Особенности формирования информационного общества
p align="left">4. Оптимальное административное и законодательное регулирование должно:

- определить цели и задачи, которые должны регулироваться законом, включая обеспечение конкуренции;

- быть достаточно гибким, чтобы позволить внедрить новые услуги и технологии без внесения дополнительных поправок в законодательство;

- делегировать широкие полномочия органу регулирования, независимому от национального оператора;

- установить открытый процесс участия заинтересованных сторон в написании правил регулирования;

- направлять создание свободного рыночного доступа, основанного на недискриминационных принципах.

Независимо от модели регулирования в правилах должны быть четко прописаны права старых и новых операторов. Новички должны быть защищены от того, чтобы доминирующие на рынке операторы мешали развитию свободной конкуренции.

9. Канадский опыт построения информационной магистрали

В 1994 г. министерство промышленности выпустило доклад "Построение более инновационной экономики" ("Building a more innovative Economy"), в котором обсуждались способы, которыми государство использует информационные технологии, чтобы достичь экономических и социальных целей. В развитии заложенных в докладе идей были реализованы две программы: Канадская сеть для развития исследований, промышленности и образования (цель - внедрение высокоскоростных сетей) и SchoolNet, одна из ведущих в мире образовательных сетей.

Разработан план действий, в который вовлечены более 30 государственных органов (Building the Information Society: Moving Canada into the 21st Century. Ministry of Supply and Services, Canada, 1996). Предлагается осуществить переход к информационному обществу и экономике знаний с помощью Канадской информационной магистрали. Для достижения этой цели необходимы скоординированные действия государства, частного сектора и общественных учреждений. Ставятся 4 цели:

- построить Канадскую информационную магистраль с помощью создания условий для конкуренции и такого регулирования, которое соответствовало бы общественным интересам, способствовало инновациям, инвестициям, развитию новых услуг;

- увеличить канадское содержание, развить национальный диалог, создать новые рабочие места, дать новый импульс экономическому развитию;

- реализовать экономические и социальные преимущества для всех канадцев, что позволит им лично участвовать в формировании информационного общества;

- сделать государство более доступным и ответственным.

В Канаде создана одна из самых современных телекоммуникационных и вещательных систем. Она стала результатом скоорднированных действий, направленных на преодоление расстояний и географических условий, которые разъединяют канадцев.

Работа со стороны государства началась в 1994 г., когда был учрежден Консультативный Совет по Информационной магистрали для подготовки предложений правительству. Деятельность совета направлена на 3 цели: создание рабочих мест с помощью инноваций и инвестиций, усиление суверенитета Канады и культурной идентичности, обеспечения универсального доступа по приемлемым ценам. Работа совета строится, исходя из 5 принципов: взаимодействие и взаимосвязь сетей, сотрудничество в области развития государственного и частного секторов, защита личной жизни, безопасность сети, обучение в течение жизни. Были определены основные направления деятельности совета:

- взаимосвязанные и взаимодействующие сети;

- сотрудничество общественного и частного секторов, государства и частного бизнеса;

- защита тайны личной жизни и безопасность сетей;

- конкуренция в производстве оборудования, продуктов и услуг;

- обучение в течение всей жизни.

В сентябре 1995 г. Совет выпустил окончательный доклад "Соединение, Сообщество, Содержание: Вызов информационной магистрали", в котором содержались более 300 конкретных предложений для действий правительства. (Connection, Community, Content: The Challenge of the Information Highway. Final Report of the Information Highway Advisory Council).

Задача правительства авторам доклада видится в создании конкурентного окружения, в котором канадские фирмы создавали бы национальное богатство. Федеральное правительство должно обеспечить такую политику, чтобы Информационная магистраль создавала рабочие места, содействовала экономическому росту в каждом секторе экономики. Там, где рыночные силы не в состоянии предоставить равный доступ или создать для него предпосылки, там должно выступить правительство. Предлагается национальная стратегия для предоставления доступа к основным услугам путем законодательной регламентации доступа к информации всех канадцев.

В новой информационной экономике успех будет определяться рынком, а не государством. Следовательно, основная роль государства должна сводиться к установке правил, а также действовать в виде примера, модели. Сами государственные органы также должны пройти этап реинжиниринга.

Особое внимание канадское правительство уделяет своей культуре и цифровизации культурного наследия. Имеется в виду поддержка собственного производства массовой информации. Стремление сохранить свою культурную самобытность, поддерживая собственные СМИ, позволило Канаде за несколько лет превратиться в крупного экспортера кино и видеопродукции, отстoять свои позиции на американском рынке.

Стратегию доступа к услугам и содержанию предлагается строить на основе 4-х принципов:

универсальный, доступный и равный доступ,

ориентация на потребителя и разнообразие информации,

компетентность и участие граждан,

открытые и интерактивные сети.

Совет рекомендует, чтобы правительство, проводя либерализацию правил регулирования телекоммуникаций, стремилось бы устранить устаревшие и не нужные барьеры на пути конкуренции и внедрить защиту против антиконкурентной практики. Кроме того, государство должно само стать лидером во внедрении и использовании электронной информации и коммуникационных систем, что позволит всем канадцам иметь возможность связываться и взаимодействовать с правительственными департаментами и ведомствами электронным образом.

Роль государства состоит в нахождении баланса между конкуренцией и регулированием, свободой пользоваться шифрованием для защиты личной жизни и персональных коммуникаций и необходимостью защищать общественные интересы от террористов, свободой слова и выражений и защитой нравственности и интересов несовершеннолетних. Этот баланс должно устанавливать и пересматривать само государство, так как рыночные силы этого сделать не могут. Сюда же относится образование, телемедицина, идея универсального доступа к сетевым услугам и информации, доступ к правительственной информации. Представляют интерес рекомендации государству:

1. Федеральное правительство должно признать острую необходимость заняться нормами регулирования и устранить барьеры на пути конкуренции.

2. Магистральные сети и новая инфраструктура должны создаваться частным сектором, а риск и вознаграждении должны лечь на держателей акций.

3. Магистраль должна "продвигаться" по стране в соответствии с требованиями рынка.

4. Развитие информационной магистрали должно быть "технологически нейтрально". Имеется в виду, что государство не должно поддерживать одну из технологий.

5. Роль государства нужно рассматривать в контексте роли частного сектора, который вкладывает инвестиции и несет финансовый риск. Его политика должна быть направлена на создание рабочих мест и национального богатства, стимуляцию конкуренции и исследований и разработок. Его цель - участие в разработке стандартов, обеспечение взаимодействия, стимуляция конкуренции, ускорение создания новых технологий и защита потребителей.

10. Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь»

1. Общие положения

В последнее десятилетие ХХ века информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации.

На этот путь стала и Республика Беларусь, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области информатизации, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999г.

№ 195 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 91, 1/3939).

В настоящее время в республике реализуется достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и широкое применение ИКТ в различных сферах деятельности и отраслях (государственном и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т.д.). Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ.

Вместе с тем указанные работы до настоящего времени практически не имели общего целенаправленного характера и осуществлялись разрозненно, без необходимого взаимодействия и координации на государственном уровне, что, безусловно, отражается на эффективности выполняемых работ. Достижения информатизации были бы значительно выше, если бы существовала интегральная программа развития информатизации в Беларуси, объединяющая усилия министерств и других республиканских органов государственного управления, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций. В 2000 году была сделана попытка разработки такой программы. Проект программы был рассмотрен на заседании межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь, доработан с учетом ее замечаний, однако Советом Министров Республики Беларусь не был утвержден в силу его недостаточной целенаправленности и комплексности.

Недостаточное развитие использования ИКТ усугубляется также рядом негативных факторов, к которым относятся:

несовершенство нормативной правовой базы информатизации, разрабатывавшейся без учета современных возможностей ИКТ;

отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынка товаров и услуг;

неготовность ряда государственных органов к применению эффективных технологий управления на базе ИКТ;

высоким уровнем монополизации сетей связи, создающим барьеры на пути их использования и приводящей к перекосам в тарифной политике;

недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ.

На устранение отмеченных негативных моментов и факторов и направлена Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» (далее - Программа), которая разработана во исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 27 мая 2002 г. № 09/540-20 коллективом специалистов различных организаций и учреждений республики под руководством Национальной академии наук Беларуси.

Программа имеет межотраслевой характер, базируется на основных положениях Концепции государственной политики в области информатизации.

При подготовке Программы учтен опыт ряда иностранных государств по формированию аналогичных программ (Российская Федерация, Польша, Индия и другие).

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основной целью Программы является формирование в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

Это должно быть обеспечено за счет создания общегосударственной информационной системы, предназначенной для сбора, обработки и накопления информации об основных элементах социально-экономических и политических процессов в обществе и формирования соответствующего национального информационного ресурса.

Программа должна обеспечивать информационную безопасность Республики Беларусь, создание и масштабное использование критических ИКТ, в том числе специального назначения.

Реализация Программы рассматривается как необходимое условие устойчивого социально-экономического развития и экономического роста, повышения эффективности модернизации экономики и системы государственного управления, укрепления влияния государства в выравнивании социально-экономического и культурного уровня жизни в регионах страны в соответствии с программами социально-экономического развития республики.

Мероприятия Программы направлены на укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении процесса перехода к информационному обществу за счет:

-координации деятельности различных участников этого процесса, в том числе координации отраслевых и региональных программ информатизации в рамках настоящей Программы;

-сохранения в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующих "правила игры", единые для всех участников этого процесса;

-создания адекватной новым условиям законодательной и нормативной правовой баз, форм и методов административного регулирования, способствующих притоку инвестиций и развитию справедливой конкуренции;

-привлечения к активному участию в процессе информатизации негосударственного сектора экономики и предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, прежде всего малому и среднему бизнесу, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-телекоммуникационных средств, продуктов и услуг;

-обеспечения перехода государства к политике активной поддержки отечественного производителя в сфере информатизации с оказанием комплексной поддержки отраслей фундаментальной и прикладной науки, наукоемких производств, обеспечивающих создание информационно-коммуникационных технологий;

-обеспечения тесной связи процессов информатизации в стране с развитием мирового информационного сообщества, активное участие Беларуси на мировом рынке информационно-телекоммуникационных средств, продуктов и услуг в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, реализации международных проектов и программ информатизации.

Программа предусматривает широкое привлечение местных исполнительных и распорядительных органов к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к единому информационному пространству. Поэтому в Программу включены проекты, выполняемые в интересах развития региональной экономики и местных исполнительных и распорядительных органов, а также проекты, предусматривающие адаптацию лучших решений к специфике регионального социально-экономического и культурного развития.

Программа должна получить широкую рекламно-пропагандистскую поддержку в средствах массовой информации, в белорусском сегменте Интернет в целях формирования интереса государственных органов власти и управления, общественных организаций, коммерческих структур и населения к процессам информатизации и содействия этим процессам.

Исходя из названных целей и анализа состояния дел в республике в области информатизации, в Программе определены следующие основные направления информатизации:

Создание общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам.

Развитие и совершенствование ИКТ и формирование экспортно-ориентированной отрасли ИТ-индустрии.

Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации.

Совершенствование деятельности государственных органов на основе использования ИКТ.

Развитие процессов информатизации в секторах реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики.

Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.

Содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения ИКТ.

Совершенствование системы информационной безопасности республики с учетом Концепции национальной безопасности.

Программа предполагает поэтапную реализацию.

На первом этапе (2003 год) формируются предпосылки для реализации проектов Программы. Это предполагает проведение анализа нормативной правовой базы в целях выявления ключевых проблем, препятствующих широкому внедрению ИКТ, анализ эффективности расходования средств республиканского бюджета на информатизацию, проведение полного учета государственных информационных ресурсов, анализ зарубежного опыта реализации подобных программ.

В ходе первого этапа должны быть сформированы системы мониторинга действующих в республике государственных программ в различных отраслях экономики и сферах деятельности, государственных научно-технических программ по решению наиболее значимых народнохозяйственных, экологических и социальных проблем в части координации их работ по следующим проблемам информатизации:

мировые тенденции развития ИКТ и их использование в социально-экономической сфере;

уровень распространения ИКТ в стране;

эффективность расходования бюджетных средств в сфере информатизации;

эффективность использования ИКТ, информационных ресурсов в государственных органах и организациях, обеспеченность их техническими средствами обработки информации и средствами связи;

эффективность действующей нормативной правовой базы, регулирующей использование ИКТ.

Наряду с этим на первом этапе будут подготовлены нормативно-методические материалы, касающиеся совершенствования организации работ в республике в области информатизации.

Продолжится реализация проектов по созданию автоматизированных информационно-вычислительных систем и совершенствованию информационной инфраструктуры в государственных органах, разработка которых начата в 2001-2002 годах. Начнут реализовываться проекты по электронному документообороту и созданию информационно-аналитических центров в государственных органах и подключению их к глобальным вычислительным сетям (Интернет).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты