Деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков

Вариантом ловушки является и определенная последовательность вопросов в анкете. Так, после вопроса о наличии друзей, использующих наркотики, может идти вопрос о причинах, которые заставляют друзей подростка обращаться к наркотизации. Он выполняет функцию контрольного. Дело в том, что нередко молодой человек, стремясь скрыть наркогенный опыт своих приятелей (а возможно, и свой собственный), отрицательно отвечает на первый из вопросов, но во втором случае (поскольку не видит подвоха) выбирает варианты ответа. Это, в свою очередь, позволяет исследователю сделать вывод о неискренности отвечающего, более точно определить уровень распространения наркотизма в ближайшем окружении подростка.

Каждая анкета должна обязательно иметь инструкцию. Она содержит обращение к отвечающему («Дорогой друг», «Уважаемый старшеклассник»), формулировку цели исследования (отвечающий должен понять, для чего нужны его ответы), последовательность работы с анкетой (прочитать, выбрать, подчеркнуть или обвести и т.п.), а также благодарность респонденту за участие в анкетировании.

Следует подчеркнуть конфиденциальность анкетирования - в инструкции отмечается, что никто, кроме исследователя, не будет читать анкеты, индивидуальные результаты не будут сообщаться окружающим. Не нужно просить отвечающих подписать анкету. При использовании закрытого варианта анкет обращается внимание на невозможность установления авторства по почерку, а следовательно, и «безопасность» искренних ответов.

При проведении анкетирования у всех опрашиваемых должны быть одинаковые бланки. Перед началом работы правила и последовательность ответов на вопросы анкеты объясняет инструктор. Следует убедиться, правильно ли поняли объяснения анкетируемые. Для этого им могут быть заданы несколько вопросов, касающихся технологии заполнения бланка. Инструктор должен подчеркнуть значимость искренних, правдивых ответов, а также то, что анализироваться будут не индивидуальные ответы, а результаты, полученные от всей аудитории в целом.

Независимо от конечной задачи исследования после его проведения следует обязательно уделить время обсуждению проблемы в целом, а также ситуации, сложившейся в конкретном коллективе. Это может быть беседа, дискуссионный клуб, подготовленный информационный листок и т.п. Главное, чтобы подростки убедились - их работа над анкетами оказалась нужной, полезной, а также задумались над тем, почему важна профилактика наркомании [53, c. 207-211].

Тренинговые занятия. Это форма специально организованного общения, эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. В ходе таких занятий успешно решаются многие проблемы развития личности подростка, которые педагогу не удается решить каким-то иным путем. Однако тут необходимо оговориться - мы имеем в виду именно тренинговые занятия, а не тренинги в полном смысле этого слова. Проводить тренинг может лишь квалифицированный специалист-психолог. К тому же собственно тренинговая работа может начинаться с подростками от 15 лет.

Несмотря на это, в практике педагогической профилактики могут быть использованы некоторые прием тренинговой работы, позволяющие детям «отработать» поведенческие навыки, помогающие избегать наркогенного заражения.

В ходе тренинговых занятий учащиеся получают полезный опыт межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно новые, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки. А это значит, что повышается его устойчивость к наркогенному соблазну, отпадает необходимость в обращении к одурманиванию как способу решения проблем общения.

Важная задача тренинга - развитие функции саморефлексии. Участники получают возможность глубже осознать свои личностные качества и найти способ их выразить, проявить. Это имеет большое значение для подростков, большинство из которых с раннего детства привыкают жить, пользуясь внешней оценкой родителей, учителей, друзей и др. Внешнее оценивание делает их особенно уязвимыми к негативному давлению среды, в том числе и наркогенному. К организации и проведению занятий - игр с элементами тренинга могут быть привлечены и учащиеся. Такой вариант работы приведен в брошюре «Помогая другим, помогаю себе».

Вне зависимости от того, на решение каких конкретных задач направлено тренинговое занятие (развитие коммуникативных качеств, коррекция негативных установок у детей из семей наркозависимых, формирование устойчивости к наркогенному давлению и т.п.), его содержание должно отвечать определенным требованиям [54, c. 65-68]. При их несоблюдении тренинговое занятие как форма психолого-педагогического воздействия может утратить свою специфику и превратиться в обычный учебный процесс.

Педагог может пригласить для участия в занятиях детей из разных классов, подростков и их родителей, учителей школы и т.п. Однако не следует объединять вместе подростков, имеющих опыт одурманивания, и тех, у кого нет такого опыта, если тренинг непосредственно связан с формированием навыков избегания наркотизации. Делается это для того, чтобы у более опытных не возникал соблазн продемонстрировать свою осведомленность, поделиться знаниями.

Во время занятий обеспечиваются условия для равноправного и полноценного общения всех участников группы. Педагог, безусловно, ведет занятие, однако его руководство носит неявный характер, он не должен подавлять, диктовать условия, навязывать свою точку зрения остальным. Ведь иначе из тренера он превращается в скучного, нудного ментора, а тренинг становится обычной «воспитательной беседой».

Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы.

Участие в тренинговых занятиях добровольное. Ни в коем случае нельзя принуждать подростка, даже если вы убеждены в том, что тренинг ему жизненно необходим.

Безусловным требованием проведения тренинговых занятий является полная уверенность участников в том, что их высказывания, поведение не станут предметом для обсуждения за пределами группы. Аудио- или видеозапись занятия проводится только с разрешения членов группы. Это условие особенно важно для работы с трудными подростками, из семей зависимых или имеющих свой опыт использования наркогенных веществ. Молодые люди изначально недоверчиво относятся к предложению взрослого о сотрудничестве, с ними довольно сложно установить близкие, доброжелательные отношения. Малейшее подозрение в том, что педагог неискренен, способно вызвать распад группы, спровоцировать конфликт.

Участникам должна быть обеспечена и эмоциональная безопасность. Для тренинговых занятий характерен высокий накал страстей, в порыве чувств подростки могут становиться неадекватно резкими, высказывая негативные оценки по отношению к другому человеку. Педагог-тренер должен внимательно следить за тем, чтобы негатив не превышал объем позитивной информации.

Сценарий тренинговых занятий должен иметь определенную схему. Начальный блок (он может состоять из одного или нескольких занятий) включает в себя упражнения, направленные на знакомство участников группы друг с другом, создание теплого эмоционального фона, формирование единого коллектива. Основной блок предполагает реализацию конкретных задач занятия - овладение участниками специальными умениями и навыками. Заключительный блок направлен на анализ членами группы изменений, которые произошли с ними в ходе занятий, определение личностной значимости тренинговой работы.

Последовательность каждого занятия также определена. Первая его часть должна быть разминочной, она предполагает формирование настроя на работу у участников группы и состоит из несложных психологических упражнений, этюдов, позволяющих подросткам включиться в процесс. Экономить время на разминке нельзя, поскольку от нее во многом зависит успех основной части занятия. В конце занятия обязательно должны подводиться итоги - участники высказывают свое мнение о ходе занятия, своих переживаниях, возникающих в процессе работы [8, c. 48-55].

Ролевые игры. Ролевые игры могут использоваться для работы как со старшими, так и младшими подростками и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению) и эффективные поведенческие схемы в ситуациях наркогенного заражения. Такая подготовка, предваряющая реальное столкновение ребенка с возможностью одурманивания, оказывается чрезвычайно полезной. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять Функцию внутреннего антинаркогенного барьера. Ролевые игры оказываются эффективными и при работе с детьми, уже использовавшими одурманивающие вещества, предотвращая их дальнейшее наркогенное заражение.

Ход ролевой игры в общих чертах может быть описан следующим образом: учащимся предлагается описание ситуации наркогенного заражения (участнику ситуации предоставляется возможность попробовать наркогенный препарат), окончание ситуации отсутствует. Выбирается группа подростков, изъявивших желание инсценировать данную ситуацию, показав и возможный вариант ее окончания. Остальные оценивают предложенный вариант окончания, его эффективность.

Готовя ролевую игру, педагог прежде всего должен определить содержание ситуаций, используемых для инсценировки. Здесь следует учитывать наиболее реальные для данной группы учащихся варианты наркогенного заражения, основные механизмы вовлечения в одурманивание. Так, для детей 7-8 лет лучше использовать сюжеты, связанные с приобщением к курению и алкоголизации, для старших школьников можно вводить сюжеты с приобщением к наркотикам, токсикоманическим веществам. В качестве предлагающего попробовать одурманивающий препарат у младших подростков обычно выступает их ровесник, у старших подростков может быть и взрослый человек. Эти и другие особенности должны быть отражены в содержании ролевых игр.

При выборе персонажа, предлагающего одурманивающий препарат, следует учитывать (особенно в младших классах) особенности социального статуса учащегося в группе. Детям с низкими социометрическими оценками («изгои») лучше не поручать провокационную роль. Дело в том, что такие оценки сами по себе облегчают реализацию отказа другому участнику игры, а частое изображение заведомо отрицательного героя способствует закреплению низкого социального статуса. Вообще, в начальной школе ролевую игру лучше организовывать в виде кукольного спектакля. Тогда школьник, исполняющий роль предлагающего наркогенный препарат, не будет переносить на себя негативные характеристики своего персонажа (ведь предлагает вещество не он, а его кукла). В кукольном спектакле роль предлагающего сможет исполнить и учитель.

Для проведения игры среди школьников-подростков могут быть приглашены старшеклассники. Они в ходе инсценировки изображают отрицательный персонаж. Безусловно, педагог заранее должен обговорить с ними правила участия - при провоцировании пробы предлагающий не должен использовать грубых, оскорбительных слов, сообщать запретную информацию (связанную с технологией одурманивания, специфическими эффектами различных наркогенных веществ).

Ролевая игра имеет определенную структуру. Начало игры предполагает обсуждение с участниками ее содержания и актуальности. Дети должны иметь представление о том, какие поведенческие навыки будут отрабатываться в ходе игры, как они могут быть использованы в повседневной жизни.

Затем при помощи тестовых методик педагог может оценить начальный уровень сформированности навыков у учащихся. После этого задаются конкретные ситуации для инсценировки.

Перед ее началом все учащиеся (и актеры, и зрители) обсуждают различные обстоятельства ситуации - определяется, при каких условиях она возникает, каков характер ее участников, могут ли быть вовлечены в ситуацию посторонние лица и т.п. Ребята могут в зависимости от собственных представлений самостоятельно выстраивать сюжетную линию. Перед ними ставится единственная задача - избежать пробы наркогенного вещества.

Оценка предложенной поведенческой схемы (здесь принимают участие все учащиеся) осуществляется по следующим показателям: решительность и твердость прозвучавшего отказа (исключающего возможность провоцирующего предложения в дальнейшем); возможность избежать конфликта с участниками ситуации при выбранной схеме поведения; физическая безопасность отказавшегося. В результате обсуждения формулируется наиболее оптимальная система действий в данной ситуации, которая может быть схематически изображена на плакате или доске [3, c. 112-117].

Проекты. Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США. Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня он становится интегрированным компонентом педагогических систем. В основе метода проектов лежит развитие у детей и подростков навыков, обеспечивающих им эффективную социальную адаптацию: способность планировать свою деятельность, прогнозировать ее результаты, строить взаимоотношения с людьми и т.д. В реализации проекта могут принимать участие далее школьники от 10 лет.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность и может использоваться при организации педагогической профилактики. В этом случае антинаркогенные сведения, оценки, установки детям не навязываются взрослыми, они сами формируют их в ходе реализации проекта.

Существуют различные виды проектов [43, c. 217-227].

1. Краткосрочные проекты

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблемы, предмет и объект исследования, цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Реализация исследовательского проекта обычно не растягивается на многие месяцы (сроки обычно ограничиваются несколькими неделями). Так, к примеру, подростки могут проводить экспериментальную работу по выявлению особенностей влияния алкоголя на различные жизненные функции растений (рост, формирование плодов, сроки созревания и т.п.), организовать опрос среди своих сверстников для изучения наркогенной ситуации в школе.

Результаты исследовательской работы подростков могут стать основой для долгосрочных проектов.

Информационно-просветительские проекты направлены на сбор информации о каком-либо аспекте явления и знакомстве с этой информацией различных адресных групп (сверстников, младших школьников, родителей, жителей своего микрорайона и т.п.). Основная цель информационного проекта - повысить уровень компетентности адресной группы по определенному аспекту проблемы.

Эти проекты, так же как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры: тема проекта и его актуальность, источники получения информации и методы ее обработки (статистическая обработка, анализ, сравнение, обобщение и т.п.), форма представления результатов (статья, реферат, доклад, видеофильм, школьная конференция).

Очень важно учитывать реальный интерес адресной группы к представляемой информации, ее практическую значимость, а также доступность и привлекательность.

Творческие проекты. При их разработке, как правило, определяется конечный результат деятельности, однако подробный сценарий каждого из этапов не расписывается. К творческим проектам могут быть отнесены организация и выпуск журнала, посвященного проблемам здорового образа жизни, съемка видеофильма, организация дискуссионного клуба и т.д. При реализации творческого проекта заранее распределяются роли его участников, а структура совместной деятельности развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.

Так, основная цель круглого стола, дискуссионного клуба заключается в формировании четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных аспектов наркотизма. Это предполагает совместное обсуждение вопросов и проблем, которые могут иметь неоднозначную оценку. Данная форма может быть использована при работе с подростками л старшими школьниками.

Для того чтобы определить актуальный для обсуждения материал, педагог может воспользоваться помощью экспертов инициативной группы, которая будет помогать ему готовить обсуждение.

Схема подготовки круглого стола может выглядеть следующим образом. Прежде всего формулируются тема и вопросы, которые предлагаются для обсуждения. Они вывешиваются на стенде за несколько дней до проведения круглого стола так, чтобы все участники были осведомлены о его тематике. Между членами инициативной группы могут быть заранее распределены роли. Несколько человек представляют пресс-клуб - их задача фиксировать все высказывания и затем подготовить пресс-лист по итогам обсуждения. На круглом столе могут присутствовать адвокат и прокурор, знакомящие аудиторию с фактами «за» и «против» тех или иных аспектов наркотизма. В ходе обсуждения может использоваться материал, полученный социологами в ходе опроса. Социологи могут также подготовить и статистические данные, касающиеся круга обсуждаемых проблем.

Однако следует помнить, что такое предварительное распределение ролей придает обсуждению некий игровой, искусственный характер. Использовать регламентацию эффективно при работе с подростками, для старших школьников такой прием нецелесообразен (здесь необходим максимально взрослый вариант, не напоминающий игру). На круглый стол к старшеклассникам могут быть приглашены педагоги (причем круг приглашенных определяют сами учащиеся - обычно это учителя, пользующиеся наибольшим авторитетом). Разновозрастные круглые столы получаются особенно интересными, поскольку предполагают анализ оценок и позиций людей различных поколений, заставляют учащихся взглянуть на проблему иными глазами, помогают лучше понять своих педагогов, старших членов семьи и т.д.

Одной из форм межвозрастной подготовки может стать вернисаж. В подготовке и проведении вернисажа принимают участие дети различных возрастных групп - обычно это младшие школьники и подростки. При этом подростки являются ведущими, младшие школьники - аудиторией.

То, что в качестве ведущих выступают не взрослые люди, а подростки, во многом повышает доверие и интерес младших ребят к предоставляемой информации. Но и для старшеклассников участие в таких проектах оказывается полезным, поскольку в ходе их подготовки происходит формирование личностного отношения к аспектам наркотизма. Сценарий вернисажа может выглядеть следующим образом.

Среди ведущих заранее распределяются роли, например: врач, художник, поэт, милиционер. У каждого из них свой стенд. Младшие школьники, приходящие с экскурсией на вернисаж, последовательно обходят все стенды.

При этом врач объясняет детям, в чем заключается опасность использования наркогенных веществ для физического здоровья человека. Свой рассказ врач может иллюстрировать при помощи специальных плакатов, а также ряда опытов, демонстрирующих влияние наркогенных веществ (главным образом, алкоголя) на живые структуры.

Художник показывает детям плакаты-предупреждения и предлагает принять участие в конкурсе рисунков «Мы сильнее черных братьев». В течение 10-15 мин учащиеся выполняют задание.

Поэт зачитывает младшим школьникам свои стихи «Вредные советы» и предлагает учащимся в стихотворной форме дать ответ.

Милиционер проводит с учащимися ролевую игру по тренировке навыков отказа в ситуациях наркогенного заражения.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Однако их воспитательный потенциал трудно переоценить. Они дают прекрасную возможность получения подростками опыта принятия решений в игровой ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты