Опека и попечительство в современном российском обществе
p align="left">Основное звено системы профилактики безнадзорности и беспризорности - сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. На 1 января 2002г. в Российской Федерации было 1 911 специализированных учреждений для несовершеннолетних, а также 754 стационарных отделения для несовершеннолетних, 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Приоритетным направлением деятельности учреждений остается работа с семьей по ликвидации трудной жизненной ситуации и возвращению в нее ребенка по окончании социальной реабилитации. Из 129,3 тыс. детей, находившихся на начало 2002г. в стационарных отделениях учреждений, 62% возращены в родные семьи.

В целом в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в 2001г. прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,6 млн. несовершеннолетних (в 2000г. - 3,2 млн.). В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляли более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 56 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и 14 таких же учреждений открытого типа.

Однако потребности регионов удовлетворены далеко не полностью. Особенно тревожным положение было в Москве, Курганской, Курской, Кировской областях, республике Калмыкия, Чеченской республике, где открыто по 2--3 учреждения. Крайне медленно развивается сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Более половины субъектов Российской Федерации вообще не имеют таких учреждений.

Особое внимание уделялось различным методикам реабилитации беспризорных и безнадзорных детей, формированию у них позитивных жизненных навыков, трудовой мотивации и профессиональной ориентации. С этой целью за счет средств Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» социозащитные учреждения оснащались, помимо бытового оборудования и автотранспорта, развивающим оборудованием, в них организовывались комнаты психологической разгрузки, швейные, столярные и автомастерские. Отрабатывались методики создания семейных воспитательных групп, позволяющие проводить социальную реабилитацию несовершеннолетних в условиях семьи.

Особое внимание уделялось созданию и развитию специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, служб перевозки несовершеннолетних по территории Российской Федерации.

Принято постановление Минтруда России от 27 августа 2001г. № 62, которым разъяснены вопросы по осуществлению и финансированию деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений. Проблемным оставался вопрос о возвращении к месту постоянного проживания беспризорных несовершеннолетних из других государств. В целях правового регулирования вопросов возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания, МВД, Минтруда, Генеральная прокуратура России в течение 2001 года участвовали в разработке проекта соответствующего Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ.

В 2001г. продолжилось создание в регионах специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющих прием и перевозку по территории Российской Федерации детей, самовольно ушедших из семей и детских учреждений, к месту их постоянного проживания. К концу года такие учреждения появились практически во все субъектах Российской Федерации. Органами исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга, республики Дагестан, Хабаровского края, Белгородской, Смоленской и Оренбургской областей начата работа по созданию транзитных учреждений, осуществляющих перевозку детей в пределах территорий государств-участников СНГ.[32]

Вместе с тем, оценивая результаты деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо признать, что принимаемые меры оставались недостаточно адекватными остроте проблемы.

Оставались нерешенными вопросы в сфере нормативно-правового обеспечения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных детей.

Недостаточно четко определены механизмы и организационно-правовые формы взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности. Координация их действий, направленных на решение конкретных проблем детей, нуждающихся в поддержке государства, недостаточно отработана. Региональные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав пока не могут эту функцию реализовать в полной мере, так как остро нуждаются в скорейшем обновлении правовой базы их деятельности.

3.3 Социально-педагогические технологии в процессе социальной защиты, социализации и реадаптации безнадзорных детей и детей-сирот

Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного пути достижения определенной социально-педагогической цели. Технология - это совокупность приемов, применяемая в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты не пришли к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.[6]

Тем не менее, социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит - определить:

- цель своих усилий;

- необходимые условия для ее реализации;

- особенности и возможности ребенка, подростка;

- возможности и особенности социума, микросоциума (школы, класса, семьи и др.);

- возможные формы и методы реализации;

- временные возможности для достижения поставленной цели.

Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, работа по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее отработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа с подростком, его семьей, в «открытой» среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и не лишена технологических элементов (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т.п.).

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Например, вариант Л.В. Мардахаева предполагает пять взаимосвязанных этапов:

- диагностико-прогностический;

- этап выбора (разработки) оптимальной технологии;

- этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

- реализационный;

- экспертно-оценочный.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить специалисту:

- сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют;

- помочь ребенку адаптироваться в новой среде;

- помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и учителю) понять друг друга.

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. На основании этого может быть сделано социально-педагогическое заключение.

Особенностью деятельности социального педагога является то, что дети не всегда могут сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противоречия с родителями, неисполнение родителями родительских обязанностей, социальное неблагополучие родителей, противоречия с учителями и пр.). Поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и поставить диагноз.

В качестве примера можно привести технологизированную работу по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. В его основе - разработка положения (прил. 3) и организация совета по профилактике указанных нарушений.

3.4. Практический опыт работы МОУ «Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 4»

В настоящее время в МОУ «Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 4» обучается 1288 детей (самая большая школа в Шпаковском районе). Из них 17 детей находятся под опекой и попечительством. Это дети разных возрастов, от 8 до 16 лет и каждый из этих детей попал под опеку и попечительство по разным причинам.

ЗАДАЧИ общеобразовательного учреждения, в частности социального педагога школы:

Выявление детей оставшихся без попечения родителей

(осуществляется в результате составления социального паспорта школы на начало учебного года; при принятии ребенка в школу и из документации классных руководителей).

Информирование органов опеки и попечительства о наличии такого ребенка на территории учебного учреждения (в течение 7 дней, в письменном виде).

Оказываем помощь в поиске кандидата в опекуны (попечители) (среди ближайших родственников).

Помощь кандидату в опекуны (попечители) в оформлении документов на опеку (попечительство).

Составление первичных актов обследования материально - бытовых условий проживания кандидата в опекуны (попечители) и ребенка оставшегося без попечения родителей.

Составление контрольных актов обследования материально-бытовых условий проживания детей находящихся под опекой (попечительством) (Акты составляются 2 раза в год, в сентябре и марте).

Осуществляется контроль за получением денежных средств опекуном (попечителем) на опекаемого ребенка и их распределением. Каждый январь осуществляется сбор отчетов о расходе денежных средств за год.

Осуществляется контроль за успеваемостью опекаемых детей, еженедельно проводится работа с классными журналами по выявлению пропусков.

Проводится индивидуальная работа с детьми и опекунами (попечителями) по необходимости.

Вовлечение детей в учреждения дополнительного образования.

Ежегодно детям, находящимся под опекой и попечительством Управлением труда и социальной защиты населения предоставляется возможность посетить санатории КМВ и лагеря летнего отдыха, но для получения путевки требуется много документов и много времени для сбора этих документов, поэтому хотелось бы, чтобы данная система получения путевок была упрощена и посещение санаториев было обязательным, а не добровольным, т. к. большое количество детей страдают различными видами заболеваний. Так же хотелось бы, чтобы эти дети были обеспечены бесплатным питанием без предоставления справок подтверждающих статус многодетной или малообеспеченной семьи или инвалидности. Чтобы каждый ребенок во время летних каникул посещал летние лагеря отдыха, а так же посещал кружки в центрах доп. образования или при школе. Хотелось бы, чтобы для детей данной категории, учащихся 9-11 классов были созданы бесплатные профессиональные курсы на базе школы, чтобы ребята по окончанию школы могли иметь какую-нибудь профессию, например курсы ЭВМ, швеи и др.

Заключение

Итак, развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха -- эпоха гласности, демократии -- создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что и раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным по России, рост числа данной социальной категории составляет (см. диаграмму 1), где средний возраст детей, находящихся под опекой и попечительством составляет (см. диаграмму 2).

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Продолжает увеличиваться число детей, оставшихся без попечения родителей и в Ставропольском крае. Их насчитывалось: в 2005г. - 2326 тыс., 2004г. - 2453 тыс., 2003г. - 2373 тыс., 2002г. - 2201тыс., 2001г. их было 2179 тыс.[19]

В дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения:

- на полное государственное обеспечение было определено 2001 - 348 детей, 2002г. - 438 детей, 2003г. - 583 ребенка, 2004г.- 612 детей, 2005г.- 602 ребенка.

- под опеку (попечительство): 2001г.- 1593 ребенка, 2002г. - 1418детей, 2003г.- 1471 ребенок, 2004г.- 1480 детей, 2005г.- 1343 ребенка. [19]

Но есть и неустроенные дети. Это связано с необходимостью сбора документов, подтверждающих их правовой статус, и работой по подбору ребенку опекунов (попечителей), приемных или патронажных родителей. Такие дети временно находятся в приютах, лечебно-профилактических учреждениях с которыми ведется работа по оформлению под опеку (попечительство), а так же в приемные семьи и государственные учреждения социально защиты По статистическим данным сейчас в России 200-300 тыс. бездомных детей, причем их численность постоянно растет, в том числе в очень значительной степени за счет беженцев.

Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей по Ставропольскому краю было выявлено: 2003г. - 2373 ребенка, 2004г.- 2453 ребенка, 2005г.- 2326. [19]

В г. Ставрополе сформирован региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории города.

По этим данным находятся на воспитании в семьях:

- под опекой (попечительством) - 2003г.- 6034 ребенка, 2004г. - 6313 детей, 2005г. - 6391 ребенок.

- на усыновлении - 2003г. - 7065 детей, 2004г.- 7129 детей, 2005г. - 7240 детей.[19]

В целях совершенствования работы по профилактике безнадзорности необходимо следующее.

Федеральным органам исполнительной власти:

- внести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другие правовые акты в части расширения возможностей органов внутренних дел по реализации профилактических функций в отношении беспризорных детей;

- подготовить предложения по правовому обеспечению деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности по возвращению детей в их постоянного проживания;

- разработать предложения по созданию межведомственной системы социальной адаптации выпускников детских интернатных и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних.

- разработать и принять на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) планы дополнительных мер по решению проблем беспризорности и безнадзорности, включающие в себя вопросы по нормативно-правовому, организационно-управленческому, информационному, финансовому обеспечению.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа ситуации в регионе принять меры:

- по созданию в каждом регионе оптимальной сети учреждений профилактики безнадзорности;

- по развитию системы образовательных, досуговых и оздоровительных учреждений дополнительного образования детей;

- по разработке региональных нормативно-правовых актов по вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления; межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности; семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- по разработке и реализации в полном объеме региональных программ профилактики безнадзорности;

- по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, оказанию им необходимой помощи, обеспечению получения ими обязательного основного общего образования;

по привлечению дополнительных финансовых, организационно-управленческих, кадровых ресурсов для решения проблемы;

- по развитию партнерских отношений с неправительственными организациями, коммерческими структурами, активному использованию их потенциала в осуществлении программ профилактики безнадзорности.

За период написания данной дипломной работы я провела глубокий теоретически анализ изучаемой проблемы, а так же обрела практический опыт работы с данной социальной категорией населения. Закрепила ранее полученные знания в области опеки и попечительства.

Цель дипломной работы была достигнута, задачи решены.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А. О демографической ситуации в России // Врачебная газета - 2002.- № 9.

Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 2004.

Антонов А.И., Медиков В.М. Социология семьи. М.: Братья Карич, 2006г.

Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 2002.- № 7/8.

Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. - СПб: Сударыня, 1999.

Борисова Н. П. Творчество в процессах развития личности и социальной реадаптации подростков. Дисс… на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Таганрог -2004.

Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа. -2002. - № 1.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 2004.

Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16.

Гуров В.Н. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае. // Педагогика. - 2007. - № 1.

Гуров В.Н. Ставрополье: опыт подготовки семейных социальных педагогов. // Педагогика. - 2008. № 6.

Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 2004.

Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 2008.

Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социальные исследования. - 2007. - № 7.

Калашников В. Россия накануне первой переписи населения ХХI века // Санкт-Петербургские ведомости. - 2002 г. - № 185.

Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: уч. пособие, Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2007.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года // Экономика и жизнь. - 2000г. -№ 24.

27. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. - М., 2007.

28. Основы социальной работы: Учебник /отв. ред. П.Д. Павлюнок - М.: ИНФА-М, 2007.

29. Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. - Семья как объект социальной работы. - М., 2007.

Семейный кодекс Российской Федерации. - 4-е изд. - М.: «Ось - 89», 2000.

Семья, материнство и детство Ставропольского края. Стат. Сборник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю.- С., 2006.

Семья и община: пути навстречу друг другу: Статьи о социальной работе с семьей, опыты работы. // Социальная работа. - 2003. № 2/3.

Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. - Т.2. - Москва-Тула. 2003.

Социальная работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия "Учебники, учебные пособия". - Ростов - на- Дону.:"Феникс", 1999.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Ё.И. Холостовой.

-М., 1999.

23. Социальная работа / под ред. Курбатова В.И. - Ростов-на-Дону, 2004.

24. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2001.

25. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2001.

26. Социальная энциклопедия /редкол.: А.П.Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000.

30. Теория и методика, социальной работы. Вып.1.М.:1993.Тема7.-С.62.

31.Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) - М.: издательство «СОЮЗ», 2004.

32. Технология социальной работы с детьми и подроствами: сб. статей / под ред. В.Н. Келасьева - СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та 2001.- 264с.

33. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. -М., 2006.

34.Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) - М.: МГСУ, 2000.

35.Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии /под ред. В.М. Сафроновой. - М.: РГСИ, 2002.

36. Теория и методика социальной работы. Краткий курс /под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, МГСК, 2004.

37.Шиляев P.P., Жданова Л.А. Социально - биологическая характеристика здоровья семьи // Проблемы семьи и детства в современной России. - М.: Прометей, 2000.

38.Щербич Л.И., Кузнецова Н.В. Семья и общество // Социальная работа. - 2003 г. - № 7.

39.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 2000.

Приложение 1

АКТ

первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей

Дата обследования

Ф.И.О. общественного инспектора, социального педагога, производящего обследование. ______________

Ф.И.О. несовершеннолетнего .

Возраст несовершеннолетнего (указать дату и место рождения).

Адрес, телефон (если ребенок проживает по данному адресу временно, то указать, откуда он прибыл и адрес постоянного места его жительства, а также сведения о лицах, оставшихся проживать по месту постоянной прописки месту постоянной прописки несовершеннолетнего).

6. Сведения о родителях (когда умерли, осуждены, лишены родительских прав, где находятся или проживают, работают и т. д.) .

Сведения о родственниках (братьях, сестрах, других близких родственниках, их Ф.И.О., местожительства, род занятий) .

Занятие несовершеннолетнего: посещает ясли, детский сад, учится в школе, учреждении начального профессионального заведения, техникуме, вузе и т. п., работает (указать, где, кем, совмещает работу с учебой), ничем не занят (указать, с какого времени оставил учебу, работу, почему, сколько классов кончил).

Материальное положение несовершеннолетнего (размер пенсии, пособия, алиментов, выплачиваемых на содержание ребенка, заработной платы подростка)

Сведения об имуществе (есть, нет): при наличии имущества составить его опись, при наличии денег, акций указать сумму и место хранения.

Жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершеннолетний (кто является нанимателем жилья, количество членов семьи, проживающих на данной площади, размер и благоустройство помещения).

.Есть ли жалобы на состояние здоровья .

.Данные о лице, изъявившем желание стать опекуном (попечителем) или усыновителем ребенка .

.В какой помощи (социальной, правовой, педагогической, материальной) нуждается несовершеннолетний .

Выводы и мотивированное заключение о наиболее целесообразной форме устройства несовершеннолетнего (передать под опеку или попечительство, на усыновление, определить в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение) .

Социальный педагог (подпись)

«Утверждаю»

Руководитель органа

Управления образованием (подпись)

Приложение 2

АКТ

контрольного обследования условий жизни и воспитания подопечного (примерная форма)

Дата обследования

Ф.И.О., должность общественного инспектора (социального педагога), производящего обследование .

Ф.И.О. подопечного, дата его рождения, адрес .

В каком классе школы учится подопечный, кто классный руководитель.

Состав семьи опекуна (попечителя):

- изменения, произошедшие в семье за истекший период;

- взаимоотношения подопечного с опекуном (попечителем), членами его семьи. 6. Успеваемость подопечного:

какие имеются трудности в учебе, есть ли поощрения за хорошую учебу

оказывалась какая-либо помощь школой, общественными организациями подопечному и опекуну (попечителю)

Участие подопечного в общественной жизни коллектива школы

Состояние здоровья подопечного:

результаты ежегодного углубленного медицинского осмотра

принимаемые меры по улучшению состояния здоровья, лечению, оздоровлению, организации летнего отдыха подопечного.

Организация досуга подопечного (работа в кружках, участие в художественной самодеятельности, спортивных секциях и др.).

Сохранность имущества подопечного (сверяется по описи имущества; отмечаются недостающие и использованные вещи, денежные средства, указывается, кем и когда дано разрешение на их использование)

Материальное положение подопечного; формы, виды материальной и социальной помощи, оказанной подопечному за истекший период (кем, когда)

Использование опекунского пособия

Выводы и предложения по результатам контрольного обследования

Социальный педагог (Ф.И.О.)

Дата

Приложение 3

Примерное положение о совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению Закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».

Профилактический совет призван объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-психологической службы школы в создании единой системы по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений в школе, координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками.

Главными задачами Совета являются:

- разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности среди учащихся школы;

- разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;

- проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;

- проведение просветительской деятельности по данной проблеме;

- организация работы с социально-опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей;

- защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц.

Состав Совета утверждается приказом директора школы. Работу возглавляет социальный педагог школы или заместитель директора по воспитательной работе.

В состав Совета также входят представители родительской общественности, органов ученического самоуправления, методического объединения классных руководителей, блока дополнительного образования, медицинской и социально-психологической служб школы.

Совет имеет право:

- вносить предложения и изменения в планы учебно-воспитательного процесса школы;

- представлять по данной проблеме педагогический, родительский коллективы в различных органах управления, общественных организациях, структурах власти;

- рассматривать отчеты классных руководителей, представителей блока дополнительного образования, учащихся школы;

- приглашать на собеседование родителей, посещать неблагополучные семьи с целью анализа ситуации, оказания помощи, защиты прав ребенка, при необходимости направлять информацию о неблагополучных семьях в органы опеки и попечительства Управ районов и в ПДН ОВД по месту жительства;

- ходатайствовать перед администрацией о принятии мер административного воздействия (меры административного воздействия к несовершеннолетним могут быть приняты комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав);

-Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строит свою работу и принимает решения в рамках Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.99, Международной Конвенции ООН по правам ребенка.

Решения и рекомендации Совета являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива по проблеме профилактике безнадзорности и правонарушений, защиты прав учащихся школы.

Заседания Совета оформляются протоколом по следующей примерной форме.

Протокол

Заседания совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних от «__» 200_г.

Присутствовали члены Совета ________________

Приглашены _______________________________

Слушали вопросы

Выступали (ФИО)

Принято решение

Контроль исполнения

1

2

Приложение 4

Опись имущества, оставшегося по месту жительства

(Ф.И.О. несовершеннолетнего, лишившегося родительского попечения)

№ п/п

Наименование предмета

Характеристика предмета, степени его изношенности

Количество

Примерная стоимость

Примечание

В примечание заносится следующая информация: кем куплено; подлежит ли сдаче в утильсырье; кому принадлежало; было ли в употреблении; на чье имя было оформлено (для сберегательных книжек, иных ценных бумаг), номер (для акций и ценных бумаг).

Приложение 5

ПАМЯТКА ОПЕКУНА (ПОПЕЧИТЕЛЯ)

1. Гражданские права и обязанности опекуна(попечителя) определяются ст.36-38 Гражданского кодекса Российской Федерации ст.145-150 Семейного кодекса РФ.

2.0бязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно.

3.Опекуны и попечители несовершеннолетних обязаны проживать совместно со своими подопечными. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене жительства.

4.0пекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Должны заботиться об их обучении и воспитании.

5.Опекуны и попечители несовершеннолетних должны обеспечивать юридическую защиту прав ребенка (контакт с органом опеки и попечительства, судами, соцобеспечением и т.п., ведение личного дела, всех вопросов, связанных с защитой имущественных прав ребенка, в том числе жилищных, оформление пенсий, алиментов).

6. Отвечать за жизнь и здоровье ребенка.

7.Отвечать за питание и материальное обеспечение ребенка.

8.Обеспечивать эмоциональным теплом и предоставлять домашний уход.

9. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны обучать навыкам самообслуживания, поведения в обществе, контакту ребенка со взрослыми и сверстниками.

10.Опекуны и попечители должны решать вопросы о лечении ребенка.

11 .Опекуны и попечители несовершеннолетних должны обеспечивать летний отдых детей, досуг.

12.Должны обеспечивать полноценное развитие ребенка.

13.Опекуны и попечители обязаны в течение трех дней при получении известия о родителях, освобожденных из мест заключения или находящихся в розыске сообщать в орган опеки и попечительства.

14.0пекуны и попечители обязаны вести в строгой отчетности расходование средств, выделяемых на питание, одежду, мягкий инвентарь; пенсию по потере кормильца.

15.Обязаны незамедлительно сообщать об уходе ребенка из дома, утрате контакта с ребенком, возникновения конфликтной ситуации в семье или школе, возникновения угрозы жизни или здоровью ребенка.

16. Сообщать в письменном виде о переходе опекаемого из одного учебного заведения в другое.

17. При поступлении ребенка в профессиональное учебное заведение (колледж, лицей, училище, институт, УПК, техникум) необходимо два раза в год: до 1 октября и до 1 марта ежегодно справки об учебе с информацией, о том, находится ли ребенок на государственном обеспечении в данном учебном заведении.

18. Учащимся общеобразовательных школ, достигшим возраста 16 лет, также необходимо представлять справку об учебе в указанные сроки.

19.Излишне выплаченные денежные средства взыскиваются с опекуна (попечителя), если переплата произошла по вине опекуна (попечителя). С правами опекаемого ребенка и его льготами, а также со своими правами и обязанностями ознакомлен(а).

Подпись опекуна (попечителя)

Дата

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты