Здоровье детей расшатано жизнью на улице. Большая часть детей - носители опасных инфекционных заболеваний. Болезни, как правило, запущены, переведены в хроническую форму.
Любопытны планы детей на свою будущую жизнь - 53% хотят вернуться домой, 29% - продолжить учебу, 18 - «жить как все», 12% - не имеют никаких планов. Никто из детей не выбрал ответ «я уже ничего не могу изменить», то есть все дети надеются на перемены к лучшему. Большинство хотели бы, чтобы у них были заботливые родители, только 17% хотели бы жить самостоятельно. Показательно, что среди перемен к лучшему третья часть детей назвала улучшение питания, 12 % - хотят иметь много игрушек, 23% - красивую одежду.
Попадая в приют, беспризорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение.
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ОПЕКАЕМЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ
3.1. Опека и попечительство как общие технологии социальной работы
Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания, на наш взгляд, можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.
Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство -- это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом.
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. № 17-ФЗ. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (пп. 1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству. В соответствии с Законом РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органы местного самоуправления всех уровней поселковая (сельская), районная и городская администрации обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст. 121-123, 125, 140, 142, 145, 147, 150-151 и др.), в ГК (ст. 31-41), ГПК (ст. 263-263), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.
В Семейном кодексе не дается понятия структурных подразделений органов опеки и попечительства и стоящих перед ними задач, поэтому функции по охране прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Глава Управы района (лично или через подразделения администрации района).
Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство общего и профессионального образования РФ, которое является правопреемником упраздненного Министерства образования РФ, ранее выполнявшего данные функции. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ.
Семейный кодекс (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).
Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п. 1 ст. 122 СК).
Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст. 122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.
Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны, согласно п. 1 ст. 122 СК, в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, которое заключается, в частности, в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребовании и изучении соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т. п.). Наряду с этим, органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.
Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них Внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться Федеральным законом. До введения в действие этого закона сохраняет силу установленный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 порядок централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, в части, не противоречащей положениям ст. 122 СК (ст. 2 Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации»).[6]
Централизованный учет подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и Министерством общего и профессионального образования РФ.
На первоначальном этапе по результатам обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка и установления факта отсутствия попечения родителей данные о детях персонально регистрируются органом опеки и попечительства в журнале первичного учета установленной формы (Приложение № 1 к Порядку централизованного учета детей). В том случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью, орган опеки и попечительства, согласно п. 3 ст. 122 СК, заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается для постановки ребенка на региональный учет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ. В частности, в Москве формирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории города, возложено на Комитет образования.
На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. В течение месяца со дня поступления указанных сведений этот же орган организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на данной территории или на территориях других субъектов РФ, а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью (п. 3 ст. 122 СК). Лицам, изъявившим желание взять ребенка в семью, выдается направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в установленном законодательством РФ порядке.
При отсутствии возможности устроить ребенка в семью, проживающую на территории данного субъекта РФ, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет сведения о ребенке (копию анкеты и фотографию ребенка) в Министерство общего и профессионального образования РФ для учета в государственном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей (т.е. для постановки на федеральный учет), и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ постоянно проживающих на территории РФ. В случае изменения правового статуса ребенка (при восстановлении родителя в родительских правах, усыновлении ребенка и т. п.) сведения об этом направляются соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ в недельный срок в Министерство общего и профессионального образования.
Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, формируется в Министерстве общего и профессионального образования на основании сообщений соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.
Министерство образования ведет учет детей, а также осуществляет их подбор для лиц, обратившихся непосредственно в Министерство общего и профессионального образования и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью с выдачей направления в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и последующего решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью. Министерство общего и профессионального образования также предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ (по их запросу) сведения, имеющиеся в федеральном банке данных, о детях, оставшихся без попечения родителей.[27]
Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения).
Орган опеки и попечительства, орган исполнительной власти субъекта РФ и Министерство общего и профессионального образования, осуществляющие соответственно первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют гражданам РФ, ставшим кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также иностранным гражданам или лицам без гражданства, изъявившим желание усыновить ребенка, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.
С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п. 2 ст. 122 СК). Последующее устройство ребенка на основании этих сообщений в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должно проходить в строгом соответствии с требованиями закона.
Число детей, находящихся под опекой, растет. По состоянию на конец 2001г. в России их насчитывалось 347,5 тыс., что на 5,6% больше, чем в конце 2000г., и на 11,3% больше по сравнению с концом 1999г. В 2001г. под опеку (попечительство) было передано 69,7 тыс. детей (в 2000г. - 65,7 тыс.).
3.2. Профилактика безнадзорности детей
Родители, виновные в неблагополучной судьбе своих несовершеннолетних детей, несут предусмотренное законом наказание.
Мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей в 2001 г. были подвергнуты 253 тыс. родителей (в 2000 г. - 248 тыс., в 1999 г. - 237,8 тыс.); в суды направлено 36 тыс. материалов для решения вопроса о лишении родительских прав (для сравнения, в 2000 г. - 33 тыс., в 1999 г. - 30,4 тыс.). Увеличилось число граждан, привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение своих родительских обязанностей (2001г. - 2,7 тыс. человек, 2000г. - 2,5 тыс. человек).
В течение 2001г. органами внутренних дел проводилась работа с 289,8 тыс. родителей (опекунами, попечителями), не исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности по воспитанию детей (в 2000 г. - 276,7 тыс., в 1999г. - 254,6 тыс.). Объявлялся местный или федеральный розыск в отношении более 1 43,9 тыс. несовершеннолетних, что на 12,6% больше, чем в 2000г., и на 28,4% больше, чем в 1999г. Из общего числа объявленных в розыск несовершеннолетних 29,9 тыс. человек ушли из дома, 12,8 тыс. - из государственных учреждений. В результате предпринятых мер разыскано 41,2 тыс. несовершеннолетних (93,8% от числа объявленных в розыск).
Наиболее остро проблема детской беспризорности стоит в Москве, которая вследствие социально-экономических явлений последнего десятилетия стала крупнейшим центром неконтролируемой миграции.
Проблеме профилактики детской безнадзорности уделяется особое внимание. Проводимая работа активизировала формирование правовых основ защиты прав и интересов детей, профилактики социальной дезадаптации детей и подростков.[5]
Введение в действие Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, для активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактики безнадзорности и беспризорности.
На федеральном уровне продолжали активно действовать механизмы межведомственной координации деятельности органов власти, общественных объединений по защите прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Предметом изучения Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации и последующих действий органов государственной власти в 2001г. были проблемы полной реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», перспективы расширения сети специализированных учреждений закрытого и открытого типа, повышения их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, проблемы защиты прав детей в Чеченской республике и другие вопросы.
Вопрос о детской безнадзорности как об одном из кризисных явлений в социальной сфере был рассмотрен в мае 2001г. на заседании Совета Безопасности Российской Федерации. Приняты решения, направленные на создание условий для повышения эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, внедрение новых форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемных семей и др.), развитие методов общей профилактики в работе с семьями и детьми.
В декабре 2001г. Правительством РФ было проведено селекторное совещание по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с руководителями органов власти субъектов Российской Федерации.
В 2001г. продолжалась реализация Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», направленной на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом. В 2001 году программа профинансирована в объеме 239,3 млн. рублей, что составило 172% от суммы, предусмотренной федеральным бюджетом. Это позволило оказать помощь в укреплении материально-технической базы 1007 учреждениям органов социальной защиты населения, внутренних дел, управления образованием субъектов Российской Федерации, на сумму 223,5 млн. рублей.
Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы профилактики детской безнадзорности; объем финансовых средств, направленных на эти цели в 2001г. из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, составил 864 млн. рублей.
Сокращение, а в последующем и ликвидация беспризорности, возможны только при работе в этом направлении на межведомственной основе. Исходя из этого и в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», работа по профилактике безнадзорности и последующей социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей обеспечивается
- развитием сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которые осуществляют содержание и социальную реабилитацию беспризорных, оказывают им помощь в жизнеустройстве и возвращении в семью;
- разработкой и реализацией программ обучения с учетом дифференцированных подходов к состоянию здоровья и отклонениям в поведении;
- оказанием медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям, находящимся в социально опасном положении;
- выявлением несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и возвращением в семью, или направлением в соответствующие учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Действенными мерами профилактики правонарушений несовершеннолетних являются развитие организованных форм летнего отдыха, трудоустройство на условиях временной занятости подростков.