На основании полученных данных можно составить представление об уровне взаимоотношений подростков в экспериментальном классе.
Подросток, набравший от 0 до 4 баллов относится к категории имеющей низкий личностный статус в группе , условно обозначенную как «отверженные».
Подросток, набравший от 5 до 9 баллов относится к категории имеющей удовлетворительный статус в группе, условно обозначенную как «приближенные».
Подростки, набравшие свыше 9 баллов относится к категории к категории имеющей высокий статус, условно обозначенную как «звезды».
Таким образом, в данном классе наблюдается следующая ситуация:
К категории, условно обозначенную как «отверженные» и соответственно их статус в классе низкий относятся 71 % подростков
100 % : 30 чел. х 21 чел. = 70 %
К категории, условно обозначенную как «приближенные» и имеющие удовлетворительный статус в классе относятся 22 % :
100 % : 30 чел. х 7 чел. = 22%
К категории, условно обозначенную как «звезды» и имеющие наиболее высокий статус в классе относится 7 % подростков:
100 % : 30 чел. х 2 чел. = 7% .
Таким образом, социометрия позволила выявить следующие особенности данного коллектива подростков. Безусловными лидерами в классе, являются подростки, обозначенные нами номерами 10 и 14, при этом сравнение двух методик показывает, что данные подростки придерживаются терминальных ценностных ориентаций, что говорит о более высоком уровне развития их морально – нравственных качеств по сравнению со сверстниками, более эстетически развитой манере и стиле поведения.
Вокруг этих лидеров сложилась неформальная группа, которая является костяком данного класса и в наибольшей степени влияет на классный коллектив.
Большая половина данного класса не входит в данную группу, очень слабо структурирована и дезорганизована.
В целом можно сказать, что в классе отсутствует единый коллектив и он представляет собой слабоорганизованную социальную и педагогическую структуру.
Таблица 2.4
Результаты изучения взаимоотношений подростков контрольного класса с помощью методики социометрии на констатирующем этапе эксперимента
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Всего |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
11 |
3 |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
5 |
4 |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
5 |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
11 |
6 |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
8 |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
9 |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
12 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
11 |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
7 |
12 |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
13 |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
15 |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
16 |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
18 |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
7 |
19 |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
20 |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
5 |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
22 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
23 |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
26 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
||
27 |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
||
28 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
||
29 |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
4 |
||
30 |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
13 |