Госэкзамены ответы
p>
29. Психология развития ребёнка в дошкольном возрасте.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошколным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я», по Д.Б. Эльконину.
Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые, более глубокие отношения 9всплеск самостоятельности). Л.С Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.
1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другим достаточно послушен. Главный момент действия – сделать наоборот. Ребёнок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию.
Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношением с другим, взрослым человеком. Мотив поведение уже находится вне ситуации,данной ребёнку.
2. Упрямство. Это реакция, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и тербует, чтобы с его мнением считались. Упямый ребёнок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3. Гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.
Ребёнок хочет делать всё сам и решать сам.
4. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы оношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок ведёт военные действия, всё отвергает (протест- бунт).
5. Деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет свою власть над окруцжаюшими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д.
6. Ревность. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юног деспота.
7. Явление обесценивания. Обесценивается старая система отношений, то что было привычно, интерсно и дорого раньше. 3-х летний ребёнок может начать ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку.
Дошколный возраст (от 3 до 7 лет).
Ребёнок открывет для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней учавствовать, что конечно ему ещё не доступно. Из этого противоречия рождается ролевая игра. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр.
Это режиссёрская игра и одновременно сней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Эти два вида игр становятся источниками сюжетно- ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из неё выделятся игры с правилами (игровые условия, сюжет, содержание игры). Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценно общаться друг с другом. Игра способствует становлению произвольного поведения ребёнка. Развивается мотивационно-поребностная сфера, формируется творческое воображение, становления произвольной памяти.
Ребёнок более спокоен, начинает регулировать своё поведение (эмоциональная регуляция действий). Он представляет себе то, что будет после его действия: его похвалят или поругают.
Речь. Завершается процесс овладения речью. Разивается зруковая сторона речи, растёт словарный состав речи, грамматический строй речи. В конце дошкольного возраста ребёнок перехрдит к контекстной речи, появляются монологи, рассказы, развивается диалогическая речь.
Восприятие. Становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.
Наглядно-образное мышление переходит к словесному мышлению.
Память. У младших дошкольников память непроизвольная, а в среднем дошк-м возрасте (4-5) начинает формироваться произвольная память. Сознательное целенаправленное запоминание.
Развитие личности. Эмоциональные процессы становятся уравновешенными.
Ребёнок более спокоен, начинает регулировать своё поведение (эмоциональная регуляция действий). Он представляет себе то, что будет после его действия: его похвалят или поругают. Эмоциональный образ (представления) предвосхищающий результат его действия. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребёнок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить, у него возникает тревожность-эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Вся деятельность ребёнка является эмоционально насыщенной.
Мотивационная сфера. Формируется механизм соподчинения мотивов. Мотивы перобретают разную силу и значимость. Складывается индивидуальная мотивационная система ребёнка, выделяются доминирующие мотивы.
Самосознание. Форируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной («я хороший»). Ребёнок сначала приобретает умение оценивать действия других детей, а затем – собственные дейстивя, моральные качества и умения. 6-7 лет завышенная самооценка. К 7 годам у боьшинства самооценка становится более адекватной. Осознание своих переживаний. Половая идентификация. Осознание себя во времени.


30. Темперамент как помощь и как помеха человеку.

34. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание
Темперамент – динамическая сторона деятельности. Изучается чаще в диагностическом подходе.
Гиппократ (Др. Рим) предложил типы темпераментов. Темперамент - смесь, смешивание в определенном соотношении (по отношению к жидкостям в теле человека). Кровь - «сангва», слизь - «флегма», желчь - «холе», черная желчь
- «меланхоле» (4 типа).
Кант логически доказал, что существуют и должны существовать именно такие типы человека. Современная психология: основание темперамента - свойства нервной системы. Айзенк (изучал психические расстройства у солдат 2 МВ) выделил два фактора, значимые для определения индивидуальности: интроверсия
- экстраверсия, эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость
(нейротизм). Они соответствуют 4 типам темперамента: Ф, С, Х, М.
К. Г. Юнг занимался проблемой определения типов характеров. 2 типа направленности людей: движение вовне (экстраверсия) и движение внутрь
(интроверсия).
И. П. Павлов: типология темперамента (построение типологии за несколько шагов). Темперамент связан со свойствами нервной системы. 1) выделение основных (не сводимых к другим) свойств нервной системы. А) сила – слабость. Сила НС – ее устойчивость к длительному возбуждению определенного раздражителя. Б) уравновешенность – неуравновешенность. Уравновешенность НС
– возможность перехода от процессов возбуждения к процессам торможения в критической ситуации. В) подвижность – инертность. Подвижность НС – скорость образования новых условных связей. 2) выделение типов НС.
Возможные комбинации: свойства НС + возбуждение / торможение = много!
Выделение действительных типов. У слабой НС нельзя говорить про уравновешенность / нет. В неуравновешенной НС нельзя говорить о скорости образования условных связей. Вывод: 4 типа НС. 3) соотнесение типов НС с типами темперамента. 1. СУП – сангвиник. 2. СУИ – флегматик. 3. СнУ – холерик. 4. Сл – меланхолик. Проблемы подхода: а) переход от свойств к типам. Б. М. Теплов: «преждевременный переход», т.к. существуют только синдромы свойств. Современная физиология: нет чистых типов. Не свойство, а группа свойств с определенными показателями. Б) переход от типов НС к темпераменту. Тип НС имеет четкие поведенческие проявления. Современная индустриальная психология ставит это под сомнение.
I. Проблема перехода от свойств к типам. Современный подход к изучению темперамента. А) Связь индикаторов. Центральный показатель силы: устойчивость к длительному воздействию раздражителя, способность затормаживать отвлекающий раздражитель, высокие абсолютные пороги, низкая чувствительность. Синдром силы НС: много свойств. Б. М. Теплов находит свойство лабильности и т.д. Б) Небылицын: выделение общих свойств. 1) общая активность (ретикулярная формация). Проявляется в любой деятельности. 2) эмоциональность (лимбическая кора, отделы гиппокампа) – чувствительность, восприимчивость.
(1) 1 – низкая активность. 2 – высокая активность. Вывод: врожденным компонентом интеллектуальности является общая активность. (2, 3) 1 – низкая эмоциональность. 2 – высокая эмоциональность. Вывод: неспецифические показатели, связанные с темпераментом, определяют его врожденный компонент.
II. Проблема перехода от типов НС к типам поведения. И. Кант: проблема психологии темперамента. Темпераменты души могут иметь содействующей причиной и тело. Темпераменты чувства, темпераменты деятельности (критерий
1). Полюсы жизненной силы: возбуждение – ослабление (критерий 2). Вывод: сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. Это простые, не сочетающиеся фигуры. Они либо препятствуют друг другу, либо нейтрализуются. Смесь простых фигур «дает причудливый каприз, а не определенный темперамент».
Проблема темперамента приводит к проблеме характера.
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Теплов, Ермолаева-Томина: опыты с сильной и слабой НС. Нужно выполнять арифметические действия в уме в течение 40 минут. Проявление слабости: снижение продуктивности. В целом общая продуктивность статистически одинакова (чуть выше у слабой НС). Возможны и другие соотношения между типом НС и способами профессиональной деятельности. Компенсация: человек осваивает деятельность, которой его качества не соответствуют, – образуются компенсаторные способы поведения.
Е. А. Климов: индивидуальный стиль деятельности – средство эффективного приспособления к данной профессиональной деятельности и ее объективным требованиям. Индивидуальный стиль – обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Природное условие: тип НС. Личностное условие: стремление к наилучшему выполнению.
Схема индивидуального стиля: ядро – темперамент, пристройка – способы деятельности. Отношение между ядром и пристройкой: а) совершенствование природной индивидуальности. Б) совершенствование профессиональной индивидуальности: формирование структуры индивидуального стиля.


31. Генез восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.

Определение ощущения и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия.
Виды образных явлений. Классификации ощущений и рецепторов
Ощущение -отражение св-в предметов объективного мира, возн. при их непосредственном возд. на рецепторы; элементарное сенсорное кач-во; данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Т.о. это редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.
Атрибутами явл. качество, интенсивность, протяженность, длительность. Роль в процессе восприятия: стимул возд. на рецепторы орг. чувсв ит., затем возн. некот. стр. ощущения, к кот. добавл. образы памяти.
Восприятие - процесс порожд. чувств. образов, возн. при условии возд. внешн. мира на орг. чувств.
Психофизическое отношение: действител. во всех ее ф. и спос. организации
(абиот. и биот. среды; соц., культ и др миры; простр., временная и др.организации) рассматривается как источник содержания чувствительной данности (образ воспринимаемой и ощущаем. действительности). А продуктом процесса воспр. явл. чувств. образом. Отражение - представленность одного другому. Особенностями чувст. отраж. - оно всегда вкл. в себя элемент искажения неадекватности (феномен перцептивного дополнения). Отношение воспрятия к активности н. тк. и вообще к организму - психофизиол. отнош-е.
Аксиологическое отнош: индивид-субъект (индив., вкл. в сис-му жизн. связ. и отношений; гл. признак - активность)-личности (соц. объект)- индивидуальность. Субъект - носитель восприятия, вне его это не возможно.
Св-ва образов восприятия. Олпорт выделил 5 классов феном св-в воспр. 1) сенсорные кач-ва - зависят от органов чувств (их св-ва: интенсивность, простр. протяженность, длительность во времени); 2)константность (св-во перц. образа сохран. относит. постоянство хар-к при измен. условий воспр.
3)сис-ма отчета (субъект непосредственно оценивает восприним. объекты)
4)предметность (образы воспр. содерж. знания о воспринимаемом мире).
Предметы воспр. как обладающие физич. св-вами) 5) феномен установки
(изирательность и пристрастность субъекта к воспринимаемым объектам)
(пример тест «тещажена»). Осгуд выдел след. хар-ки перцептивных феноменов: целостность, константность, транспозицию (треуг. может проецир.. на многие уч-ки коры не претерпевая изменений), избирательность (для голодного организма предметы связ. с едой явл. фигурами). Т.о можно выделить след. кач-ва: предметность ( по Леонтьеву -образ локал. во внеш. среде); константность: структурность (мы восприн. дейсвительность не по частям, а как целоеструктуру); анизатропность (неоднородность - мы восприним. толькл то, что становится объектом нашего внимания); историчность (один и тот же предмет или событие восприним. по разному в разн. контекстах, наполняясь иным содержанием); биполярность (в образе воспр. предст. не только внешний мир, но сам воспринимающий)
Виды образных явлений. А) Ощущение - элементарное сенсорное кач-во; данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Это редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.
Б) Ф?????? - возникает при искусственном возбуждении участков зрительных анализаторов неспециф. раздражителями или физ-хим. процессах. В)
Последовательный образы - зрит. ощущение, сохр. какое-то время после прекращ. действия зрит. раздражителя. Различ. + и - . Первый окрашен также как и раздражитель и бывает кратковременным. Второй сохран. дольше и окрашен в дополн. цвета. При продолж. или интенсивном действ. раздражителя можно набл. смены + и -. В) Проективные образы - возникают при неструктурирован. стимуляции (человек устал или у него есть неудовлетв. потребности). Г) Эйдетические образы - воспр. событий прошлого в деталях...

Классификации ощущений и рецепторов: 1) по типу модальности (зрит, обонят, вкусов, вестиб. чувствительности и тд). 2)специф.(связ. и нес. стимулы, вызыв. о. делятся на: проксимальные (распределение энергии у поверхности орг. чувств) и дистальные (у поверх.н . воспр. действительн.) Второй ипостасью о. - образы элемент. символов (как напр. при простейш. зрител. впечатлен.- можно найти параметры для проксим. стимулов, кот. соотв. парам. ощушений: интенс. зрит.: интенс. зрит. воспр. явл. интенс. света). Т.е. образ этого стимула элементарен и его можно считать воплощением чистого о.
3) по эволюц. принципу: протолитические (не дают возможности точно локализовать..., отражают субъектные состояния) и эпикритическая (?).

Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Примеры экспериментальных исследований
Прежде всего проблема врожденного-приобретенного касается таких феноменов восприятия, как: - конфигурация, - константность, - предметность. Три класса экспериментов: 1) на новорожденных (или выращенных в особых условиях) животных 2) на новорожденных детях 3) исследование особых клинических случаев (прозревшие слепые) Эксперименты на конфигурацию.
Восприятие формы: 1 - новорожденные цыплята предпочитали кормушки округлой формы 2 - новорожденные дети предпочитали законченные фигуры (закон хорошего продолжения работает) 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как состоящий из различных конфигураций фигур. Восприятие пространства: 1 - цыплятам надевали искажающие линзы. 2 - новорожденные (1 неделя) воспринимают резкое увеличение тени как движение приближающегося объекта -> комплекс оборонительных реакций. 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как состоящий из объектов, но пространственную локализацию этих объектов иногда они определяли неточно. Вывод по конфигуративным феноменам: мир изначально воспринимается как определенная структура, но восприятие конфигуративных свойств еще не достаточно точно). Эксперименты на константность. 1 - на крысах: условия световой депривации с рождения. Приманка сигнализировалась кругами разного диаметра. Константность восприятия размера не наблюдалась.
2 - на новорожденных (6-8 недель). Закреплялась реакция на куб со стороной
30 см на расстоянии 1 м. Затем показывали кубы 30 см и 90 см на расстоянии
3 м. Дети выбирали куб 30 см. Т.е., в 6-8 недель уже наблюдается феномен константности восприятия размера. 3 - по прозревшим данных нет. Вывод: по феномену константности информация противоречивая. Эксперименты на предметность. 1 - эксперименты со зрительным обрывом на животных показали, что все животные предпочитают не пересекать обрыв. 2 - на детях 6 недель наблюдалось повышение частоты сердечных сокращений при виде зрительного обрыва. Таким образом, наблюдается феномен предметных значений (восприятие опасности, которую таит в себе поверхность). На детях 1 недели - предъявлялось мнимое изображение (поляризованный свет) -> дети пытались схватить объект, затем реакция удивления. Наблюдалось также восприятие объективных свойств предметов (жесткий предмет дети пытались схватить, до аморфного - дотронуться). Общие выводы: несмотря на многочисленные эксперименты, проблема врожденного-приобретенного не имеет однозначного решения (нельзя понять, то ли это врожденное, то ли результат способности к быстрому научению).
Научение в восприятии. Основная проблема, касающаяся научения в восприятии, состоит в следующем: что в восприятии есть результат научения? Многие теории сходились в том, что опыт влияет на воприятие, следы прошлого участвуют в нашем восприятии настоящего. Так, Гельмгольц считал, что мы учимся правильно воспринимать в опыте. По Титченеру (точка зрения структуралистов), мы учимся воспринимать путем присоединения прошлых ассоциаций к сенсорной основе. Гештальттеория настаивает на врожденности, спонтанности восприятия форм. Две основные теории перцептивного научения:
1) теория обогащения и 2) теория специфичности. Научение (1) как обогащение прежних бедных ощущений или (2) как дифференциация прежних смутных впечатлений. В первой решающая роль отводится опыту, во второй - стимуляции. Первая хорошо объясняет ошибки, иллюзии восприятия, индивидуальные различия и установки в восприятии; вторая - правильное восприятие. Эксперименты на вторую теорию: эксп-ты Гибсона со спиралями
(испытуемые научались различать разные спиральки).

62. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия
Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно- ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуют восприятие как ООП или СОП. Есть и третий класс теорий: взаимодействие субъекта и объекта, для кот. хар-но, что: мышление и восприятие - самостоятельные процессы; отрицание участия в познании прошлого опыта; не допускается моделирование процесса. Различия между ООП и СОП:
|теории |ООП |СОП |
|Что |Физическое |Целеполагаю|
|представляет |тело либо |щий субъект|
|собой субъект|техническое | |
|восприятия |устройство по| |
| |прееработке | |
| |информации | |
|Функция |Отражение |Представлен|
|восприятия |внешнего мира|ие знаний |
| | |субъекта о |
| | |мире |
|Чем |Внешнее |Цель |
|детерминирует|воздействие | |
|ся | | |
|восприятие | | |
|Что есть |Пассивный |Активный |
|восприятие. |процесс |процесс |
|Его свойства |Индифферентно|Пристрастно|
| |сть |сть |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты