2.3 Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального самоопределения современных подростков
На основе анализа литературы по проблеме мироощущения и социального самоопределения подростков и по итогам проведения социально-психологического исследования были составлены рекомендации по возможной коррекции социализации личности подростков из различных социальных сред:
1. ориентация педагогического коллектива на формирование комплекса психологических свойств – направленности деятельности, организованности, социально-психологического климата;
2. обогащение содержания деятельности первичных коллективов за счет привития им социально ценных духовно-нравственных целей более масштабных общностей – школы, села, страны;
3. так как духовно-нравственные аспекты мироощущения и социального самоопределения детерминированы уровнем развития учебной группы, то необходимо стремиться к повышению уровня развития группы, максимально приближая ее к наивысшему уровню – коллективу;
4. уважение ценности личности каждого ребенка, ее развитие и совершенствование;
5. повышение значимости и ценности для подростков традиционных видов деятельности: учебной, трудовой, общественной, культурно-массовой через включение детей в групповую деятельность с постановкой социально значимых задач;
6. большой эффект для духовного развития молодежи может быть достигнут при организации социально обогащенной среды либо через включение молодежи в такие среды. Опыт показывает, что в традиционных образовательных учреждениях практически отсутствует социальное обучение, которое так нудно современным подросткам и юношам;
7. введение и укрепление детского самоуправления в образовательных учреждениях, развитие организаторских способностей подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование духовно-нравственных аспектов мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодежи показали усложнение проблемы будущего в развитии человека как личности. Сейчас у большинства подростков образ будущего не сформирован, а представления о возможной благополучной и зажиточной жизни достаточно поверхностны и размыты. В работах отечественных психологов подчеркивается значительная роль первичных молодежных групп и основных коллективов в формировании у индивида образа мира и своего места в нем; установлено, что обстоятельства места жизни молодежи во многом зависят от развития страны в целом, поэтому очень важно определить роль общественных факторов в формировании мироощущения и самоопределения подрастающего поколения, особенно в условиях коренных изменений в России как в области внутреннего, так и внешнего положения [58]. В связи с тем, что мироощущение и социальное самоопределение взаимосвязаны как две стороны сознания, представляется целесообразным выявлять условия их формирования для обеспечения успешности социализации личности.
В рамках проведенного социально-психологического исследования мироощущения и социального самоопределения современных подростков из различных социальных сред было выявлено, что помимо таких факторов, как нравственная зрелость личности и уровень развития учебной группы, на изучаемые феномены оказывает существенное влияние социальная и образовательная среды. Установлено, что в традиционной среде и в условиях социально-психологической депривации по-разному формируются духовно-нравственные детерминанты мироощущения и социального самоопределения.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме и результаты проведенного социально-психологического исследования, можно сделать следующие выводы:
1. представления о феномене «свобода» в структуре мироощущений подростков из традиционной социальной среды характеризуется личностной пристрастностью, значительным многообразием и достаточно выраженной рефлексией; у подростков из обедненной социальной среды – приземленностью, практической направленностью и достаточно выраженной рефлексией;
2. различные социальные среды влияют на социальные установки к пониманию мироощущения, социального самоопределения, свободы: с одной стороны – на ответственность за свои действия, а с другой – на эгоизм и индивидуализм;
3. удовлетворенность жизнью подростков также обеспечивается мобильностью социальной среды и оценивается в основном как хорошая и средняя, причем у подростков из интерната возрастает удельный вес зоны хорошего самочувствия над всеми прочими, в то время как у их сверстников их средней школы наблюдается более классический вариант нормального распределения признака;
4. духовно-нравственные и потребительские аспекты представлений о свободе детерминируются уровнем субъектности групп и индивидов в обычных и обедненных социальных средах;
5. структура представлений об идеалах и кумирах во многом отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов;
6. на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация – стремление к материально-обеспеченной жизни у современной молодежи, подчас не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму;
7. в структуре мироощущения современных подростков и юношей не просматривается осознанной связи между жизненной перспективой и собственными возможностями для ее реализации. Достаточно легко приписывается себе удел «успешной личности» в будущем не только индивидами с высоким психологическим статусом, но и школьниками с проблемами в учебе, общении, поведении;
8. уровень личностного развития всех школьников по важнейшим признакам социального самоопределения, мироощущения и духовно-нравственного развития не полностью отвечает требованиям общества к подрастающему поколению;
9. среда и социальное окружение оказывают значительное воздействие на формирование мироощущения и социального самоопределения;
10. в результате внедрения разработанных автором психолого-педагогических рекомендаций произошли изменения воспитательных возможностей в изучаемых средах.
На основе сопоставления различных социальных сред и социальных ситуаций были выявлены общие тенденции изменения мироощущения и социального самоопределения (позитивные и негативные) у подростков и юношей в современной изменяющейся России.
Выдвинутая в качестве рабочей гипотеза о том, что мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами:
А) нравственной зрелостью личности подростка;
Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания;
В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы;
нашла свое подтверждение.
Список литературы
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000.
2. Акатов Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. – Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2009. – 264 с.: ил.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 432 с.
4. Беспалов Д.В. Специфика и пути актуализации молодежного лидерства в различных социальных средах (на примере вуза и всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер») // Психология и современное российское образование (Москва, 8-12 декабря 2008 г.): Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. – М.: Федерация психологов образования России, 2008. – с. 414-416.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. - 3-е изд. – М.:МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с.
6. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 672, [6] с. – (Большая университетская библиотека).
7. Братусь Б. С. Начало Христианской психологии. Учебное пособие для вузов. – М., 1995.
8. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95-97.
9. Воловикова М. И. Нравственно-правомерные представления в российском менталитете/М. И. Воловикова //Психологический журнал.-2004.-Т. 25, № 5. - С. 16-23.
10. Воловикова М.И. Основы нравственной психологии : учеб .- метод. пособие для студ. психолог. фак-та.- Смоленск : Универсум, 2005
11. Воловикова, М.И. Представления русских о нравственном идеале.- М.: Институт психологии РАН, 2004.
12. Выготский Л.С. Развитие психики и мировоззрение ребенка //Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6-и т. Т.3. – М.: Педагогика, 1983. – 314-329.
13. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Психологический мониторинг детей, родителей и учителей в районах радиоактивного загрязнения. Вып. 1. Мироощущение подростков и старшеклассников. – М.: Ред.-изд. центр «Помощь», 1996. – 42 с.
14. Егорова М. А. Социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни выпускников школы-интерната // Вестник практической психологии образования. – 2008. - №3 (12). – с. 59-66.
15. Ждан А. Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 576 с. – («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»).
16. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды // Вестник практической психологии образования. – 2007. - №2 (11). – с. 7-13.
17. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Структура и личностные детерминанты экономического самоопределения субъекта // Психологический журнал. – 2008. - т. 29, №2. – с. 5-15.
18. Засимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в современных условиях // Педагогика. 1998. № 7.
19. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 384 с.
20. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
21. Иванова Н. В. Психологический портрет современного студента. – Курск, 2009. – 120 с.
22. Ильичева И. М. Психология духовности: автореф. дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2003.
23. Интеграция в дополнительном образовании детей: опыт проблемы и перспективы [Текст]: сб. науч.-практ. ст. / под ред. Т. А. Антопольской. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2009. – 273 с.
24. Канапацкий А. Л. Онтологическая истинность духовности: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Уфа, 2004.
25. Капустина Н. Г. Формирование толерантности в структуре этического мировоззрения / Н. Г. Капустина // Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 60. – С. 61-69.
26. Капустина Н. Г. Эмоциональное мироощущение как категория психологии [Электрон. ресурс]. Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа – ЮГРЫ. Режим доступа: #"1.files/image014.gif"> = 1- = 1- = 1- 0.5298= 0.4702
Приложение 4
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении элементов структуры проблемного поля подростков в средней школе и школе-интернате
Элементы структуры проблемного поля |
Ранг в выборке средней школы (A) |
Ранг в выборке школы-интерната (B) |
d |
d2 |
|
1 |
школа |
6 |
6 |
0 |
0 |
2 |
Родственники |
3 |
4 |
-1 |
1 |
3 |
Непонимание |
5 |
2.5 |
2.5 |
6.25 |
4 |
Не определились |
7 |
7 |
0 |
0 |
5 |
Вредные привычки |
1 |
5 |
-4 |
16 |
6 |
Отсутствие перспектив |
2 |
2.5 |
-0.5 |
0.25 |
7 |
любовь |
4 |
1 |
3 |
9 |
Суммы |
28 |
28 |
0 |
32.50 |
Расчет поправок:
B=2.
Tb=Σ(b3-b)/12=(23-2)/12=0,50
Расчет коэффициента ранговой корреляции rs:
N=7
rs= 1-6 × = 1- = 1- = 1- 0.5819= 0.5298
Приложение 5
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении элементов структуры социального самоопределения подростков в средней школе и школе-интернате
Элементы структуры социального самоопределения |
Ранг в выборке средней школы (A) |
Ранг в выборке школы-интерната (B) |
d |
d2 |
|
1 |
Отказ от вредных привычек |
1 |
4 |
-3 |
9 |
2 |
Семья |
2 |
5 |
-3 |
9 |
3 |
Успешность |
4 |
2.5 |
1.5 |
2.25 |
4 |
Выбор профессии |
3 |
2.5 |
0.5 |
0.25 |
5 |
Не определились |
5 |
1 |
4 |
16 |
Суммы |
15 |
15 |
0 |
36.50 |
Расчет поправок:
B=2.
Tb=Σ(b3-b)/12=(23-2)/12=0,50
Расчет коэффициента ранговой корреляции rs:
N=5
rs= 1-6 × = 1- = 1- = 1- 1.8292= - 0.8292
Приложение 6
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении представлений об идеале для подростков в средней школе и школе-интернате
Представления об идеале |
Ранг в выборке средней школы (A) |
Ранг в выборке школы-интерната (B) |
d |
d2 |
|
1 |
Знаменитости |
6 |
8 |
-2 |
4 |
2 |
Родственники |
7 |
5.5 |
1.5 |
2.25 |
3 |
Друзья |
4 |
2.5 |
1.5 |
2.25 |
4 |
Учителя, воспитатели |
1.5 |
7 |
-5.5 |
30.25 |
5 |
Абстрактный собирательный образ |
1.5 |
5.5 |
-4 |
16 |
6 |
«Я» |
5 |
2.5 |
2.5 |
6.25 |
7 |
Никто |
8 |
2.5 |
5.5 |
30.25 |
8 |
Президент РФ |
3 |
2.5 |
0.5 |
0.25 |
Суммы |
36 |
36 |
0 |
91.50 |
Расчет поправок:
A=2.
Ta=Σ(a3-a)/12=(23-2)/12=0,50
B1=4, B2=2.
Tb=Σ(b3-b)/12=[(43-4)+(23-2)]/12=66/12=5.5
Расчет коэффициента ранговой корреляции rs:
N=8
rs= 1-6 × = 1- = 1- = 1- 1.1012= -0.1012
Приложение 7
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении представлений о кумире для подростков в средней школе и школе-интернате
Представления о кумире |
Ранг в выборке средней школы (A) |
Ранг в выборке школы-интерната (B) |
d |
d2 |
|
1 |
Знаменитости |
6 |
5 |
1 |
1 |
2 |
футболисты |
1.5 |
1.5 |
0 |
0 |
3 |
Учителя, воспитатели |
3.5 |
3.5 |
0 |
0 |
4 |
Родственники |
3.5 |
3.5 |
0 |
0 |
5 |
Друзья |
1.5 |
1.5 |
0 |
0 |
6 |
Никто |
5 |
6 |
-1 |
1 |
Суммы |
21 |
21 |
0 |
2 |
Расчет поправок:
A1=2, A2=2.
Ta=Σ(a3-a)/12=[(23-2)+(23-2)]/12=12/12=1
B1=2, B2=2.
Tb=Σ(b3-b)/12=[(23-2)+(23-2)]/12=12/12=1
Расчет коэффициента ранговой корреляции rs:
N=6
rs= 1-6 × = 1- = 1- = 1- 0.0631= 0.9369