Основы социологии
мериканские антропологи А. Кребер и К. Клакхон выделяют шесть основных типов определений культуры. Описательные определения. В них делается упор на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Э. Тайлор - «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Исторические определения. В них делается упор на процессы социального наследования, традицию. Э. Сепир: культура - это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Нормативные определения делятся на две группы. Первая - определения, ориентирующиеся на идею образа жизни (К. Уислер: «…образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя»). Вторая - определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Так, социолог У. Томас считает, что «культура - это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях». Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов: 1. процессе адаптации к среде («Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…» - У. Самнер и А. Келлер); 2. на процессе научения («Культура - это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» - Р. Бенедикт); 3. на формировании привычек («Культура - это формы привычного поведения, общего для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» - К. Янг). Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Р. Линтон - «а) … культуры - это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) культура - это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества». Генетические определения представляют культуру с позиций ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы: 1. культура рассматривается как продукт или артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (П. Сорокин); 2. культура рассматривается как комплекс идей: «Культура - это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (Г. Беккер); 3. культура как система символов: «Культура - это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией» (Л. Уайт); 4. культура определяется как «то, что отличает человека от животных» (В. Оствальд).

Суммируя представленные определения, можно сказать, что культура - это убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу), которые являются общими для группы и служат упорядочению опыта и регулированию поведения ее членов. Убеждения, ценности и символы какой-то части людей в группе часто называются субкультурой.

3.4 Культурные универсалии

Различия между разными культурами огромны. В то же время существуют общие черты, свойственные всем культурам - культурные универсалии. Дж. Мёрдок выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, нательные украшения, кооперированный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запрет кровосмесительных браков, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки управлять погодой. Конкретные формы, которые принимает спорт, украшение тела и т.п., могут, однако, различаться в той или иной культуре. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти вариации. Каждая культурная особенность - это продукт исторического развития определенной культурной среды; она может сформироваться в результате уникальной цепи событий. Дело не в том, какая форма спорта, запрета на кровнородственные браки и какой язык характерны для той или иной культуры, а в том, что эти универсалии в той или иной форме наличествуют в каждой из них.

Тенденция судить о других культурах с позиций своей собственной называется этноцентризмом. Сопутствующее этноцентризму понятие ксенофобия - боязнь и неприятие всего иностранного, а шире - всего чуждого. Этноцентризм является характерной особенностью деятельности первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей собственной, которую считали самой передовой. Американский социолог Вильям Самнер исследовал это в книге "Народные обычаи", опубликованной в 1906 г. Он считал, что культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Эта позиция известна сейчас как культурный релятивизм. Принцип культурного релятивизма полезен для понимания тонких различий между похожими культурами.

Культуру условно можно разделить на две части. Первая - культурное наследие (материальные артефакты, традиции, обычаи, великие достижения науки, искусства, литературы, религии прошлого). Вторая - образ жизни. Это часть культуры, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни индивида, группы, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Образ жизни выражает одновременно типичное и специфическое. Он отражает не культурное наследие, а текущую жизнь, не столько материальные артефакты, сколько социальные нормы, обычаи, ценности простых людей. Именно поэтому культуру нельзя сводить к изящным искусствам или живописи. Образ жизни в марксистской социологии - самостоятельная и очень важная категория, а культура - нечто вспомогательное, одна из сторон образа жизни наряду с трудом, бытом, общественной деятельностью. В зарубежной социологии сложилась иная традиция. Образ жизни - одно из определений или частей культуры, которая считается более фундаментальным понятием.

3.5 Функции культуры

Культура выполняет в обществе ряд специфических функций:

1. Мировоззренческая - формирование картины мира, характерной для данной культуры (ее формируют наука и религия).

2. Компенсаторная - преодоление природных недостатков человека.

3. Функция социализации. Поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение вынуждено воспроизводить ее и передавать следующему поколению. Этот процесс составляет главную часть социализации. Ценности, убеждения, нормы, правила и идеалы превращаются в часть личности ребенка и помогают формировать его или ее поведение. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

4. Функция контроля. Поскольку культура формирует личности членов сообщества, она во многом контролирует их поведение. Клиффорд Гиртц называл культуру «набором контрольных механизмов -- планов, рецептов, правил, инструкции … для регулирования поведения». Без культуры, считает он, люди были бы полностью дезориентированы: «не регулируемое образцами культуры (организованными системами значимых символов) поведение человека было бы практически неуправляемым, настоящим хаосом бессмысленных поступков и несдерживаемых эмоций, не приводящих к формированию опыта.

Если культура контролирует поведение людей, является ли она репрессивной? З. Фрейд описал конфликт между культурой и инстинктивным началом человеческой натуры именно с этой точки зрения. Культура часто подавляет наши побуждения, особенно сексуальные и агрессивные. Она определяет рамки, в которых возможно удовлетворение этих побуждений.

Подчеркивая роль культуры в осуществлении социального контроля, не будем забывать, что она не всесильна. Способность культуры управлять человеческим поведением лимитирована рядом факторов. Первым из таких факторов назовем ограниченные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, независимо от того, как высоко ценятся в их культурной среде такие подвиги. Точно также существует предельное количество знаний, которые можно вложить в человеческий мозг. Физическая среда обитания также ставит пределы влиянию культуры. Факторы окружающей среды могут также сделать формирование некоторых культурных образцов маловероятным.

Влияние культуры лимитировано также и необходимостью стабильного общественного порядка. В целях выживания общества культура не должна одобрять такие действия, как спонтанное убийство, воровство и поджог, так как они не способствуют укреплению общежития.

5. Функция селекции - культура отбирает для тиражирования только определенные аспекты поведения и опыта людей. Все человеческие сообщества сделали свой выбор культурных форм. Каждое сообщество, с точки зрения другого, игнорирует фундаментальные проблемы и обращает внимание на несущественные частности. Одна культура с трудом понимает ценность денег, другая же построила из них фундамент всех сфер человеческого поведения. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в тех областях, развитие которых необходимо для выживания людей, а в другом - практически таком же обществе - технологические достижения высоки и соответствуют требованиям ситуации. Но любое общество выстраивает собственную гигантскую культурную суперструктуру, сопровождающую вас от юности до смерти и даже после ухода из жизни.

6. Функция интеграции. Культура передается от одного человека другому с помощью социализации и контактов с другими культурами, и формирует у человека чувство принадлежности к группе. Культура вызывает не только солидарность, но и конфликты внутри групп и между ними. Язык, главный выразитель культуры, иллюстрирует это положение. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы: общий язык объединяет людей. С другой стороны, общий язык выключает из группы тех, кто не знает языка, и даже тех, кто говорит на нем в несколько иной манере. В Великобритании члены различных общественных классов используют слегка отличающиеся друг от друга формы английского языка. Хотя каждый говорит по-английски, некоторые группы говорят на «более хорошем» английском языке, чем другие. Все это служит для обособления социальных групп и может стать основой групповых конфликтов.

3.6 Структура культуры

Уорд Гуденау, антрополог, включил в культуру четыре вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся в языке, и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Немцы проводят различие между принятием пищи человеком (essеn) и животными (fressen), в то время как в английском языке для этого существует лишь одно слово -- "eat".

2. Отношения. Если понятия описывают мир (то из чего он состоит), то отношения - это определенные представления о том, как эти части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению.

3. Ценности - разделяемые всеми убеждениями относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Индивиды могут выбирать - разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Т.о., ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Идеи, лежащие в основе ценностей, служат основой знания. Знание - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания - специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф - фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советские люди - в светлое коммунистическое будущее.

Верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Верование - утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.

4. Правила и нормы, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры. К нормам относятся:

а) Привычки. Образ жизни создается привычками. Спать лежа, есть первое ложкой, а второе - вилкой, закрывать за собой дверь, осторожно ставить бьющиеся предметы - все это и многое другое пропитывает нашу повседневную жизнь. Это коллективные, или групповые, привычки, усвоенные нами в процессе социализации. Их огромное множество, они соблюдаются нами автоматически, без сознания. Существует масса индивидуальных привычек: рано вставать, заниматься гимнастикой, одеваться потеплее, пить кофе по утрам, не курить натощак и т.д. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения. Привычки - это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), они свидетельствуют о плохих манерах.

б) Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках.

в) Этикет. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе - особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

г) Нравы - обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие обозначало "самые уважаемые и освященные обычаи". Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидами. А в других обществах, например, в Спарте, сбрасывать физически слабого ребенка в пропасть считалось вполне нравственным поведением. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнравственное, с точки зрения данной культуры, поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.

д) Особой формой нравов является табу. Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Особенно оно было распространено в традиционном обществе. Табу охраняло от опасностей, связанных с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. В современном обществе табу накладывается, например, на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.

е) Законы. Разновидностью нравов являются законы. Это нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право - в доиндустриальном обществе совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические законы, закрепленные конституцией -- главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой применение формальных санкций в виде уголовного наказания. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.

ж) Обычаи. В отличие от манер обычаи присущи широким массам людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим и многие другие берегутся

народом как коллективное достояние, ценность. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции - неодобрение, изоляция, порицание.

з) Если привычки и обычаи переходят от одного поколения другому, они становятся традицией. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало предание.

и) Обряд характеризует не избирательные, а массовые действия. Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (посвящение в студенты, в рабочие) или, переходом в другой возраст (инициация), смертью (отпевание, погребение, поминки).

3.7 Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы - элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Высокая культура, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она опережает уровень восприятия среднего человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - "искусство для искусства".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты