Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах

Этого нельзя сказать о подростках из традиционной социальной среды. Так как у большинства имеются полноценные семьи, в которых дети могут получать любовь, поддержку, одобрение своих родных, чего нет у их сверстников из интерната, то на первый план выходит мотивация достижения успеха, популярности, богатства, независимости. Личностное совершенствование, создание семьи, здоровье выходят на второй план, а то и вовсе не носят большого значения.


2.1.2    Структура мироощущения подростков в различных образовательных средах

Интересную информацию удалось получить и с помощью опросника, разработанного И. В. Дубровиной. Он предназначен для определения критериев, по которым можно охарактеризовать и описать мироощущение и социальное самоопределение подростков. Сам опросник состоит из пяти вопросов и представлен в приложении.

На вопрос «Какие из событий последних 2-х лет тебе больше всего запомнились, и какие из них ты хотел бы повторить?» 45% обучающихся средней школы отвечают, что им больше всего запомнились поездки на море, в санатории, различные экскурсии, праздники (особенно Новый год, День рождения), 41% не могут выделить вообще какие-либо события, отвечая «не знаю», «не запомнилось ничего». 7% выделяют мировые спортивные события – олимпиаду, чемпионат мира по футболу. Остальным 7% запомнились контакты с близкими людьми, подарки (компьютер, телефон; собака).

В школе-интернате поездки, экскурсии, отдых запомнился 25% воспитанников, ничего не запомнилось 20%, запомнилась жизнь в своей семье и приятные события, связанные с ней (мама, рождение братьев, сестер, приезд родственников) 40 %, остальным - жизнь в интернате, дружба. Это подтверждают следующие высказывания:

·              «… когда мне было 13 лет, запомнились мои друзья и приемная семья. А в 14 то, что меня снова отправили в интернат…»

·              «…меня покрестили в 2010 году, я был очень рад…».

Ниже данные представлены в Диаграмме 2:


Диаграмма 2

Структура мироощущения современных подростков из различных социальных сред

Далее обучающимся предлагалось ответить, что мешает им жить. Этим вопросом выявлялось существующее проблемное поле детей. Подросткам средней школы мешают жить школа и учеба (16%), родные (5%), любовь (7%), непонимание, предательство, вмешательство взрослых (9%), плохое общество (2%), остальным ничего не мешает (61%).

55% воспитанников школы-интерната ничего не мешает жить, 20% мешает нормально жить школа-интернат, 15% - вредные привычки, 10% - разлука с семьей, и наоборот, годы, проведенные в семье – 5%, отсутствие перспектив в жизни – 5%. Ниже приведены примеры высказываний:

·              «Мне мешают нормально жить годы, которые я провела с мамой, я не могу их забыть, а хотелось бы…»

·              «… не хватает родного дома, где я прожила 15 лет и вдруг меня из него просто вырвали…»

·              «…мне интернат испортил все, я не смогу поступить на нормальную работу. Я даже забыла, как выглядят мои родители».


Диаграмма 3

Структура проблемного поля современных подростков из различных социальных сред


·                   Таким образом, в структуре мироощущения обучающихся из социально благополучной среды отмечается своеобразная фрагментарность «поля» мироощущения в структуре наиболее значимых переживаний: актуализируются в бóльшей мере бытовые ситуации (праздники в кругу семьи, виды отдыха, поездки и т.д.), крайне редко – формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Поразительно, но подростки из средней школы практически не упоминают о значимости семьи, дружбы в их жизни, в то время как каждый второй подросток из школы-интерната ставит эти ценности на первое место. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта, социальная пассивность проявились у всех респондентов, но у подростков из социально благополучной среды этот показатель в два раза выше, чем у их сверстников из социально обедненной среды. Особенно настораживает то, что количество респондентов, которые не могут выделить значимые события в своей жизни, составляет 41%. Полученные ответы отражают своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи.

·                   Имеются и различия между исследуемыми группами в плане оценки удовлетворенности своей жизнью. Около половины респондентов из каждой группы удовлетворены своей жизнью, им ничего не мешает жить. Но если коснуться факторов, препятствующих, по мнению подростков, организации их жизни, то можно увидеть, что они имеют существенные различия. Подростки из средней школы одной из главных «помех» считают учебу в школе, далее указывается на непонимание и вмешательство близких и т. д. В сравнении, их сверстники из школы-интерната указывают на более серьезные и социально важные помехи. Разумеется, на первое место ставится неудовлетворенность тем, что ребенку приходится находиться в интернате со всеми вытекающими отсюда выводами. Утверждения детей из интерната выглядят более социально значимыми, и этому есть объяснение. Подросток за свою еще недолгую жизнь уже успел пережить столько трудностей, что его мироощущение не может быть идентично мироощущению его сверстников из традиционной социальной среды. Поэтому воспитанники школы-интерната считают основными помехами в своей жизни наличие вредных привычек, отсутствие перспектив в жизни, разлука с семьей, а для кого-то, напротив, годы, проведенные в семье.

·                   Однако, «игнорирование» наиболее жизненно значимых видов деятельности (учебной, трудовой и т.д.), наличие помех в жизни, тем не менее, не исключает ощущение оптимизма и уверенности в настоящем и будущем и даже надежды на успешное решение жизненных задач.

·                   Свое поколение обычные дети видят более позитивно, нежели их сверстники из интерната, отмечая в нем ум, современность, смелость, самостоятельность и т.д. Школьники из интерната находят больше причин чувствовать себя несчастными – это отсутствие семьи, возможностей, зависимость от школы-интерната.

·                   В структуре мироощущения современных подростков и юношей не просматривается осознанной связи между жизненной перспективой и собственными возможностями для ее реализации. Достаточно легко приписывается себе удел «успешной личности» в будущем не только индивидами с высоким психологическим статусом, но и школьниками с проблемами в учебе, общении, поведении и т.д.

·                   Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена при сопоставлении элементов структуры мироощущения и элементов проблемного поля подростков в средней школе и школе-интернате составили r=0.4702 и r= 0.5298 соответственно, что указывает на слабую связь. Это частично подтверждает выдвинутую гипотезу.


2.1.3    Тенденции социального самоопределения подростков в различных образовательных средах

В рамках исследования выявлены значительные различия в структуре социального самоопределения школьников из различных социальных сред.

На вопрос «Каким ты видишь себя через 10 лет?» 40% учеников средней школы дают неопределенные ответы типа «не знаю», «не думал», «поживем-увидим». 36% составляют ответы, в которых подростки указывают на первом месте желание быть успешным, самостоятельным человеком, с образованием (преимущественно высшим) и высокооплачиваемой работой. Дети особенно ярко выделяют успешность как неотъемлемый критерий будущего. Только 11% респондентов указывают, что в будущем у них будет семья, о детях говорят 7% опрошенных. Некоторые пишут следующее: «… мне будет 24 года. Я буду успешной молодой девушкой. Замуж выходить пока не буду».

Значительно отличаются ответы, полученные при опросе подростков из интерната. На тот же самый вопрос 75% воспитанников отвечают, что у них, прежде всего, будет семья и дети, и для того, чтобы эта семья существовала, нужно учиться, работать, иметь жилье. Слово «успешность» употребляют лишь 2 человека, остальные характеризуют будущую работу и семью словом «хорошая». Значительное число ребят пишут об отказе от вредных привычек, обуславливая это тем, что им нужна «… нормальная семья». Это подтверждается высказываниями детей:

·              «Через 10 лет я вижу себя вполне нормальным, полноценным человеком. У меня своя семья: муж, дети и самое главное – мама. И мы живем без печали и забот».

·              «Я закончу учиться, получу высшее образование, потом построю семью, сделаю для ребенка все, чего я не видела...»

·              «Через 10 лет у меня будет хорошая семья, хорошая работа. Буду жить как все люди, это значит, буду жить счастливо. Не будет никаких неприятностей».



Диаграмма 4

Структура социального самоопределения современных подростков из различных социальных сред


Далее было проведено изучение представлений молодежи об идеале и кумире. Прежде чем провести анализ полученных данных, необходимо разграничить эти понятия.

Идеал (в переводе с греческого — идеальный образ, идея) определяет способ мыслей человека, его действия, пробуждает стремление к лучшему, к совершенству. Человек ставит перед собой цель и старается ее достичь, при этом тренируется его воля, закаляется характер. Наличие идеала, как твердой веры в правду, справедливость, добро, нередко помогало людям выжить в безвыходных, казалось бы, ситуациях. Идеал — это всегда воплощение чего-то высокого, светлого. Во многом это понятие является синонимом понятия «прекрасное». Гегель считал его образом человеческого духа, вечно развивающегося, преодолевающего противоречия, свои «отчужденные» состояния. Осуществление идеалов человечества он связывал с установлением «царства прекрасной индивидуальности». Человеком с настоящим характером, по его мнению, является тот, кто «...ставит себе существенно содержательные цели и ... твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них». Если у человека нет высокой цели, он ничего не делает, ни к чему не стремится, и вся его жизнь превращается в бессмысленное и бесполезное существование.

Совсем другое содержание несет в себе понятие кумир, или идол (в переводе с греческого — образ, подобие). Кумиром называется предмет слепого, безрассудного поклонения. Издревле им считалось некое божество, тотем, иногда это было изображение или какая-то принадлежность этого божества. Идолам поклонялись, им приносили жертвы, для них совершались обряды, иногда — жестокие и бесчеловечные. Поклонявшиеся не думали о том, что и для чего они делают, их действия были лишены всякого смысла. Разум таких людей постепенно затмевался, кроме слепого почитания в их жизни не существовало ничего. В настоящее время также существуют идолы, или кумиры, которыми зачастую становятся известные личности, звезды кино или эстрады. Во многом этому процессу способствуют СМИ, пропагандируя среди молодежи соответствующий образ жизни. Часто люди, фанатично одержимые предметом своего обожания, совершают безрассудные, недоступные пониманию и не подчиняющиеся никакой логике поступки. Они покупают за немыслимо высокие цены изображения своих кумиров, предметы, когда-то им принадлежавшие — одежду, обувь и тому подобное. Они появляются в местах, где могут встретить своих «идолов», для того только, чтобы увидеть, прикоснуться к ним или вещам, окружавших их. На концертах звезд фанаты устаивают драки, стремясь попасть поближе к предмету обожания. Некоторые доходят в своем безумстве до того, что режут себе вены, лишают себя жизни «во имя своего кумира». Таким образом, если идеал — это высокая светлая цель, которая ведет человека по пути развития и совершенствования, то кумир — это «болезнь», поражающая разум и приводящая к деградации. Стараясь достичь идеала, человек познает окружающий мир, старается больше узнать, большему научиться, чтобы приблизиться к желаемой цели. Когда же люди подчинены влиянию кумиров, то не развивают себя, а лишь слепо следуют за своим «божеством», совершая бездумные автоматические действия.

У обучающихся средней школы кумирами, на которых хотели бы быть похожими, являются актеры, певцы (27%), футболисты (5%), учитель физкультуры (7%), родители (7%), уличная компания (5%), хакеры (2%), никто (47%), причем 7% из них указывают на то, что им не нужно быть на кого-то похожими.

В школе – интернате распределение следующее: 30% - знаменитости, 10% - родственники, 10% - воспитатели интерната, 50% - никто. На знаменитостей хотят походить потому, что они успешные, красивые, поют или танцуют, их любят очень много людей.


Диаграмма 5

Представления о кумире современных подростков из различных социальных сред


Идеалами для подростков средней школы являются: родные -30%, друзья – 7%, знаменитости – 16%, «Я» - 9%, президент РФ – 2%, никто – 37%. Для детей из интерната: 45% - никто, воспитатели – 15%, родные – 10%, знаменитости – 20%, абстрактный образ – 10%. Вот пример их рассуждения:

·              «Для меня является идеалом человек, который сам стремится быть счастливым в своей жизни. Человек, который в первую очередь уважает сам себя и уважает других, который всегда уважает правду и стоит за нее, он против неправды».


Диаграмма 6

Представления об идеале у современных подростков из различных социальных сред


Таким образом, для школьников из социально обедненной среды характерно следующее:

·     достаточно выражено профессиональное самоопределение, которое носит реальный характер, то есть выбираются наиболее приемлемые, традиционные профессии – врача, инженера, учителя, юриста, экономиста; освоение профессии расценивается важнее форм и масштабов отдыха.

·     в выборе жизненного пути просматривается установка на собственные силы (хорошо подготовиться и успешно сдать экзамен, хорошо освоить профессию и т.д.); достаточно осознанный настоящий и социально ценный образ будущего; четкая ориентация на создание крепкой, полной семьи, с наличием двух-трех и более детей, с теплыми, любовными отношениями.

Школьникам из традиционной, обычной социальной среды присуще следующее:

·     слабо выражено конкретное профессиональное самоопределение: выбирает реальную профессию очень малое число школьников, что компенсируется ярко выраженным личностным самоопределением: стать «успешной личностью» желает абсолютное большинство опрошенных (более 85%).

·     Создание в будущем семьи редко входит в планы подростков. Для некоторых из них семья может являться препятствием для достижения успешности в жизни.

Представления о будущем у подростков также значительно отличаются в зависимости от среды, в которой находится ребенок. Школьники из обычной социальной среды нацелены в будущем на решение прагматических задач, связанных с «добыванием» денег. «Приземленность», прагматизм жизни связывается с деньгами и составляет одну из главных компонентов мироощущения. Дети особенно ярко выделяют успешность как неотъемлемый критерий будущего. Практически все они планируют стать «успешными людьми», а такие ценности, как семья, любовь, дружба не учитываются современными подростками. Но если оценить представления о будущем у подростков их социально-депривированной среды, то становится ясно, что для таких детей важнее всего иметь в будущем здоровую, крепкую, дружную семью, быть хорошими родителями, уметь самому обеспечивать свое существование. Такую позицию легко объяснить: люди начинают ценить что-либо после того, как это было ими утрачено. Поэтому подростки, лишенные семьи, своего дома, личных вещей будут стараться создать все это в будущем.

В целом можно отметить, что на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация – стремление к материально-обеспеченной жизни, иногда не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму.

Значительные изменения претерпел идеал как связующее звено мироощущения и социального самоопределения. Значительная часть молодежи, особенно из школы интерната, не выделяют идеала в своей жизни, некоторые оценивают субстанцию «идеал» как насилие над личностью и предпочитает прожить без идеала вообще. Несколько подростков из обычной среды (9%) считают, что они сами и являются идеалом для них самих. У некоторых молодых людей (около 10%) представления об идеале размыты до фрагментарных позиций, либо сформирован в виде нереального абстрактного образа. Однако около 45% молодых людей в школе-интернате и 54 % в средней школе определились со своим идеалом, осознанно выбрав объект для подражания. Можно отметить широкий спектр оснований (критериев) для подражания. Среди них более всего представлены отечественные и зарубежные певцы, актеры, шоумены; воспитатели и учителя (в основном физкультурники); спортсмены; политики (В.В. Путин, Д.А. Медведев).

Таким образом, структура представлений об идеалах хотя во многом и отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена при сопоставлении элементов структуры социального самоопределения и представлений об идеале у подростков в средней школе и школе-интернате составили r= - 0.8292 и r= - 0.1012, что указывает на отрицательную связь. Это свидетельствует о том, что в структуре социального самоопределения и представления об идеале опосредуется указанными в гипотезе факторами. Эти два показателя значительно отличаются. Сильная корреляционная связь наблюдается при сопоставлении представлений о кумире у подростков, коэффициент составляет r= 0.9369. Образ кумира складывается, прежде всего, под воздействием СМИ, особенно телевидения, кино, Интернет. Пропаганда успешности, независимости, свободы, доступности всех благ и внешней привлекательности звезд эстрады и кино легко воспринимается современными подростками. На основе этого легко строится образ успешного человека. Поэтому у подростков из различных социальных сред представления о кумире в современном мире практически идентичны.

Рассмотрев полученные ответы, можно сделать вывод о том, что среда и социальное окружение оказывают значительное воздействие на формирование мироощущения и социального самоопределения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты