Опека и попечительство в современном российском обществе
p align="left">Школьники из семьи оценивают мужчин и женщин более разносторонне, их представления о семье, о взаимоотношениях в ней вполне реальны и наполнены конкретным содержанием.

2.3. Социально-педагогические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха -- эпоха гласности, демократии -- создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что и раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего - в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает на себя внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. [37]

Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т. е. являются социальными сиротами, или сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, -- это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной зашиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков.[7]

Сейчас в России около 600 000 детей-сирот (из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за обнаружения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо - это матери-подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

Сегодня государство практически не стимулирует передачу детей, оставшихся без попечения родителей, в другую семью, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле, ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем только у 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 - 5лет), так и девушки 13 - 17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет.[15]

Выталкивает на улицу детей не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7 - 8-летних учащихся. Отмечается резкое увеличение числа 14 - 15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профтехучилища (отчего ежегодно до 1 млн. подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14--18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут, и т. п. В результате, среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссий по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают 2 млн. несовершеннолетних в возрасте 14 - 15 лет.

Продолжает увеличиваться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2001г. их было 128,1 тыс., что на 4,0% больше, чем в 2000г. и на 12,4% больше, чем в 1999-м. Свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав.

В 2000г. у родителей, лишенных родительских прав, было в целом отобрано 56,4 тыс. детей, что на 6,2%, больше, чем в 2000г. и на 21,1% больше, чем в 1999-м. В то же время, численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2001г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем было в 1999 г.

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2001г., были переданы под опеку (попечительство) или на усыновление. Их численность в 2001г. Составили 77,8% тыс., или 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения. В последние годы растет как количество детей, устроенных на воспитание в семьи граждан (по сравнению с 2000г. на 4,8%, С 1999г. - на 15,1%), так и их доля среди детей, лишившихся попечения родителей (2000г. - 60,3%, 1999г. - 59,4 %).

28,2% детей, оставшихся в 2001г. без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2001г. она составила 29,4%, в 1999г. - 30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2001г. 36,1 тыс. против 36,2 тыс. в 2000г.

1,7% детей, оставшихся в 2001г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательное учреждения на полное государственное обеспечение. По сравнению с 2000г. их число (2001г. - 2139 чел., 2000г. - 2154 чел.) и доля практически не изменились.

Не устроенными в семьи или соответствующие учреждения остались в 2001г. 13,1 тыс. детей (2000г. - 11,7 тыс.), что связано с необходимостью сбора документов, подтверждающих их правовой статус, и работой по подбору ребенку опекунов (попечителей), приемных или патронажных родителей. Такие дети временно находятся в приютах, лечебно-профилактических учреждениях.

В целом число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001г. достигло 685,1 тыс. человек (на 3,4% больше, чем в 2000г.). Из них 347,5 тыс. (50,7%) находятся под опекой (попечительством), 154,2 тыс. (22,5%) воспитываются в семьях усыновителей и 183,4 тыс. (26,8%) - в различных интернатных учреждениях.[19]

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. № 374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т. д. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

2.4. Социальный портрет современного беспризорника

Безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Определяя масштабы проблемы, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: [35]

- безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стоны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

- беспризорный - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Наличие бездомных детей прослеживается в течение длительного времени. Наибольшее распространение бездомность получает в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий.

По статистическим данным сейчас в России 200-300 тыс. бездомных детей, причем их численность постоянно растет, в том числе в очень значительной степени за счет беженцев. По данным Госкомстата РФ, в 2005г. число детей, доставленных в приемники-распределители, составила 58,7 тыс. в том числе:

- 1,4 подкинутых и заблудившихся,

- 12,4 тыс. оставшихся без попечения родителей,

- 18,7 тыс. самовольно ушедших из детских домов, школ-интернатов и других детских учебных учреждений,

- 7,2 тыс. правонарушителей (2,3 тыс. - совершивших общественно опасные деяния).

В 2006 г. число детей, доставленных в приемники-распределители, составило 57,2 тыс.

Обследование детей в приемниках-распределителях позволяет составить социальный портрет современного беспризорника. Основная масса бездомных (62,5%) - это дети, убежавшие из неблагополучных семей. Примерно половина из них жили в неполных семьях, треть с бабушками, дедушками и другими родственниками, т.к. родители были лишены родительских прав. Каждый четвертый беспризорник жил в полной семье. В основной массе родители беспризорников имеют низкий образовательный уровень и невысокую профессиональную квалификацию. Среди них преобладали продавцы, уборщицы, рабочие, повара, нянечки детских садов. Выяснение причин бегства выявило, что 29,4% убежали из-за жестокого с ним обращения. У детей, испытывающих жестокое обращение со стороны членов своей семьи, возникает устойчивое чувство подавленности, вызванное сознанием, что они нежелательны и недостойны любви. Последствия семейной жестокости многообразны, имеют психологический и поведенческий характер: агрессивность, тревожность, обеспокоенность, депрессия, низкое самоуважение, криминальное, сексуальное поведение. В особенно тяжелом положении оказываются дети, живущие в семье с отчимом. Такие дети составляют более трети от числа убежавших. Часто они уходят из дома, чтобы выразить протест против появления отчима. Нередко отчимы сознательно выживают пасынков из дома, избавляясь от претендента на жилье и пр.

Большую группу составляют дети, сбежавшие от родителей-алкоголиков. Этой причине сопутствуют голодание, конфликты, побои.

18% детей объяснили бегство нежеланием учиться. Около 12% ушли из дома под ощущением ненужности, заброшенности. Никто из детей не назвал в качестве причины ухода из дома отсутствием любви к своим родителям и родственникам, хотя такая подсказка имелась. Ею не воспользовались даже дети из семей алкоголиков.

Практически каждый ребенок дорожит своим домом и покидает его лишь, в крайнем случае. Десятая часть сбежавших детей - любители попутешествовать, но в качестве «дополнительной» причины они выдвигали плохие отношения с родителями.

Возникла новая ситуация с детской бездомностью - приватизация жилья, точнее незаконная приватизация. Родители, пользуясь несовершенством законодательства, продавали квартиры и уезжали в неизвестном направлении, оставляя детей на улице. В настоящее время в закон о приватизации жилья было внесено много нового, однако имеющиеся нарушения еще не исправлены.

Более 30% от общего числа бездомных детей составляют убежавшие из детских домов, приютов, интернатов. Основная причина - стремление вернуться домой, кроме того, часть - из-за плохих отношений с учителями и жестокого к ним обращения.

Беспризорники - это дети разного возраста. Наименьший возраст обследуемых - 6 лет, значительная группа - в возрасте от 9 до 14 лет. Группа подростков 15-17 лет немногочисленна. Многие бездомные подростки уже адаптировались к условиям жизни на улице, умеют за себя постоять или знают, куда можно обратиться за помощью. Некоторые уже стали членами какой-либо группировки или банды и проживают вместе с ней. Эти дети в поле зрение специальных детских учреждений обычно не попадают.[33]

Среди бездомных детей преобладают мальчики (78,6%). В провинциальных городах большинство составляют местные дети, а в крупных, региональных и областных центрах, в столице много приезжих (в Москве - приехавшие со всей страны и стран СНГ). Большинство бездомных детей горожане (почти 80%).

Степень социальной дезадаптации во многом зависит от времени пребывания ребенка на улице. Продолжительность бездомности детей различна. Для тех, кто на момент обследования находился в приемнике-распределителе, она составляет от 3 дней до 7 месяцев. На практике этот срок бывает и значительно большим. Причем, при обследовании выявилась такая закономерность: чем меньше возраст ребенка, тем больше продолжительность его бездомности (см.табл. 1).

Таблица 1

Продолжительность бездомности детей, попавших в приемник-распределитель

Возраст ребенка (лет)

Продолжительность бездомности (соотношение в %)

До 1 месяца

Более 1 месяца

До 8

33

67

9 - 14

41

59

15 - 17

48

52

Можно предположить, что маленький ребенок может не знать свой домашний адрес, фамилию, а ребенок постарше, имея необходимые сведения, может вернуться домой. Помимо того, ребенок 6-10 лет может стать хорошим «помощником» для взрослого «профессионального бездомного».

По причине физиологических и психологических особенностей бездомные дети особо уязвимы в опасных ситуациях. Они часто становятся легкой добычей преступника. С другой стороны, бездомные дети пополняют ряды попрошаек, воров, мелких рэкетиров. Из всех обследованных «работали» группами, которые организовывались наиболее старшими детьми или взрослыми. Доходы, которые получают детские группировки, доходят до 50 тыс. в день. Наиболее высокие доходы получают дети в возрасте 10 лет.

По данным медицинского обследования, около половины детей с сотрясением мозга, при этом у всех неоднократная. Травмы получены обычно в возрасте 6-7 лет. Все дети были поставлены на учет в психоневрологический диспансер.

В полоролевом поведении отмечены две крайности: половая распущенность (торговля собой, младшими родственниками, другими младшими детьми), полное непонимание отношений между полами.

В целом судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Беспризорного ребенка отличает неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. Существует тенденция к понижению самоуважения, действия часто неадекватны ситуации. Беглецы страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание себя как целостной личности.

Подростковый возраст характеризуется тем, что в это время происходит интенсивное интеллектуальное развитие подростка, индивидуализация и социализация его личности. Эти процессы могут протекать успешно лишь в тесном контакте родителей и детей, однако, такой контакт у беспризорного ребенка отсутствует, он чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что определяет трудности его взрослого существования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты