Госэкзамены ответы
p>
8. «Я-концепция», её структура и становление в онтогенезе.

59. Самосознание. Я-концепция: структура, функция и развитие.
Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.
Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как
Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).
Попытки критериев выделения самосознания:
Бехтерев. Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.
Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-
3 года).
Чамата: самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные. Зарождение самосознания связано уже с внутриутробным периодом, важную роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности собственного тела.
Психоанализ. Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.
Кон, Шпрангер. Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.
Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Происхождение самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания: 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта единица – кнфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.
Важной категорией самосознания является поступок, как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению. Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г) вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.
Кант: сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: а) Я как субъект мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ
«Я». Образ «Я».
Розенберг. Образ «Я» состоит: 1. Наличное «Я» - каким индивид видит себя в настоящий момент; 2. Желаемое «Я» – каким бы он хотел себя видеть; 3.
Представляемое «Я» – каким он показывает себя другим. Вместе: образ «Я» и самосознание (как рефлексирующее «Я») образуют две стороны «Я». На этой основе «Я» выполняет свои главные функции: а) регулятивно – организующую – чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б)
Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации. (проблема адекватных и ложных самооценок).

Проблема “Я” и ее изучение в психологии. Самосознание личности.

Джемс:
3 части личности: составные эл-ты, чувства и эмоции, вызываемые ими
(самооценка), поступки, вызываемые ими (забота о себе, самосохранение).
1. Физическая личность – тело, одежда, домашний очаг, произведения труда.
Социальная – представление о человеке других (честь); разные стороны человека (как человек, как гос лицо).
Духовная – объединение духовных способностей и свойств.
Ядро личности – активность.
2. Самооценка – успехнеуспех.
3. Забота о себе и самосохранение (о физической – инстинкт; о социальной – любовь, дружба, внимание; о духовной – стремление к духовному прогрессу).
Самоуважение – успех притязание.
Иерархия личностей: физ – соц – духовная.

Д.А.Леонтьев:
Я: физическое, социальное, психологическое (черты, мотивы, потребности), ощущение себя объектом активности (пассивности),самооотношение, смысл Я – самооценка его проявление (всего 5 Я).
Самоуважение – отношение к себе со стороны и самопринятие – эмоц отношение к себе. Важно независимость от внешних оценок.
Ф-ия самоотношения – сигнализация (все ли нормально в жизни). Активность человека – поддержание + самооценки (или избежание -).
Слишком большое внимание к своему Я – признак неудачи в достижении жизненных целей.
Смысл бумеранга – цель (ее поражение), а не возвращение.

Бахтин – диалоги внутри персонажей (отличие Достоевского от Мушкетеров).
Бубер – диалог между личностью и Богом (поиск единства – начинается от греков, христианство, Ницше).
Выготский – диалог между культурой и природным (натуральным). Опосредование через знак, овладение натураьлным.

Самосознание – самооценка. Леонтьев: загонщик (отделение себя от ситуации).
Мухина: идентификация с Я-образом, именем, полом, наличие временной перспективы, положительная самооценка. Идентификация с этносом.
Самосознание – осознание себя в мире значений,

9. Как соотносятся личностный и профессиональный рост?


10. Психика как форма отображения действительности.

2. Специфика психического отражения: определения психики и сознания.
Основные классы психических явлений
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворения потребности в контактах с нею. Эти контакты в свою очередь по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели действительности.
Эмпирическое определение психики: психика - совокупность псих. явлений, составляющих внутренний мир человека (желания, познания, переживания, самосознания). Закрыл глаза - это психика (факторы внутреннего субъективного мира), а открыл - нет (за исключением случав когда, мы видим не сам объект, а его образ. Пример - человек смотрит на белый экран и видит некий образ объекта). Под псих. явлен. понимаются факторы внутреннего субъективного опыта, которые можно отнести к 4-м классам псих. явлений: 1. побуждения (мотивы, воля, ценности, нравственность). 2. самосознание
(знание о себе, оценка себя, локус контроля). 3. переживания (2 классиф. А. на основе связи с типом потребности: а) собств. эмоции - переживания, св. с удовлетворением базальных потребностей б) чувства - « - с вторичн. потребн.
Б. на основе их интенсивности и длительности: настроение, аффект, страсть - длит. и интесив.) 4. познание (А. чувственное познание - на ур. явлений с пом. орг. чувств; псих. явления мы воспринимаем с пом. рефлексии / отражения. Б. опосредованное познание / мышление - знание об объектах, хар- ках, кот. мы не наблюдаем; они не есть явления, т.к. мы их мыслим - пример вселенная = ее никто не видел, но есть теории о ней. В. память - общепсих. процесс, кот. есть и на эмоц. ур. - память на образы = представления Г. воображ-е - создан. образов несущ. объектов или с несущ. хар-ками Д. понимание - декодирование значений, данных в знаковых сис-мах).
Кроме этих общих сфер есть и индивидуальные особенности функционирования психики, объед. в опред. типы: 1. способности (познав. сфера), х-р
(мотивац. и самосозн.), темперамент (эмоц. сф.)
Фундаментальные св-ва психики
Псих. явления: 1. обладают длительностью, интенсивностью; 2. им. состояния возбуждения и разрядки. Кроме этих св-в у психики в целом есть еще ряд фундаментальных св-в:
1. Психика отлич. от не-психики (др. непсих. явлений) тем, что у др. явлений есть общие св-ва физические хар-ки: пространственные (трехмерность, объем) и энергетические (масса, вес, температура, проводимость), а у психики их нет. Т.е. нельзя спросить «сколько мм. составляет мое восприятие объекта А», «сколько граммов = мое представление доброты». Псих. явления не взаимод. физически и их нельзя преобраз. физически. Они могут взаим. только друг с другом., но только опосредовано, косвенно актуализируя одни явления можно влиять на другие.
2. Псих. образ от псих. отраж-я отлич. от других видов отражения - физического, фото, ИЗО, физиологического (нервная модель стимула - свет попад. на сетчатку и в зав. от хар-ки цвета завис. характер изменений электро-физ. процессов). Т.е. в этом образе есть и представление (образ) и материал, из кот. сделан образ. Псих. же отражение имеет только образ объекта, без материала, этого образа У нее есть только протяженность во времени (но не пространстве). Впервые это зафикс. Декарт: есть 2 субстанции: а) мышление (мир духа = образ объекта) и физ. мир (мир протяжения).
3. Субъективность / данность субъекту: психика дана только субъекту, носителю психики. Мы не можем видеть как видят другие тот же, что и мы объект. Мы не можем непосредственно набл. это, а затем сравнивать наш образ с образом другого.
4. Локализация психики: Пенфильд раздражал открытый мозг, локализируя определенные псих. ф-ции. Однако психики там не нашел, где нах. образ? Где локализуется психика? Некоторые говорят, что это вопрос не корректный, т.к. психика не имеет пространственной хар-ки. Леонтьев: психика сидит на объекте.
Уровни функционирования психики Все псих. явления функционируют на 2-х уровнях: сознательном и неосознаваемые. Могут быть неосознаваемые желания, ценности, переживания, познавательные явления (восприятие 25-го кадра), мышление (инсайт), эмоции (жить в стрессе). Док-ва: динамические стереотипы
(Павлов), сны (в нем могут р-ть все психические сферы), гипноз (внушение на подсознательном уровне - действия уже в осознанном).
Связь психики с другими явлениями Есть психические факты (псих. явления), а есть психологические (псих. + все явления , факты, которые могут сказать о псих. явлениях. Пример - видя плачь можно сказать, что-то о псих. явлениях.
Другие - почерк факт не психологический, но по нему можно сказать что-то психике).
Сознание / рефлексия - отражение субъективного мира, сопутствующее знание, способность знать, что есть психика, сознание, эмоции. Животные этого не знают. Мы можем о них говорить, сознательно конторлировать, организовывать.
Активность психики проявляется при отображении – преобразование физико- химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов; при побуждении – придает поведению энергию и стремительность; при исполнении программы – поиск и выбор вариантов. Возникает на определенном этапе биологической эволюции.
Отражение – изменение состояния объекта, которое начинает нести в себе следы другого объекта. Формы отражения: физическая, биологическая, психическая. 1.Физическое – прямой контакт 2. Биологическое – поддержание существования животного организма. Трансформация следов в определенные сигналы, на основе преобразования кот. возникает ответная реакция. 3.
Психическое – в результате возникает образ предмета (= чувственные, рациональные знания о мире). Особенности психического отражения: а) чисто субъективное образование; б) психическое является символом реальности; в) психическое отражение является более или менее правильным. Условия построения образа мира: а) взаимодействие с миром; б) Наличия органа отражения; в) полноценный контакт с обществом (для человека).

11. Речь и её развитие в онтогенезе.
Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования
Фердинанд де Соссюр (основатель лингвистики). Главное свойство языка – условность, произвольность знака. Знак заменяет предмет по своей чувственной форме, можно оперировать объектом без практического действия с ним. Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс использования языка. Их отличия: 1) язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Б) язык – система общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. 3) речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком. Типы речи: А. незнаковая(аффективная речь жив-ных). Б. знаковая: 1. внутренняя,
2. внешняя (устная - монолог и диалог; письменная)
Функции речи: 1. Коммуникативная - основная функция, 2. Экспрессивная - ею обязательно обладает аффективная речь, 3. Индикативная (указание на объект), 4. Номинативная (называние), 5. Сигнификативная (внутренняя сторона знака - значение), 6. Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания), 7. Планирование, 8. Регуляция действий,
(3) - (6) - функции внешней речи, (7), (8) - функции внутренней речи.
Особенности внутренней речи по сравнению с внешней: предикативность
(опускание подлежащего), сокращенность, фрагментарность, преобладание смысла над значением, тенденция к слипанию слов.
Эгоцентрическая речь. Ж.Пиаже впервые выделил феномен эгоцентрической речи.
Ее характеристики: она наблюдается у детей 2-6 лет (пик - 3 года). Это
«речь для себя». Она обрывочна, сокращенна, ее трудно понять в отрыве от контекста. По Пиаже, эгоцентрическая речь - это одно из проявлений эгоцентризма мышления. Эгоцентрическая речь есть озвучивание эгоцентрической мысли. Ранний Пиаже: эгоцентрическая речь - лишь аккомпанемент детской деятельности, она ничего в ней не меняет. Поздний
Пиаже согласился с Выготским в том, что эгоцентрическая речь возникает при затруднениях в деятельности. Пиаже считал эгоцентрическое мышление переходом от аутистического к реалистическому, рациональному. К 7-8 годам эгоц. речь исчезает. Исследования П. эгоц. речи: наблюдения за мальчиком в дет. доме и записывали все, что он говорил когда играл и т.п. Вывел соотношение эгоц. высказываний к общей сумме высказываний р-ка (40%).
Выготский: эгоцентрическая речь есть переходная речь от внешней
(социальной) к внутренней. Это озвученная внутренняя речь. Ее функция - ориентировка, осознание и преодоление препятствий, затруднений. Эгоц. речь является внешней по структуре, но внутренней по функции. Она не исчезает, но переходит полностью во внутренний план, становится внутренней речью.
Если Пиаже считал, что эгоц. речь -следствие недостаточной социализации изначально индивидуальной речи, то Выготский - что эгоц. речь возникает из недостаточной индивидуации изначально социальной речи. В подтверждение своей точки зрения Выготский приводит результаты экспериментов: при удалении иллюзии понимания (когда дети находились в коллективе детей- иностранцев или детей-глухонемых), при удалении коллективного монолога
(когда дети были на большом расстоянии друг от друга), а также препятствование вокализации (играла громкая музыка; говорить только шепотом) - то есть при редукции социальных составляющих - эгоцентрическая речь резко снижалась.

Значение слова как единица анализа речевого мышления. Генетические корни мышления и речи
Выготский рассматривает две основные тенденции в трактовке отношения мысли и слова: 1. их полное отождествление (нечего и изучать), 2. их полное разъединение (чисто внешняя механич. зависимость между ними). Необходимо пересмотреть эти отношения. Разлагать речевое мышление надо не на элементы, а на единицы, сохраняющие основные свойства целого. Такой единицей в речевом мышлении является внутренняя сторона слова - значение. Каждое слово
(его значение) есть скрытое обобщение. А обобщение - это акт мышления.
Значение слова есть речь и мышление одновременно, оно есть единица речевого мышления. Отсюда вытекает метод - метод изучения значений слов. Единица речи – слово. Психологическая сторона слова – значение. Значение слова есть единство не только мышления и речи, но и единство обобщения и общения, мышления и коммуникации. Отношение между мышлением и речью - величина переменная, оно качественно и количественно меняется в процессе развития. В филогенезе есть доречевое мышление и доинтеллектуальная речь. Док-ва - опыты Келера, Йеркса: антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь - совершенно в других (фонетика, эмоц. функция речи).
Внутреняя речь. Сравнение развития внутр. речи и мышления ребенка с развитием речи и интеллекта животных показывает, что первое является не прямым продолжением второго, но что меняется сам тип развития - из биологического он превращается в общественно-исторический. Речевое мышление есть общественно-историческая форма. Во внутренней речи значение отличается от смысла. Ребенок может освоить понятия (пользуется для себя) и продолжать пользоваться речевыми знаками. Значение слова задается определенным контекстом. “Значение задается внешним контекстом, который и надо присвоить”. Во внутренней речи значение слова может иметь смысл. Полан: смысл слова – совокупность всех возможных психологических содержаний, связанных со словом. Смысл слова шире значения. Может задаваться внутренним значением слова. Смыслы – резервы развития значений. Человек во внутренней речи порождает новые контексты использования слов, экспериментирует с ним.
Смыл здесь доминирует над значением. Проявления доминирования смысла над значением: 1) агглютинация – феномен слипания (например, “посторонним в.”).
2) феномен вливания (например, “мертвые души, “Анна Каренина”).
В онтогенезе: мышление ребенка проходит в своем развитии доречевую стадию.
Примерно в 2 года линии развития мышения и речи ребенка перекрещиваются, совпадают, после чего мышление становится речевым, а речь - интеллектуальной. Штерн ошибочно считал, что ребенок открывает символическую функцию речи (излишняя интеллектуализация), тогда как для ребенка слово выступает не как символ, а скорее как свойство предмета. 4 стадии развития речи и мышления в онтогенезе: 1. Примитивная, натуральная стадия. Доинтеллект. речь и доречевое мышление. 2. Стадия «наивной психологии». Овладение грамматическими структурами и формами без овладения логическими структурами и операциями. 3. Стадия внешнего знака, внешней операции. «Счет на пальцах», эгоцентрич. речь. 4. Стадия «вращивания».
Внешняя операция переходит внутрь, кардинально при этом меняясь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты