Основы знаний об обществе
ультура - совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать из поколения в поколение.

Анализируя значение этого слова в различные эпохи и у различных народов, можно сделать вывод, что этот термин тесно связан с человеческим трудом, с активной преобразующей деятельностью людей. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически-конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы "надвременных" (то есть неподвластных времени) духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию. Культура охватывает не только прошлое и настоящее, но и еще простирается в будущее.

Процесс развития культуры можно рассматривать как создание культурных ценностей и передача их следующему поколению, или как освоение накопленного опыта и создание на этой основе своей культуры.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению.

В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения.

Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых "детей джунглей", которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствуют о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

Культура может существовать в двух формах:

Материальная культура - различные предметы, результаты человеческой деятельности. К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура - показатель уровня технического развития общества, практического овладения человеком природой. Предметы материальной культуры неизменны.

Духовная культура - человеческие способности, нормы поведения, взгляды, идеи. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусство, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития интересов и потребностей людей. Духовная культура проявляется в предметах материальной культуры. Но, в отличие от них, могут изменяться и совершенствоваться со временем.

Культура состоит из четырех основных элементов:

Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ему становится возможным упорядочить опыт людей. Изучение слов языка позволяет ориентироваться в окружающем мире. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.

Отношения. Культуры не только выделяют то есть или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что Земля вращается вокруг Солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к миру сверхъестественного.

Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, а также сознательное отношение к предмету или идее на основе его свойств. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила (нормы) - регулируют жизнь людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Вспомните, какую роль играют нормы в жизни общества и какие виды норм вы знаете?

Культура в обществе выполняет определенные функции:

Человекотворческая функция (воспитательная) - основная цель культуры состоит в формировании и воспитании того или иного типа личности. Все остальные функции подчинены ей.

Созидательная функция - культура общества отражается в результатах человеческой деятельности. Предметы культуры (как духовной, так и материальной) - это результат труда и творчества человека.

Познавательная функция - через культуру новое поколение приобщается к ценностям общества, познает окружающий мир и воплощает свои взгляды и представления о мире в предметах культуры.

Информативная функция - культура передает накопленный опыт, знания о прошлом и настоящем. Историки и археологи воссоздают события прошлого, образ жизни и системы ценностей ушедших народов на основе анализа памятников их культуры - архитектуры, живописи, литературы, культуры захоронений, предметов домашнего обихода и т.д.

Коммуникативная функция - культурному (образованному и воспитанному) человеку легче найти общий язык с представителями других культур, легче приспособиться к окружающей среде. Культура предоставляет нам готовые модели поведения в различных ситуациях, облегчая нам общение и помогая избежать конфликтов и недоразумений (например, деловой этикет, правила ведения дискуссии, различные обряды и ритуалы).

2. Формы культуры

В большинстве европейских обществ к началу ХХ веку сложились две формы культуры:

Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, которая создавалась и потреблялась аристократическими кругами общества - элитой.

Народная культура - сказки, фольклор, песни и мифы, - создавалась народными массами, простыми людьми.

Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, телевидения, прессы) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится массовой, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. Для того, чтобы удовлетворить потребности максимально большего числа людей культурный стандарт занижается, при этом упор делается на удовлетворение низших потребностей. Современная массовая культура наполнена "произведениями" с низким художественным уровнем, примитивного содержания (например, "мыльные оперы", эстрадная музыка).

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называется "субкультурой" (молодежная культура, культура казачества). Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Именно ценности субкультуры воздействуют на индивида в первую очередь. Термин "субкультура" не означает, что та или иная группа выступает против доминирующей культуры в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится с неодобрением или недоверием к некоторым субкультурам. Людям свойственно отрицать то, что им непонятно, что не соответствует их представлениям о жизни, нормах поведения. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к весьма уважаемым в обществе субкультурам врачей или военных.

Иногда группа активно стремиться выработать нормы и ценности, которые противоречат господствующей культуре. На основе таких норм и ценностей формируется еще один вид - контркультура. Наиболее известная в западном обществе контркультура - хиппи 60-х годов ХХ века. Однако, благодаря средствам массовой информации, ценности контркультуры хиппи проникли в общество, получили там широкое распространение и стали неотъемлемой чертой массовой культуры. Поэтому хиппи постепенно прекратили свое существование. Ценности культуры хиппи стали привычными, а потому менее вызывающими, их привлекательность для контркультуры снизилась. Протест хиппи против общества потерял смысл. Доминирующая культура растворила их культуру, ассимилировала ее. Хиппи отрезали длинные волосы, сменили рваные джинсы на деловые костюмы, отказались от наркотиков и стали добропорядочными гражданами государства.

3. Проблемы развития культуры

Культурные ценности формируются на основе опыта людей и отбора наиболее приемлемых видов их поведения. Поэтому культуры различных обществ (прошлых и современных, западного и восточного) различны. Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами обнаруживает множество различий. В науке существует понятие традиционной культуры.

Ее особенностью является передача социального опыта посредством традиции. Традиция - это передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Среди традиций принято выделять обряды и ритуалы. Обряды отличаются тем, что представляют собой такие формы поведения, которые обусловлены практической направленностью. Ритуалы - это условные стереотипы поведения, отличаются символичностью, иносказательностью. Ритуалы чаще всего используются для обозначения каких-либо важных и переломных моментов в жизни общества, семьи, рода. На ранних стадиях развития общества и культуры народы жили достаточно обособленно друг от друга, поэтому мир они познавали "своими силами". В зависимости от условий жизни того или иного народа вырабатывались свои, приспособленные к местным условиям, нормы и правила. Этот опыт и передавался в основном через семью - от старших к младшим.

С развитием транспорта, ростом производительности и возникновением торговых связей частота контактов между представителями различных культур возрастала. Для совместного ведения дел им необходимо было выработать общие нормы поведения, так сказать "навести мосты" между двумя культурами. Так постепенно появились и общие черты, впоследствии свойственные всем или большинству культур - культурные универсалии.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, обычай дарить подарки, шутки, религиозные обряды, деловой и повседневный этикет и др. Культурные универсалии формируются на основе биологических факторов (наличие двух полов, беспомощность младенцев, возрастные различия, потребность в пище…). Однако многие универсалии складываются в результате глобального единого общемирового процесса глобализации культуры, процесса формирования единой общечеловеческой культуры.

Распространение единых культурных образцов на различные культуры происходит в результате обмена социальным опытом между представителями различных культур. Некоторые ценности и традиции перенимаются различными народами друг у друга. Однако принятие инноваций (нововведений) традиционной культурой того или иного народа происходит по определенным закономерностям.

Чаще всего агентами нововведений являются представители высших слоев общества. Это связано с тем, что элита как наиболее обеспеченный слой населения, имеет больше возможностей путешествовать, знакомиться с другими культурами. Механизмами распространения новых культурных стандартов являются мода и престиж. Элитные слои общества перенимают новые, "экзотические" нормы и ценности. Другие слои населения, в своем стремлении повысить свой социальный статус, приблизиться по образу жизни и манере поведения к "высшему свету", начинают подражать элите, перенимать принятые в высшем обществе стереотипы поведения, нормы и ценности. При этом чем традиционней общество, тем труднее приживаются на ее почве культурные образцы других культур. Нередко распространение нового в культуре сопровождается сильным сопротивлением большинства членов общества. Чаще всего это происходит потому, что инновации не приспособлены к условиям и образу жизни народа, а следовательно не могут должным образом удовлетворить потребности людей (не нужны в быту, не вписываются в существующую систему ценностей и т.д.). Однако, с течением времени новизна и необычность уходит, новое становится привычным, и нововведения становятся неотъемлемой частью культуры.

Перед человеком - целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности.

Тема 16. "Формы общественного сознания"

1. Религия: понятие, виды, функции

На определенных этапах человеческого развития в качестве наиболее распространенной формы общественного сознания выступает религия. Главный ее признак - "удвоение" мира, в котором живет человек; создание наряду с действительным миром мира фантастического, господствующего над первым.

Человек всегда ставит перед собой определенные цели, придающие смысл его деятельности. На каком-то этапе своего развития человек задается вопросом об общем смысле жизни. С тех пор вопрос "для чего мы живем?" не перестает интересовать людей. И это естественно, ибо жизнь без смысла опускает нас на уровень животного существования. Внутренняя психологическая потребность осознать смысл жизни и привлекает многих к религии, дающей свой вариант решения этой важнейшей проблемы.

Как и любое общественное явление, религия выполняет свои важные социальные функции, ради которых она возникла и существует:

Компенсаторная функция состоит в религиозном "восполнении" действительности, в религиозном утешении, в снятии различных противоречий и конфликтов (так, земной мир зла и несправедливости должен компенсироваться для верующего "царством Божиим").

Интегративная функция религии заключается в том, что на некоторых исторических этапах религия выступает как фактор сплочения общества Под знаменем христианства проходило крушение рабовладения в Западной Европе, религиозной была и идеология ранних буржуазных революций.

Регулятивная функция проявляется в том, что религия служит источником определенных социальным норм поведения (религиозных заповедей), с помощью которых регулирует общественные отношения.

Самой ранней формой религии было язычество (многобожие). При этом облик божеств и духов в представлении людей постепенно изменялся. Сначала это были просто силы природы, затем божества приобрели образ животных и растений (до наших дней дошли остатки древней религии друидов, поклоняющихся деревьям). Затем в божествах смешивались черты животных и людей (например, боги Древнего Египта часто имели туловище человека, а голову какого-либо животного, из далекой славянской старины дошли до нас кикиморы, домовые, лешие, водяные… - уже не животные, но и еще не люди). Постепенно боги приобрели в сознании людей человеческий облик, человеческие чувства, слабости, недостатки (Боги греческого Олимпа ничем не отличаются от людей, только лишь наделены сверхъестественными способностями - они умеют метать молнии, превращаться в зверей, управлять природными стихиями). Постепенно язычество сменилось религией одного Бога. И человек был создан "по образу и подобию Божьему". Среди многочисленных исторических форм религии выделяют три мировые религии:

Буддизм - возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. Характерная особенность буддизма - его морально-практическая направленность, а главная рассматриваемая проблема - проблема существования (бытия) личности. Стержнем буддийского учения является проповедь его основателя Будды (что значит "просветленный") о страдании, его причинах, освобождении от страдания и путях, ведущих к этому. Таких путей восемь: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мусли, правильное сосредоточение. Многие философские системы Востока, в том числе и система физического и духовного совершенствования - йога, имеют в своей основе буддизм.

Христианство - возникло в 1 веке в Палестине. Число приверженцев христианства во всем мире сейчас превышает 1 млрд. Христианство как и ислам, проповедует идею единого бога. Христианский Бог имеет три ипостаси, три воплощения - Отец, Сын и Святой Дух. Первые люди ослушались своего Творца и были изгнаны из рая. В течение долгих веков они нарушали заповеди божьи и чаша терпения Господа переполнилась. Для того, чтобы искупить грехи человечества был послан Мессия (Спаситель) - Иисус Христос, в котором сочеталось божественная сущность и человеческая.

Ислам - возник в Западной Аравии в 7 веке. Основное число мусульман сегодня до 800 млн. человек. Ислам имеет общие корни с христианством. И Коран, и христианская Библия (в частности Ветхий Завет) отразили сказания и эпос народов Аравийского полуострова - Веды. Основатель ислама - Муххаммед, которому Бог (Аллах) продиктовал Коран, основной источник христианского вероучения.

2. Мораль как форма общественного сознания

Мораль (нравственность) есть особая форма общественного сознания, представленная совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль и нравственность - одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали.

Мораль - совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим.

Приведенная формулировка отражает лишь наиболее общие признаки исследуемого явления. Фактически же структура морали богаче и включает в себя так же психологические моменты - эмоции, переживания и т.п.

Как форма общественного сознания мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно-общественном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются так же социально - экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие человеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в "золотом правиле": поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в вид же норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного Я, т.е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Здесь мы имеем дело с "категорическим императивом", в соответствии с которым в каждой личности заключен высший и безусловный нравственный закон, коему она должна неукоснительно следовать. Это то, что нередко называют совестью - способность человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Второй аспект - конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны. "Каков человек внешне, то есть в своих действиях, таков он и внутренне".

3. Наука и образование в современном обществе

Наука - особая форма общественного сознания, отражающая мир вокруг нас в специфической форме научных представлений, понятий, теоретических систем, а также одна из сфер человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом человеке.

Наука включает в себя все условия этого производства, самих ученых с их квалификацией, научные учреждения с исследовательским оборудованием, систему обмена научной информацией, методы научной работы (парадигмы). Общепринято деление всех наук на естественные и гуманитарные.

Естественные науки занимаются изучением природных явлений, окружающего мира. К таким наукам относятся в первую очередь физика, химия, ботаника, биология, астрономия и др.

Гуманитарные науки занимаются изучением человека и его местом в обществе (психология, антропология, философия и т.д.);

Общественные - изучают общество и закономерности его развития (Культурология, история, социология, экономическая теория, политология; этнология);

Юридические науки изучают правовую сферу общества (теория государства и права, история государства и права и др.).

Наука явилась естественным следствием общественного разделения труда и возникла на том этапе, когда у общества появилась возможность содержать людей, занятых исключительно научной деятельностью. По этому поводу один из отечественных ученых шутил, что "наука - это повод удовлетворить свое любопытство за счет государства". Наука выросла из исторической ситуации, когда человечество для того, чтобы выжить и пойти вперед, встало перед необходимостью познания не только внешней стороны интересующих людей явлений, но и познания их сущности.

Наука обладает двумя основными функциями:

Познавательная функция (долгое время ученые познавали и объясняли мир, раздвигая умственные горизонты всего человечества).

Действенно-практическая функция. С развитием крупного машинного производства возникли предпосылки для превращения науки в производительную силу. Вначале наука не могла оказывать значительного влияния на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством, обобщая накопленный опыт, добытые технические новшества В настоящее время науки не только участвуют в совершенствовании производственных отношений, но и воздействуют на человека-труженника, на его психологический настрой, ценностные ориентации, жизненную позицию (например, социальная психология и социология труда).

Значительной чертой современной науки является ее внедрение во все сферы общественной жизни, их "онаучивание". В связи с этим большое значение приобретает система образования как необходимое средство воспроизводства современного человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты