Основы знаний об обществе
ажными характеристиками власти являются легитимность и легальность.

Легальность - это законность власти.

Легитимность - это степень одобрения и принятия политической власти народом.

Какую власть принято считать легитимной? Считается, что власть легитимна, если она положительно оценивается населением, если люди признают за правительством право управлять ими и готовы подчиняться своему правительству и выполнять его решения. То есть важным условием легитимности политической власти является добровольное подчинение населения существующей власти.

Понятия "легальность" и "легитимность" политической власти могут не совпадать. Существует множество исторических примеров, когда пришедшие к власти в результате переворота или революции правители имели поддержку у большинства населения страны. Однако, в современном демократическом государстве легальность и легитимность власти - суть одно и тоже. Механизм формирования органов власти через всеобщие демократические свободные выборы предполагает, что избранная самим народом в результате демократических процедур (то есть законно) власть - легитимна, так как получила одобрение народа посредством голосования.

Немецкий социолог Макс Вебер исследовал причины, по которым власть становится легитимна. Он пытался ответить на вопрос: "Почему люди перестают сопротивляться власти (господству), а наоборот, добровольно ей подчиняются?". Вебер М. выделил три типа легитимного господства:

Традиционное господство - это исторически первая форма легитимной власти, основана на праве престолонаследия, то есть на соблюдении традиций и обычаев. Принято в обществах, где существует традиционная форма правления - монархия, при этом отношения между членами общества и правителем похожи на отношения в патриархальной семье, где правитель - это отец народа, а подданные - его дети, и в силу этого обязаны ему подчиняться.

Харизматическое господство (харизма - "чудесный дар") - если правитель обладает харизмой, то есть божественным даром привлекать к себе людей и вести их за собой, то его власть признают в силу чувств, которые он внушает людям. Если в традиционном господстве правитель является отцом, то в харизматическом он - вождь, за которым идут, куда бы он ни повел. Харизматическое господство базируется на вере, на культе вождя и обожествлении его личности и самой власти.

Рациональное господство - этот тип господства является исторически самым современным и развит в демократических обществах. Оно основано на подчинении людей не политическому лидеру, а закону. Лидер в таких обществах избирается в соответствии с законом. На первый план выступают не личные качества человека (харизма) и не его происхождение (традиция), а его профессионализм, который и служит источником уважения и одобрения народа. В современных обществах чистая рациональная власть не встречается. Многие политологи признают, что для того, чтобы добиться успеха, даже очень профессиональный политик должен обладать харизмой (даром внушать к себе уважение и симпатии и вести за собой народ).

3. Система власти и государственного устройства в Российской Федерации

Конституция (Основной закон) Российской Федерации был принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Статья 1 гласит: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Что же стоит за этими словами?

Носителем и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который реализует свою власть через систему государственных органов и органы местного самоуправления. Главным принципом организации органов государственной власти является конституционный принцип разделения властей. Этот принцип настолько важен, что о нем следует сказать особо. Впервые эту идею выдвинул английский философ 17 века Джон Локк. Согласно его взглядам только разделение верховной власти на три независимых института (парламент, суд и армия, король и его министры) позволит гарантировать соблюдение прав личности.

Принцип разделения властей - одно из важнейших отличий свободных демократических обществ от обществ тоталитарных. В условиях демократии существуют уже не три, а четыре независимые ветви власти - представительная (парламент), которая издает законы; исполнительная (президент и правительство), которая их выполняет; судебная, которая пресекает нарушения как со стороны парламента, так и со стороны правительства; четвертой властью по праву считается независимая пресса, которая, опираясь на силу общественного мнения, контролирует все три первые ветви власти. Благодаря этому ни одна ветвь власти не имеет решающего преимущества, зато все контролируют и ограничивают друг друга, пресекая диктаторские стремления захватить власть. Ограниченность и подконтрольность политической власти - основа прав и свобод личности.

Итак, политическая власть в Российской Федерации разделена на законодательную, исполнительную и судебную:

Президент является главой государства, избирается на четыре года всеобщим прямым и тайным голосованием и может быть избран не более, чем на два срока. Полномочия Президента весьма обширны, а возможность импичмента (отрешения от должности - крайне мала).

Федеральное собрание - парламент России, ее законодательный орган. Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. В Совет Федерации входят представители от каждого субъекта Российской Федерации (всего в России 89 субъектов), Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на четыре года.

Правительство России состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы. После своего назначения он предлагает президенту кандидатуры на должности своих заместителей и министров.

Судебная власть представлена целой системой судов различной компетенции. В Конституции сказано, что судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны. В России есть три высших суда: Верховный суд, за которым сохраняется последнее слово по всем делам, подсудным сдам общей юрисдикции; Высший арбитражный суд, который занят разрешением экономических споров; Конституционный суд, который следит за соблюдением Конституции Российской Федерации.

Кроме того, политическая власть в России также распределена по уровням власти. Можно выделить три уровня: федеральный центр, уровень субъектов Российской Федерации, уровень местного самоуправления. К государственной власти принадлежат только первые два уровня. Местное самоуправление не входит в систему государственной власти. На всех трех уровнях сохраняется разделение властей на законодательную (представительную), исполнительную и судебную.

Тема 12. "Государство как основной субъект политики"

1. Государство - понятие и происхождение

Центральным институтом политической системы общества является государство. Чтобы уяснить сущность государства, нужно иметь в виду, что понятия "государство" и "власть" не тождественны: власть старше государства, ибо нет и не может быть общества безвластного, но на протяжении всей первобытной истории эта власть осуществлялась в виде негосударственного и дополитического общественного самоуправления. Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя:

постепенного обособления от общества вождей;

сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий.

В лице государства перед нами предстает уже власть, не совпадающая непосредственно с населением. Причем несовпадение это и количественное (обществом управляют не все взрослые граждане, а их представители или лица, получившие власть по наследству), и качественное: интересы управляющих и управляемых далеко не всегда и не во всем совпадают.

Государство есть продукт общества на той стадии его развития, когда оно раскололось на классы, которые находятся в вечном противоречии и конфликте друг с другом. Появилась необходимость в силе, стоящей над обществом и держащей его в границах "порядка".

Государство - это политический институт, который символизирует все общество, и с помощью аппарата насилия и законодательства осуществляет управление на определенной территории.

Примерно до 17 века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от государства. Разграничение этих понятий было обосновано в теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и других мыслителей эпохи Просвещения. В этих теориях понятия "государство" и "общество" разделены:

существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали себе специальный орган управления - государство.

Проблема соотношения государства и личности в истории решалась по-разному. В традиционных обществах, недемократических государствах личность была полностью подавлена государством. Благополучие и процветание государства было целью, а личность была лишь средством для ее достижения. Интересы государства были выше интересов отдельной личности. В современных демократических государствах высшей ценностью является человек, его права и свободы. Государство же обязано обеспечить личности необходимые условия для ее полноценного развития и достойного существования. Целью общественного развития стал сам человек. Однако даже сейчас очень часто такое положение остается только лишь строкой в законе. А на практике же интересы личности часто приносятся в жертвы потребностям государства. Возникнув как социальный институт, регулирующий процессы, происходящие в обществе, управляющий им, государство практически узурпировало власть в обществе. Провозглашенное конституцией местное самоуправление фактически является придатком государства, повторяет структуру государственных органов управления, зависит от него в правовом и финансовом отношении. Логика современного развития говорит о необходимости возвращения местному самоуправлению изначально присущих ему функций непосредственного участия граждан в управлении обществом, обустройстве сферы жизнедеятельности. Именно тогда интересы государства и личности не будут противоречить друг другу. Сфера интересов каждого конкретного человека выйдет из-под контроля государства.

Существует немало теорий происхождения государства, поэтому мы остановимся лишь на нескольких:

Завоевательные теории (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович) утверждают, что государство возникло в результате покорения одних племен другими.

Договорные теории (Гоббс, Локк) - государство возникло в результате договоренности между членами общества. Они добровольно отказались от части своих прав и свобод, передав их правителю для того, чтобы он обеспечивал порядок в общественной жизни и не позволял сильным обижать слабых.

Теократическая теория гласит о том, что государство возникло в результате божественного установления (Фома Аквинский)

Антропологическая теория происхождения государства - государственная форма организации общества коренится в самой природе человека. Человек как существо коллективное, может существовать только в государстве, лишь в государстве он становится личностью и реализует себя как высшее разумное существо. Государство возникает в результате развития человека и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые нравственные начала.

Социально-экономическая теория отрицает божественное вмешательство или "государственную природу человека" и утверждает, что государство возникло естественным путем в результате общественного разделения труда. Именно в результате этого выделился слой людей, которые оказались освобождены от материального производства и сосредоточили в своих руках управление обществом.

2. Признаки и функции государства

Государство как продукт общественного развития, как феномен политической жизни общества обладает рядом отличительных, присущих только государству, признаков:

Отделение публичной власти от общества, появление слоя профессиональных чиновников.

Территория, очерчивающая границы государства Законы и власть (полномочия) государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории.

Суверенитет или верховная власть на определенной территории. Государство обладает высшей политической властью. Только государство имеет право на издание законов, обязательных для всего населения. Суверенитет предполагает независимость государства от других государств, его право самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.

Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Для реализации этого права у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы), а также специальные органы - армия, полиция, суд, прокуратура, службы безопасности. Никто в обществе, кроме государства, не имеет права лишить, нарушить или ущемить личность в ее правах и свободах. У государства это право появляется только в случае нарушения личностью законов государства, непосредственной угрозы стабильности и безопасности общества

Право на взимание налогов и сборов с населения. Государство при помощи налоговой системы участвует в процессе перераспределения материальных благ между членами общества, обеспечивает реализацию принципа социальной справедливости, проводит социальную политику, содержит государственный аппарат, удовлетворяет общественные потребности.

Существование правовой связи между человеком и государством - гражданство. Человек получает государственное гражданство с момента рождения, однако гражданство, то есть принадлежность какому-либо государству можно менять, существуют также люди без гражданства (космополиты). Гражданство означает существование взаимных прав и обязанностей между государством и его гражданами. Государство обязано защищать своих граждан, соблюдать их права и свободы, создавать условия для достойной и полноценной жизни. Гражданин в свою очередь обязан соблюдать законы государство, и исполнять другие обязанности (платить налоги, служить в армии и т.д.)

Функции государства непосредственно вытекают из его сущности и причин возникновения. При этом в формационном и цивилизационном подходах существуют различные трактовки функций государства, оценки роли каждой из них.

Главной функцией государства является управление обществом при помощи государственного аппарата управления - целой системы государственных органов, созданных и действующих в строгом соответствии с законом.

Кроме функции управления у государства есть еще ряд функций:

обеспечение стабильности общества и безопасности граждан,

экономические функции государства (борьба с монополиями, сбор налогов на содержание собственных органов и осуществление общественных программ, денежная эмиссия),

социальные функции (защита малообеспеченных слоев населения, выплата пенсий и пособий, обеспечение занятости населения, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, социальное обслуживание населения, функция организации просвещения и образования, системы здравоохранения),

политические функции (обеспечение принципа народовластия, соблюдение принципов демократии, представительство общества на международной арене, выработка внутренней и внешней политики государства),

информационная функция состоит в том, что государство обеспечивает право каждого гражданина на информацию путем создания сети телеканалов, радиовещания, прессы, а также информирует население о принятых решениях, основных направлениях политики, о событиях, происходящих в мире и государстве и т.д.

социально-психологическая функция обеспечивает душевное здоровье человека. Гражданин государства чувствует себя спокойнее и увереннее, если знает, что находится под защитой своего государства,

хозяйственно-организаторская функция (совершенствование и обслуживание информационно-транспортной инфраструктуры, развитие науки, прогнозирование и программирование народного хозяйства),

экологическая функция.

Однако, эти функции в зависимости от типа государства (тоталитарное или демократическое) могут иметь разное содержание, механизмы реализации, может меняться их роль в государстве. Например, тоталитарное государство больше всего озабочено укреплением и расширением собственной власти, а не отнюдь не обеспечением прав граждан. Напротив, демократическое государство видит в этом свою главную задачу.

3. Гражданское общество и правовое государство

На данном этапе политического развития России правовое государство - это далекий идеал, построение которого займет не один десяток лет, поскольку оно требует развитой рыночной экономики и устоявшейся демократической системы правления. Возможно, главное состоит не столько в этом, сколько в традициях и нормах российского общественного сознания (менталитет). А развитие менталитета заметно отстает от скорости экономических и политических преобразований.

Прежде, чем правовое государство в России станет реальностью, большинство ее граждан должны четко усвоить три основных принципа:

Высшая ценность - это интересы личности, ее жизнь, права и свободы.

Закон един для всех и не знает исключений.

Государство - это слуга общества. Оно занимает в нем строго отведенное место и не имеет права вмешиваться в то есть сферы, которые находятся вне его компетенции.

Когда говорят о правовом государстве, то имеют в виду превращение государства из силы, господствующей над обществом, в орган, обслуживающий общество, социальные группы и отдельных людей.

Под правовым государством понимается система органов и институтов, гарантирующих и охраняющих нормальное функционирование гражданского общества, такое государство, где всецело царствует закон, в равном отношении к нему находятся власти всех уровней, партии и общественные организации, должностные лица и отдельные граждане.

Люди давно пришли к осознанию важности правовых начал, законности и равенства всех перед законом. Это выразилось уже в сформулированном древними мудрецами "золотом правиле" человеческого общежития: "Не делай другому того, что не хочешь, чтобы делали тебе", "поступай с другими так, как ты желаешь, чтобы другие поступали с тобой". Поиск разумного справедливого устройства общества довольно рано привел к пониманию, что справедливым может быть лишь общество, вся жизнедеятельность которого основана на праве, на законе, которому равно подчиняются и власти и каждый гражданин, и из этого правила нет исключений.

Главный принцип правового государства - верховенство закона во всех сферах общественной жизни, воплощается в таких образованиях, как:

соблюдение демократической процедуры разработки и принятия законов;

недопустимость подмены закона ведомственными инструкциями;

взаимная ответственность государства и личности на основе закона;

обеспечение и охрана прав человека как приоритетное направление деятельности государства;

юридическое закрепление демократических принципов (плюрализм, гласность и т.д.);

свобода поведения в соответствии с принципом "разрешено все, что не запрещено законом".

Понятие "гражданское общество" - одна из ключевых в современном обществознании. Особую актуальность она приобрела в последние полтора-два десятилетия в связи с дальнейшим возрастанием веса и влияния демократии.

Как уже отмечалось, человек по своей природе - существо общественное и невозможно представить себе его жизнь вне общества, без многообразных связей с другими людьми. Общество как специфическая человеческая общность возникло в глубокой древности и предшествовало возникновению государства. Гражданское же общество возникло на определенном этапе исторического развития прежде всего западной цивилизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты