Причем результаты игры (в отличие от творческих проектов, где они заранее известны, - журнал, спектакль, концерт и т.п.) не могут быть точно Предсказаны, они вырисовываются только к моменту завершения действия. Это определяется высокой степенью импровизации, творческой активности, которую необходимо проявить участникам.
Подготовка такого проекта включает в себя следующие этапы.
Будущие участники знакомятся с начальным сюжетом игры. Он может быть заимствован из известного подросткам литературного произведения, а может быть предложен педагогом. Заранее обговаривается, что сюжет в ходе игры может развиваться произвольно.
Среди участников распределяются роли. Каждый персонаж получает «легенду» - характер, возможное поведение, личные цели и задачи, которые будут решаться в ходе игры, отношения с другими персонажами. Некоторым из участников дается двойная роль - известная всем «маска» и скрываемое от остальных «истинное лицо». Например, шпион, изображающий дачника. О том, что в игре есть персонажи с «двойным лицом», сообщается всем, однако кто это - неизвестно. Поэтому одна из задач, которая ставится перед участниками, заключается в том, чтобы разоблачить «маску». После начала игры каждый из персонажей начинает жить своей жизнью, пытаясь реализовать собственные цели.
Педагог-психолог в ходе игры исполняет роль наблюдателя, вмешиваясь в процесс лишь в крайних случаях, при возникновении серьезной конфликтной ситуации, грозящей остановкой игры.
Игра продолжается до тех пор, пока это интересно ее участникам. После окончания игры проводится ее обсуждение - анализируется поведение каждого из участников, подростки высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.
Приключенческо-игровой проект может быть построен и как кукольный спектакль. Такой вариант эффективно использовать в работе с младшими подростками, а также нерешительными подростками, боящимися играть. Здесь кукла выступает в качестве прикрытия, создавая эффект отстраненности исполнителя от поступков и поведения своего персонажа. Исполнитель не боится продемонстрировать свою личную позицию, поскольку оценивать будут не его, а персонаж [50, c. 98-104].
2. Долгосрочные практико-ориентированные проекты
Их отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников. Этот результат обязательно должен быть социально значимым, удовлетворять интересы, потребности конкретной социальной группы.
В качестве примера приведем такие формы конечного результата, как организация спортивного клуба, секций, объединений по интересам и т.п. Практико-ориентированные проекты требуют четко продуманной структуры, определения функций каждого участника, планирования этапов реализации проекта.
Обязательным условием при определении содержания практико-ориентированного проекта является исследование актуальных проблем социальной группы (вариант исследования - мониторинг, опрос), поскольку планируемый результат проекта должен быть востребован. Примером практико-ориентированного проекта может стать работа волонтеров
Волонтерская команда формируется внутри подросткового коллектива (класса, школы), в котором она в дальнейшем и будет работать.
Таким образом, на подростковый период приходится интенсивное развитие всего организма и печально, что именно в это время подростки начинают осознанно губить свое здоровье и калечить свое будущее опасными ядами – сигаретами, алкоголем и наркотиками
Наркомания является одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
В сфере образования приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика. Касаясь вопросов профилактики наркомании, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами.
Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни - это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки выпадают из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде.
Эффективность профилактической работы во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий (месячников, массовых акций, внеклассных мероприятий и т.д.) не дадут желаемого результата, если будут реализовываться отдельно от других. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса. Такая координация действий в полной мере обеспечивает успешную реализацию превентивных стратегий, лежащих в основе школьной политики по отношению к злоупотреблению учащимися психоактивными веществами.
Политика школы в значительной мере зависит от позиции учителей, родителей и учащихся, от взаимодействия в вопросах профилактики всех заинтересованных организаций и ведомств, таких как администрации районов, социальных служб, милиции, общественных организаций, центров досуга.
Важность разработки критериев оценки заключается в том, что они позволяют отслеживать результаты работы на промежуточных этапах реализации программы с целью координации и корректировки эффективности и качества всей профилактической деятельности.
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании у подростков
2.1 Методы диагностики по выявлению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков
В первой главе мы теоретически обосновали важность проведения профилактической работы по снижению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, по выявлению уровня зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков.
Цель экспериментальной работы: разработать, внедрить и апробировать программу деятельности педагога-психолога по профилактике зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Принять меры по снижению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков
2.Провести диагностику уровня зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков
3. Разработать и экспериментально проверить программу по профилактике зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков
Базой для проведения экспериментального исследования МОБУ СОШ д. Идельбаково Республики Башкортостан.
Исследование было проведено в 8 классе, по учебному пособию Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. с детьми в возрасте 14-15 лет в количестве 20 человек; из них 13 мальчиков и 7 девочек.
Таблица 1 - Банк диагностических методик
№ п/п |
Название методик |
Автор |
Цель |
Методическое сопровождение |
1 |
Тест на алкогольную и наркотическую зависимость |
Кулинич Г.Г. |
понять и осознать прогрессирования симптомов зависимости от наркотиков или алкоголя с ранней до поздней стадии. |
Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008, с. 60-62 |
2. |
Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ |
Кулинич Г.Г. |
выявить предрасположенность подростка к употребления ПАВ |
Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008, с.50-53 |
3 |
Тест на определение зависимости от никотина |
Кулинич Г.Г. |
Выявить зависимость подростков от никотина. |
Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008, с. 45-47 |
Алкоголизм был проблемой не одного поколения, но к началу двадцатого века, появилась новая, не менее важная проблема - опийная, а позднее героиновая наркомания. Наркотики, в отличие от алкоголя, способны вызывать более быстрое привыкание и развитие заболевания. Существенными признаками наркотической зависимости являются непреодолимое влечение к наркотикам и постоянная необходимость увеличения количества принимаемых наркотических средств. Самым страшным и болезненным синдромом при перерыве постоянного приема наркотиков является "ломка", которая прекращается после повторного употребления наркотических средств. Если своевременно обратиться за помощью в наркологическую клинику, можно успеть начать абсолютно новую жизнь без наркотиков.
Следующим видом самой распространенной на всем земном шаре зависимости является никотиновая зависимость. С каждым днем на улицах, возле учебных заведений или в переулках все чаще можно встретиться с подростками с сигаретой в руках, но они даже и не догадываются о последствиях, к которым их может привести такая вредная привычка. В последнее время многие стали бросать курить, понимая бесполезность и всю вредность этого занятия, а те, кто не в силах сам бросить, обращаются за помощью к профессионалам.
Для того, чтобы выявить уровень зависимости подростков от алкоголя, табакокурения и наркомании мы воспользовались такими методиками как тест на алкогольную и наркотическую зависимость, тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ, тест на определение зависимости от никотина.
Методика 1. Тест на алкогольную и наркотическую зависимость
Вопросник разработан Кулинич Г.Г. и направлен на понятие и осознание прогрессирования симптомов зависимости от наркотиков или алкоголя с ранней до поздней стадии (см. Приложение 1).
Таблица 2 - Результаты методики «Тест на алкогольную и наркотическую зависимость» на констатирующем этапе эксперимента
№ п\п |
Фамилия, тмя учащегося |
Баллы |
Уровень |
||
1 |
Айнур А. |
0 |
нет з |
||
2 |
Азат А. |
0 |
нет з |
||
3 |
Данил В. |
1 |
нет з |
||
4 |
Тимур Ш. |
1 |
нет з |
||
5 |
Денис К. |
0 |
нет з |
||
№ п\п |
Фамилия, тмя учащегося |
Баллы |
Уровень |
||
6 |
Радмила К. |
0 |
нет з |
||
7 |
Юлия К. |
2 |
нет з |
||
8 |
Гульфия И. |
1 |
нет з |
||
9 |
Салават И. |
0 |
нет з |
||
10 |
Тимур Т. |
0 |
нет з |
||
11 |
Кристина П. |
0 |
нет з |
||
12 |
Ринат Г. |
1 |
нет з |
||
13 |
Снежана Я |
1 |
нет з |
||
14 |
Асель Б. |
1 |
нет з |
||
15 |
Арман Н. |
0 |
нет з |
||
16 |
Лиина Д. |
0 |
нет з |
||
17 |
Нияз Д. |
2 |
нет з |
||
18 |
Рияз Д. |
2 |
нет з |
||
19 |
Руслан А. |
1 |
нет з |
||
20 |
Радик Б. |
1 |
нет з |
||
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в данном классе среди детей нет алкогольной или наркотической зависимости.
Методика 2. Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ
Тест разработан Кулинич Г.Г. и направлен на выявление предрасположенности подростка к употребления ПАВ (см. Приложение 1).
Таблица 3 - Результаты методики «Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ» на констатирующем этапе эксперимента
№ п\п |
Фамилия, имя учащегося |
Баллы |
Уровень |
1 |
Айнур А. |
5 |
н |
2 |
Азат А. |
8 |
н |
3 |
Данил В. |
17 |
с |
№ п\п |
Фамилия, имя учащегося |
Баллы |
Уровень |
4 |
Тимур Ш. |
24 |
с |
5 |
Денис К. |
10 |
н |
6 |
Радмила К. |
9 |
н |
7 |
Юлия К. |
32 |
в |
8 |
Гульфия И. |
23 |
с |
9 |
Салават И. |
16 |
с |
10 |
Тимур Т. |
19 |
с |
11 |
Кристина П. |
4 |
н |
12 |
Ринат Г. |
27 |
с |
13 |
Снежана Я |
31 |
в |
14 |
Асель Б. |
26 |
с |
15 |
Арман Н. |
2 |
н |
16 |
Лиина Д. |
11 |
н |
17 |
Нияз Д. |
34 |
в |
18 |
Рияз Д. |
35 |
в |
19 |
Руслан А. |
25 |
с |
20 |
Радик Б. |
21 |
с |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8