Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников

Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников»


План

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИКИ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ, НОРМАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков

1.2 Влияние уровня сформированности норм эстетического поведения у подростка на его положение в коллективе

1.3 Социально–педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраста

ГЛАВА ІІ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Диагностика уровня развития эстетических норм и особенностей межличностных отношений подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе экспериментальной работы

2.2 Разработка и внедрение социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальном классе

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ


Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы целеполагания в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся.

В этой связи назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить эстетические нормы и ценности, которые во многом определяют важнейшие процессы, происходящие в подростковом коллективе, в том числе и процессы межличностной коммуникации.

Эстетическое воспитание подростков на сегодня является важнейшей социально-педагогической задачей.

Эстетика – целостная система научного знания, которой присуща стройная структура, включающая три основные раздела:

- о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности (продукты производства, явления природы, человек, художественные ценности и т.п.);

- о природе эстетического сознания и его формах (эстетические чувства, идеалы, вкусы, взгляды и теории);

- о природе эстетической деятельности и ее видах (художественное конструирование или дизайн, художественное творчество, эстетическое воспитание.).

Эстетическое отношение – это ценностное отношение личности к окружающему миру.

Эстетическое означает тип отношения человека к действительности, которое есть ценностное, оценочное, личностное, индивидуальное, чувственное. В процессе реализации этого отношения осуществляется оценка личностью форм бытия, которые она воспринимает посредством своих чувств. Субъектом эстетической оценки могут выступать личность, социальная группа (семья, коллектив) общество и человечество в целом.

Осмысление основных типов эстетического отношения к действительности отразилось в основных эстетических категориях: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, осмысление которых в подростковом возрасте в значительной степени способствует нормализации отношений в коллективе.

«Надо помочь ребенку через искусство, – указывала Н. К. Крупская, – глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний, жизни» [21, с. 123].

Макаренко определил значение эстетики в воспитании человека формулой столь же краткой, сколь и глубокой: «Бить на красоту - это значит бить наверняка».

Особенное значение в организации красивой жизни детского коллектива имеют традиции, которые к тому же необычайно способствуют и слиянию всего коллектива в одно целое. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция», – говорил Макаренко, – и накопление традиций - «чрезвычайно важная задача воспитательной работы» [25, с. 499].

В. А. Сухомлинский считал, что «воспитание, основанное на законах красоты во многом облегчает процесс формирования гуманной личности, способной к творческой деятельности» [52, с. 227].

Большинство современных исследований в данной предметной области так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков положение в коллективе, основано на усвоением им эстетических норм и правил поведения.

Об этом в частности говорит А. В. Мудрик, определяя, что «сформированность навыков общения и поведения, основанных на осознании фундаментальных принципов межличностной коммуникации, в немалой степени влияет на статус подростков в группе» [34, с. 67].

Л.И. Белозерова рассматривает навыки общение как «важнейшую составную часть социализации личности, определяя положение личности в коллективе» [7, с. 65].

Попытку интегрировать в рамках единой концепции различные социально-психологические подходы к проблеме общения предприняла Г.М. Андреева. Характеризуя общение, она выделила в нем четыре взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся), перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания) и морально-эстетическую строну общения (процесс усвоения норм общения и их реализация в процессе общения) [2, с. 59].

Вместе с тем на сегодня наблюдается противоречие между требованиями к формированию эстетической культуры личности современного подростка, определяющую межличностные отношения, положение подростка в коллективе, и тенденцией к снижению уровня развития эстетической культуры, что определяет актуальность темы «Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников».

Таким образом, целью данного исследования является теоретический анализ проблемы влияния эстетических норм на межличностные отношения старших подростков, разработка и экспериментальная проверка эффективности социально – педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальных классах.

Объект исследования – межличностные отношения подростков старшего школьного возраста.

Предмет исследования – влияние уровня сформированности эстетических норм на межличностные отношения старших школьников

В задачи исследования входит рассмотрение вопросов, связанных с проблемой формирование эстетических норм и нормализации отношений в подростковой среде с точки зрения современной социальной педагогики, экспериментальная проверка влияния уровня сформированности эстетических норм на межличностные отношения подростков старшего школьного возраста, разработка рекомендаций по формированию норм эстетического поведения в процессе социально-педагогической работы с подростками старшего школьного возраста.

Гипотезой исследования выступает предположение, что современные социально-педагогические технологии, комплексный подход к проблеме эстетического воспитания, основанный на принципах личностно-ориентированной педагогики, могут в значительной степени повысить эффективность межличностного общения в коллективе подростков старшего школьного возраста

В данном исследовании использовались методы:

1) Анализа и синтеза при исследовании теоретических аспектов в эстетического воспитания подростков.

2) Методы социально-педагогической диагностики с использованием теста ценностных ориентаций М. Рокича, методики социометрии, а также методов математической статистики в экспериментальной части данной работы.

Методологической базой исследования являлись труды по эстетике и этике (P.Т. Апресян, Л.А. Верб, Т.И. Коваль, Б.Т. Лихачев, Э.И. Медведь, И. Л. Мухин и др), социальной педагогике (Т.В. Лодкина, А.К. Лукина, А.В Мудрик и др.), социальной психологии (Н.М. Аракелов, Э.Ф. Жариков, И.С. Зеер, И. С. Кон и др) и методики формирования навыков общения (П. И. Соколова, В. П. Петрунек, А.М.Прихожан, А.В.Толстых и др.).

Научная новизна исследования обусловлена тем фактом, что в нем объединены разрозненные сведения по проблеме влияния эстетических норм на межличностные отношения старших школьников, изложен социально-педагогический подход к решению данной проблемы.

Практическая ценность исследования заключается в том, что в нем разработана и экспериментально апробирована социально-педагогическая программа формирования норм эстетического поведения и общения у подростков старшего школьного возраста, способствующая нормализации межличностного общения в коллективе подростков.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, выводов, списка использованной литературы и занимает 71 страницу.

 


ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИКИ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ, НОРМАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

1.1 Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков

 

Современное образование, как один из социально-культурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, когда воспитание человека как носителя эстетических ценностей, норм и правил приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся бездуховностью общества, ростом прагматических тенденций во взаимоотношениях людей, снижением уровня нравственности и многими другими причинами, которые в той или иной степени влияют на уровень общественных отношений.

Отсюда, прежде всего, ставится задача воспитания современного подрастающего поколения в духе гармонии между интересами личности и общества, чему в немалой степени способствует эстетическое воспитание, являющееся тем стержнем, вокруг которого формируются представления личности о красоте как фундаментальной категории человеческого бытия.

Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания [34, с. 25].

Эстетическое воспитание формирует у подрастающего поколения эстетические вкусы и идеалы, эстетическое отношение человека к действительности и к искусству, развивает потребность строить жизнь по законам красоты. Человек утверждается в предметном мире не только посредством мышления, а через посредство всех чувств. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом ведущая роль.

Источник эстетических переживаний находится вне сознания человека, в реальном, объективном мире. Чувство прекрасного – это субъективное отражение в психике объективных свойств действительности. Прекрасное в действительности (в природе, в человеческих отношениях, в искусстве) вызывает у людей соответствующие эстетические переживания.

Современная эстетика утверждает, что подлинная красота обеспечивается единством содержания и формы. Самая совершенная форма при убогом содержании не может вызвать эстетическую удовлетворенность [34, с. 30].

«Под красотой, – указывал Горький, – понимается такое сочетание различных материалов,— а также звуков, красок, слов, – которое придает созданному – сработанному – человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностью к творчеству» [11, с. 299].

Чрезвычайно важным в эстетическом воспитании является решение познавательных, общеобразовательных задач, а также развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, в художественном творчестве и в человеческих отношениях.

Наличие устойчивых нравственных представлений и понятий у школьников способствует правильной оценке ими эстетических качеств произведений искусства и жизненных явлений, служит важной предпосылкой эстетического развития молодежи.

Эстетика все больше и больше выходит за пределы искусства и вторгается во все области жизни. Очевидно, что эстетическое воспитание не может ограничиваться художественным образованием. Последнее имеет в виду лишь приобщение детей и подростков к тем или иным видам искусства. Эстетическое же воспитание расширяет границы эстетического развития детей, охватывая и все стороны действительности: природу, домашнюю обстановку, школьную среду, трудовую деятельность, общественную работу и др. [34, с. 34].

Эстетическое воспитание учащихся, правдиво и ярко отражая те или иные явления действительности, способствует глубокому их познанию, расширению круга представлений, формированию познавательных интересов. В то же время изучение детьми основ наук, учебный процесс заключает большие возможности и для эстетического развития школьников. Эта задача решается содержанием учебных дисциплин: биология и физическая география, изучая явления природы, фиксируют внимание учащихся на их красотах; на уроках истории школьники овладевают знанием развития искусства и культуры, их исторической и классовой обусловленности и т. д. Большое значение имеет иллюстрирование на уроке определенных положений той или иной дисциплины средствами искусства (картины, кинофильмы, видеозаписи). На каждом учебном занятии, по любому школьному предмету имеются огромные возможности эстетического воспитания: красотой логики доказательств и рассуждений, четкой структурой урока, выразительностью речи учителя, аккуратностью выполнения записей, рисунков и чертежей на доске, эстетичностью в оформлении демонстраций и других наглядных пособий, пресечением неряшливости и безвкусицы во внешнем виде учеников [22, с. 58].

Многообразны формы внеклассной работы, решающие задачи эстетического воспитания. Это кружки художественной самодеятельности, утренники и вечера, праздники песни и танца, фестивали искусств, выставки, лекции-концерты, экскурсии и походы, посещение театра и кино. Большое развитие получают организованные при клубах или в школах молодежные университеты культуры и клубы любителей искусств.

Немалое влияние на эстетическое развитие детей и подростков оказывает среда, в которой они живут и учатся (красота в быту, в школьной обстановке) [22, с. 60].

Социально-педагогический подход к проблеме эстетического воспитания требует понимания социальных и педагогических принципов и содержательной сущности воспитания, которая базируется на смыслозначимых ценностных основаниях человеческой жизни и жизни общества. Эти основания отрабатывались веками и при богатом разнообразии критериальных подходов и заявленных приоритетов, тем не менее сводятся к нравственным постулатам, утверждающим жизнь и человека наивысшей ценностью, а всё значимое для развития личности основополагающим смыслом.

Эти постулаты отражали нравственное значение и достоинство личности, её ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном относительно своего Я, нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности. В основе его лежит моральный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае [28, с. 18].

Достигается это воспитанием, где выбор может рассматриваться как метод познания и личностного осознания школьником социальных процессов и нравственно-эстетических отношений. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты определяют жизненные позиции личности, поэтому важно то субъектное основание жизненных смыслов, которое ученик вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, опробование в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром.

В таком контексте воспитание ведет к постижению и принятию школьниками ценностных, смыслозначимых оснований человеческой жизни. Такое осмысление становится педагогически значимой задачей нравственно-эстетического воспитания, необходимого и востребованного современной школой.

Эстетика, аккумулируя различные проблемы человеческого бытия, может сконцентрировать педагогические усилия учителей и потенциальные резервы школьного учреждения на реализации эффективных путей гуманистического воспитания учащихся, формировании их нравственно ценных ориентиров, актуализации духовного потенциала, эстетической культуры личности. Она может стать неистощимым источником нравственного осмысления жизни человека, его бытования в обществе, становления человеческого Я, осознания его ценности через познание сущности эстетических понятий, погружение в историю эстетических учений, диалог эпох и культур [28, с. 89].

Специальные исследования и педагогический опыт показали, что сегодня назрела необходимость органичного включения в учебно-воспитательный процесс школы системы эстетического воспитания подростков, несущей гуманистические основы общечеловеческих ценностей, их жизненно смысловые аспекты. Это становится на сегодня одним из важнейших педагогических оснований и принципов воспитательной политики государства и требует специально выделенного времени в базовых основаниях школы и специальных усилий педагогического коллектива.

Значимость эстетического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.

Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной социальной педагогике необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:

- Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

- Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

- Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

- Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека

- Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

- Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе [24, с. 19-20].

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты