Госэкзамены ответы
p>17. Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи
– это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации :

1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы :

. Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом.

. Изменение себя, «стать как все».

. Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Таблица 2.1
|Период |Ведущая деятельность |Ведущая сторона |
| | |Социализации |
|1 |2 |3 |
|Младенчество |Эмоциональное общение|А – освоение норм |
|(0-1г.) – этап |со взрослыми |отношения между |
|«доверия к миру» | |людьми |
|1 |2 |3 |
|2. Раннее детство |Предметная |Б – усвоение |
|(1-3 г.) – этап |деятельность |общественно |
|«самостоятель-ности» | |выработанных способов|
| | |деятельности с |
| | |предметами |
|3. Дошкольное детство|Игра |А – освоение |
|(3-6-7 лет) – этап | |социальных ролей, |
|«выбора инициативы» | |взаимоотношений между|
| | |людьми |
|4. Младший школьный |Учебная деятельность |Б – освоение знаний, |
|возраст (6-11 лет) – | |развитие |
|этап «мастерства» | |интелектуально-познав|
| | |ательной сферы |
| | |личности |
|5. Подростковый |Общение со |А – освоение норм |
|(11-14 лет) |сверстниками |отношений между |
| | |людьми |
|6. Юношеский (14-18 |Учебно-профессиональн|Б – освоение |
|лет) – этап |ая деятельность |профессиональных |
|самоопределения «мир | |знаний, умений. |
|и я» | | |
|7. Поздняя юность |Трудовая |А,Б – освоение норм |
|(18-25 лет) – этап |деятельность, |отношений между |
|«человеческой |профессиональная |людьми и |
|близости» |учеба |профессионально- |
| | |трудовых умений |
|8. Этап человеческой | | |
|зрелости | | |

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.
Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и
«эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».
Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие
«автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое
«Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским , иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего- то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен.
Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» ( нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.

После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные – отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.
|+ окончательная форма эгоидентичности |
|Стадия 8 |
|«принятие себя, жизни», мудрость |
|старость |
|- разочарование в жизни |
|после 50 лет |
|+ творчество, любимая работа, |
|Стадия 7 |
|воспитание детей, забота о детях, |
|зрелость до |
|удовлетворенность жизнью |
|50 лет |
|- опустошенность, застой, регрессия |
|+ чувство близости, интимности, |
|Стадия 6 |
|единство с людьми, любовь |
|молодость от |
|- изоляция, одиночество |
|20 до 25 лет |
|+ цельная форма эгоидентичности, |
|находит свое «Я», верность себе, |
|Стадия 5 |
|признание себя людьми |
|юношеский от |
|диффузия идентичности, тревога, |
|11 до 20 лет |
|одиночество, инфантилизм, не нашел |
|свое «Я», непризнание людьми, |
|«путаница ролей», враждебность |
|+ уверенность в себе, компетентность |
|Стадия 4 |
|- неполноценность, неверие в свои силы |
|школьный от 6 до 11 лет |
|+ инициативность, целеустремленность, |
|Стадия 3 |
|активность, предприимчивость, |
|дошкольный |
|самостоятельность |
|возраст - пассивность, подражание образцам, |
|вина от 3 до 6 лет |
|+ автономия, самостоятельность, |
|Стадия 2 |
|опрятность, воля |
|ранний возраст |
|сомнение, стыд, зависимость от |
|от 1 до 3 лет |
|других |
|+ базальное доверие к миру, оптимизм, |
|Стадия 1 |
|стремление к жизни |
|младенчество |
|базальное недоверие к миру, пессимизм, |
|стремление к смерти |

Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает : «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».


18. Каковы способы определения мотивационного ядра выбора в системе межличностных отношений?


19. Развитие личности: движущие силы, периодизация.
Движущие силы и условия развития личности.
Асмолов:

Наследственность (Бах) и среда. 2-хфакторные теории: конвергенция факторов (Штерн) – личность – продукт соц среды и наследственных предиспозиций; конфронтация (Фрейд) – борьба между реальностью и удовольствиями (Сверх-Я и Оно); взаимодействие. Атрпоцентризм: человек – дуализм, изъятие человека из общества и природы.

Шелдон (эндо, мезо, экто) – типология.
Холл – теория рекапитуляции.
Человек – знаковое сущ-во, культура - текст. Искусственный мир – мир языка.

Гомеостатическая модель развития психики – стремление организма к равновесию (Фрейд, Пиаже). Понимание адаптации: преформизм (среда не влияет, актуализация – адаптация); эволюционистиский подход: адаптация – влияние сред (ламаркизм); внутр мутации и отбор; внеш и внутр факторы – 2-х факторная детерминация познавательного развития ребенка Пиаже.
Александер: отрицат эмоции у животных – избегание ситуации или борьба. У человека иначе:
1. Отрицат эмоции вредны (если подавлены, то еще хуже).
2. Нейтральные эмоции для адаптации лучше, чем отрицат.
3. Позитивные эмоции полезны – принцип удовольствия (Ротенберг).
Критика (Ротенберг):
1. Экстремальные ситуации – снижение болезней.
2. Болезнь достижения (успех – болезнь, потеря смысла).
Личность – качество, которое приобретается индивидом в обществе. Индивид целостен (общее для всех людей), индивид развивается путем адаптации.
Ананьев: индивидуальность – индивид + личность + субъект деят-ти.
Человек рождается беспомощным (закон развития общества).Мы-самость – сущ-е одной личности у 2 близнецов.
Личность – в системе общественных отношенй (совместная деят-ть – соц- историч система координат), но личность сама выбирает деят-ть – развитие.
Вопрос о детерминации человека животным неверен.
Индивид – база личности. Сначала соц-исторический образ жизни – источник развития, а потом – результат.
Свойства индивида определяю формально-динамический аспект поведения личности, оказывают влияние на становление личности при включении в деят- ть.
Мотивация развития индивидуальности:
Наличие движ сил развития личности: стремление к равновесию (Адлер,
Фестингер), к напряжению (Маслоу). Есть первоисточник развития личности; отсутствие общественно-исторических обусловленности; субъект подчинен цели, т.е. он – адаптивное сущ-во.
Советская психология: борьба противоположностей; источник развития – процесс движения деят-ти (Леонтьев, Рубинштейн).

Леонтьев:
Личность развивается в процессе освоения ведущей деят-ти. Личность – узел деятельностей. Личность – система мотивов. Внеш причины действуют через внутр условия.
Функциональная потребность – схема самодостаточна (причина самой себя).

Выготский, Леонтьев: Среда – источник развития. Ребенок не способен открыть человеч способов употребления предметов, средств общения и познания. Он не пассивно приспосабливается к окр миру, а активно присваивает достижения человечества, овладевает ими. Формирующиеся у чел-ка способности и ф-ции представляет собой психологич новообразования, по отношению к которым наследственные, прирожденные механизмы и процессы являются лишь необходимыми внутр (субъективн) условиями, делающими возможным их возникновение, но они не определяют ни их состава, ни их специфического качества. Способность логического мышления может быть только продуктом общественной практики человечества. Носители того, чем ребенок может овладеть – взрослые. Движущая сила развития ребенка – собственная деят-ть ребенка по овладению действительностью (она протекает под рук-вом взрослых, активна). Ведущая деят-ть (ребенок – взрослый; эл-ты окруж среды, которые – источник психического развития; изменения в психологии ребенка) – движущая сила развития.
Проблема периодизации развития в психологии личности.
Э.Эриксон
Развитие складывается из 3 процессов: соматического развития, развития сознательного “я” (изучается психологией) и социального развития (изучается общественными науками). На каждом новом этапе развития появляются новые явления и свойства. Переход со стадии на стадию сопровождается кризисом., который внешне напоминает патологические явления. Переход на новую фазу – только при разрешении противоречия, возникшего на старой фазе. 8 Фаз развития: 1)Орально-сенсорная, младенчество 0-1 (выработка “базового доверия/недоверия”) 2) Мышечно-анальная, раннее детство 1-3 (формирование чувства автономии/стыд, сомнение) 3)Локомоторно-генитальная, игровой возраст 3-6 (чувство инициативы/ чувство вины) 4)Латентная, школьный возраст 6-12 (трудолюбие/неполноценность) 5) Подростковая 12-19 (Эго- идентичность/ролевое смешение) 6) Ранняя зрелость 20-25
(интимность/изоляция 7) Средняя зрелость 24-64 (продуктивность/застой) 8)
Поздняя зрелость 65 - (Эго-интеграция/отчаяния). Сильные стороны: 1- надежда, 2- сила воли, 3-цель, 4-компетентность, 5-верность, 6-любовь, 7- забота, 8-мудрость.

Выготский:

Кризис новорожденности; младенчество 0,2 –1; кризис 1 года; раннее детство
1-3; кризис 3 лет; дошкольный возраст 3-7; кризис 7 лет; школьный возраст 8-
12; кризис 13 лет; пубертатный возраст 14-18; кризис 13 лет.

Особен-ти кризиса: неотчетливость границ (есть кульминация), трудновоспитуемость детей, конфликты, негативный процесс (“пустыня отрочества”).

Новое в схеме Выготского: 1. Введение в периодизацию критических возрастов,
2. Исключение эмбриональгого развития, 3. Исключение периода от 18 до зрелости. 4. Включение возраста полового созревания в число стабильных.

Периодизация морального развития по Колбергу. Три периода: преконвенционный
(стадии гетерономной морали: последствие, избегание наказания - тюрьма; инструментального индивидуализма/равноценного обмена: ты – мне, я – тебе; должен был украсть лекарство, потому как если бы у него был рак, то он бы хотел, чтобы кто-то украл и для него), конвенционный (взаимных ожиданий и взаимоотношений/межличностной конформности: цену назначить нельзя, не делай другому того, чего бы не пожелал себе; ориентации на соц закон и порядок: его долг спасти жену, но против закона идти неьлзя, надо вернуть деньги), постконвенционный (соц контракта – на основе учета прав личности: есть случаи, когда можно нарушать закон. Каждый сам оценивает результаты своих поступков; универсальных этических принципов: жизнь человека высшая ценность, кража оправдана). Пример – дилемма Хайнца.


20. Наследственность и среда в индивидуальном развитии.
Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодйствиями между наследственностью индивида и средой. Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями при опродотворении. Если меняется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может иметь как физичкские аномалии, так и серьёзную умственную отсталость. Однако если исключить такие патолтгические крайности, то наследственность допускает очень широкие развития поведния. Внутри же границ результаты процесса развития зависит от его внешне среды. Среда включает в себя сумму всех стимулов, на которые реагирует индивид с момента оплодотворения до смерти. Она включает в себя огромное разнообразие переменных, начиная от воздуха и пищи и кончая благоприятными условиями образования и отношениями товарищей.
Влияние среды начинает действовать ещё до рождения. Недостаток питания, ядовитые вещества и другие физические и химические условия пренатальной среды могут иметь глубокие и необратимые последствия как для физического, так и для умственного развития. Поэтому особенности, имеющиеся при рождении, часто неправильно называемые врождёнными, совсем необязательно должны быть наследственными. Например, умственная отсталость, возникшая в результате повредения мозга в раннем детстве, имеет органическую, а не наследственную природу.
Связь между наследственностью и вредой лучше всего может быть описана как взаимодействие. Это означает, что то или иной фактор среды будет по- разн0ому проявляться в зависимости от специфики наследственного материала, на который он действует. Например, количество и качество симфонических грампластинок, имеющихся в доме, будет оказывать сильное влияние на развития музыкального слуха ребёнка, но не окажет никакого влияния на глухого ребёнка. И наоборот, тот или иной наследственный фактор будет по- разному проявляться в различных условиях внешней среды. Два близнеца одного пола будут заметно отличаться друг т друга в весе, если одного из них систематически в течение шести месяцев перекармливать, а другого содержать на полуголодной диете.
Можно выделить три основных методов исследования действия факторов наследственности и среды на развитиие поведения: искусственная селекция по поведенческим признакая, варьирование условие воспитания и статистическое сисследование сходств и различий психологических черт в семье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты