Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах

На основе исследований мироощущения и социального самоопределения социально одаренных детей, воспитанников Курской психологической школы лидеров «Комсорг» (комсорговцев) С.В. Сарычев и Ю.Л. Лобков раскрыли особенности динамики феноменов разных поколений.

Комсорги первых лет активно стремились к лидерству не только в настоящем, но и строили большие планы на будущее; мечтали о больших свершениях в будущем, сочетали героические устремления с романтикой. Преданность Родине, патриотизм, дух народности, гуманизм, светлые идеалы дружбы и служения Отечеству проявились не только в сознании, но и в поведении, поступках, совместной деятельности.

Эмиграция, стремление жить «за рубежом», любой ценой нажить побольше денег, чтобы «красиво жить», в принципе не входили в сознание комсоргов, и никогда эти вопросы не поднимались и не обсуждались, так как считались постыдными. Образ будущего наполнялся уверенностью занять достойное место в жизни, надеждой на поддержку друзей и общества. [58, с. 14-15].

Социальная ориентация современных подростков и юношей

Мироощущение и социальное самоопределение современной учащейся молодежи изучалось коллективом курских психологов под руководством А. С. Чернышева. Для изучения были выбраны разные образовательные учреждения: образовательные школы (городские и сельские), специализированные классы, школа лидеров и т.д.

В структуре мироощущения современных учащихся, как и для сверстников 1980-х годов, оказалось наиболее выражено «чувство-Я», однако расширилась масштабность своей сопричастности к наиболее крупным социальным объектам, а конкретная среда обитания (небольшие города, села, рабочие поселки и т.д.) – исключается, происходит как бы «перешагивание» через конкретную среду жизнеобитания. Такое «игнорирование» конкретной среды жизнеобитания психологами оценивается как один из мотивов будущей миграции молодежи из родных мест.

Исследователи также отмечают своеобразную фрагментарность «поля» мироощущения в структуре наиболее значимых переживаний: на первый план выходят бытовые ситуации (праздники в кругу семьи, виды отдыха, поездки и т.д.), но реже – формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Современными подростками, по мнению А. С. Чернышева, игнорируются такие сферы деятельности, как учебная, общественно-политическая, на первый план выходит спортивная и художественная. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта – учебной, трудовой и общественно-политической, – отражает своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи [58, с. 28].

Тем не менее, у современной молодежи присутствует ощущение оптимизма, уверенности в настоящем и будущем и даже надежды на успешное решение прагматических задач, связанных с «добыванием» денег. Прагматизм жизни связывается с деньгами и составляет одну из главных компонентов мироощущения. В исследовании Т.А. Шульгиной, проводившегося в 2001-2006 гг., включавшего 374 испытуемых учащихся десятых-одиннадцатых классов городских и сельских школ Курской области, отмечается, что на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация – стремление к материально-обеспеченной жизни, иногда не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму. Отношение к своей школе у молодежи из села и города различно. Городских школьников радует общение с друзьями, дружный класс, учителя и т.д. У сельских школьников отношение менее позитивное. В их ответах отражены основные проблемы образования на селе – низкий уровень обучения, плохие учителя дефицит учебников и т.д. Тем не менее, среди положительных ответов 44,2% отдано друзьям, в то время как среди горожан это составляет всего 17,7%. Это говорит о более тесной связи между детьми в селе, так как они не могут заменить реальное общение виртуальным, для них живое общение – один из источников развлечения, в то время как горожане могут для этого использовать другие способы – компьютер, Интернет, театр, кино, дискотеки [63].

Свое поколение городские дети видят более позитивно, отмечая в нем ум, современность, смелость, самостоятельность. Лишь малая доля городских подростков и юношей оценивают свое поколение негативно. Среди селян таких ответов более 50%. К негативным качествам поколения отнесены пагубные привычки, лень, отсутствие культуры. Школьники из села находят больше причин чувствовать себя несчастными в родном месте – это отсутствие возможностей, скука, невоспитанность людей и т.д. Среди горожан значительное количество опрошенных дали положительные ответы.

В структуре мироощущения современных подростков и юношей не просматривается осознанной связи между жизненной перспективой и собственными возможностями для ее реализации. Достаточно легко приписывается себе удел «успешной личности» в будущем не только индивидами с высоким психологическим статусом, но и школьниками с проблемами в учебе, общении, поведении. Структура представлений об идеалах во многом отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов.

В рамках исследования курскими психологами выявлены значительные различия в структуре самоопределения городских и сельских школьников [58, с. 28-34].



Глава II Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростков в различных социальных средах

2.1 Организация и программа исследования

Целью данного исследования является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах.

Была выдвинута следующая гипотеза: мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами:

А) нравственной зрелостью личности подростка;

Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания;

В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы.

При разработке рабочей гипотезы важно учесть следующие положения:

 образ социальной среды обитания и отношение к ней проявляются в особом эмоциональном настрое, положительном или отрицательном, радостном или печальном, доброжелательном или агрессивном;

 эмоциональный настрой, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на восприятие обыденной жизни, на характер оценки ее отдельных моментов, явлений, поступков других людей, бытовых условий существования;

 поэтому одни и те же объективные обстоятельства жизни старшеклассников могут восприниматься и оцениваться ими как благоприятные, вполне устраивающие их или как травмирующие, «отрицательно влияющие» на общее самочувствие.

Для достижения данной цели и доказательства/опровержения выдвинутой гипотезы необходимо выполнение следующих задач:

1)                Изучение состояния проблемы духовно-нравственного становления человека в литературе.

2)                Разработка программы эмпирического исследования.

2)           Реализация программы эмпирического исследования.

3)           Определение социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростка.

4)           Разработка психолого-педагогических рекомендаций.

Предметом исследования выступают социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков, объектом - социализация личности подростка.

Для решения поставленных задач был подготовлен методический блок, включающий в себя следующие методы:

1.                 анализ психолого-педагогической и учебной литературы;

2.                 наблюдение за деятельностью и межличностным общением респондентов;

3.                 беседа с педагогами, работающими с респондентами, и с самими респондентами;

4.                 психодиагностические методики;

5.                 методы статистической обработки, количественного и качественного анализа полученных данных.

В качестве психодиагностических методик использовались следующие:

1)                Опросник для определения критериев мироощущения и социального самоопределения подростков (И. В. Дубровина, );

2)                опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению (Л. И. Акатов, А. С. Чернышев).

Описание методик и процедура их проведения содержится в Приложении 1 и Приложении 2.

В качестве статистического метода, позволяющего определить силу и направление корреляционной связи был применен метод ранговой корреляции rs Спирмена.

Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений:

1)                МОУ «…..средняя общеобразовательная школа» …..района Курской области;

2)                ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «…… школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» …….района Курской области.

Данные учреждения представляют собой две различные образовательные среды. В МОУ «……. средняя общеобразовательная школа» ………. района Курской области обучаются дети, проживающие в обычной, традиционной социальной среде. Это обучающиеся средней школы, чья сфера активности ограничена рамками учебной деятельности. У большинства подростков есть семьи, любящие родители, друзья. В ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «……….школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей….. района Курской области попадают дети и подростки из неблагополучных семей, чьи родители лишены родительских прав, либо родителей нет вообще по различным причинам. Воспитанники - подростки из школы-интерната с обычными условиями для детских учреждений такого типа:

•    наличие определенного временного режима организации жизни детей, групповое решение режимных моментов;

•    постоянное включение ребенка в группу (спальные комнаты на 5-7 человек, учебные комнаты на 15-20 человек);

•    ограничение жизненного пространства схемой общежитие — школа;

•    фактическое отсутствие «личной среды» (минимум личных вещей);

•    отсутствие контактов с родственниками либо очень редкие контакты.

Эти дети проживают и обучаются в школе-интернате, постоянно находятся под присмотром педагогов. Из-за того, что воспитанники ранее находились в трудной жизненной ситуации, многие из них сейчас обучаются в несоответствующих их возрасту классах. В целом среду, в которой такие подростки находились ранее и находятся сейчас, можно назвать социально обедненной. Также можно говорить о социально-психической депривации. Социально-психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени. Обеднение природной среды и социального окружения ребенка следует рассматривать как условия социально-психологической депривации.

В целом в исследовании принимали участие обучающиеся 7-9 классов, в общей сложности 64 респондента в возрасте от 13 до 18 лет.


2.1.1    Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков

Духовно-нравственная сфера личности современных подростков может быть определена через изучение мироощущения, социального самоопределения, представлений о феномене свободы, степени удовлетворенности жизнью и прочее. Данные, полученные при проведении исследования в разных учреждениях, представлены в сравнении друг с другом.

Качественные особенности мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодежи отличаются проявлением прагматизма, индивидуализма и снижения социальной активности, особенно у школьников из традиционной социальной среды. Более подробно анализ полученных данных по данным проблемам представлен в последующих параграфах работы.

Для выявления степени удовлетворенности жизнью был использован опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению». В целом по учреждениям были получены следующие данные:


Таблица1

Состояние социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях

Учреждение

Зона соц. самочувствия

Школа

44 человека

Школа - интернат

20 человек

Высокая

5%

10%

Хорошая

45%

60%

Средняя

43%

25%

Низкая

7%

5%


Состояние социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях также представлены в виде кривых Гаусса на Рисунке 1:


Рисунок 1

Графическое изображение состояния социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях

Из построенных графиков видно, что кривая нормального распределения по средней школе наиболее схожа с классической кривой Гаусса, в то время как кривая нормального распределения по школе-интернату имеет положительное смещение, т. е. там наблюдается больший процент респондентов с хорошим социальным самочувствием.

Рассмотрев полученные данные, в целом можно так охарактеризовать социальное самочувствие подростков:

ü   В целом есть удовлетворенность школьными успехами, хотя не всегда все нравится в школе. Привлекают в основном отдельные предметы и общение с товарищами. В принципе ощущается защищенность в классе и школе, хотя иногда конфликты и неприятности.

ü   Образование после школы продолжить можно, хочется в вуз, но можно поступить и в техникум, ПТУ, а можно и пойти одновременно работать.

Представление о свободе как элементе мироощущения у современных подростков имеет тенденцию к возрастанию его удельного веса в общей структуре и расширению дифференциации, однако этот образ заметно отличается по содержанию в зависимости от социально-психологических особенностей группы членства и основной социальной организации [58, с. 36].

Можно условно выделить две особенности представлений о свободе в зависимости от вышеуказанных условий:

а) для групп среднего уровня развития большинство индивидов понимают свободу как «свободу от».

Для них свобода – это, прежде всего, «независимость», «возможность делать то, что хочу, без ограничений», «когда никто не указывает, человек сам решает, как ему жить», «когда ничего не надо делать». То есть свобода носит негативный характер (независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы).

Содержание феномена у большинства сводится к приоритету финансового и материального благополучия, полученного легким, почти сказочным путем. Поэтому у них высокий авторитет; они не обременены никакими обязательствами.

б) в группах высокого уровня развития наблюдалось преобладание тенденции «свободы для».

Большинство индивидов в таких группах определяет свободу как «свободу для». Это «возможность выбора», «свобода мысли, слова, вероисповедания и передвижения». Для них свобода несет позитивный смысл, «свобода для» как способность и возможность самополагания, самоопределения [58, с. 36-37].

В нашей ситуации получается несколько иная картина: представлены две различные социальные среды (традиционная и обедненная), поэтому и представления о свободе у подростков могут существенно отличаться.

Были получены следующие данные: 47% обычных школьников и 53% воспитанников интерната понимают свободу как «свободу для..», остальная доля респондентов в каждой выборке понимают свободу как «свободу от…».


Диаграмма1

Структура представлений о свободе современных подростков из различных социальных сред


Приведем примеры высказываний детей из интерната:

·              «Свобода – это жизнь без убийств»

·              «Свободный человек – это работающий человек, имеющий семью, ведущий здоровый образ жизни и он счастливый».

Примеры высказываний детей из средней школы:

·              «Свобода – это состояние души»

·              «Свобода – это жизнь»

·              «Свобода – это безгранное отношение к жизни»

·              «Свобода – это чистая душа и свободная жизнь»

·              «Свобода – это как воздух. Она нужна всем и каждому, но не у всех она есть».

По характеру высказываний можно сделать вывод о том, что у подростков из интерната понятие свободы имеет некоторую приземленность, практическую направленность, в то время как у их сверстников из школы она характеризуется значительным многообразием.

Рассмотрев полученные ответы, можно сделать вывод о том, что среда и социальное окружение оказывают значительное воздействие на формирование мироощущения и социального самоопределения. У подростков из интерната явно прослеживается стремление к нормализации, улучшению существующей реальности, они хотят в будущем создать модель полноценной жизни, так как в данный момент они ощущают неполноценность своего положения. Некоторым из них такое положение причиняет боль, осознание ограниченности жизненных перспектив, некоторые же воспринимают свое положение как вполне благоприятное.

Наличие любого качества, свойства легче всего увидеть после его утраты. Этим можно объяснить стремление подростков из социально обедненной среды к созданию крепкой, здоровой семьи, к продолжению учения с целью в дальнейшем получить постоянную работу. В этом для большинства и кроется счастье. Успех, популярность отходит уже на второй план.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты