Основы социологии
отличие от элитарной культуры народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народная культура - любительская (но не по уровню, а по происхождению) и коллективная. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны всему населению. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк -- вот ее примеры.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у нее самая широкая аудитория, и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.

Совокупность ценностей, верований, традиции и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

4. Социология личности

4.1 Понятие, структура и типы личности

Понятие «личности» тесно связано с понятиями «человек», «индивидуальность», «индивид». Человек - родовое понятие, совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих человека в отличие от других живых существ. Индивид - конкретный представитель человеческого рода в противоположность остальным людям. Индивидуальность - набор черт и характеристик, определяющих уникальность каждого индивида. Личность - социальная сущность человека, совокупность всех его социальных качеств, проявляющихся в социальном опыте (психологические характеристики, значимые для общества). Личность это субъект и продукт социальных отношений. Родившийся ребенок - не личность. Он - индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой ребенок взаимодействует.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру. В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты. Биогенный компонент учитывается лишь в случае увечья или

болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций. Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т.д. Социогенный компонент состоит из следующих элементов:

1. Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);

2. Способности к творчеству, знания, навыки;

3. Степень овладения культурными ценностями общества;

4. Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;

5. Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге, в образе жизни.

Социальная структура личности непостоянна и изменчива, т. к. в течение жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Вот почему социогенный компонент личности вызывает наибольший интерес у социологов.

Социология, типологизируя личность, пытается определить некий тип абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данного общества или группы.

Согласно представлениям известного социального антрополога Р. Линтона, в любом обществе выделяются два основных типа личности: нормативная - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это идеал личности данной культуры; модальная - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. Чем более нестабильным становится общество (например, в условиях кризиса), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Модальный тип личности является предметом исследования многих ученых, которые, в свою очередь, создают его классификацию. Так, Е.А. Ануфриев полагает, что в российском обществе, где происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры, можно выделить пока как модальный, только торговый тип личности и мафиозный, широкое распространение которого приведет в конце концов к самым тяжким последствиям для России.

Американский социолог Р. Дарендорф создал на основе термина Аристотеля "homo politicus" создал следующую типологию личности:

homo faber («человек трудящийся») - тип личности, характерный для традиционных обществ: крестьянин, воин, политик;

homo consumer («человек составной») - тип личности в современном западном обществе, человек - потребитель, человек массы;

homo universalis («человек универсальный») - тип личности будущего, связанный с развитием техники и науки, способный заниматься разными видами деятельности;

homo soveticus («человек советский») - тип личности, характерный для бывших стран соц. лагеря, человек, зависящий от государства.

4.2 Основные подходы в изучении личности

В науке существует множество теорий личности. Можно выделить два наиболее распространенных подхода - социально-психологический и функциональный.

Основателем социально-психологического направления является З. Фрейд. Он выделял в психике личности три уровня - Оно, Я, Сверх-Я. «Оно» - бессознательное начало, источник энергии, направленной на получение сексуального удовольствия. «Я» - рационально осознанная часть психики, действующее по принципу реальности, ограничивающее желания бессознательного. «Сверх-Я» - культурные нормы, воспринятые человеком, заставляющие его действовать в соответствии со стандартами социальной группы и общества.

По Фрейду, становление структуры психики личности происходит постепенно. Новорожденный ребенок - это «Оно», не умеющее определить свои потребности и удовлетворить их. С его развитием под руководством родителей формируется «Я» - ограничение «Оно», чувство ответственности за поступки и т.д. В период детства родители выступают в роли «Супер-Я», наказывая или поощряя ребенка за его поведение. По мере взросления в психике человека оформляется уровень «Супер-Я», который руководит ею всю оставшуюся жизнь.

Процесс формирования личности проходит 4 стадии. Каждая связана с определенным участком тела - эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а затем и «Супер-Я».

1. оральная стадия: рот у младенца - главная эрогенная зона (получение удовлетворения через процессы приема пищи и сосания).

2. анальная (контроль за процессами экскреции как первый шаг к самостоятельности).

3. фаллическая, основное внимание ребенка направлено на половые органы и половые различия. В этот период проявляться Эдипов комплекс и комплекс Электры.

4. генитальная (юность) - вступление в половую жизнь.

Концепция З. Фрейда и идеи М. Вебера, легли в основу интеракционистской теории личности Чарльза Кули, т. н. теории «Зеркального Я». Личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Он представлял структуру личности из 3-х элементов:

1. Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2. Из того, как по нашему мнению, другие реагируют на то, что видят в нас;

3. Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

Процесс зеркального отражения своего «Я» является субъективным процессом и может не соответствовать объективной реальности. В каждом формируются кратковременные внутренние собственные образы - само-имиджи. Наряду с ними в сознании существует представление о себе - «истинное Я», которое само-имиджи, накапливаясь со временем, корректируют.

Джордж Мид, основатель символического интеракционизма, считал, что "Я"- самость продукт социальный. Д. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе с той же меркой, что и к другим людям. Это значит, что внутренне мы одновременно являемся субъектом - наблюдателем и объектом - наблюдаемым. Структура личности по Миду следующим: «Я-Сам»(I) - реакция личности на воздействия других людей и общества. «Я-Меня»(Me) -осознание себя с точки зрения других значимых для него людей - родственников, друзей.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает 3 стадии. 1. Имитация - дети копируют поведение родителей, не понимая его. Ребенок примеряет на себя модели поведения родителей, которые для него являются «значимыми другими». 2. Игровая стадия - дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и дочки, врача и больного, и т.д. Переход от одной роли к другой развивает способность придавать мыслям и действиям такой смысл, который придают им «значимые другие» - другие члены общества. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я - меня». 3. Нормативная стадия - дети осознают, что они принадлежат к крупному сообществу, которое определяет, какое поведение является нормальным, какое - отклоняющимся. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». С его помощью мы уясняем организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

4.3 Социальный статус и социальная роль

Функциональный подход способствовал разработке статусно-ролевой теории личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.

Социальный статус - это позиция индивида в обществе, определяемая его функциями, обязанностями и правами. Позиция зависит от профессионального, социально-экономического положения индивида или группы, политических возможностей, пола, происхождения, семейного положения и т.д.

Накладывая на человека обязанности, общество "платит" ему правами. К ним мы можем отнести доход, льготы, престиж. Чем выше статус человека, тем выше его престиж, тем лучше его материальное положение. Положение личности в социальной иерархии статусов называется рангом. Ранг формирует статусное мировоззрение.

Статусные ранги определяются и по внешним знакам отличия - символам. К ним относят цвет кожи, мимику, жесты, одежду, язык, манеры поведения, титулы и звания. Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж - это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций.

Важным элементом статуса является социальная роль - поведение, ожидаемое от личности определенного статуса (Н.Смелзер). Впервые роль как динамический аспект статуса рассмотрел Р. Линтон. Роль стандартна, но исполняют ее люди - индивидуальности. Каждый из них по-своему объясняет себе роль, по-разному ее исполняет. Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым поведением.

Социальная роль имеет определенную нормативную структуру: 1. описание поведения, которое требуют окружающие от человека; 2. ожидания, предъявляемые лицу при исполнении роли; 3. оценка исполнения роли; 4. санкции за исполнение роли.

Существует 3 типа социальных ролей: 1. представляемая роль - ожидание окружающих; 2. воспринимаемая роль - представление человека о роли; 3. играемая роль - реальное воплощение роли. По мнению И. Гоффмана, роли делятся на 2 вида: 1. сценические роли - исполняемые человеком на людях, или в официальных ситуациях; 2. закулисные роли - выполняемые человеком наедине с самим собой.

4.4 Статусный и ролевой набор

Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. Можно выделить несколько видов статуса.

1. Предписанный статус - статус, который человек получает при рождении: статусы, связанные с полом, национальностью, расой, семьей.

2. Достигаемый статус - статус, получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче.

3. Смешанный статус - обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека.

4. Главный статус - статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. К главным статусам относят статус, определяющий установку и направленность личности, характер деятельности, стиль жизни, манеру поведения, круг знакомых и т.д.

Дж. Ленски предложил понятие несогласованности статуса. Каждый статус имеет четыре измерения: доход, образование, профессиональный престиж, этническая принадлежность. Противоречивость возникает тогда, когда измерения статуса не соответствуют друг другу. Несогласованность ведет к чувству неудовлетворенности и попыткам изменить систему статусов. Изменение статусных позиций личности во времени Дж. Ленски назвал «статусным профилем».

Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей (Р.Мертон). Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение - трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто переходит в конфликты. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1) между ролями; 2) в пределах одной роли. Часто сосуществование ролей заключает в себе несовместимые обязанности. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов. Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу. Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.

Разделение ролей выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей.

Регулирование ролей - с его помощью индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

4.5 Социализация личности - сущность и содержание

Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и смертью человека. В процессе социализации люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, т.е., приобретают свое социальное "Я".

Социализация носит двунаправленный характер. Старшее поколение передает молодым нормы и ценности, и усваивает новые, выработанные молодыми поколениями. Человек становится личностью только во взаимодействии с себе подобными. Если человеческий ребенок попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными (дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.

Предназначение процесса становления своего социального "Я" - поиск человеком своего социального места в общественном разделении труда. У новорожденного нет личности, нет "Я". Он не может различить границы между собой и не собой. По мере овладения прямохождением, речью, развитием мышления, сознания ребенок начинает выделять свое "Я" из понятия о других. Н. Смелзер выделил четыре основных механизма социализации детей -- имитация, идентификация, стыд и вина. Дети в процессе становления "Я" пробуют различные модели поведения, по реакции окружающих определяя, что делать позволительно, а что нельзя. В дальнейшем всю жизнь мы считаемся с реакцией на наше поведение других людей, с учетом их мнения и оценок поправляем свои действия. Таким образом, наше "Я" обитает одновременно и в нашем теле и вне его. "Я" в нашем теле - сумма психических процессов. "Я" вне тела - социальные отношения.

Успешная социализация возможна только в сочетании трех основных факторов социализации: 1. биологические - наследственность; 2. психологические - психические особенности человека; 3. социальные - экономическая система, политический режим, развитие культуры. Существует несколько различных типов социализации: 1. ненаправленная социализация - стихийная, неосмысленная; 2. направленная социализация - система средств воспитания личности, разработанная в различных общественных институтах и организациях. Ненаправленная и направленная социализация может друг с другом согласовываться, гармонизироваться, противоречить.

4.6 Основные этапы социализации

Социализация - процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Он проходит через две стадии: первичная социализация охватывает детство и юность; вторичная социализация - зрелость и старость. Рассмотрим особенности основных жизненных циклов или этапов социализации.

Детство (от рождения до 13 лет) В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.

Юность (13-18 лет). В юности происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги - склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального "Я", формируется мировоззрение. Главная трудность - ролевой конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом - многие уже являются взрослыми. Ролевое бесправие и отсутствие опыта ведут молодежь к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т.д.

Зрелость (18 лет - прекращение трудовой деятельности). Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента - сначала по отношению к супруге /супругу/, затем - к ребенку.

Социализация взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог О. Брим-мл. показал, что она выражается, в изменении их внешнего поведения. Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и проходит в форме переобучения. А.И. Кравченко утверждает, что данный процесс распадается на два этапа: 1. десоциализацию - отучение от старых норм, ценностей, ролей; 2. ресоциализацию - обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда, в экстремальных ситуациях, десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового (тюрьмы, колонии, концлагеря, психиатрические больницы, армия).

Старость или «социализация к смерти» (прекращение трудовой деятельности - смерть). Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус - от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в

традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти - подготовку моральную и материальную - к окончанию жизни.

4.7 Агенты социализации

Агенты социализации - социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на формирование личности и вхождение человека в общество. В соответствии с видами социализации, агенты бывают первичными и вторичными. Агенты первичной социализации - родители, сверстники, родственники, учителя, тренеры, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации - администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и др. Институты социализации - социальные группы, способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения (семья, институт образования, экономический институт, культура).

Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т.д.), вторые - одну, две (СМИ - информация, идеологическая обработка).

Среди агентов первичной социализации в превосходящей позиции находятся родители и сверстники - друзья. Родители желают, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения и проступки; ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию - переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, институтов - нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые - нет. Так, взаимозаменяемы функции родителей и родственников, но директор школы не сможет заменить премьер- министра. Кроме того, деятельность по социализации первичных агентов не оплачивается в отличие от вторых.

Начальная (первичная) социализация -- область межличностных отношений и предписанных статусов - является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального "Я". Вторичная продолженная социализация - область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.

4.8 Социальный контроль, его основные элементы

Социализация личности протекает под надзором общества и окружающих. Они не только обучают, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, выступая, таким образом, агентами социального контроля.

Социальный контроль - механизм социальной регуляции поведения. Он состоит из двух элементов - норм и санкций. Нормы - предписания правильного поведения в обществе. К нормам относятся: групповые привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу, которые могут именоваться общими правилами. Нормы делятся также на ожидания и требования.

Социальные нормы выполняют важные функции: 1. регулирование общего хода социализации; 2. интеграция индивидов в группы, а групп в общество; 3. контроль отклоняющегося (девиантного) поведения; 4. образец поведения.

Нормы оформляют обязанности одного лица по отношению к другим. Запрещая индивидам присваивать чужие вещи, убивать людей, клеветать и завидовать, нормы ставят их в определенные отношения с членами групп, с правящим классом, соседями. Нормы - это еще и ожидания. Если человек соблюдает нормы, он должен вести себя в соответствии с ожиданиями других. При нарушении этого правила возникает хаос.

Нормы - стражи ценностей. Санкции - охранники норм. Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм (конформность), и наказаний за отклонение от них (девиантность). Конформность - это лишь внешнее согласие с общепринятым. Внутренне индивид может быть не согласен с нормами, господствующими в обществе. Конформность - это основная цель социального контроля. Различаются четыре типа санкций:

1. Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документально (награждение орденами, званиями, премиями, допуск к высоким должностям и т.п.).

2. Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т.д.

3. Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами (арест, заключение, штрафы и т.д.).

4. Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные законами (издевка, порицание, пренебрежение, слухи, фельетоны, клевета и т.п.).

Нормы и санкции соединены в одно целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она теряет свою регулирующую функцию.

4.9 Типы и формы социального контроля

Выделяется два типа социального контроля: 1. внутренний контроль или самоконтроль; 2. внешний контроль - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

В процессе самоконтроля человек самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Проявляется данный тип контроля в чувстве вины, совести. Общепринятые нормы, рациональные предписания остаются в сфере сознания, в процессе социализации человек ограничивает себя в соответствии с усвоенными нормами, т.к. самоконтроль является важнейшим условием коллективного поведения людей. Чем старше человек, тем сильнее у него должен быть самоконтроль. Становлению самоконтроля может помешать жестокий внешний контроль. Чем сильнее государство контролирует граждан посредством силовых структур, тем слабее самоконтроль. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Возникает порочный круг, ведущий к деградации индивидов как социальных существ.

Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях. Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражаемого через традиции, обычаи, СМИ. Агенты неформального контроля - социальные институты (семья, религия, экономика, культура). Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах - законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, СМИ.

Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие, мягкие, прямые, косвенные: 1. ТВ относится к инструментам мягкого косвенного контроля; 2. рэкет - инструмент прямого жесткого контроля; 3. уголовный кодекс - прямой мягкий контроль; 4. экономические санкции международного сообщества - косвенный жесткий метод.

4.10 Девиантное поведение, сущность и виды

В основе социализации личности находится усвоение норм. Соблюдение норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от них называется девиацией. Девиантное поведение относительно потому, что имеет отношение только к культурным нормам данной группы (поведение низшего класса для высшего, преступников для законопослушных граждан). К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Существуют различные причины девиации. К биопсихическим причинам девиации относится наследственная склонность к алкоголизму, наркомании и психическим расстройствам. Выяснением социальных причин девиации, занимались Э. Дюркгейм, Р. Мертон, и др. Среди основных социальных причин девиации выделяются:

1. Аномия - старые ценности исчезают, новых нет, в следствие чего люди теряют жизненные ориентиры. Растет число самоубийств, преступлений, разрушаются семья, мораль (Э. Дюркгейм).

2. Аномия как разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми способами их достижения (Р. Мертон).

3. Конфликт между нормами культуры социальных групп (Э. Селлин).

4. Идентификация индивида с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры (В. Миллер).

5. Стигматизация - стремление влиятельных групп обвинить в девиации членов менее влиятельных групп (Г. Беккер).

6. Радикальная криминология - использование правящими классами законов и правоохранительных органов, против неугодных социальных групп и индивидов (приписывание девиации) (Р. Квинни).

Наиболее интересной классификацией девиантного поведения является типология Р. Мертона, согласно которому девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Единственный тип недевиантного поведения - конформность (согласие с целями общества и средствами их достижения). Мертон выделяет четыре типа девиации:

1. Инновация - согласие с целями общества при отрицание общепринятых способов их достижения (проститутки, шантажисты, создатели "финансовых пирамид", ученые).

2. Ритуализм - отрицание целей общества при преувеличение значения способов их достижения (бюрократия).

3. Ретретизм - бегство от действительности, выражается в отказе от социально одобренных целей и от способов их достижения (алкоголики, наркоманы, бомжи).

4. Бунт - отрицание и целей и способов, при стремлении к их замене на новые.

Концепция Мертона рассматривает конформность и девиацию как взаимосвязанные категории. Девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам. Вор не отвергает социально одобряемую цель - материальное благополучие, напротив, он стремится к нему с тем же рвением, что и остальные.

В процессе перехода в разряд девиантов выделяется две стадии: первичная и вторичная. Первичная девиация - начальное действие правонарушения. Человека признают девиантом в результате обработки информации об его поведении, проводящейся другим человеком, группой или организацией. Вторичная девиация - процесс, в ходе которого после акта первичной девиации человек, под влиянием общественной реакции, принимает девиантную идентичность, то есть перестраивается как личность с позиций той группы, к которой его причислили. Социолог И.М. Шур назвал процесс «вживания» в образ девианта ролевым поглощением.

Девиация значительно более широко распространена, чем свидетельствуют официальные статистические данные. Общество на 99% состоит из девиантов. Большая часть их - умеренные девианты. Около 30% членов общества составляют ярко выраженные девианты с негативным или позитивным отклонением. Контроль над ними несимметричен. Максимально одобряются отклонения национальных героев, выдающихся ученых, артистов, спортсменов, художников, писателей, политических лидеров и т.д. Крайне не одобряется поведение террористов, предателей, преступников, циников, бродяг, наркоманов, политических эмигрантов и т.д.

Раньше общество считало нежелательными все резко отклоняющиеся формы поведения. Гениев преследовали как и злодеев, осуждали очень ленивых и сверхтрудолюбивых, нищих и сверхбогатых. Причина: резкие отклонения от средней нормы - положительные или отрицательные - угрожали нарушить стабильность общества, основанную на традициях. В современном обществе с развитием промышленной и научно-технической революций, демократии, рынка, формированием нового типа модальной личности - человека-потребителя, позитивные девиации рассматриваются как важный фактор развития экономики, политической и социальной жизни.

Литература

1. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.

2. Социология (под ред. акад. Осипова Г.В.). - М., 1995.

3. Фролов С.С. Социология. - М., 1999.

4. Кравченко А.И. Социология. - М., 1999.

5. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М., 1999.

6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

7. Маркс К. К критике политической экономики. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 13.

8. Оврах Г.П. Теория социального и политического конфликта. - Владивосток, 1996.

9. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. - М., 1992.

10. Социология общественных движений. - СПб, 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты