Самоопределние личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
Конформность – тенденция человека изменять своё поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соотвествовало мнениюокружающих, стремление приспособить его к их требованиям. Конформность фиксируется там, где имеется конфликт между собственным мнением индивида и мнением группы, к которой он принадлежит, если преодоление этого конфликта осуществляется путём согласия с имением группы.
В действитеьности существует три тепа поведения:
1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнение группы;
2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутерннем расхождении;
3) коллективизм или коллективное самоорпеделения – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.
7. Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия.
Чувства, их психологическая характеристика (обзор по теориям эмоций).
Рассмотрим, что понимают разные авторы под одним и тем же термином -
"чувство".
I. Вильгельм Вундт.
Этот товарищ, как и всякий структуралист, искал инварианты психического,
его извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых
"психических элементов", сочетающихся в более сложные образования - это
ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы,
все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством
(субъективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и
развивающихсяиз них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи
свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек
диспаратными и был этим очень горд. По качеству чувства выделялся длинный
ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством
(удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка и возбуждение-
успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом
пространстве.
Аффект - форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только
сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика
- в каждый момент времени у человека имеется множество
чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие
чувства об'единяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой
суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не
осознаются, однако профессионал может их распознать.
Принципы слияния чувств:
1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих.
2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над
другими.
3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.
II. Эрнст Клапаред.
Чувства по оному - полезные "аффективные ньюансы", позволяющие определить
ценность вещей. Это установки, полезно ориентирующие поведение. Он говорит,
что для каждой эмоции существует свое чувство. Интеллектуальные чувства -
элементы мышления, не репрезентирующие предметного содержания. Всякое такое
чувство соответствует адаптивным реакциям и установкам. Чувства выражают
отношение ситуации к нашему благосостоянию (установку к ситуации). Таким
образом чувство - осознание установки.
III. С.Л.Рубинштейн.
У Рубенштейна чувство равно эмоции. Чувство рождается в деятельности и
обуславливает ее. Положительным или отрицательным будет чувство - зависит
от отношения результата деятельности к цели оной. Динамикачувств зависит от
динамики деятельности. Эмоция - единство аффективного и интеллектуального
начал, которая может как организовывать деятельность, так и
дезорганизовывать ее. Рубенштейн выделяет три уровня чувств:
1) органические (физические) чувства связаны прежде всего с органическими
потребностями.
2) предметные чувства - осознаное переживание отношения человека к миру,
включающие эстетические, моральные и интеллектуальные чувства.
3) мировоззренческие чувства - выражают стойкие мировоззренческие установки
личности.
Аффекты - бурные эмоциональные процессы взрывного характера. Страсти -
стойкие длительные чувства с явно выраженным волевым моментом.
IV. А.Н.Леонтьев
Под чувствами понимает результат специфического обобщения эмоций. Чувства
предметны, имеют социальное происхождения и образуют несколько уровней - от
чувств к об'екту до социальных чувств. Несовпадения эмоционального тона
об'екта и эмоциональной реакции на ситуацию и несовпадение эмоуий и чувств
ведет к амбивалентности.
V. МакДауголл
Различает чувства и эмоции. Первоначально существовало два вида чувств -
удовольствие/неудовольствие, но с развитием познания они усложнились.
Чувства возникают в зависимости от успешности/неуспешности осуществления
устремлений. Они возникают позже эмоций в процессе эволюции, не специфичны
относительно установок организма (одно и то же чувство может быть при
разных установках). Чувства не смешиваются, их сложность зависит от
развития познания.
Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания
классификации эмоций
Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно
связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов.
Психический цикл – модель психического действия. Четыре стадии: 1)
объективное восприятие – ощущение. 2) субъективное восприятие –
чувствование. 3) субъективная деятельность – стремление. 4) объективная
деятельность – движение. ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля.
Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию.
Б. Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании
(развиваться). В стремлении быть заключается подлинная сущность вещи.
«Душа» – сознание, «тело» – организм. Душа стремится быть и сознает свое
стремление, имея ясные или смутные идеи. Стремление души быть - воля. Когда
стремление души и тела едины, то это – влечение. Если оно осознается, то
это - желание. Аффект – состояния тела и идеи этих состояний, которые
увеличивают или уменьшают способность тела к действию (и способность души к
мышлению). Аффект – пассивное состояние, через которое душа переходит к
большему или меньшему совершенству. Аффект – телесное непроизвольное
состояние, связанное с возможностью управлять собой. Выделение простых
аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. «Чувствуем влечение к чему-
то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение». Осознание
аффектов – возможность управления поведением.
Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального
состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности.
Леонтьев: мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции
мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в
сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность
смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов.
Различные аспекты изучения эмоций. (1) эмоциональное явление. Впервые
психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания.
Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве
явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные.
Простое впечатление, связанное с объектом - объективный элемент. Любая
эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда –
отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный
элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций.
Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство
объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с
мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие – неудовольствие,
возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Более сложные
эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение
во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их
последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств,
которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как
феномен. Феномен = описание + объяснение = «непосредственное понимание».
Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких
мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность
умозаключать). Мир эмоций архаичен («магический мир»). «Пережить эмоцию –
внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия
сознания в иной способ существования». Эмоция – это феномен, ее
непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека
критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии.
Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств
объекта.
2) эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение.
(3) эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение объекта –
телесные периферические изменения – их осознание – эмоция. Физиология: не
периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций.
Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть
первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция
может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает
приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить
деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в
испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-
15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую
эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает
образец для понимания телесных изменений.
Функции эмоций. 1) оценка. Эмоциональный критерий оценки – функция от
вероятности ожидаемого события. Функция образования аффективных следов, их
совокупность – аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение
ожидаемого события часто его структурирует. Эмоциональное подкрепление:
собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка
прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий.
2) побуждение и организация. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм
к действию – функции не специфической активации организма. Организация:
синтезирование впечатлений. Функция эвристики. Функция смыслообразования.
Эмоция организует или разрушает деятельность.
3) экспрессия – коммуникация невербального общения. Уровни выражения: а)
природный организм: эмоция как сигнал. Б) социальный индивид: эмоция как
знак. Шлосберг: шкала внешних выражений эмоций. В) личность: эмоция как
символ. Непосредственное понимание субъектом собственной личностной
проблемы. Юнг: чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу. Это материал
для анализа.
Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень
развития.
(1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции
могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн.
Три уровня эмоций: 1) «беспредметные» – состояние субъекта. 2) предметные –
большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением.
(2) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации.
Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в
ней можно было действовать. Эмоции - Базовые потребности. Чувства -
Конкретные условия их удовлетворения. Критерий: первичная оценка ситуации.
Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными. Липер: эмоция
выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и
эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные
процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции.
(3) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно
эмоции. 3) чувства.
Теории эмоций в зарубежной психологии
Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна:
они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает
страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и
воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под
влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения
(описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей
– воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная
особенность. Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе
при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость,
печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что
вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при
жизни. Значение страстей: обеспечение единства души и тела (приучают душу
желать признаного природой полезным). Недостатки: но страсти не всегда
правильно отражают пользу для тела, увеличивают значительность добра и зла,
связанные с этими вещами, отсюда неадекватное рвение.
Задача воспитания страстей: разум (адекватная оценка предметов) и воля
(возможность отделить мысль о предмете от движения животных духов,
возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем). Воля может
не подчиниться страсти и не допустить движений, к которым страсть
располагает тело.
Спиноза. Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала физическое и
психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида
образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то что
отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые
увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию,
благоприятствует ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идею этих
состояний. Порядок активных и пассивных состояний нашего тела по своей
природе совместен с порядком активных и пассивных состояний души. Три
первичных аффекта: удовольствие (радость) – состояние через которое душа
приходит к большему совершенству; неудовольствие (печаль) – состояние,
через которое душа переходит к меньшему совершенству; желание – выражает
нашу мотивацию, влечение с сознанием его. Из удовольствия следует желание
сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться. Аффекты относятся
и к душе и к телу: удовольствие – приятность и веселость, неудовольствие –
боль и меланхолия.
Попытки описать конкретные аффекты: Любовь – удовольствие, сопровождаемое
идеей внешней причины (ненависть – аналогично).Вокруг любви и ненависти
разворачивается много других событий. Один из механизмов дальнейшего
развития любви и ненависти – механизм сопереживания (другу приятно и мне
приятно – вторичное переключение на того, кто доставляет удовольствие
предмету нашей ненависти). Любовь и ненависть порождает желание (кто кого
любит, тот стремится сделать ему добро). Если любовь не разделяется –
порождается неудовольствие – ищутся его причины – если в другом, то
ненависть. Эмоции возникают на основе ассоциаций – почтальон принес
хорошее известие, более симпатичен, чем горькую весть. Так шаг за шагом
раскрывает возникновение эмоций. Если причина удовольствия – Я –
гордость. Стыд – антипатия к себе. Т.е. два механизма: причинная и
ассоциативная. Человек бессилен в укрощении или ограничении аффектов –
рабство. Аффект может быть уничтожен только противоположным и более сильным
аффектом. Аффект, причина которого, перед нами в наличности, сильнее, чем
если бы причина была воображаемой. Этот способ познания эмоций –
описательный. Но попытка выделить динамику развития эмоций. Когнитивисты.
1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими
(ВНС) и когнитивными компонентами, связанными между собой.
Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный
предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.
Экспериментальная проверка: 3 экспериментальные группы, одна контрольная.
1й группе - вводился адреналин и сообщалось, что возможны побочные явления
в виде учащения сердцебиения, жара и т.д. - это информированная группа. 2й
группе - адреналин, но сообщалось, что никаких побочных эффектов не будет -
неинформированная группа. 3й группе - адреналин + сообщались не
соответствующие действительности подробности - это ложноинформированная
группа. Контрольная группа получала физ.раствор без комментариев. После
чего появлялся некий товарищ, который демонстрировал два разномодальных
типа поведения - эйфорию и ярость. Результат. 2я и 3я группы заражались его
состоянием, остальные - не давали никакой реакции.
2. Когнитивная модель эмоций Арнольд. Оценка ситуации с точки зрения ее
полезности или опасности. Перцепция -> оценка возможных последствий
воспринимаемой ситуации для суб'екта -> оценка принимает форму
эмоционального отношения, переживаемого как поведенческая тенденция к
избеганию или стремлению -> само действие: стремление или избегание. Эту
схему процесса когнитивной оценки ситуации уточнил и эксперементально
обосновал Лазарус. Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими
ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания
(кровавости
или просто гадости). Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: "Чего
бояться - это же просто фильм" 2) Интеллектуальная реакция - установка на
отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня
испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой
(их не предупредили, что гадость покажут), группа, у которой было время
выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно
более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2). 3. Теория когнитивного
диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс - негативное состояние,
которое возникает если по крайней мере два представления ("знания") не
могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования
и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.
Ассоционисты. (Ах) Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип,
который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к
решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею
направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для
этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин
«сознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах
ненаглядных переживаний сознания. Отношения между мотивами определяются
складывающимися связями деятельности суб'екта, их опосредованиями, и
поэтому являются релятивными. Смыслообразующие мотивы занимают более
высокое положение даже если не обладают прямой аффектогенностью. Являясь
ведущим в жизни личности, мотив для суб'екта оставался "за кадром" - и со
стороны осознания и со стороны своей афектогенности.
Вундт как и всякий структуралист, искал инварианты психического, его
извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых "психических
элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и
чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что
человек отражает, сопровождается определенным чувством (суб'ективные
впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из
них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества
и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим
очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм,
который был представлен трехмерным пространством (удовольствие-
неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое
чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма
течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств,
слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый
момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве,
и их положение постоянно меняется. Близкие чувства об'единяются в более
сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное
ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако
профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое
чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые
составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3)
общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.
Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало
воли.
Психоанализ: эмоции – единственный материал, по которому мы можем судить о
потребностях и мотивах. это ключ к познанию мотивов. Аффективный комплекс
(психоанализ) – объединение в пределе любых деталий вызывающих аффект, т.е.
чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали. Фрейд: четыре
источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить). 1.
боязнь утраты желанного объекта; 2. боязнь утраты позитивного отношения со
стороны другого; 3. боязнь утраты себя (части себя); 4. боязнь утраты любви
к себе.
Теории эмоций в отечественной психологии
Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним
происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что
его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет
сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому,
что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к
объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или
отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными,
часто образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка,
возбуждение и подавленность.
Исходный момент. Определяющий природу и функцию эмоций: в эмоциональных
процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий,
совершающимися в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом
деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной
стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих
основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с
другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия
или противодействия.
Двойственное отношение эмоции потребности: эмоция – конкретная психическая
форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому,
что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет
доставляет нам удовлетворение или нет, и у нас рождается чувство по
отношению к нему (активно-пассивное взаимоотношения потребности и предмета:
потребность-эмоция-предмет или предмет-эмоция-потребность). Но человек
существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может быть
снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства
человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой
личности.
Эмоции и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой
деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой –
чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.
Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.
Деятельность на удовлетворение потребности – эмоция (отношение цели и
результата). Ход деятельности: предвидение критических точек – нарастание
напряжения – минуя точку – разрядка. Внутренняя противоречивость
деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.
Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.
1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда
относятся элементарные так называемые физические чувствования –
удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими
потребностями (окраска. Тон отдельного ощущения или выражение разлитого
органического самочувствия организма (беспредметная тоска)). Выражение
состояния организма. 2 Предметные чувства, соответствующие предметному
восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания
чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна
классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные. 3
Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного,
трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые
мировоззренческие установки личности.
Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.
Аффект: стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного
характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю
разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности
сознательной деятельности. Страсти – сильное, стоцкое, длительное чувство,
которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Характерное:
сила чувств, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов
личности, и его устойчивость. Страсть всегда выражается в
сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую
цель. В страсти ярко выражен волевоц момент стремления; страсть
представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в
нем преобладают над чувствованиями.
Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе
всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!).
это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка
личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства
(не знает причины ).
Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции
деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация,
воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.
К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и
чувства. Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные
переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и
висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически
наступившую ситуациюи в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу
события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта –
аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по
отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.
Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга,
Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение
афф. Ситуации – аффективный взрыв – терапевтические цела: канализация.
Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем
поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают
оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к
своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер:
способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не
наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или
воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт
шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).
Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического
обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором
объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение
устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на
сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному
человеку, до социальных чувств.
Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко
выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и
переживаний человека.
Эволюция эмоций. Эмоция охватывает весь организим. Роль приспособления
животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь
организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма,
эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного
воздействия на организм. Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и
физиологическая полезность эмоций. Жизнь=формирование потребностей + их
удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения –
своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных
границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка
каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная
эмоция – подкрепляющий фактор. Каков механизм создания положительной
эмоции. В основе представление о целостной физиологической архитектуре
любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.
Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие.
Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует
формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От
него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения
потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.
Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-
либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от
результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты
положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия.
Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация –
поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.
Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и
животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и
вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на
основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. // Э = f
(П, (Ин – Ис), …) // ,где Э эмоция, ее степень , качество и знак; П – сила
и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности
удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта,
Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения
потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в
данный момент.
Эмоции зависят и от других факторов: 1. Индивидуальные особенности
субъекта; 2. Фактор времени (развитие аффекта); 3. Качественные особенности
потребностей. Но все эти факторы обуславливают вариации эмоций,
необходимыми и достаточными являются два: потребность и вероятность ее
удовлетворения. Информация – это та, которая нужна для удовлетворения
потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания,
совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). Если Ин
больше, чем Ис – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены
отражательная и оценочная функции эмоций.
Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность
вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая функция эмоций (без вкусового
подкрепления (т.е. испытывания какого-то удовольствия) у крыс не выработали
инструментальный рефлекс у крыс (вводили пищу прямо в желудок), а нв морфин
выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние).
Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная
избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиений, подъем кровяного
давления и т.д.). в ситуации прагматической неопределенности, когда
неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на
энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного
обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность –
реагирование по принципу доминанты – способность отвечать одной и той же
реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют
все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в
себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется
путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации в памяти
энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.
При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения
(положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно
правилу П = Э/ (Ин – Ис). Стремление испытать положительную потребность –
поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе
этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог
бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14