Основы социологии
ьер Бурдье (1930-2002) - французский социолог, основатель Центра европейской социологии, журнала «Исследование в социальных науках», автор 26 книг: «Ремесло социолога» (1966), «Очерк теории практики» (1977), «Социология политики», «Ответы» (1992) и др. Бурдье ставит задачу доказать фальшивость противопоставления объективизма и субъективизма в социологии, структурных и деятельных подходов, утверждает безосновательность игнорирования одной из этих сторон. Сосредоточение на структуре ведет к игнорированию процесса конструирования социального мира самым деятелем, а сосредоточение на том, как деятель воспринимает, осмысливает и реагирует на окружающий мир, ведет к игнорированию самых структур (их влияния), в которых это происходит. По его мнению, надо исходить из диалектических отношений между объективными структурами и субъективными феноменами. Решение проблемы он видит в анализе реальной практики, которая выступает неминуемым результатом таких диалектических отношений. Он анализирует связи между социальной структурой и тем, как индивиды конструируют социальную реальность. Социолог утверждает, что объективные структуры существуют не только в языке или в определенной культуре, а и в самом социальном мире, они не зависят от сознания деятелей, которые, в свою очередь, способны руководить своей практической деятельностью и репрезентовать себя согласно со своим замыслом. Вместе с тем надо принимать во внимание генезис моделей представлений, мышления и действия людей. Следует анализировать, как люди воспринимают и конструируют свой мир. По его мнению, «ментальные структуры определяются социальными структурами», т.е. сознание зависит от социальной среды. Для лучшего постижения взаимозависимости между объективным и субъективным в теории Бурдье необходимо обратиться к его толкованию понятий «габитус» и «поле», где первое касается того, что помещается в сознание деятелей, а второе - того, что остается вне сознания деятелей. Габитус - это ментальные или когнитивные структуры (определенные состояния сознания), с помощью которых люди живут в социальном мире, направляются в своих действиях, это набор схем (моделей), благодаря которым люди воспринимают, понимают и оценивают мир. Габитус - это «воплощенные социальные структуры», которые отображают объективное деление: классовые структуры, возрастную и половую дифференциацию и т.п. Габитус - это определенное местопребывание в социальном пространстве. Габитус ниже уровня сознания и языка, вне контроля индивидуальной волей. То есть люди не могут постигнуть, как он оперирует. Он проявляется в индивидуальном поведении, практике - скажем, в том, как мы говорим, едим, ходим, смеемся и т.п. Ведь это происходит будто само по себе. Поле, по Бурдье, - это сеть отношений между объективными позициями социальных деятелей, которая существует независимо от индивидуального сознания и воли. В социальном мире есть несколько полей (например, экономическое, религиозное, художественное, политическое), любое из которых имеет собственную структуру. Поле является ареной соревнований социальных деятелей или групп за улучшение своих позиций, за получение более привилегированного места в социальной иерархии. Оно выступает разновидностью рынка, где используются разные виды капиталов (экономический, культурный, социальный, символический) для демаркации позиций. «Поле» - это социальное пространство, где реализуется завоевание определенной позиции социальными деятелями, ее защита или продвижение вверх в социальной иерархии. Посредником между габитусом и социальным миром, который объективируется в поле, выступает практика.

Итак, в современной социологии, согласно Дж.Ритцеру, существуют пять основных парадигм - исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, которые различаются в зависимости от того, как теоретики понимают социальную реальность.

1. Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В ее рамках выделяются два противоположных теоретических направления - функционализм и теории конфликта. К данному направлению принадлежат такие известные социологи, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.

2. Парадигма социальных дефиниций возникла благодаря работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людей социальных фактов. К данной парадигме относятся символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология (А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман).

3. Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй - Дж.Хоманс.В данной парадигме поведение человека понимается как соответствующая реакция на определенные внешние стимулы. Особое внимание уделяется проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

4. Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму конфликта индивида и общества. Наиболее известные представители - неофрейдисты Э. Фромм и Д. Рисмен, фрейдомарксисты Г. Маркузе и Ф. Райх.

5. Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. Главное внимание уделяется социальным структурам, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.

2.6 Российская социология 19-20 вв

Социология в России развивалась с сер. XIX в., но к 20-м гг. ХХ в. приняла собственные оригинальные формы и развилась в соответствии с отечественными национальными культурными традициями и политическими условиями.

К особенностям русской социологической мысли XIX - начала ХХ вв. можно отнести тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией и историей.

Первым в России трудами Конта заинтересовался В. Майков. Общество было заинтересовано в познании социальных процессов, социальной реальности в России. Накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки, но теоретическая база для его анализа, и методы исследования, отсутствовали. Д. Милютин, Г. Вырубов, Е.В. Де-Роберти, объявили себя позитивистами уже в 1850-е годы. Д.И. Писарев опубликовал «Исторические идеи Огюста Конта» в журнале «Русское слово» в 1866 году. До революции 1917 года, развитие социологии в России прошло несколько стадий, на которых выделялись специфические направления. Географический детерминизм. Основной представитель - Лев Ильич Мечников. Его наиболее важная работа «Цивилизация и великие исторические реки» (1889). Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой причинным является географический фактор, фактор воды. Он говорит о том, что природа определяет ход истории. Общество способно к солидарности в условиях освоения природы. Мечников выделяет три эпохи в ходе истории: речную, морскую, океаническую.

К главным представителям дореволюционного этапа можно отнести основателей субъективной социологии Л. Лаврова и Н.М. Михайловского. Подобно О. Конту и Э. Дюркгейму они полагали предметом социологии общество, выявление закономерностей и направленности его изучения. Суть общественного прогресса они видели в переработке культуры, традиционных общественных форм в цивилизацию. Главной движущей силой и мерилом прогресса объявлялась личность. Усложнение капиталистического общества, углубление разделения труда превращает личность в придаток машины, следовательно, в буржуазном обществе полноценной, всесторонней развитой личности быть не может. Таковой тип личности может появляться только при социализме. К социализму Россия может перейти через развитие коллективистских традиций русской общины, артели и т.п. Методология субъективной социологии основана на идеях Г. Дильтея и Г. Зиммеля.

Крупным ученым социологом был М.М. Ковалевский, неопозитивист, использовавший сравнительно-исторический метод для исследования межгрупповой, межклассовой солидарности и основных законов поступательного движения общественной жизни.

В борьбе с позитивизмом и субъективной социологией сформировалось марксистское направление, представленное либеральными "легальными" (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, М. Туган-Барановский) и ортодоксальными марксистами (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин), которые придерживались взглядов К. Маркса.

Выдающимся русским социологом был Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), автор работ «Система социологии» и «Преступление и кара, подвиг и награда», где разрабатывал общую теорию нормативного поведения человека, «Социология революции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», где разрабатывает с помощью статистических методов общие тенденции мировой культуры. П. Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Он выделяет идеациональную стадию развития общества, в которой преобладают процессы духовного, религиозного сознания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология, сочетание рационального и чувственного начал; чувственную стадию с доминированием чувственного переживания. В истории происходит чередование основных типов культуры. Если культура находится в кризисе (как, по его мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя, и зарождаются новые основания для формирования иного культурного типа. Социодинамическая модель П. Сорокина представляет собой последовательную смену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Сорокина интересовала проблема роли социологии в переустройстве общества. Он ввел в социологию новые понятия: социальная стратификация, социальная мобильность, страта, статус, проводники, актор и т.д.

С октября 1917 г. в российской социологии под влиянием Н. Бухарина стала усиливаться тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Н. Бухарин полагал, что наряду с теоретической наукой необходимо развивать и ее конкретно-социологическое направление. Бухарину возражал В. Адоратский, отделявший философию от социологии, В. Сарабьянов, отрицавший социологическое значение исторического материализма. Новым в развитии социологии стала разработка ее отдельных отраслей: социологии труда (А.К. Гастев), социологии искусства (Е.Н. Анциферов) и т.д. Проводились практические исследования с использованием анкетирования, интервью, анализа документов. Изучались социально-экономические, социально-этнографические явления; на основе их развивалась социальная и национальная политика. Однако формирование тоталитарного режима в России, ужесточение идеологического и политического контроля вело к подавлению социологии. В 1922 г. Из страны были высланы видные социологи, в том числе и П. Сорокин, философы (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков) и прочие. В 1938 г. И.В. Сталин фактически упразднил теоретическую социологию -- за ненужностью и запретил изучение жизни советского общества. Было ликвидировано даже понятие "социология". Возрождение науки началось с конца 50-х годов (хрущевская "оттепель"). Проводились масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на работников, их отношение к труду. Разрабатывались управленческие технологии, социальное планирование. В течение 60-х гг. социологи создавали кафедры, отделения, институты. Труды по восстановлению социологии в СССР возглавили А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, А.Г. Харчев, В.А. Ядов, Т.И. Заславская и др. Главные трудности состояли в том, что навязывание исторического материализма в качестве единой научной теории закрывало путь к возникновению социологических теорий и методологий, ограничивалась -- в интересах коммунистической партии -- тематика исследований, а результаты (расходившиеся с официальными данными) засекречивались. Только в 1986 г. решением последнего XXVII съезда КПСС социология вновь была восстановлена в гражданских правах науки об обществе.

3. Общество как социокультурная система

3.1 Общество как социокультурная система

Социология исследует общество в целом, поэтому для социолога важно выяснить универсальные свойства общества. Общество - исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями. Общество может пониматься и как вся сумма человеческих отношений или взаимодействие индивидов (Г. Зиммель). Общество связано с системой символов, понятий и ценностей культуры. Социокультурный подход рассматривает общество в его единстве с культурой. Отличительными признаками общества как социокультурного феномена, являются:

1. Социальность - как выражение общественной сущности жизни людей, социальной специфики их отношений и взаимодействий. Общество и культура находятся в состоянии постоянного взаимодействия и взаимопроникновения.

2. Установление новых взаимодействий - способность общества образовывать новые связи между людьми и возобновлять утраченные. Индивиды, участвующие во взаимодействиях, составляют социальную группу.

3. Территория - пространство, на котором разворачивается все многообразие социальных взаимодействий, определяющее особенности развития общества. Территориальное своеобразие - важный фактор формирования типичных черт жизнедеятельности, культуры, обычаев этносов.

4. Необратимость эволюции социокультурной системы как целого - невозможность для общества по мере удаления системы от точки равновесия вернуться к прежнему состоянию.

5. Саморегуляция - способность общества обладать самодостаточностью, позволяющей без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий.

6. Наличие социальной структуры и социальных институтов, регулирующих общественную жизнь. Социокультурный подход характеризует общество как целостную, сложноструктурированную систему, взаимодействующую с окружающей средой.

7. Наличие субъектов социального развития - человек понимается как сознательный субъект действия. Каждое действие субъекта является частью социального взаимодействия с другим субъектом.

8. Наличие социального пространства и социального времени - признаки общества, являющиеся основой его существования, функционирования и развития. Они определяют историческую эпоху или территорию, к которой можно отнести общество. Социальное пространство и время не совпадают с физическими. Социальное пространство связано с категориями социальной иерархии и стратификации, социальное время с категориями социального развития и изменения.

Все перечисленные признаки общества взаимодействуют друг с другом и обеспечивают целостность и устойчивость общественного развития.

3.2 Природные предпосылки возникновения общества

Становление общества происходило в тесном соотношении природного и социального. Выделяют несколько аспектов в изучении соотношения природного и социального: внутренний и внешний. Первый фиксируется на особых природных качествах человека. Второй - на географических условиях возникновения общества.

В рамках первого подхода внимание обращается на анатомические особенности человека, повлиявшие на становлении общества. К ним относятся: 1. прямая походка, освобождающая передние конечности; 2. руки с противопоставленным большим пальцем; 3. стереоскопическое зрение, позволяющее видеть в трех направлениях; 4. сложный механизм голосовых связок, гортани, губ, языка, способствующий развитию речи; 5. сексуальное поведение (отсутствие сезонности), влияющее на активное демографическое поведение и создание семей; 6. беспомощность младенца, которая ведет к формированию высоких адаптационных способностей, восприимчивости к опыту предшественников, к длительной зависимости от родителей, медленному темпу роста и полового созревания (создание семьи, половозрастных социальных ролей, института образования, т.е. социальной организации и культурной преемственности).

Универсальность биологической основы человека, отсутствие специализации органов, гибкость, способность приспособиться к любой обстановке -- все это, принципиально отличая биологию человека, дает возможность социального развития.

В рамках второго подхода особое внимание уделяется географическим факторам. Для возникновения общества необходим определенный минимум природно-географических факторов. В условиях крайнего Севера или экватора социальная жизнь либо невозможна, либо застывает на первых этапах своего развития.

Климат, почвы, рельеф влияют на характер занятий, на то, что производит, чем питается человек, какие усилия ему необходимы, чтобы обеспечить себя необходимым. Так, жаркий климат снижает время активности. Холодный климат требует от человека очень больших усилий для поддержания жизни. Плодородные почвы в сочетании с хорошим климатом способствуют росту экономики, зажиточности, формируют особый менталитет народа.

Рельеф влияет на ритм жизни, темперамент народа. Рельеф может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа (первые демократии Западной Европы развились в Исландии и Швейцарии). В странах, открытых для набегов воинственных соседей, возникла сильная абсолютистская власть.

Однако географическая среда не должна быть слишком благоприятной для человека. Народы, живущие в неблагоприятных условиях, вынуждены выработать в себе такую культуру производства, систему социальных связей, которые позволяют им выжить и процветать. Географическая среда оказывала решающее влияние на культуру народов на раннем этапе их развития.

По мере развития общества влияние географического фактора ослабляется и сохраняется опосредованно, через культуру, которая существенно усиливает автономию общества от географической среды. Однако автономия социума от географической среды ограничена. Социум это ниша, которая должна органично вписываться в географическую среду, не нарушая ее основных экосвязей.

2.3 Культура как социальный феномен

Слово культура происходит от латинского слова colere -«обрабатывать землю». В XVIII и XIX вв. термин стал применяться для обозначения совершенствования человеческих качеств. Немецкое слово Kultur означает достижение высокого уровня цивилизованности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты