Основы знаний об обществе
кционерные общества - предприятия, находящиеся в коллективной собственности своих пайщиков (акционеров), доля собственности каждого из которых определяется размером пакета акций. Уставный капитал состоит из определенного количества ценных бумаг - акций и облигаций. Все акционеры, число которых обычно не ограничивается, являются совладельцами общества, а держатели облигаций - его кредиторами. Каждый из пайщиков несет ответственность, ограниченную размером своей доли капитала. Владение акциями дает их владельцам доход, который называется дивидендом. Он выплачивается из чистой прибыли предприятия. Акции и облигации свободно покупаются и продаются на фондовой бирже, пари этом можно быть владельцем акций нескольких предприятий. Контрольный пакет - это доля капитала, которая обеспечивает его владельцу большинство голосов на собрании акционеров и дает возможность контролировать деятельность предприятия.

Товарищества (партнерства) - это предприятия, имеющие двух и более владельцев, объединивших свои капиталы для совместного ведения дел. Права и ответственность каждого из них определяются соглашением. В товариществах с неограниченной ответственностью (полных товариществах) партнеры отвечают за дела компании всем своим имуществом, а в товариществах с ограниченной ответственностью - в объеме их вклада в уставный капитал. Если один из партнеров не в состоянии выполнять свои обязательства, другие должны сделать это за него (принцип солидарной ответственности). Когда один из партнеров выбывает из товарищества, оставшимся совладельцам необходимо выкупать его долю, чтобы сохранить дело.

4. Виды экономических систем

Основная проблема экономики - как эффективно использовать ограниченные ресурсы при практически неограниченных человеческих потребностях - может быть решена по-разному. Способом решения этой проблемы является экономическая система.

Экономическая система - это совокупность отношений между людьми в процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также механизмы, которые обслуживают эти процессы (заводы, законы, биржи, магазины и т.д.).

В истории экономики существовало три типа экономических систем.

Традиционная экономика. В Европе существовала примерно до 16 века, хотя пережитки этой системы сохранились до сегодняшнего дня. Основные вопросы экономики решались следующим образом:

Что производить? - предметы первой необходимости

Как производить? - по традиции, т.е. так, как это делали предки.

Для кого производить? - для собственного потребления, а не на продажу.

Рыночная (товарная) экономика. В данной экономической системе эти вопросы решаются по-другому:

Что производить? - производство на основе спроса.

Как производить? - исходя из показателей эффективности (меньше затратить и больше получить)

Для кого производить? - для тех, у кого есть деньги.

Государственная (плановая) экономика решает основные вопросы следующим образом:

Что производить? - решалось не производителями, а специальным государственным органом - Госпланом, а затем доводилось до сведения предприятий.

Как производить? - как можно дешевле.

Для кого производить? - для всех.

Тема 7. "Государство в рыночной экономике"

1. Побочные (внешние) эффекты рынка

Государство как древнейшее и центральное политическое учреждение в обществе, всегда играло активную роль в экономике. По мере развития общества и усложнения его хозяйственной жизни экономическая роль государства усугублялась, разнообразились способы его воздействия на экономику. Во многом это зависело от того, какое устройство и характер самой государственной власти: деспотизм, тоталитаризм или демократия.

Цивилизованная рыночная экономика, выступающая как "социальное рыночное хозяйство", объективно требует демократизации политической жизни, участия всего общества в выработке и реализации экономической политики государства. Разногласия между учеными-экономистами существуют лишь по вопросам определения степени вмешательства государства в экономику, форм и методов, способов воздействия его на хозяйственную жизнь. Но все сходятся в одном вопросе: современное рыночное хозяйство не может не регулироваться из единого экономического центра, а роль такого центра может выполнять только государство.

Несмотря на все механизмы саморегулирования, рынок - не идеальная система. Сама жизнь показала, что в определенных ситуациях рынок дает неправильные ответы на вопросы - что? как? и для кого производить? В результате возникают экономические кризисы, чреватые социальными потрясениями. В таких случаях для преодоления или предотвращения кризисной ситуации необходимо вмешательство государства в экономику. Недостатки рыночной системы получили название побочных (внешних) эффектов рынка. К ним относятся:

Стремление рынка к монополизации, то есть укрупнению субъектов рынка. В результате конкурентной борьбы мелкие предприятия разоряются, на рынке остаются лишь крупные производители, которые начинают диктовать ценовую политику на рынке, снижается конкуренция, рыночный механизм дает сбой. В этом случае необходимо вмешательство со стороны государства. Для поддержания конкуренции государство проводит антимонопольную политику, поддерживает и развивает малый бизнес, вводит различные ограничения для предприятий-монополистов.

Рынок, ориентированный на спрос платежеспособных потребителей, остается "глух" к справедливому распределению социальных благ, за рамками рыночной системы распределения остаются те члены общества, кто в силу возраста, болезни либо других обстоятельств не способен обеспечить себе достойный уровень жизни. Поэтому государство берет на себя финансирование различных социальных программ - бесплатное образование, обязательное медицинское страхование, социальная защита малоимущих и т.д.

За рамками производства остаются услуги общенационального значения, стоимость которых практически невозможно определить (оборона и национальная безопасность, правопорядок, энергетика, водоснабжение). Обеспечить эти потребности общества берется государство.

Производитель в рыночной системе всегда стремиться минимизировать затраты на производство продукции. Крайне неохотно идут производители на использование экологически чистых систем производства, установку различных очистных сооружений и т.д. Поэтому решение экологических вопросов, контроль за соблюдением экологического законодательства государство берет на себя.

Рыночная экономика имеет циклический характер. Ей свойственны периоды подъема деловой активности, застоя и стагнации, периоды экономического спада, кризисы. Одними из побочных эффектов рынка является инфляция и безработица. Именно эти явления дестабилизируют социально-политическую ситуацию в стране, приводят к народным волнениям и т.д. “Сгладить" подъемы и спады рыночной экономики помогают различные социальные меры, принимаемые государством (переподготовка кадров и трудоустройство, выплата различных пособий - по безработице, адресная социальная помощь, пособия на детей и др.)

Кроме того, всеобщим эквивалентом стоимости товаров и услуг являются деньги. Для того, чтобы обеспечить равные условия для всех участников рынка, необходим независимый производитель денежной массы. Таким производителем и является государство. Процесс выпуска центральных денег (т.е. той валюты, которая имеет хождение в конкретном обществе) называется эмиссией.

Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует научно-технический прогресс.

Государство проводит также региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

Все вышеперечисленное - только необходимые функции государства в экономике. На практике же роль государства в экономической системе может быть более существенной, вплоть до полного контроля. Примером тому может служить пример советской экономической системы.

Государство, выполняя свои функции, может применять различные механизмы регулирования экономики. Различают две группы механизмов государственного регулирования рынка: экономические и административные.

Экономические методы оставляют свободу выбора для участников рынка, поэтому их использование более эффективно. К экономическим методам относятся:

фискальная политика - взимание налогов и умелое распоряжение бюджетными средствами. Благодаря этому можно стимулировать деловую активность, подавлять инфляцию, бороться с безработицей.

кредитно-денежная политика - регулирование денежной массы, для того, чтобы влиять на цены, инвестиции, темпы роста. т.д. Подумайте, как количество денег в стране может влиять на уровень цен?

инвестиции из государственного бюджета - вложение денежных средств в развитие различных производств.

Однако, экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Хотя административные регуляторы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю, тем не менее административные регуляторы вполне оправданы. Они могут использоваться в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов рынка оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов или всего рыночного механизма в целом. Существуют области, где применение административных регуляторов необходимо:

жесткий государственный контроль монопольных рынков,

регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды,

определение и поддержание минимально допустимого уровня благосостояния граждан,

защита национальных интересов в системе мирового хозяйства.

Среди основных административных мер можно выделить следующие:

законодательство - государство при помощи законов обеспечивает правовую основу для экономической деятельности, разрешая или запрещая те или иные формы участия граждан в экономике.

лицензирование отдельных видов экономической деятельности,

установление различных квот (ограничителей) на ввоз или вывоз товаров, минимального размера оплаты труда, минимального прожиточного минимума, различных социальных стандартов и др.

контроль за уровнем цен,

запрещение отдельных видов деятельности, использования экологически вредных производственных технологий и др.

В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в необходимый элемент хозяйственного механизма. Мировая и отечественный опыт показывает, что административные меры разрушают рыночный механизм, если не имеют экономического обоснования.

Применительно к России, взявшей курс на демократизацию, проблемы нахождения оптимальных механизмов взаимодействия экономики и государства еще не отрегулированы. В этом вопросе для нас характерно "шараханье" из стороны в сторону: от полного огосударствления и мелочной опеки над всеми сторонами жизни общества до "невмешательства" государства, бросившему всякие бразды правления. Это недопустимо сегодня в любой стране, тем более в стране, которая только осуществляет переход к рынку и потому рыночные регуляторы не действуют в полную силу. При этом наше государство стало еще более бюрократическим, а его экономическая политика носит больше конфискационный, нежели стимулирующий характер.

2. Рыночные реформы в России

В нашей стране развитие товарно-денежных отношений искусственно сдерживалось. Тотальное огосударствление экономики, государственный монополизм на средства производства, отсутствие конкуренции, административный произвол в ценообразовании, отсутствие у производителей заинтересованности в результатах своего труда - это и многое другое делало экономику неэффективной. Требовалась глубокая перестройка всей жизни страны, причем изменения коснулись не только экономической сферы, но и политики, права, морали, общественной системы ценностей.

Переход к рынку естественно должен осуществляться постепенно, в переходный период должны быть созданы необходимые условия для нормального функционирования рыночной системы. С этой целью в стране был проведен ряд экономических реформ:

В первую очередь необходимо было заинтересовать производителя в результатах своего труда и создать конкуренцию на рынке. Для этого была проведена приватизация значительной части предприятий. Государственные предприятия были переданы в частную собственность (индивидуальную и коллективную).

Кроме того, многообразие форм собственности прежде всего требовало своего законодательного закрепления. Были приняты необходимый пакет законодательных актов - Закон о собственности, Закон о предприятии и предпринимательской деятельности, новые Гражданский, Налоговый и Уголовный кодексы, и др.

Была также проведена либерализация цен. Государство перестало контролировать цены на различные товары и услуги, теперь цены должны были складываться исходя из реальной рыночной ситуации, из взаимодействия спроса и предложения. Однако первый эффект от либерализации привел к неоправданному росту цен, сворачиванию производств и гиперинфляции.

Перестройка налоговой системы обернулась на деле ужесточением налогового бремени и сделала невыгодным занятие бизнесом. Результатом стало массовое сокрытие доходов в стране, процветание "теневой" экономики, рост коррупции и преступности.

В настоящее время в стране ведется активная работа по созданию рыночной инфраструктуры - то есть той среды, которая необходима для нормального функционирования экономики. Создается сеть коммерческих банков, различные биржи (валютная, фондовая и т.д.), ведется активная компьютеризация всего экономического пространства.

Для нормального функционирования экономики начата ее структурная перестройка. В период существования государственной экономики отдельные отрасли народного хозяйства были приоритетными, именно туда вкладывались основные средства государства. К таким отраслям относились ВПК (военно-промышленный комплекс), черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение, химическая промышленность. В настоящее время приоритет отдается отраслям легкой промышленности, добывающим - нефтяной, газовой, а также точному машиностроению. Средства вкладываются в первую очередь в те отрасли, которые наиболее отвечают запросам времени, а следовательно являются прибыльными с экономической точки зрения. Проявлением структурной перестройки экономики является конверсия предприятий оборонного комплекса. На этих предприятиях начинают выпускать "мирную" продукцию - товары широкого потребления, приборы и оборудование для здравоохранения, компьютерную технику и др.

К сожалению, политика государства по переходу к рыночным отношениям была слабо продумана, и потому имела крайне негативные для общества последствия. Результатом стал глубокий экономический, социальный и политический кризис, проявлениями которого стали:

массовая безработица,

резкое падение уровня жизни в стране,

глубокое расслоение населения (разница в доходах между "богатыми" и "бедными" составляет десятки и сотни раз),

нестабильная политическая ситуация, частая смена правительства,

политическое безразличие населения,

инфляция,

падение объемов производства,

рост внешнего долга РФ,

криминализация общества и т.д.

Тема 8. "Социальная структура"

1. Социальная структура

При рассмотрении предыдущих вопросов общество предстало перед нами не как механическая сумма индивидов, а как социальная система (вспомните, какие признаки указывают на системность общества), в фундаменте которой лежит способ производства материальных благ. В рамках этой системы формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые - роды, племена, классы, нации, семьи, производственные коллективы и т.д. Сфера взаимоотношений всех этих общностей и групп рассматривается как социальная сфера жизни общества.

В развитом обществе структуру социальной сферы можно представить себе следующим образом:

Человек в центральной точке схемы означает то, что индивид "вписан" в каждую из общностей, характеризующих социальную структуру. Он одновременно осуществляет свою деятельность и как член семьи, и как представитель определенного социального слоя или профессии, и как горожанин либо селянин, и как представитель определенной национальности.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии.

Итак, в обществе можно выделить следующие элементы социальной структуры:

Этническая структура общества. В основе этнической структуры общества лежит понятие "этноса" как исторически сложившейся на определенной территории общности людей, объединенных общей территорией, языком, культурой, бытом, традициями. Первобытное общество выработало свои, обусловленные потребностями жизни, общности людей. Род и племя являются первой исторической формой этноса. Главным признаком такой общности является кровнородственная связь. Более высокой формой исторической общности людей является народность - здесь в основу легли не родственные, а соседские связи. Таким образом, это уже не только этническая, а социально-этническая общность, имеющая свой язык, культуру, территорию, зачатки экономических связей. Высшая форма развития этноса - нация - появилась в эпоху развития индустриального общества и формирования национальной экономики (общность экономической жизни того или иного народа, возникающая на основе хозяйственной специализации различных районов страны и упрочения торгово-обменных связей между ними).

Демографическая структура общества. В качестве центрального понятия здесь выступает понятие "народонаселение" - непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества. Ускоренные или замедленные темпы общественного развития в значительной степени зависят от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность, темпы роста, половозрастная структура, состояние психического здоровья, миграционная подвижность. Как вы думаете, при каком демографическом составе общества темпы развития будут наиболее высокими?

Поселенческая структура общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее - отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселений (отношения внутрисельские, внутригородские, межпоселенческие). При характеристике поселенческой структуры общества принято выделять городское и сельское население. Эти две категории населения отличаются не только в социально-экономическом, но и в географическом отношении. Плотность сельского населения определяется соотношением численности жителей селения и площади их земельного пользования. Жизнь и деятельность горожан протекает, как правило, в пределах городской черты. Если разделить число жителей города на его площадь, то мы получим показатели городской плотности. Разделение населения на городское и сельское может быть произведено лишь приближенно, так как само понятие городского населения в разных странах трактуется по-разному. Например, в России городом считается лишь тот населенный пункт, которому официально, обычно по совокупности признаков (численность, основное занятие жителей, тип застройки и др.), присвоено звание города. В других странах городом считается каждый населенный пункт, имеющий свыше определенного числа жителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты