных и отраслевых программ в различных отраслях экономики и сферах деятельности в части создания информационной инфраструктуры и формирования информационных ресурсов.

На основе этого анализа будет разработан комплексный системный проект создания общегосударственной автоматизированной информационной системы, включающей проектные решения по созданию и развитию инфраструктуры информатизации:

-сетевой инфраструктуры государственных органов, обеспечивающей выход в глобальные международные информационные сети;

-общегосударственной сети информационных ресурсов, обеспечивающих информационную поддержку принятия решений на всех уровнях государственного управления (формирование единого национального информационного ресурса).

На данном этапе предполагается приступить к разработке проекта Единого государственного регистра Республики Беларусь, включающего информацию о народонаселении, юридических лицах, а также информацию соответствующих кадастров и регистров, формируемых министерствами и другими республиканскими органами государственного управления в процессе выполнения возложенных на них задач. Такой регистр должен быть основой единого национального информационного ресурса. При этом Единый государственный регистр Республики Беларусь должен интегрировать разработанные в государственных органах информационные ресурсы и базироваться на типовых решениях (разрабатываемые проекты по созданию регистров юридических лиц, функционирующая республиканская паспортная система и т.д.).

На втором этапе будут реализовываться организационные и технические решения комплексного проекта, осуществляться перевод документооборота на электронную форму, реализовываться принципы формирования единого национального информационного ресурса, осуществляться пополнение системы информацией. Формирование единого национального информационного ресурса должно осуществляться в динамике и не являться статистическим процессом. Внесение изменений и дополнений в этот ресурс осуществлять постоянно по мере формирования соответствующих ведомственных информационных ресурсов.

На третьем этапе должно быть завершено формирование инфраструктуры системы и наполнение национального информационного ресурса информацией в объемах, предусмотренных проектными решениями. Первая очередь системы должна быть введена в действие на втором этапе, а на третьем этапе - формироваться в полном объеме и быть интегрирована с функционирующими и создаваемыми системами республиканского и регионального уровней.

3.2. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам

Основным приоритетом как национальных, так и международных программ перехода к информационному обществу является создание высокоскоростной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение возможности доступа к ней для максимально широких слоев населения. В Республике Беларусь создана опорная волоконно-оптическая сеть с применением оборудования SDH, соединяющая г.Минск, областные и значительное количество районных центров. Однако во многих районах республики не решена проблема подключения конечных пользователей. Высокие тарифы на внешние каналы связи делают открытые информационные системы недоступными для граждан с невысокими доходами, а также существенно ограничивают возможность их использования образовательными и научными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры, организациями, финансируемыми из республиканских и местных бюджетов, государственными органами.

Программой предусматриваются мероприятия по трем направлениям:

-создание передовой телекоммуникационной инфраструктуры, ориентированной на научные и образовательные организации и государственные органы;

-содействие развитию действующей телекоммуникационной инфраструктуры республики;

-создание пунктов доступа к открытым информационным системам, в том числе международным.

Проекты по первому направлению будут реализованы в рамках программы работ по созданию и развитию научно-информационной компьютерной сети (НИКС). Создаваемая в рамках НИКС телекоммуникационная инфраструктура предоставляет возможность научным коллективам, работающим в различных отраслях и образовательных учреждениях, отрабатывать в интерактивном режиме перспективные технологии и взаимодействовать с международным научным сообществом по реализации совместных проектов. Полученные в рамках этих работ технологии ориентированы на применение в конкретных информационных системах, в том числе и в системе научно-технической информации. Эта телекоммуникационная инфраструктура должна быть ориентирована на использование ее в рамках создаваемой общегосударственной автоматизированной информационной системы, включая формирование и организацию доступа к информационным ресурсам.

Второе направление реализуется в рамках программы развития связи в Республике Беларусь на 2001-2005 годы, которой предусматривается дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры информатизации на основе передовых технологий, расширение номенклатуры и повышения качества предоставляемых услуг связи, повышения конкуренции и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие связи Республики Беларусь.

Проекты третьего направления планируется осуществлять путем финансирования (в том числе долевого) как за счет средств республиканского и местных бюджетов, так и других источников в целях создания пунктов доступа к открытым информационным системам государственных органов и организаций и некоммерческих организаций.

Для обеспечения доступа к открытым информационным системам будет максимально использоваться действующая инфраструктура телекоммуникационных сетей республики, в том числе сеть связи общего пользования, ведомственные сети связи, а также сети, созданные в системе образования и для научных целей.

3.3. Развитие и совершенствование ИКТ и формирование экспортно-ориентированной отрасли ИТ-индустрии

Ориентация ресурсоограниченных стран с высоким научно-техническим потенциалом, к которым принадлежит и Республика Беларусь, направлена на экспорт современных технологий, в том числе и ИКТ, что создает необходимые предпосылки для их ускоренного развития.

Создание условий развития и роста информационного сектора национальной экономики требует от государства поддержки инновационных проектов, перспективных отечественных исследований и разработок в области ИКТ. Эти передовые технологические решения должны быть использованы как в конкретных проектах Программы по созданию информационных систем в государственных органах и реальном секторе экономики, так и поставляемых на экспорт.

Отработка таких технологий в основном должна вестись в рамках соответствующих государственных научно-технических программ.

Работы по этому направлению планируется сосредоточить на:

-разработке передовых ИКТ, которые будут использоваться при создании по единым принципам информационных систем в различных секторах экономики и государственном управлении;

-разработке и создании условий для формирования в республике экспортно-ориентрованной отрасли ИТ-индустрии.

Работы по первому направлению с учетом имеющегося научно-технического и производственного потенциала должны вестись в следующих областях:

средства естественного интерфейса человек-машина;

интегрированные геоинформационные технологии;

высокопроизводительные суперкомпьютерные системы;

базовые Интернет/интранет технологии;

телекоммуникационные технологии;

системы искусственного интеллекта;

информационные технологии на основе микроэлектронных структур;

технологии проектирования, производства и использования интеллектуальных карточек;

медицинские технологии и системы;

технологии дистанционного образования;

технологии электронной коммерции и логистики;

технологии электронного документооборота;

специализированные технические и программные средства вычислительной техники.

Эти технологии должны целенаправленно разрабатываться как в государственных научно-технических программах («Передовые информационные и телекоммуникационные технологии», «Белэлектроника»), так и создаваться в рамках настоящей Программы с учетом унифицированного использования под конкретные разрабатываемые системы.

Работы по формированию в республике экспортно-ориентированной ИТ-индустрии должны включать разработку механизмов для создания условий по стимулированию выхода отечественного высокотехнологичного сектора экономики на мировые рынки, задействования имеющихся в республике научно-технических кадров в сфере ИКТ на решение как внутренних инвестиций, так и привлечение зарубежных под создание на экспорт ИКТ-технологий.

3.4. Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации

Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации, стандартизации и лицензирования необходимо в целях создания правовых условий для широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни Республики Беларусь.

Исходные положения правового обеспечения процессов информатизации в Беларуси определены концепцией государственной политики в области информатизации, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195.

Основной задачей, реализуемой в рамках данного направления, является создание правовой базы для решения проблем, связанных с:

реализацией конституционного права граждан на информацию - обеспечением им равных прав на получение информации из всех общедоступных информационных систем;

производством и распространением информационных ресурсов и управлением ими;

формированием рынка информационной продукции и информационных услуг;

созданием и использованием документов в электронной цифровой форме;

использованием Интернет-технологий для информационного взаимодействия и обмена информацией;

определением правового статуса информационных ресурсов, в том числе и ресурсов Интернет;

формированием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в республике и управлением ею;

обеспечением информационной безопасности государства, юридических и физических лиц, защитой персональных данных и созданием систем противодействия компьютерным преступлениям;

управлением, координацией и контролем деятельности в области внедрения компьютерных систем и средств телекоммуникаций;

организацией внутреннего и внешнего информационного взаимодействия, межгосударственным обменом информацией;

подготовкой, повышением квалификации кадров и организацией подготовки специалистов в системе высших учебных заведений страны;

развитием и законодательным закреплением понятийного аппарата в сфере ИКТ;

развитием и совершенствованием правовой информатизации как правового, организационного, социально-экономического и научно-технического процесса обеспечения потребностей государственных органов, юридических и физических лиц в правовой информации на базе информационных систем и сетей.

Правовое регулирование ИКТ должно основываться на следующих принципах:

I. конституционность принимаемых правовых актов с учетом действительных потребностей общества для регулирования общественных отношений в сфере производства, реализации, потребления и передачи информации с использованием ИКТ;

II. обеспечение права каждого на свободное получение информации из общедоступных информационных систем;

III. обеспечение беспрепятственной интеграции Республики Беларусь в международные системы информационного обмена;

IV. создание правовых условий для широкого использования электронных документов в государственном управлении и гражданско-правовой сфере;

V. определение одним из главных приоритетов государства экспорта (экспортно-ориентированного производства) информационных технологий;

VI. создание равных условий, обеспечение здоровой конкуренции и устранение монополизма в сфере ИКТ;

VII. гласность и открытость при рассмотрении заявлений на получение лицензий и сертификатов, общественный контроль за обоснованностью их выдачи или отказа в выдаче;

VIII. правовая охрана интеллектуальной собственности в условиях информатизации общества, в первую очередь программного обеспечения и баз данных;

IX. системно-комплексный подход к совершенствованию законодательства Республики Беларусь в сфере ИКТ, его гармонизация с законодательствами Российской Федерации, европейского сообщества и принципами международного права;

X. динамизм и последовательность развития правовой базы и ее актуализация (внесение изменений и дополнений) для обеспечения качественно новых преобразований в сфере использования ИКТ;

XI. гласность и открытость разработки регулирующих норм путем привлечения специалистов в области информатизации к подготовке проектов нормативных правовых актов и при их обсуждении.

Функционирование и взаимодействие информационных ресурсов должно базироваться на комплексе нормативных правовых актов и нормативных документов по стандартизации, которые устанавливают правовой статус различных объектов информации, регламенты соответствующих видов деятельности, порядок и формы официального документирования необходимой информации.

Государственные гарантии соответствия информационных ресурсов, систем, технологий и их отдельных элементов действующим нормативным документам должны реализовываться в рамках их аттестации и сертификации, а также лицензирования соответствующих видов деятельности. Одним из основных вопросов сертификации информационных технологий является определение соответствия требованиям информационной, экономической, экологической и других видов безопасности, что немаловажно при существующем положении, когда большая часть программных продуктов, технических средств и информационных ресурсов импортируется.

Лицензированию в сфере информационных технологий должны подвергаться те виды деятельности, которые являются критичными для обеспечения национальной безопасности (криптографическая и техническая защита информации, связь и другие) и не регулируются другими эффективными управленческими средствами.

Требуется разработка ряда документов методического характера, направленных на совершенствование организационно-экономических механизмов процессов информатизации.

Стандартизация, сертификация и лицензирование в сфере информационной безопасности должны сформировать механизм регулирования, обеспечивающий качество и конкурентоспособность отечественных информационных ресурсов и технологий на внешнем рынке, а также безопасность внутреннего рынка.

3.5. Совершенствование деятельности государственных органов на основе использования ИКТ

Основной задачей данного направления является повышение эффективности работы государственных органов по управлению социально-экономическими процессами в республике и регионах за счет создания автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов, в первую очередь информационных ресурсов, имеющих государственное значение, необходимых для оперативного принятия решений на соответствующих уровнях. Сформированные в рамках этих систем информационные ресурсы должны стать основой для создания единого национального информационного ресурса и обеспечивать информационное взаимодействие государственных и местных органов в процессе реализации возложенных на них задач и функций. При этом должна быть обеспечена совместимость стандартов хранения информации, документооборота, подключения к общегосударственной сети информационных ресурсов, размещения в этой сети собственной информации, необходимой другим государственным органам, а также получения из этой сети соответствующей информации, выхода в Интернет.

Данное направление предусматривает также разработку типовых проектных решений по функциям управления и создания типовых автоматизированных информационно-аналитических систем, в первую очередь для региональных уровней.

Реализация работ должна сопровождаться комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности государственных органов в сфере информатизации, разработку и внедрение стандартных решений и методических рекомендаций.

На первом этапе выполнения данного направления предусматривается реализовать проекты, разработка которых начата в предыдущие периоды для:

государственных органов - Администрация Президента Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Комитет государственного контроля;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты