Опека и попечительство в современном российском обществе
ониторинговое исследование социально-экономического потенциала семей в 2004г. показало, что общество практически перешагнуло допустимый рубеж имущественной дифференциации дециальный разрыв- показатель социальной стабильности составил 27 при крайне допустимом значении 10. Экономический подъем 2000-2001г. Не привел к принципиальным изменениям. При некотором снижении показателя, он, тем не менее, не опустился ниже 10. В современных условиях за чертой бедности оказались не только социально-уязвимые семьи многодетные, неполные, семьи инвалидов и т.д., но и семьи, считавшиеся прежде благополучными. Основной, наиболее распространенный и типичный вид семьи - семья с обоими родителями и одним ребенком. По переписи населения, среди всех семей с детьми до 18 лет однодетных было более 50%. [27]

Таким образом, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества: на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% нищих, а на другом - 10%, выигравших от проводимых экономических преобразований, включая слой 3 -5% очень богатых людей. В состоянии постоянного дефицита государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; миграции, в том числе и за пределы государства, в России сегодня находится около 3 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, как легальных, так и нелегальных. Ухудшение состояния здоровья населения, в том числе и семьи в целом, сопряжено с демографической ситуацией, проявляющейся в естественной убыли населения, в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизации демографического и социально- экономического положения в России.

1.2. Демографическая ситуация и политика в современной России

В 1990-е гг. резко обнаружился комплекс негативных явлений в сфере семьи и воспроизводства населения, снижение численности населения страны впервые за последние пятьдесят лет, резко падение рождаемости, рост смертности и снижение средней продолжительности предстоящей жизни, рост разводимости и падение брачности и т.п. Эта ситуация является логическим следствием и итогом долгого пути ослабления, разрушения и деградации семьи как социального института. [12]

О том, что российская семья вступила в сложный современный период, свидетельствуют следующие демографические показатели.

Падение рождаемости

В 1991г. в стране родилось 1,8 млн. детей, в 1993г. - всего 1,4 млн., в 1996 г. - 1,3 млн., в 1998 г. - 1,25 млн., в 2000г. - 1,2 млн.

Общий коэффициент рождаемости в расчете на 1000 населения в 2000 г. снизился до 8,4 по сравнению с 17,2 в 1997г., т.е. более чем в 2 раза. Почти во всех субъектах Федерации рождаемость значительно ниже черты простого воспроизводства населения. Наиболее угрожающая ситуация сложилась в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ивановской, Московской, Смоленской, Тульской и других областях центра России (6,6-7,3 рождений на 1000 населения).

В тех местах, где сильны традиции многодетной семьи, сохранилась высокая рождаемость. Это Дагестан (19,5 на 1000 населения), Ингушетия (18,8), а также республики, расположенные на юге и востоке страны. Но даже в этих регионах за последние 10-15 лет показатель рождаемости сократился на треть.

Коэффициент суммарной рождаемости (число рождений на одну женщину) неуклонно уменьшается. В 1950-х гг. он составляет до 3-х рождений, в 1960-х гг. число рождений снизилось до 2, после начала реформ 1990-х годов показатель резко упал: до 1,5 рождений. Сейчас в России на 1 женщину приходится 1,17 ребенка.

Повторные рождения в целом по стране за 10 лет сократились примерно в 2 раза, и по этому показателю Россия прочно занимает одно из последних мест в мире.

Продолжает снижаться численность детей в возрасте до 18 лет, их количество в стране на начало 2001г. составило 32,8 млн.человек, по сравнению с 33,9 млн. в 2000 г. Доля детей в общей численности населения сократилась в 2000-2001 гг. с 23,3% до 22,7%.

Снижение количества регистрируемых браков и увеличение внебрачной рождаемости

В 2000г. по сравнению с 1990г. число браков сократилось почти на треть. Молодежь все чаще отказывается от официальной регистрации брака. Это привело к тому, что в 2000г. каждый четвертый ребенок был рожден вне брака, что более чем в 2 раза выше показателя 80-х годов.

Уменьшение количества семей

С 1980 по 1990г. количество людей, состоящих в браке на 1000 человек населения, уменьшилось на 1,7 пункта, а с 1990 по 1992 г. - на 1,8, т.е. всего за два года сократилось больше, чем за последние десять лет, и процесс этот стремительно растет.

Сокращение средней величины семьи

За последние три десятилетия средняя величина семьи составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Что обусловлено ростом числа малодетных семей, приростом числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак, тенденций к отделению молодых семей от родительских (нуклеаризация), увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими.

Россия в настоящее время переживает уже четвертый период сокращения численности населения. В отличие от трех предыдущих он не связан ни с какими катастрофическими событиями - ни с революциями и войнами, ни с эпидемиями и массовым голодом, - а является итогом «внутренних» эволюционных изменений в воспроизводстве населения, являющихся прямым следствием кризиса семьи как социального института.[7]

Бездетность и малодетность стали уже давно достаточно распространенными явлениями на большей части территории России. Растет не только число таких семей, но и их доля в семейном структуре. На долю многодетных семей приходится около 1/5 от общего числа детей до 18 лет. Среди городских детей в многодетной семье растет каждой седьмой, среди сельских - каждый третий ребенок. В Москве доля многодетных семей менее 2%, а проживает в них примерно каждый двенадцатый - тринадцатый ребенок. Тенденция к снижению желаемого и ожидаемого числа детей и ориентации молодых супругов на малодетную (одно-, двухдетную) семью усилились под влиянием условий периода реформ.

В 2001 г. семей, решивших ограничиться единственным ребенком, оказалось 57,1%, двоих и более намеревались иметь только 28,7%, в том числе троих и более - 1,9%. Данные микропереписки 2004 г. также не вселяют оптимизма: из женщин 18 - 44 лет, не имевших на момент опроса детей, не собирались обзаводиться детьми 24%, 41% предполагали рождение только одного ребенка, 31% - двоих и лишь 3,4% - троих детей. Полная реализация таких планов даст лишь 1,12 ребенка на одну женщину. Из числа женщин, уже имеющих одного ребенка, не планировали рождение второго 76%, а среди двухдетных матерей не имели намерений заводить третьего 96%.[15]

Депопуляция, т.е. снижение численности населения, началась в России с конца 1992г. За 1992-1999гг. население России, по данным Госкомстата РФ, сократилось на 2,8 млн. человек. Причем «естественная» убыль населения превысила 5 млн. человек. За 1999г. население России сократилось почти на 785 тыс. человек.

В ближайшие десятилетия уменьшение численности населения России будет продолжаться. Все имеющиеся прогнозы дают удручающую картину. Так, согласно последнему прогнозу ООН (1998г.), к 2050г. население России по среднему варианту составит примерно 121,3 млн. человек, согласно же худшему варианту - 102,5 млн. человек.

Динамика рождаемости, ее кратковременные и особенно длительные колебания, ярче многих других демографических процессов отражают неблагоприятные явления в жизни семьи, несут на себе печать ее кризиса. Ведь деторождение - это важнейшая социальная функция семьи, которая прежде прочих начинает трансформироваться в ходе ее исторических изменений. В России снижение рождаемости началось более ста лет назад. Но особенно стремительно этот процесс проходил именно в последние четыре десятилетия, когда созрели все социально-экономические предпосылки отмирания репродуктивной функции семьи, да и самой семьи как социального института.[15]

Кризис семьи и воспроизводства населения является ценносным кризисом общественного устройства, для которого сиюминутные интересы (излечение прибыли, получение каких-то иных преимуществ экономического или неэкономического характера) стоят выше интересов его собственного самосохранения. Семейные ценности больше не укрепляются и не воспроизводятся современной цивилизацией с ее акцептом на отдельную личность, на стремление якобы «освободить» личность от любых связей, которые «ограничивают» ее самореализацию, в том числе и от связей семейных. Современное общество размывает семейные ценности, подвергает их коррозии, ставя, в конечном счете, под угрозу свое собственное существование. И именно это фундаментальное противоречие индустриального общества, которое, с одной стороны, не может существовать без семьи, без воспроизводства населения, а с другой - не имеет имманентных механизмов реализации этой потребности, определяет необходимость проведения семейной и демографической политики, специальных мероприятий по защите семьи и детства.[29]

Учитывая сложившуюся демографическую ситуацию, в 2000г. была принята «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015г.», которая определяет важнейшие цели, задачи и приоритеты воздействия на демографическое развитие. В концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в области народонаселения до 2015 года.

Концепция - это основа демографической политики. Она составляет правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоровья и продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.[17]

Согласно «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года» в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:

- ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;

- создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетных (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;

- обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

- повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;

- формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;

- разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства.

Необходимо произведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей.

Важным направлением повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей является работа по пересмотру расчета потребительской корзины женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и улучшения материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям, предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровню безработицы, в том числе скрытой.[24]

Необходимо разработать комплекс минимальных социальных стандартов (гарантий), обеспечивающих всему населению понятную, доступную и реально обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей.

Для обеспечения благоприятных условий сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей, необходимо дальнейшее развитие в законодательных актах, регламентирующих трудовые отношения, поощрение родительства и установление системы гарантий для работников с семейными обязанностями с одновременным усилением государственным государственного контроля за соблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей.

Необходимо разработать механизмы материального стимулирования семей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми.

Среди них дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение его адресности и значимости для семьи.

Следует увеличить размеры единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередности рождения, размеры ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, уклоняющих от уплаты алиментов, увеличить размеры пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов.

В области стимулирования семьи к рождению детей необходимо использовать возможности налоговой политики в отношении физических лиц, для чего предусмотреть налоговые вычеты для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей.

Необходимо принять действенные меры по поддержке молодых семей. В кратчайшие сроки разработать региональные аспекты обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

Для поддержки молодых семей и их ориентации на рождение детей необходимо дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления система учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и социальный патронаж.

Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством.[38]

1.3. Современные направления реализации задачи защиты детства

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи.

В частности, социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.

Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д.

Социальная защищённость семьи формируется путём дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье и детям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальной сферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей в системе родительского всеобуча, представленного сетью консультационных пунктов и т.д.

Особое место в ней занимает социальная защита детства, включающая в себя предупреждение педагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков и т.д.[18]

Согласно федеральному закону от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Демографическая катастрофа в нашей стране и кризис семьи разворачиваются на фоне глобальных социальных изменений XX века (индустриализация, рост мобильности населения, урбанизация и др.), влекущих за собой расшатывание «семейных устоев», интенсификацию разводов и распад браков, увеличение числа неполных семей, широкое распространение абортов и внебрачных отношений, нарастание семейного насилия. Начавшийся в первые десятилетия ХХ в, институционный кризис семьи обнаружил себя после «бэби-бума» 1950-х гг. и усилился в конце 1960-х - начале 1970-х гг. В этот период как большинство семей стало ориентироваться на рождение 1-2 детей. Неравноправное положение института семьи среди других социальных институтов привело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличению престижа одиночно-холостяцкой независимости и малодетности в различных странах и слоях общества.[17]

В конце 1990-х гг. катастрофический упадок семейного образа жизни показал, что обзаведение семьей с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия. Рождение детей стало рассматриваться в качестве «помехи» на пути к счастью и жизненному успеху, достижению приемлемого уровня жизни. Согласно ряду социолого-демографических исследований, обеспечение статуса родительства и снижение ценности детей позволяет любые условия жизни считать недостаточными даже для появления второго ребенка в семье.

В 2002г. рождаемость в России на 1 тыс. человек по сравнению с 1998 г. упала с 17,2% до 12,1%, в 1996г. - до 9,8%. Численность детей в России составляла в 1999г. 34,9 млн. человек или 23,9% от общей численности населения страны. В 2000г. Эти цифры составили соответственно 33,9 млн. и 23,3%. За период с 1990 по 2000 гг. сократилась численность детей на 15,7%. Демографическая ситуация в Российской Федерации в 2001г. Характеризовалась как дальнейшее сокращение числа детей, что обусловлен, главным образом, низким уровнем рождаемости.[15]

На начало 2002г. Численность детей составила 31,6 млн. Таким образом, демографическая ситуация в стране должна признаться как неблагополучная. Самое значительное сокращение численности детей отмечается в регионах Севера и Дальнего Востока, где, наряду со снижением рождаемости имеет место миграционный отток населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты