Гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию

Примечание: низкий уровень – 1-2 балла, ниже среднего – 3 балла, средний уровень – 4-5 балла, высокий уровень – 6-7 баллов.


При описании вегетативного коэффициента в группе подростков, живущих в социально – благоприятной жизненной ситуации, мужского пола имеют: высокий уровень – 2 человека (13,3%), средний уровень – 7 человек (46,7%), ниже среднего уровень- 5 человек (33,3%), низкий уровень – 1 человек (6,7%); в группе подростков, живущих в социально – благоприятной жизненной ситуации, женского пола имеют: высокий уровень – 1 человек (6,7%), средний уровень – 7 человек (46,7%), ниже среднего уровень- 5 человек (33,3%), низкий уровень – 2 человека (13,3%).


Рис.3. Гендерные показатели индивидуально – личностных особенностей у подростков разных групп (Модифицированный восьмицветовой тест Люшера, (МЦВ) в адаптации Л.Н. Собчик) (в баллах).

Примечание: СО – суммарное отклонение от аутогенной нормы, ВК – вегетативный коэффициент.


Как видно из Рис.3 у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию мужского пола отмечаются: а)низкие значения (3 - 4 балла) суммарного отклонения от аутогенной нормы - 3,8 балла. У подростков этой группы преобладает установка на активную деятельность, их энергоресурсов достаточно для более-менее регулярных вспышек сверхактивности и напряжения, недоступных большинству людей. В условиях мотивированной (интересной) деятельности они не испытывают трудности с оперативным и долговременным запоминанием и воспроизведением информации, не стремятся к острым ощущениям и из стрессовых ситуаций выходят с достоинством; б)значения вегетативного коэффициента ниже среднего (3 - 4 балла) – 3,7 балла. Лицам этой группы свойственна умеренная потребность в восстановлении и отдыхе. Энергетический потенциал их невысок, но вполне достаточен для успешной деятельности в привычных спокойных условиях. В экстремальной ситуации вероятно запаздывание ориентировки и принятия решений.

У подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию женского пола отмечаются: а)средний уровень (4 - 5 балла) суммарного отклонения от аутогенной нормы – 4,4 балла. Подростки этой группы справляются со своими обязанностями в пределах сложившихся требований. В привычной обстановке они переходят от работы к отдыху и обратно, от одного вида деятельности к другому без существенных затруднений. В случае необходимости способны преодолевать усталость волевым усилием, однако после этого в их делах и самочувствии просматривается сниженная работоспособность. Для сохранения здоровья и работоспособности им требуется относительно четкое субъективное разделение времени работы и отдыха; б)средний уровень (4-5 баллов) вегетативного коэффициента – 4,1 балла. Для лиц данной группы характерна оптимальная мобилизация физических и психических ресурсов, установка на активное действие. В экстремальной ситуации наиболее вероятна высокая скорость ориентировки и принятия решений, целесообразность и успешность действий.

У подростков, живущих в социально – благоприятной ситуации, мужского пола отмечаются: а)средний уровень (4 - 5 балла) суммарного отклонения от аутогенной нормы – 4,4 балла. Подростки этой группы справляются со своими обязанностями в пределах средних сложившихся требований. В привычной обстановке они переходят от работы к отдыху и обратно, от одного вида деятельности к другому без существенных затруднений. В случае необходимости способны преодолевать усталость волевым усилием, однако после этого в их делах и самочувствии просматривается сниженная работоспособность. Для сохранения здоровья и работоспособности им требуется относительно четкое субъективное разделение времени работы и отдыха; б)средний уровень (4-5 баллов) вегетативного коэффициента – 4,1 балла. Для лиц данной группы характерна оптимальная мобилизация физических и психических ресурсов, установка на активное действие. В экстремальной ситуации наиболее вероятна высокая скорость ориентировки и принятия решений, целесообразность и успешность действий.

У подростков, живущих в социально – благоприятной ситуации, женского пола отмечаются: а)низкие значения (3 - 4 балла) суммарного отклонения от аутогенной нормы - 3,8 балла. У подростков этой группы преобладает установка на активную деятельность, их энергоресурсов достаточно для более-менее регулярных вспышек сверхактивности и напряжения, недоступных большинству людей. В условиях мотивированной (интересной) деятельности они не испытывают трудности с оперативным и долговременным запоминанием и воспроизведением информации, не стремятся к острым ощущениям и из стрессовых ситуаций выходят с достоинством; б)значения вегетативного коэффициента ниже среднего (3 - 4 балла) – 3,7 балла. Лицам этой группы свойственна умеренная потребность в восстановлении и отдыхе. Энергетический потенциал их невысок, но вполне достаточен для успешной деятельности в привычных спокойных условиях. В экстремальной ситуации вероятно запаздывание ориентировки и принятия решений.

Статистически значимых различий между подростками разных групп не обнаружено (см. прил. 39 - 41, табл. 35 - 37).

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, мужского пола, хорошо адаптированы к социуму, к новым условиям деятельности, им проще устанавливать и поддерживать социальные контакты, они не очень конфликтны, им практически не свойственна зависть и ненависть к окружающим людям. Однако, мальчики, находящиеся в трудной жизненной ситуации чаще испытывают недоверие и подозрительность по отношению к другим людям, чем мальчики, живущие в социально – благоприятной жизненной ситуации.

2. У подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, женского пола наблюдаются неудовлетворительные отношения с родителями, неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние семьи на самих подростков. Таким подросткам свойственна зависть и ненависть за действительные и вымышленные действия. Лица этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявлять при смене деятельности, поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. У таких личностей встречается частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях, трудности социальной адаптации, у них недостаточная сила «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего. Также наблюдается неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя. У подростков этой группы наблюдается недостаточно адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Они затрудняются в установлении контактов с окружающими, недостаточно оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения.



Заключение


В результате теоретического и практического изучения проблемы влияния трудной жизненной ситуации на гендерные психологические особенности подростков, мы пришли к выводу о том, что личность подростка – это сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, нахождении в трудной жизненной ситуации возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных». Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления, в связи с чем выделяются различные основания для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что психологические особенности мальчиков, попавших в трудную жизненную ситуацию, отличаются от психологических особенностей девочек, попавших в трудную жизненную ситуацию, а именно: мальчики лучше адаптированы к социуму, к новым условиям деятельности, им проще устанавливать социальные контакты, они менее конфликтны, им меньше свойственна зависть и ненависть, чем девочкам; а также: мальчики, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чаще испытывают недоверие и подозрительность по отношению к другим людям, чем мальчики, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации; девочки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чаще испытывают трудности в социальной адаптации, чем девочки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации.

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи реализованы, цель достигнута.



Список используемой литературы


1.                 Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]: монография / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Питер, 1998. – 115 с.

2.                 Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст]: монография / А. Адлер. - М.: Изд-во Айрис-пресс, 1998. – 61 с.

3.                 Ананьев, Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых [Текст]: монография / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во Педагогика Пресс, 1973. – 124с.

4.                 Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст]: монография / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во Педагогика Пресс, 1977. – 85с.

5.                 Арсеньев, А.С. Подросток глазами философа [Текст]: монография / А.С. Арсеньев. – Самара.: Изд. дом Бахтар, 1996. – 183с.

6.                 Бандурка, А.М. Юридическая психология / А.М. Бандурка. 2005. – (vuzlib.net/beta3/html/1/12837/12956/).

7.                 Белинская, Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности [Текст] / Е.П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 141.

8.                 Бронфенбреннер, У. Два мира детства: дети в США и СССР [Текст]: монография / У. Бронфенбреннер. - М.: Туманит, изд. центр Владос, 1976. – 287с.

9.                 Бюллер, Ш. Что такое «пубертатный период» [Текст] / Ш. Бюллер // Педология юности: Сборник статей. - М.: Изд-во Харвест, 1985. – С. 14 – 17.

10.             Выготский, Л.С. Трудное детство / Л.С. Выготский // Сбор. соч.: в 6 т. – М., 1983 – Т.5. – С. 468-472.

11.             Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст]: монография / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Харвест, 1985. – 382 с.

12.             Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология личности: Тексты; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Педагогика Пресс, 1982. – 165с.

13.             Головин, С. Ю. Словарь психолога – практика. – 2-е изд., [Текст]: монография / С.Ю. Головин. - М.: Академия, 2001. – 976 с.

14.             Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора [Текст] / Ч. Дарвин // Сочинения. - М.: Академия, 2000. – С. 285-307.

15.             Зинченко, В.П. Психологический словарь [Текст]: монография / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Инфра-М, 2005. - 440с.

16.             Карабанова, О.А. Возростная психология: Конспект лекций – [Текст]: монография / О.А. Карабанова. - М.: Изд-во Эксмо – Пресс, 2005. – 240с.

17.             Коломольцева, Н. Дети повзрослели: психология подростков и рецепты семейного счастья / Н. Коломольцева // Психология и развитие. - (#"#">www.typelab.ru/ru/articles/sand-mech.html).

39.             Собкин, В.С. Старшеклассник в мире политики: Эмпирическое исследование [Текст]: монография / В.С. Собкин - М.: ТК Велби, 1997. – 562с.

40.             Соколова, Е.Т. К обоснованию клинико психологического изучения расстройства гендерной идентичности [Текст] / Е.Т. Соколова, Н.С. Бурлакова, Ф. Лэонтиу // Вопросы психологии. – 2001. - № 6 – С. 3-15.

41.             Ставропольский, Ю.В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии [Текст] / Ю.В. Ставропольский // Вопросы психологии. – 2003. – № 6 – С. 112-121.

42.             Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков [Текст]: учеб.-метод, пособие / Д.И. Фельдштейн - М. Изд-во Харвест, 1985. – 386с.

43.             Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы [Текст]: монография / А. Фрейд - М.: Академия, 1993. – 864с.

44.             Фрейджер, Р. Личность: Теории. Эксперементы. Упражнения. [Текст]: учеб.- метод, пособие / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. - СПб.: Изд-во прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 864с.

45.             Фришман, И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях [Текст]: монография / И.И. Фришман - Ярославль: Изд-во ОЛМА - Пресс, 2000. – 659с.

46.             Хорни, К. Невроз и развитие личности [Текст]: учеб. для вузов / К. Хорни - М.: Харвест, 1997. – 592с.

47.             Хрипкова, А.Г. Мир детства: Подросток [Текст]: монография / А.Г. Хрипкова. - М.: Изд-во Харвест, 1988. – 482с.

48.             Хьелл, Л. Теории личности [Текст]: учеб. для вузов / Л. Хьелл, Д. Зиглер – 3-е изд.,перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Питер,2006. - 607 с.

49.             Штерн, Э. Серьезная игра в юношеском возрасте [Текст] / Э. Штерн // Педология юности: сборник статей. - М.: Высшая школа, - 1931. – С. 126.

50.             Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст]: монография / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова - М.: Туманит, изд. центр Владос., 1967. – 589с.

51.             Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. – С. 43 -49.

52.             Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис.- [Текст]: монография / Э. Эриксон - М.: Изд-во Академический проект, 1996.- 35с.

 


Приложения

 

Приложение 1

 

Биографический опросник

Авторы – разработчики: Bottscher, Jager, Lischer, автор адаптации: Чикер В.А.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы и высказывания, которые касаются вашей семьи, здоровья, поведения и т. д. На каждый вопрос или высказывание имеется два варианта ответа (а или б).

Вы должны выбрать для себя один из двух вариантов, обведите выбранный вами вариант кружком.

При ответах обратите, пожалуйста, внимание на следующее:

1. Не существует верных или неверных ответов, так как каждый человек имеет свою собственную точку зрения, жизненный опыт и поведение.

2. Не думайте очень долго над каждым ответом и высказыванием, а отмечайте тот ответ, который приходит вам в голову первым.

3. Поскольку при ответах на некоторые вопросы необходимо

вспомнить ваших родителей, а может быть так, что в действительности вас вырастили другие люди, например бабушка с дедушкой, родственники, приемные родители или вы выросли в детском доме или еще где-нибудь, тогда отвечайте на вопросы так, как будто эти люди (дядя, тетя, воспитатель) были для вас как бы родителями.

Текст опросника

1. Как вы относитесь к противоположному полу?

а) скорее сдержанно

б) у меня нет трудностей в контактах

2. Я часто думаю о том, что мое сердце может остановиться

а) да

б) нет

3. Если передо мной ставится задача, от результатов которой зависит мое продвижение по службе и уважение ко мне, то

а) я чувствую себя в этой ситуации хуже, чем обычно

б) я чувствую себя как всегда

4. Что вас характеризует в большей степени?

а) я чрезвычайно нервный

б) я спокоен и безразличен

5. а) Я обычно действую и говорю быстро, долго не обдумывая ситуацию

б) Прежде чем что-либо сказать или сделать, я обычно подумаю.

6. В конце дня я чувствую себя утомленным, вялым и изнуренным.

а) да

б) нет

7. Я не люблю выступать перед большой аудиторией

а) верно

б) неверно

8. Мое мнение о моих родителях следующее:

а) они хорошо взаимно дополняют друг друга

б) один из родителей доминирует, в существенной мере задавая тон в отношениях

9. Моя работа очень однообразна

а) неверно

б) верно

10. Мне неприятны интимные отношения с людьми другого пола, я стараюсь их избежать

а)да

б)нет

11. Что вас характеризует в большей степени?

а) мои взаимоотношения с коллегами я могу считать в целом хорошими

б) я чувствую себя среди своих коллег как посторонний, которого понимают неправильно

12. а) Мой начальник и окружающие считают меня личностью, которая может достичь многого

б) У меня такое чувство, что мои достижения оцениваются начальником и окружающими не всегда соответствующим образом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты