Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников


На основании полученных данных можно составить представление об уровне взаимоотношений подростков в контрольном классе по тем же основаниям, по которым проводился анализ взаимоотношений подростков в контрольном классе.

К категории, условно обозначенную как «отверженные» и соответственно их статус в классе низкий относятся 63 % подростков (100 % : 30 чел. х 19 чел. = 63 %)

К категории, условно обозначенную как «приближенные » и имеющие удовлетворительный статус в классе относятся 22 % (100 % : 30 чел. х 7 чел. = 22% )

К категории, условно обозначенную как «звезды» и имеющие наиболее высокий статус в классе относится 7 % подростков (100 % : 30 чел. х 4 чел. = 15% ).

Таким образом, социометрия позволила выявить следующие особенности данного коллектива подростков. В данном классе большее количество подростков, относящихся к категории «звезды». Это подростки, обозначенные номерами 2, 5, 9, 30.

Количество «приближенных подростков» равно их количеству в экспериментальном классе, меньшее количество подростков, относящихся и к категории отверженные. В целом данный класс более структурирован, однако уровень взаимоотношений подростков в данном классе находится на низком уровне.

При этом можно отметить, что и в этом классе подростки, ориентированные на терминальные ценности являются лидерами.

Результаты исследования, полученные в контрольном и экспериментальном классах отражены на рисунке (см. рис. 2.2).

Рис. 2.2. - Социальный статус подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе экспериментальной работы


Таким образом, констатирующий этап экспериментальной работы показывает, что уровень развития эстетики поведения зависит от ценностных ориентаций подростков, напрямую связан с уровнем взаимоотношений в классе – подростки, ориентированные на терминальные ценности, обладающие более высоким развитием морально-нравственной сферы, являются уважаемыми и авторитетными членами классного коллектива, их социальный статус в коллективе выше, нежели у подростков, имеющих ориентацию на инструментальные ценности.


2.2 Разработка и внедрение социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальном классе


Подростковый возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этом возрасте возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, собеседника посредством включения подростков в деятельность по освоению культурных ценностей. Именно в период обучения в школе происходит формирование личности, которая учится жить в мире и согласии с окружающими людьми и с самим собой. Поэтому проблема поведения в обществе является актуальной для современных школьников. Это тем более важно, что в наше время зачастую нравственное развитие отстает от интеллектуального. Дети и взрослые страдают от эмоциональной неустойчивости, от неумения понимать окружающих, правильно выстраивать взаимоотношения.

В содержание образования входят знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие учебно-познавательную и производительную деятельность, а также готовность человека к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному. Этот компонент содержания образования особенно важен для современного общества: потенциальный член общества должен уметь самостоятельно оценивать себя и свои поступки, поступки других людей, принимать самостоятельные решения, касающиеся не только собственной деятельности и судьбы, но в определенной степени – и других людей.

Научить подростков нравственно–эстетическим отношениям между собой, дать навыки нравственно-эстетического поведения, учить строить добрые отношения с окружающими людьми: сверстниками, родителями, соседями, учителями – цель предлагаемой ниже программы.

Цели занятий:

·                     Познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

·                     Развитие коммуникативных способностей школьников и навыков позитивного общения.

Основные задачи:

·                     познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в общественных местах;

·                     сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

·                     сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

·                     формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Формы и методы организации работы: уроки - лекции, дискуссия, тренинговые упражнения.

Содержание социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков приведены ниже (см. табл. 2.5)


Таблица 2.5

Тематический план социально-педагогической работы по формированию норм эстетического поведения и общения у подростков

№ п\п


Блок 1. Навыки этикета


Содержание работы

1

Из истории этикета.

 Урок - лекция

2

Правила этикета при представлении. Церемонии.

Урок - лекция

3

Духовная поддержка. Этикетные выражения.

Урок - лекция Демонстрация слайдов

4

Поездка в гости и прием приезжих гостей.

Демонстрация слайдов

5

Дуэли и современные способы реакций на оскорбление.

Диспут

6

Твой стиль поведения.

Классный час (см. Приложение 2)

Блок 2 . Навыки позитивного общения

1

Осознание себя. Внимание к поведению других. Умение вести разговор.


1. Ритуал приветствия

2. Изучение правил поведения в группе

3. Упр. “Ласковое слово”

4. Упр. “Приятно сказать”

5. Упр. “Общий язык”

2

Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа с чувствами.


1.Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Слушаем молча”

4. Упр. “Значимые люди”

5. Упр. “Список чувств”

6. Упр. “Интонация”

7. Подведение итогов

3

Осознание проблем в отношениях с людьми

1.Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Мои проблемы”

4. Упр. “Какая рука горячее”

5. Упр. “Свое пространство”

6. Упр. “Не дыши в затылок”

7. Упр. “Разговор в парах на разных дистанциях”

4

Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.


1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе.

3. Упр. “Мотивы наших поступков”

4. Упр. “Чувства без слов”

5. Упр. “Благодарность без слов”

5

Чувство благодарности другим


1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Особые дары”

4. Упр. “Благодарность без слов”

6

Подведение итогов

Урок – дискуссия по правилам поведения и общения

 

Таким образом, предлагаемая нами программа является сжатой по времени (всего 12 занятий), но вместе с тем она позволяет комплексно воздействовать на нравственно–эстетическую строну развития личности, знакомя подростков с правилами этикета и формирую у них навыки позитивного общения.

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы


На контрольном этапе экспериментальной работы проводилась повторная диагностика подростков экспериментального и контрольного классов с целью выявления динамики в развитии эстетики их поведения, изменений в ценностных ориентациях, взаимоотношений в классном коллективе.

Результаты диагностики ценностных ориентаций подростков экспериментального и контрольного классов с использованием методики М. Рокича приведены в таблице (см. табл. 2.6).


Таблица 2.6

Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича в экспериментальном и контрольном классах на контрольном этапе экспериментальной работы

Ценности

 Количество учащихся

Экспериментальный класс

 Контрольный класс

Инструментальные

22 человека

26 человек


Терминальные


8 человек


4 человек


Полученные результаты показывают, что в экспериментальном классе после формирующего этапа экспериментальной работы 75 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 30 чел. х 22 чел. = 75 %) и только 7 % (100 % : 30 чел. х 8 чел. = 25 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.

Таким образом, можно утверждать, что в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика в развитии морально – нравственной сферы подростков, что благотворно влияет и на формирование норм эстетического поведения

В контрольном классе показатели развития эстетики поведения, ценностных ориентаций и уровня развития морально – нравственной сферы остались на прежнем уровне. В классе 85 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 30 чел. х 26 чел. = 85 %) и только 15 %(100 % : 30 чел. х 4 чел. = 15 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.

Динамика развития структуры ценностных ориентаций подростков экспериментального и контрольного классов на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы представлена на рисунке (см. рис. 2.3)


Рисунок 2.3 Структура ценностных ориентаций подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы


Позитивная динамика в развитии норм эстетики поведения, изменений в структуре ценностных ориентаций подростков экспериментальной группы привели и к изменению состояния взаимоотношений между подростками в данном классе, что отражено в таблице (см. табл. 2.7)


Таблица 2.7

Результаты изучения взаимоотношений подростков экспериментального и контрольного классов с помощью методики социометрии на контрольном этапе эксперимента

Социальный статус

Количество учащихся

Экспериментальный класс

 Контрольный класс

«Звезды»

7

4

«Приближенные»

17

7

«Отверженные»

6

19


Как видно из данных таблицы, если в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика во взаимоотношениях подростков, то в контрольном классе данные показатели остались на прежнем уровне.

На основании полученных данных можно составить представление об уровне взаимоотношений подростков в экспериментальном классе на контрольном этапе экспериментальной работы

К категории, условно обозначенную как «отверженные» и соответственно их статус в классе низкий относятся 20 % подростков (100 % : 30 чел. х 6 чел. = 20 %)

К категории, условно обозначенную как «приближенные » и имеющие удовлетворительный статус в классе относятся 55 % (100 % : 30 чел. х 17 чел. = 55% )

К категории, условно обозначенную как «звезды» и имеющие наиболее высокий статус в классе относится 25 % подростков (100 % : 30 чел. х 8 чел. = 25% ).

Результаты исследования, полученные в контрольном и экспериментальном классах, отражены на рисунке (см. рис. 2.4.).


Рис. 2.4. Социальный статус подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы


Таким образом, после проведения формирующего этапа экспериментальной работы в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика в уровне взаимоотношений подростков.

Социальный статус вырос у большинства подростков, увеличилось количество подростков с высоким и средним социальным статусом, значительно снизилось количество подростков с низким социальным статусом.

При этом уровень развития исследуемых показателей в контрольном классе остался на прежнем уровне

Таких результатов нам удалось достичь благодаря целенаправленной работе по формированию эстетических навыков поведения подростков, что повлияло на изменение их ценностных ориентаций и повысило уровень социальных взаимоотношений между подростками, психолого-социальный климат в данном классе.

Исходя из вышесказанного можно говорить о том, что современные социально-педагогические технологии, комплексный подход к проблеме эстетического воспитания, основанный на принципах личностно-ориентированной педагогики, могут в значительной степени повысить эффективность межличностного общения в коллективе подростков старшего школьного возраста

 


Выводы


Таким образом, данное исследование ставило своей целью теоретический анализ проблемы влияния эстетических норм на межличностные отношения старших подростков, разработку социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков экспериментальную проверку гипотезы о том, что современные социально-педагогические технологии, комплексный подход к проблеме эстетического воспитания, основанный на принципах личностно-ориентированной педагогики, могут в значительной степени повысить эффективность межличностного общения в коллективе подростков старшего школьного возраста.

В первой части данной работы нами рассматривалась социально-педагогическая проблема формирование эстетики поведения и общения у подростков, нормализации отношений в подростковой среде.

В данном раздела работы, на основе анализа литературных первоисточников, нами было установлено, что эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания.

Эстетическое воспитание формирует у подрастающего поколения эстетические вкусы и идеалы, эстетическое отношение человека к действительности и к искусству, развивает потребность строить жизнь по законам красоты.

Эстетическое воспитание учащихся, правдиво и ярко отражая те или иные явления действительности, способствует глубокому их познанию, расширению круга представлений, формированию познавательных интересов. В то же время сам учебный процесс заключает большие возможности и для эстетического развития школьников.

Социально-педагогический подход к проблеме эстетического воспитания требует понимания социальных и педагогических принципов и содержательной сущности воспитания, которая базируется на смыслозначимых ценностных основаниях человеческой жизни и жизни общества. Отсюда первоочередная задача современного социального педагога - создание эстетического поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы эстетического воспитания подростков, разработки его социально-педагогических оснований.

В этой связи нами было отмечено, что подросток, поведение которого оценивается эстетической категорией «безобразное» едва ли сможет занять достойное место в коллективе сверстников.

Неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются причиной нарушения общения со сверстниками.

Нами было установлено, что эстетическое воспитание как социально-педагогической деятельности, будет эффективной, если будет основана на глубоком изучении личности подростков, поскольку именно индивидуальные черты могут как способствовать, так и препятствовать восприятию прекрасного и неприятию безобразного подростками

При этом важнейшим фактором требующим изучения являются ценностные ориентации подростков, определяющих эстетическую форму их поведения, модели общения.

В работе отмечено, что эстетическое восприятие мира подростками, основано на их ценностных ориентациях, поскольку ценности, которым привержен тот или иной подросток являются ведущими факторами формирования стиля поведения, который непосредственно определяет его эстетику.

Ценностные ориентации подростков отражают, по сути, его модель поведения в обществе, которая основана на социально-психологических установках, выработанных личностью в процессе воспитания и самовоспитания.

Что касается форм эстетического воспитания, то мы установили, что в наши дни эстетическое воспитание в массовой практике базируется в основном на традиционных формах просвещения, укоренившихся в образовательных учреждениях ещё в семидесятые годы. Основной метод этих форм - беседа с оживляющими её построение различными методическими приёмами: рассматривание картин, включение художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций, декламации.

Используется также и эстетическое воспитание через общение с природой, через физическую культуру, эстетическое воспитание происходит и в труде.

Было определено, что наличие в образовательных учреждениях эстетической системы воспитания, направленной на формирование навыков общения у подростков во многом определяет успешность иных средств и форм социально-педагогического воздействия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты