Проанализировав табличные данные на этапе контрольного эксперимента, нами было выявлено, что:
Высокая вероятность зависимости – 2 человека (10%);
Средняя вероятность зависимости – 5 человек (25%);
Низкая вероятность зависимости – 13 человек (65%).
После проведенных занятий результаты свидетельствуют о том, что в классе увеличилось количество детей с низким уровнем предрасположенности к употреблению психоактивных веществ.
Таблица 7 - Результаты методики «Тест на определение зависимости от никотина» на контрольном этапе эксперимента
№ п\п |
Фамилия, имя учащегося |
Баллы |
Уровень |
1 |
Айнур А. |
1 |
он |
2 |
Азат А. |
0 |
он |
3 |
Данил В. |
4 |
н |
4 |
Тимур Ш. |
5 |
с |
5 |
Денис К. |
0 |
он |
6 |
Радмила К. |
2 |
он |
7 |
Юлия К. |
8 |
в |
8 |
Гульфия И. |
5 |
с |
9 |
Салават И. |
4 |
н |
10 |
Тимур Т. |
3 |
н |
11 |
Кристина П. |
0 |
он |
12 |
Ринат Г. |
5 |
с |
13 |
Снежана Я |
4 |
н |
14 |
Асель Б. |
5 |
с |
15 |
Арман Н. |
0 |
он |
16 |
Лиина Д. |
2 |
он |
17 |
Нияз Д. |
3 |
н |
№ п\п |
Фамилия, имя учащегося |
Баллы |
Уровень |
18 |
Рияз Д. |
7 |
в |
19 |
Руслан А. |
5 |
с |
20 |
Радик Б. |
3 |
н |
Анализ таблицы контрольного этапа эксперимента показал, что:
Очень высокая вероятность зависимости – 0 человек (0%);
Высокая вероятность зависимости – 2 человека (10%);
Средняя вероятность зависимости – 5 человек (25%);
Низкая вероятность зависимости – 6 человек (30%);
Очень низкая вероятность зависимости – 7 человек (35%).
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у детей в классе понизился уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что проведенные с детьми профилактические занятия с учетом подбора правильной тактики отказа детей от курения дали положительные результаты.
Полученные результаты проверим с помощью корреляционного анализа Спирмена.
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении результатов констатирующего и контрольного эксперимента по уровню предрасположенности к психоактивным веществам у подростков (N =20)
А Констатирующий |
ВКонтрольный |
d |
d2 |
||
Баллы |
Ранги |
Баллы |
Ранги |
||
5 |
3 |
3 |
2 |
-1 |
1 |
8 |
4 |
5 |
5 |
1 |
1 |
17 |
9 |
14 |
12,5 |
3,5 |
12,25 |
24 |
13 |
17 |
16 |
3 |
9 |
10 |
6 |
9 |
10 |
4 |
16 |
9 |
5 |
4 |
3,5 |
-1,5 |
2,25 |
32 |
18 |
28 |
18 |
0 |
0 |
23 |
12 |
16 |
14,5 |
2,5 |
6,25 |
16 |
8 |
13 |
11 |
3 |
9 |
19 |
10 |
8 |
8,5 |
-1,5 |
2,25 |
4 |
2 |
4 |
3,5 |
1,5 |
2,25 |
27 |
16 |
16 |
14,5 |
-1,5 |
2,25 |
31 |
17 |
27 |
17 |
0 |
0 |
26 |
15 |
6 |
6 |
-9 |
81 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
11 |
7 |
7 |
7 |
0 |
0 |
34 |
19 |
31 |
19 |
0 |
0 |
35 |
20 |
32 |
20 |
0 |
0 |
25 |
14 |
14 |
12,5 |
-1,5 |
2,25 |
21 |
11 |
8 |
8,5 |
-2,5 |
6,25 |
Сумма |
210 |
|
210 |
0 |
153 |
Поскольку в одном из сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Та и Тb:
где a – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду a;
b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;
В данном случае, в ряду а присутствует две группы одинаковых рангов, следовательно а = 0, а значит Та = 0
В ряду В присутствуют 4 группы одинаковых рангов, при этом b1=2, b2=2, b3=2 и b4=2.
Для подсчета эмпирического значения rs: используем формулу
В данном случае
Определим критические значения rs при N = 20
rs эмп > rs кр (р £ 0,01)
Корреляция между уровнем предрасположенности учащихся к психоактивным веществам на констатирующем этапе эксперимента и уровнем предрасположенности учащихся к психоактивным веществам на контрольном этапе эксперимента статистически значима (р £ 0,01) и является положительной.
Таким образом, при эффективной системе психолого-педагогической профилактики употребления наркотиков, алкоголя и курения подростками понижается уровень их предрасположенности к психоактивным веществам, что подтверждает нашу гипотезу и доказывает эффективность предложенной нами программы.
Итак, целью экспериментальной работы является: разработка, внедрение и апробация программы деятельности педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании. В экспериментальной работе мы осуществили диагностические методики, такие как: методика «Тест на алкогольную и наркотическую зависимость», «Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ», «Тест на определение зависимости от никотина». Данные диагностические методики были проведены с целью выявления уровня зависимости подростков от алкоголя, табакокурения и наркомании.
Таким образом, нами было выявлено, что в классе испытуемых высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и высокая зависимость от никотина
С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы и разработали программу по понижению уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и зависимости от никотина. Основными направлениями в данной программе явилось: понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и понижение зависимости от никотина у подростков.
В программу деятельности педагога-психолога по работе с детьми входили такие формы и методы как: внеклассные мероприятия и задания по профилактике алкоголизма и табакокурения у подростков.
В целях проверки эффективности предложенной программы, нами была проведена контрольная диагностика. Результаты, полученные нами после проведения контрольного эксперимента, показали, что понижение зависимости подростков психоактивных веществ и никотина осуществляется более успешно в рамках программы.
Внедрение разработанной нами программы, помогло детям понизить уровень зависимости от алкоголя и никотина, что говорит об эффективности разработанной нами программы.
Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни. Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является роль педагога-психолога.
Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика наркомании и токсикомании.
Поэтому нами была проведена диагностика по выявлению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков, в ходе которой было выявлено, что в классе испытуемых высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и высокая зависимость от никотина
С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы и разработали программу по понижению уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и зависимости от никотина. Основными направлениями в данной программе явилось: понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и понижение зависимости от никотина у подростков.
В программу деятельности педагога-психолога по работе с детьми входили такие формы и методы как: внеклассные мероприятия и задания по профилактике алкоголизма и табакокурения у подростков.
Психолого-педагогическая профилактика ранней алкоголизации и курения подростков представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта из вне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников.
Эффективность реализации системы психолого-педагогической профилактики употребления алкоголя и курения подростками обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий: педагогическая профилактика вредных привычек подростков будет представлена в качестве педагогической цели; разработаны содержание, способы и средства психолого-педагогической профилактики ранней алкоголизации и курения подростков; в основе содержания системы профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков применена модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая: развитие социальной и личной компетенции; становление навыков самозащиты; развитие самоконтроля и целеполагания, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста.
Профилактическая работа организуется в условиях совместной деятельности педагога-психолога и подростков с учетом принципов: комплексности, парциальности, опережающего обучения, социокультурной когнитивной, проблемной адекватности, субъект-субъектного отношения
В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых групп.
В современном мире алкоголь, наркотик и табак имеют свои закономерные пути распространения, отличные от того, что было в прошлом.
Причина этого, в основном, заключается в изменившихся мотивах потребления и облегчении связей между странами. Ведущим становится мотив поиска эйфории, а лечебные, практические, ритуальные причины отнесены на второй план.
Во всем мире на борьбу с наркоманией ежегодно выделяются значительные средства, исчисляемые десятками миллиардов долларов, однако наркотики по-прежнему считаются третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.
1. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи / Л.Н. Анисимов. – М.: Просвещение, 2006.- 45 с.
2. Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.
3. Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, БИРО, 2005. – 230 с.
4. Бездна: Пьянство. Наркомания. СПИД. - М.: ЮНИТИ, 2004. – 192 с.
5. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с.
6. Братусь В.С. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма / Братусь В.С., Сидоров П.И. - М.: Академия, 2005. – 375 с.
7. Габиани А.Л. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. - М.: Мысль, 2005. – 385 с.
8. Гарифуллин P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 317 с.
9. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. - М.: Просвещение, 2004. – 328 с.
10. Глушков В.А. Наркомании у подростков. - Киев, 2005. – 330 с.
11. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие для студентов средних и высш. педагог. учеб. заведений /Еникеева Д.Д. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2006. - 144 с.
12. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия / Еникеева, Д.Д. - М.: Аст-Пресс, 2006. - 528 с.
13. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Змановская, Е.В. - М.: Академия, 2003. - 564
14. Кобякова Т.С., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости: Концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. - М., 2006. – 333 с.
15. Козлов В.В. Руководство по спасению наркомана, или Краткий курс выживания. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002. – 373 с.
16. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков /Клочинова П. // Социальная педагогика. – 2006. - № 1. – С.61-70.
17. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании / Колесов Д.В. - М.: Просвещение, 2007. - 80 с.
18. Копыт Н.Я. Профилактика алкоголизма /Копыт Н.Я., Сидоров П.И. - М.: Медицина, 2006. - 240 с.
19. Круглянский В.Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. - Минск: Высш. шк. 2005. – 317 с.
20. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод, пособие. - СПб.: Питер, 2006. – 317 с.
21. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток. - М.: Просвещение, 2005. – 415 с.
22. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с.
23. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2005. – 417 с.
24. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. - Л.: Медицина. 2004. – 415 с.
25. Макаров В.В. Первичная профилактика наркоманических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. - 2003. - № 4.- С.25-27.
26. Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников. Под ред. М.М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2003. - 191 с.
27. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2007. – 340 с.
28. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. - М.: Просвещение, 2005. – 315 с.
29. Наркотики и яды: Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения /Сост. В.И. Петрова, Т.И. Ревяко. - М.: Литература. 2006. – 373 с.
30. Подростки и наркотики: опыт исследования./Под. ред. Е.Л. Омельченко. - М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2003. – 353 с.
31. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В. Березина и др. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 438 с.
32. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. – Ижевск, 2006.- 63 с.
33. Психология подростка: полное руководство / под ред. А.А. Реана. – СПб: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.
34. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. - М.: Академия, 2006. – 217 с.
35. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами / Сост. Тростанецкая Г.Н., Гериш А.А. – М.: АПКиПРО, 2002. – 272 с.
36. Российская Федерация. М-во образования РФ О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: приказ М-ва образования РФ от 28.02. № 619 // Вестник образования. -2000. - № 6. – С. 10-12.
37. Пятницкая И.Н. Наркомании. - М.: Медицина 2004. – 217 с.
38. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью/Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. - СПб.: Питер, 2003. – 345 с.
39. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Сирота Н.А., Ялтинский В.М. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
40. Скворцова Е.С. Алкоголь, женщины, подростки / Скворцова Е.С. - М.: Медицина, 2005. - 40с.
41. Соломзес Дж., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. - М.: «Иллоин», 2004. – 215 с.
42. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
43. Степанов В.Г. Психология трудных подростков: учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений / В.Г. Степанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. -336 с.
44. Суханов В.И., Макович В.А. Вредные привычки: причины и профилактика. - Челябинск, 2006. – 375 с.
45. Твое здоровье в твоих руках: Сб. методических материалов. – 2005. – 51 с.
46. Толстых Н.Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки / Толстых Н.Н., Кулаков С.М. // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С. 35-38.
47. Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье / Ураков, И.Г. - М.: Медицина, 2006. – 80 с.
48. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Фельдштейн Д.И. - М.: Международная педагог. академия, 2005. - 366 с.
49. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 256 с.
50. Хомик В.С. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения / Хомик В.С., Кроник А.А. //Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 98-106.
51. Цетлин М.Г., Колесников А.А. Наркомании и токсикомании // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа). - М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2007. – 430 с.
52. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. - М.: Издательский дом «ГЕН ЖЕР». 2003. – 225 с.
53. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей: Изд. 2-е, перераб. и доп. // Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 330 с.
54. Ягодинский В.И. Уберечь от дурмана: - М., 2005. – 282 с.
55. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 2006. – 287 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8