Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах

Духовно-нравственное становление и развитие человека совершается всю жизнь, как выявление духовного «Я», дарованного человеку, духовной индивидуальности, сочетающей в себе индивидуальное и всеобщее. Осознание реальности наличия этих универсальных возможностей и следование голосу духовного «Я», голосу совести, является необходимым условием духовно-нравственного развития человека. Однако, духовно-нравственное становление – область ответственности и активности самого человека. Другой человек необходим для осознания таких возможностей для духовного пробуждения, открытия и признания духовного. Он увидит, поверит, подтвердит существование потенциального, невыявленного духовного «Я» собеседника. Поскольку в большинстве случаев духовно-нравственное становление происходит через преодоление неверных выборов, ошибок, совершаемых на жизненном пути, постольку другой бывает необходим для открытия, обнаружения голоса духовного в себе и понимания последствий выборов против духовного. Однако имеется в виду не морализирование, но диалог, как способ открытия, обнаружения внутренней жизни человека, как помощь и посредничество психолога во внутреннем диалоге наличного и духовного «Я» человека, решающего трудные, в основе – духовно-нравственные проблемы своей жизни. Необходимо, по-видимому, обратить внимание человека, на его внутренний опыт переживания глубинных ценностей, опыт отношений с духовным (отвержения или послушания) и влияния таких отношений на состояние человека. Речь не идет о глубоком опыте, речь о простом опыте совестных переживаний; опыте переживания пустоты, тоски, когда человек отвергает духовное, и опыте возрастания полноты жизни, когда человек обращается к духовному [40, с. 63-64].


1.3           Состояние мироощущения и социального самоопределения современных школьников

Мироощущение — это отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках [34, с. 335]. Мироощущение — восприятие человеком окружающего мира, действительности, выражающееся в настроениях, чувствах. Мир познаётся через мироощущение [48, с. 351]. Мироощущение, с одной стороны, выступает как обобщение данных непосредственного опыта личности и выражается в реакции ребенка на различные ситуации в его жизни, с другой – оно является способом осознания действительности. Таким образом, данный феномен имеет огромный жизненный практический смысл. Мироощущение – духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. [26].

Изначально проблема мироощущения возникает трудах древнегреческих философов Аристотеля, Платона, Пифагора, Эпикура, Демокрита как воззрение на общий ход исторических изменений, в результате которых существует или не существует возможность приблизить действительность к идеалу добра, которые позволят или не позволят торжествовать добру над злом, справедливости над несправедливостью. Существование противоположных точек зрения позволило обозначить разные предположения как оптимизм и пессимизм. В дальнейшем в трудах Т. Гоббса, Б. Спинозы, Г. Лейбница придавалось большое значение тому, как человек воспринимает окружающий мир: смотрит он на жизнь с надеждой или видит всё в мрачных тонах.

В современный период попытки изучения данной проблемы были предприняты и в русле психологии в двух основных направлениях: как исследования оптимизма-пессимизма и как определенного типа мироощущения. В «теории выученного оптимизма» М. Селлигмана его суть связывается с проблемой выученной беспомощности и состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов. Через стиль атрибуции «просеивается» опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимистичной – преувеличивается. Оптимизм рассматривается, как устойчивая способность переносить любые неприятности, не теряя при этом способности к активным действиям. Во втором упомянутом направлении эмоциональное мироощущение сводится к пониманию двух психических реальностей: человека и мира. Мир ощущается как бытие, преобразованное человеком и вбирающее в себя всю совокупность отношений с ним связанных. В результате, эмоциональное мироощущение рассматривается как сложное и обобщенное чувство, возникающее у ребенка в результате взаимодействия множественно ситуативно возникающих эмоциональных переживаний [26].

Оба направления тесно связаны с концепциями эмоционального развития детей. Их рассмотрение и анализ показал, что в качестве одного из основных элементов эмоционального развития выделяют переживание. Это особая интегральная единица сознания, изначально сопряженная с социальными обстоятельствами развития личности по Л.С.Выготскому; непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления, которая протекает спонтанно в виде особого режима функционирования сознания согласно А.Н. Леонтьеву, Ф.Е. Василюк, Г.М. Андреевой. Переживания, возникающие у ребёнка, непосредственно связаны с его настроением.

Л.С. Выготский показал, что мировоззрение не является свойством сознания, внесенным извне, поскольку представляет собой не какие-то логические конструкты, а отношение человека к миру. Таким образом, он обосновал в феномене мировоззрения особую роль мироощущения, представляющего собой окрашенную чувственными отношениями внутреннюю картину мира индивида. [26].

Вопросы мироощущения в свое время обозначил С.Л. Рубинштейн. Так, в «Основах общей психологии», рассматривая вопрос понятия личности, он фактически использовал в неявной форме определение понятия мироощущения. Фактически С.Л. Рубинштейн расширяет понятие самосознания до мироощущения. В дальнейшем он более подробно раскрывает основные свойства мироощущения [58, с. 9-10].

Г.М. Андреева связывает мироощущение с «образом мира» в сознании человека. Говоря о мироощущении, она ссылается на авторитет Тэшфела. Тэшфел подчеркивает зависимость характера социальной идентичности от типа общества, в котором существует человек. Так, в обществах со строгой стратификацией, где переход из одной социальной группы в другую затруднен, мироощущение человека, так же как и его поведение, особенно сильно задано «в групповом контексте». Это, по мнению Тэшфела, объясняется тем, что «вне группы» у человека вообще достаточно мало шансов на успех. В такой ситуации как-то изменить свое положение, если оно не удовлетворяет человека, он может, скорее всего, «с помощью своей группы» или действуя как «член группы». Такая жесткая привязанность к группе, естественно, влияет на восприятие и понимание социального мира как такового. Таким образом, определенный вид, характер социальной идентичности действительно выступает компонентом данного типа социального мира и способствует его специфическому пониманию.

Рассуждая об образе мира, Г.М. Андреева отмечает, что в эпоху нестабильности происходят значительные модификации и в построении образа мира в целом. В итоге этот образ складывается из совокупности воспринимаемых образов отдельных элементов, но не только из них. Существенную роль играет и формирование некоторой общей общественной атмосферы. Выявленная в исследованиях по социальному познанию роль эмоций и, в частности, настроения при восприятии социальных объектов не может быть сброшена со счета, когда формируется целостное мироощущение.

В итоге Г.М. Андреева утверждает, что особенность построения образа социального мира в условиях нестабильности, естественно, оказывает воздействие на практическое поведение людей. Разброс его образцов в современном российском обществе огромен: от безудержной, часто агрессивной активности до полной апатии и безразличия ко всему происходящему вокруг. Конкретная позиция отдельного человека определяется многими непсихологическими факторами: его социально-экономическим статусом, степенью адаптированности к новым условиям рынка, материальным благосостоянием и т.п. Психологически же при самых различных социальных характеристиках и политических пристрастиях восприятие образа мира в эпоху крайней нестабильности представляет собой сложный процесс [3, с. 228-230].

Мироощущение как актуальная научная проблема была поставлена в 90-е годы ХХ века и эмпирически исследовалась авторским коллективом под руководством И.В. Дубровиной в рамках Федеральной программы «Дети Чернобыля». Ученые рассматривали мироощущение учащейся молодежи как субъективное восприятие ею условий своего проживания в данном населенном пункте (конкретной среды жизнеобитания), которое проявляется в эмоциональном настрое определенной модальности (положительной, отрицательной, амбивалентной), что, в свою очередь, влияет на характер восприятия условий жизни. Наряду с интегральным проявлением мироощущения в рамках эмоционального реагирования авторы раскрыли и структуру мироощущения, включающую такие компоненты, как «чувство-Я», самостоятельность, учеба, социальные контакты, отдых, познание, овладение материальными ценностями, патриотизм, барьеры, препятствие. По данным авторов, эти компоненты образуют структуру, где ведущую роль играют такие компоненты, как «социальный контакт», «патриотизм» и «чувство Я» [13].

Курские психологи в рамках подготовки молодежных лидеров в психологической школе лидеров «Комсорг» изучали мироощущение социально одаренных детей как основы личностной позиции в организаторской деятельности со сверстниками. Была установлена широта духовно-нравственного восприятия мира, гражданская окраска и оптимистически-романтическое видение мира у воспитанников в 1960-80-е годы. Активно-преобразующая составляющая образа мира заметно превосходила пассивно-созерцательную. Становление позитивного мироощущения молодежных лидеров во многом зависело от воспитательных возможностей социальной среды в школе лидеров. Значительные воспитательные возможности социальной среды в психологической школе создавались через формирование высокоразвитых малых групп, обеспечение стратегий сотрудничества в межгрупповом взаимодействии и духовно обогащенной основной организации – коллектива психологов, педагогов и воспитанников-лидеров. Мониторинг мироощущения молодежи в психологической школе с 1960-х годов до 2009 года показал влияние на мироощущение социально одаренных детей макросоциальных факторов, особенно идеологических, что привело к повышению тенденций прагматизма в мироощущении современных воспитанников школы.

Социальное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий.

Проблема самоопределения личности затрагивает не только судьбу любого человека, но и перспективы развития общества в целом. Меняющиеся социально-экономические условия требуют новых ориентиров для нового поколения. Проблемой самоопределения личности в разной степени занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных авторов, прежде всего, хочется выделить представителей психоаналитического (А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм), гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс), топологического (К. Левин) и прочих направлений в психологии.

Создатель индивидуальной психологии А. Адлер считал, что самоопределение раскрывается через понятие жизненного стиля и способов реализации этого стиля. Цель любого человека – стать ценной и значимой личностью. Для достижения этой цели человек старается компенсировать органическую неполноценность (или чувство неполноценности). Основа личности по А. Адлеру – способность к творчеству, то есть способность формулировать как цели, так и способы их достижения, опирающаяся на индивидуальную концепцию понимания мира каждым человеком.

Согласно взглядам Э. Эриксона, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Все органы и все системы живого существа развиваются в определенные периоды времени и в определенной последовательности. Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться, чтобы человек перешел к следующей стадии. Личность человека развивается в соответствии с принципом постепенного нарастания готовности человека к тому, чтобы его вели вперед, в зависимости от готовности общаться и взаимодействовать с расширяющимся социальным кругом. Задача общества, по мнению Э. Эриксона, состоит в том, чтобы предоставлять людям все новые и новые возможности для взаимодействия, при этом пытаться сохранять и поощрять надлежащую скорость и надлежащую последовательность проявления этих возможностей.

В гуманистическом психоанализе Э. Фромма развитие личности человека надо рассматривать как результат динамического противодействия между врожденными потребностями и нормами социума, в котором существует данный индивид. Э. Фромм считает, что отдельная личность может быть понята только в свете истории всего человечества. Основной тезис Э. Фромма заключается в том, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в то же время, развив способность мышления, предвидения и воображения. Сочетание недостатка животных инстинктов с избытком рационального мышления превратило человека в «ошибку природы». Самосознание порождает отчужденность, неприкаянность, изоляцию. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится вернуться к истокам бытия, соединиться с природой и себе подобными. Здоровый индивидуум обладает лучшей способностью к объединению с миром, в укорененности в нем, в самоидентичности, в приобретении и наличии системы ценностей.

А. Маслоу и К. Роджерс как представители гуманистического направления в психологии рассматривают развитие личности посредством самоактуализации (изменения своего внутреннего состояния). А. Маслоу считает, что пока у индивида доминируют потребности более низкого уровня (в безопасности, в уважении), стремление к самоактуализации возникнуть не может. Самоактуализация по А. Маслоу заключается в том, что, приняв решение посвятить свою жизнь духовному росту и полному развитию своих способностей, индивид стремится к цели и придерживается соответствующего поведения. Самоактуализация по К. Роджерсу – это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. Он считает, что стремление к здоровому развитию является преобладающей и мотивирующей силой в человеке, действующем свободно, и эту силу нельзя ничем изменить. Рост – главная цель организма.

Исследование проблемы самоопределения можно встретить и в работах К. Левина. Целью его исследований является примирение гуманистических понятий личности, у которой есть цели, мотивы, чувство самости. В своей теории поля К. Левин рассматривает проблему самоопределения личности через создание жизненного пространства. Психологическое пространство состоит из разных секторов и регионов, обладающих проницаемостью. Развитие личности представляется как движение от одного региона к другому, являющимся новым для индивида, и рассматривается через понятие «дифференцированности личного пространства». Чем выше дифференцированность, тем выше ступень развития личности. Удовлетворенность социальными отношениями в группе К. Левин связывает с определенными параметрами жизненного пространства индивида [2, с.13-16].

Таким образом, в зарубежных исследованиях самоопределение личности связано с ее развитием, обусловленным многими внутренними и внешними факторами.

В отечественной науке проблема самоопределения личности привлекала внимание ученых разных направлений: психологов, философов, педагогов, социологов. Тем не менее, в общем виде самоопределение представляется как проблема развития самосознания и определения человеком себя в личностном, профессиональном, умственном, социальном и социально-психологическом отношениях, как способность личности принимать решения и входить в сложный социальный мир, осознавать и руководствоваться в этой связи своими жизненными целями, убеждениями, мотивами, ценностями [2, с.16].

Процесс социального самоопределения А.В. Петровский связывал с напряженной работой личности, направленной на выявление своей позиции в проблемной ситуации. К.А. Абульханова-Славская считает, что самоопределение представляет собой осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. С. Л. Рубинштейн выделил наиболее значимые элементы самоопределения: самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию и две характеристики самоопределения – самопознание (осознание своих внутренних свойств, своих потребностей, определение жизненных целей, ценностей и идеалов) и верность себе (сохранение и по возможности отстаивание этих ценностей и идеалов [58, с. 12-13].

А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко значительно расширили пространство самоопределения молодежи, дополнив традиционные виды самоопределения: личностного, профессионального и коллективистического, – экономическим самоопределением, наиболее актуальным в критические периоды развития общества, когда радикально изменяются системы ценностей в массовом, групповом и индивидуальном сознании. Используя уровневую модель самоопределения субъекта для исследования динамично развивающегося сознания субъекта в изменяющихся, нестабильных условиях, авторы убедительно показали, что экономическое самоопределение индивидуального и группового субъекта выступает важнейшим фактором его экономической активности [17, с. 5-15].

Процесс самоопределения обеспечивается действием системы психологических механизмов, в оценке которых пока нет общего подхода. А.В. Мудрик в качестве таких механизмов выделяет идентификацию и обособление. Идентификация, по мнению автора, включает процесс усвоения индивидом накопленного человечеством опыта, а обособление (персонификация) – проявление индивидуальных особенностей человека. Идентификации совместно с подражанием и конформностью отводится ведущая роль в обуславливании персонификации личности. Таким образом, идентификация и персонификация являются двуединым процессом и механизмом самоопределения. В работах В.Ф. Сафина и Г.П. Никова в систему механизмов самоопределения включается самооценка, которая рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения, без которого невозможна персонификация. Авторы полагают, что первый механизм обслуживает поведенческий аспект самоопределения, а второй – когнитивный [58, с.13].

Особенно значимым механизмом процесса самоопределения является его мотивационный аспект, описанный Л.И. Божович. Автор выявляет специфические особенности структуры мотивов старшеклассников – «взгляд на настоящее из будущего», которые качественно изменяют позиции юношества в их отношении к миру и самим себе (появляется стремление к романтизму, героизму, моде, яркой, престижной профессии и др. значимым для всей планеты и всего человечества качествам человека).

И. С. Кон самоопределение личности (профессиональное и моральное) в подростковом и юношеском возрасте связывает с формированием у нее жизненных планов, которые возникают в результате становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся [2, с. 21].

В работах курских психологов (Л. И. Уманский, А. С. Чернышев, Л. И. Акатов) отмечается достаточно выраженная гражданственность, широта и оптимизм во взглядах подростков и юношей 60-80-х годов ХХ века на окружающий мир и на себя в рамках настоящего и будущего; активное и осознанное отношение к будущему; включенность в совместную деятельность группы и основной организации; сформированность идеалов; стремление к лидерству. Мироощущение актуализировалось в достаточно развитых формах общественной активности на уровне деятельности и поступков. Однако для определенной части учащихся и тогда были присущи негативные явления, как на уровне мироощущения, так и в общении, поведении, поступках (категория «трудных подростков»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты