Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников

Культура чувств - умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.

Способность к нравственному усилию как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.

Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению [14, с. 112].

Эстетическое воспитание подростков должно строится на фундаментальных педагогических принципах:

1) Взаимосвязь и взаимодействие знания - чувства - поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися эстетических знаний как эмоциональный фактор личностного развития школьников, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления школьников и формирования смысловых значений в их субъектном определении картины мира, обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития школьников [19, с. 34].

2) Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и учащихся как основной принцип всей воспитательной политики школы. Он выступает побудительной основой самоопределения школьников, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога – эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного, не догматичного мышления

3) Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики [19, с. 36].

Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры эстетического воспитания.

Также можно выделить направления в организации эстетической воспитательной деятельности:

1) Организацию разностороннего позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения;

2) Создание педагогических условий, формирующих моральную устойчивость школьников средствами эстетического воспитания;

3) Развитие потребностной и эмоциональной сферы учащихся в нравственно-духовном контексте, формирование нравственно ориентированной мотивации, основанной на осознании категорий «прекрасное и «безобразное»

4) Повышение статуса методов воспитания, ориентированных на его субъектное основание, самооценку, самоанализ, самоопределение учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, выводящих на потребность самовоспитания и самосовершенствования [51, с. 87].

В этом педагогический корень эстетического воспитания и его непрерывности. В соответствии с этим в воспитательной политике образовательного учреждения важен, прежде всего, системный подход, ведущий к целостному позитивному развитию школьников, формированию эстетических взглядов, воспитанию нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров. Значимо воспитание социального и гражданского иммунитета ребёнка ко всему деструктивному, выпадающему из эстетического поля жизнедеятельности людей.

Отсюда первоочередная задача современного социального педагога - создание эстетического поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы эстетического воспитания подростков, разработки его социально-педагогических оснований.

 


1.2 Влияние уровня сформированности норм эстетического поведения у подростка на его положение в коллективе


Безусловным является тот факт, что степень сформированности норм эстетического поведения у подростка влияет на его положение в коллективе.

Такое положение дел объясняется тем, что именно эстетика формирует у подростка определенные нормы поведения, основанные на фундаментальных эстетических категориях.

Секрет красоты – это секрет жизни. Разгадать его – значит понять истоки человеческого бытия.

Прекрасное – это высшая эстетическая ценность, которая рождается, когда формы окружающей нас реальности совпадают с нашими представлениями о совершенстве или о том, что способствует совершенствованию жизни.

Прекрасное как категория эстетики обладает особенностями:

1.                 объективная основа прекрасного отражена в так называемых законах красоты: законах симметрии, меры, гармонии, ритма и т.д.;

2.                 прекрасное имеет конкретно-исторический характер;

3.                 представления о прекрасном зависит от образа жизни. Например, изящество и утонченность дворянок у крестьян воспринимались как признак болезни, слабости;

4.                 идеал прекрасного определяется особенностями национальной культуры. Красивая девушка на Востоке сравнивается с луной, а у славян – с березой;

5.                 представления о прекрасном обусловливается уровнем индивидуальной, личностной культуры, особенностями эстетических вкусов, обычаев, способов эстетического воспитания в семье, в ближайшем окружении;

6.                 прекрасное имеет специфическое проявление в разных сферах действительности. Говоря о прекрасном в природе мы имеем в виду прежде всего форму ее явлений. В человеке как прекрасное мы оцениваем его внешний вид, поведение, внутренний мир, результаты его деятельности. Человечество выработало особую форму духовной жизни – искусство [34, с. 125].

Безобразное – антипод, противоположность прекрасного. Эта категория обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отображает невозможность или отсутствие совершенства. Безобразное имеет с прекрасным диалектическую связь. Эта связь проявляется в нескольких аспектах:

1.                 безобразное в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала;

2.                 прекрасное и безобразное – это периоды развития одного и того же явления, процесса. Явно это прослеживается в природе. Слова шекспировского Гамлета о том, что даже такое божество как Солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Шекспир считал такое превращение свойством природы и общества;

3.                 прекрасное и безобразное относительны. Еще Гераклит мудро заметил: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом… Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте и по всему остальному» [34, с. 132].

Различают внешнее проявление безобразного - гниение, болезнь, распад – и внутреннее. Относительно человека – это моральное разложение, моральная деградация.

Соответственно можно говорить о том, что подросток, поведение которого оценивается категорией «безобразное» едва ли сможет занять достойное место в коллективе сверстников.

Замечено, что грубые подростки, подростки склонные к агрессии, подростки не умеющие вести себя в коллективе сверстников, нередко становятся в коллективе в положение отверженных, межличностные отношения в к их в коллективе – конфликтные, в то время, как подростки, у которых сформирована эстетическая сторона общения, являются лидерами коллектива, занимают в нем достойное положение пользуются уважением товарищей [39, с. 231].

Таким образом, процесс определения места того или иного подростка в коллективе сверстников можно определить следующим образом: воспитания эстетических норм - этичное поведение – эффективное общение, позитивные межличностные взаимоотношения – достойное место в коллективе.

Поведение подростка демонстрирует богатство его чувств, неосознанные привычки и нормы, выработанные под влиянием определенного сообщества людей (семьей, учебным или трудовым коллективом и т. д.). Эти выработанные нормы и привычки - накопленный человечеством опыт приспособления к природной и социальной среде, - передающийся от поколения к поколению в виде традиций, обрядов, обычаев и т.д.

Привычки и нормы поведения индивидов, объединяющихся в определенные социальные общности, обязательно дополняются этническими, национальными, социально-групповыми и расовыми особенностями, сложившимися в глубокой древности под воздействием природно-климатических условий существования различных племен и родов.

Может быть, этим и определяется сложность рассмотрения проблемы поведения человека в эстетике. Философия рассматривает поведение просто как присущее всем живым существам взаимодействие с окружающей средой. Правила этики требуют, чтобы поведение человека соответствовало выработанным нормам и моральным принципам. А эстетика рассматривает все невероятное многообразие жизненных ситуаций и способность человека приспособиться к ним с точки зрения ценности поведения индивида или группы людей, их представлений о добре, чести, достоинстве, благородстве, совершенстве, гармонии и красоте и т. п. и подразумевает удовлетворение человека от взаимодействия с окружающей средой, достижение эмоциональной комфортности обеими взаимодействующими сторонами, если речь идет о подростках - субъектах взаимодействия.

В социальной педагогике все формы взаимодействия рассматриваются как психосоциальные системы, обеспечивающие взаимодействие людей.

А. В. Мудрик предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения при этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных законов и отношений), а общение – его индивидуализированные формы». [32, с. 91]

Кроме того, А.В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, определяющие способности к организации общения: соответствующая особенность мышления, свободное владение речью, общительность, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения — ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации. [32, с. 78]

Таким образом, следуя за определением А. В. Мудрик, можно говорить, что такие качества личности как свободное владение речью, общительность, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения, воспитываются именно в процессе формирования эстетических норм у подростков.

Одна из основных проблем подросткового возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей [35, с. 60].

Неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются причиной нарушения общения со сверстниками.

При этом, говоря об эстетическом воспитании как социально-педагогической деятельности, необходимо четко понимать, что такая работа будет эффективной, если будет основана на глубоком изучении личности подростков, поскольку именно индивидуальные черты могут как способствовать, так и препятствовать восприятию прекрасного и неприятию безобразного подростками

Эстетическое восприятие мира подростками, основано на их ценностных ориентациях, поскольку, ценности, которым привержен тот или иной подростка являются ведущими фактором формирования стиля поведения, которая непосредственно определяет его эстетику.

Ценностные ориентации подростков отражают, по сути, его модель поведения в обществе, которая основана на социально-психологических установках, выработанных личностью в процессе воспитания и самовоспитания.

Ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях.

На низшем уровне располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей.

Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду.

Третий уровень системы диспозиций - базовые социальные установки - отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека.

Высший уровень диспозиций личности представляет собой систему ее ценностных ориентации, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения.

Каждый уровень системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациях общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определенном типе общества в целом. Отдельные уровни системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Таким образом, можно сделать вывод, что ценности определяют эстетику поведения личности в обществе, общее состояние развития морально – этической сферы личности .

В ходе исследования смысложизненных ценностей подростков, проведенного В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз было установлено, что такие эстетические ценности как красота, сдержанность, вежливость, правдивость не являются характерными для подростков. Их отношение к правде, красоте и, что особенно настораживает, к жизни — весьма неоднозначное. 71% респондентов считают, что «не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение». Для 77% красота не является той ценностью, которая важна в нашем обществе, «спасти мир» сегодня не могут ни правда, ни красота. [3, с. 103].

Полученные исследователем данные позволили ей сделать вывод о том, что изменение в структуре ценностных ориентаций подростков непосредственно ведет к изменению их манер поведения, они становятся более агрессивными, конфликтными, эстетика поведения уходит на второй план и становится невостребованной сферой самовоспитания личности.

В этой связи можно говорить о том, что изменяя ценностные ориентации подростков возможно позитивно влиять и на эстетику их поведения.

В качестве еще одной категории ценностных представлений выделяют ценностные идеалы. Сочетание "ценностные идеалы" на первый взгляд напоминает тавтологию, поскольку при построении определения ценности как таковой мы опирались на понятие "идеал". Смысл понятия ценностных идеалов состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. Ценностные идеалы, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего "Я", выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении).

Наряду с ценностными идеалами можно также говорить о ценностной перспективе, которая отражает представления человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и является своеобразной промежуточной точкой между ценностным ориентирами и ценностными идеалами. Существует и ценностная ретроспектива - представления субъекта о своих ценностях какое-то время тому назад.

В целом что проблема нравственно-ценностных ориентаций подростков представляет собой важнейшую область современной социальной педагогики в контексте требований общества к личности и социальному поведению индивида в социуме, социального статуса подростков в коллективе.

К сожалению, в каждом классе есть изолированные ребята, их процент достаточно велик. Как правило, это дети с неадекватным поведением, которое с точки зрения эстетики может быть охарактеризовано как «безобразное».

Они зачастую агрессивны, неуравновешенны, склонны к антисоциальным поступкам. Своим поведением такие ребята пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива. Подростков этой группы отличают высокие самооценка, притязания на признание и тенденции к лидерству. Трудности в общении со сверстниками у таких ребят часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе.

Нередко среди изолированных есть ребята неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, тревожные. Некоторые из них удовлетворены своим положением в группе, так как данная группа не является для них референтной, поскольку основные их интересы и сфера общения сосредоточены вне стен школы – компьютерные клубы, спортивные секции, художественные, музыкальные школы и т. д.

Таким образом, мы можем говорить о том, что наблюдается прямая взаимосвязь между личностью подростка, системой его ценностных ориентаций, эстетическим воспитанием и положениям подростка в группе сверстников.

Именно поэтому сама социально-педагогическая работа по эстетическому воспитанию подростков должна строиться на основе глубокого изучения их личности.

Иными словами неформальный социально-педагогический подход к формированию эстетической сферы личности в подростковом возрасте, предполагает использование личностно-ориентированных технологий воспитания, реализовывать которые возможно в рамках программ эстетического воспитания детей подросткового возраста [24, с. 24].

1.3 Социально–педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраста


Социально-педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраста всё глубже и основательнее затрагивает образовательные учреждения всех видов. Это связано в первую очередь с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики, и аспект всестороннего развития я личности выделен в особую сферу социально-педагогической работы с подростками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты