Влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников

Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе.

5. "Постройтесь по росту!"

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.

Занятие 2.

Цель: развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы.

1. "Меня зовут... Я люблю себя за то, что..."

Цель: для восстановления в памяти имен участников группы и создание рабочей атмосферы.

2. Упражнение "Я — это..."

Цель: помочь участникам лучше познакомиться, рассказать о себе.

3. Упражнение "Путаница".

Цель: повысить тонус группы и сплотить участников.

Материалы: не требуется.

4. Упражнение "20 Я".

Цель - развитие атмосферы открытости и доверия, для психолога это упражнение является диагностическим.

5. Упражнение "Подарок".

II этап. Реконструктивный.

Занятие 3.

Цель: Снятие напряжения среди участников, осознание себя.

1. Упражнение "Пожелания".

2. Упражнение "Ревущий мотор".

Эта разминка позволяет сбросить напряжение и настроиться на работу.

3. Упражнение "Наперсток".

Цель - настроить детей на работу, успокоить их, если они возбуждены.

4. Упражнение "Найди себя"

Цель - созданию атмосферы доверия, открытости, защищенности.

5. Упражнении "Части моего "Я".

Материалы: Бумага, фломастеры.

6. Упражнение "Подарки".

Занятие 4.

Цель: Развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной связи.

1.     Упражнение "Пожелания"

2.     Игра – тренинг "Таможня"

3. Упражнение - разминка "Бабушка из Бразилии".

4. "Мы с тобой похожи тем, что...".

5. Упражнение "Лабиринт".

Цель: найти выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих.

Занятие 5.

Цель: развитие представлений о ценности другого человека и способности выражать свое эмоциональное состояние.

1.     Упражнение "Пожелания".

2. Упражнение "Меняющаяся комната".

Цель упражнения – снять напряжение, расслабление.

3. Упражнение "Карлики и великаны".

4. Упражнение "Дорисовывание портрета".

5. Упражнение "Никто не знает".

6. Упражнение "Карточки".

Позволяет развивать словарь эмоций, укрепляет соотнесение названия эмоции с мимическим ее выражением.

7. Упражнение "Фантом".

Позволяет осознать связи эмоций с телесным переживанием, расширяет осознанность в отношении собственного переживания и выражения эмоций.

8. Упражнение "Подарки"

Занятие 6.

Цель: развитие коммуникативных навыков, осознание различных черт характера и чувств.

1.     Упражнение "Пожелания".

2.     Упражнение "Хорошо или плохо".

3. Игра "Спина к спине".

4. Игра "Монстр".

5. Упражнение "Молекулы".

6. Упражнение "Рукопожатие".

7. Упражнение "Поздороваемся".

Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Кроме того, дети в этой игре могут почувствовать все свое тело.

8. Упражнение "Подарки".

Занятие 7.

Цель: Формирование положительных стратегий взаимодействия.

1.     Упражнение "Пожелания".

2.     Упражнение "Займи стул"

3. Упражнение "Разожми кулак"

4. Упражнение "Ужасно-прекрасный рисунок".

5. Упражнение "Кораблекрушение"

6. Упражнение "Подарки".

Занятие 8.

Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми.

1.     Упражнение "Пожелания".

2.     Упражнение "Я не такой, как все, и все мы разные".

3. Упражнение "Театр Кабуки".

4. Упражнение "Мой портрет в лучах солнца".

5. Упражнение "Я хочу...".

Цель: отработка рефлексивных навыков.

6. Упражнение "Подарки".

Занятие 9.

Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми.

1.     Упражнение "Пожелания".

2.     Упражнение "Браво"

3. Упражнение "тростинка на ветру".

4. Упражнение "Установление дистанции".

5. Упражнение "Мое личное место".

6. Упражнение "А я еду, а я тоже, а я заяц".

7. Упражнение "Подарки".

Занятие 10.

Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми.

1.     Упражнение "Пожелания"

2. Упражнение – игра "Я - луноход"

3. Упражнение "Рисование себя".

4. Упражнение "Город лжецов и город правдивцев".

5. Упражнение "Ручеек".

6. Упражнение "Подарки".

Занятие 11.

Цель - формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем

1.     Упражнение "Пожелания".

2.     Упражнение "Восточные стихи".

3. Упражнение "Замараться с удовольствием".

4. Упражнение – коллаж "Кто я?".

5. Упражнение "Подарки".

Занятие 12.

Цель - формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

1.     Упражнение "Пожелания".

2.     Притча "Про ворону и павлина".

3. Упражнение "А кроме того…".

Цель – повышение настроения.

4. Упражнение "Цветик-семицветик"

Цель - оценить свое состояние, проанализировать поведение.

5. Упражнение "Испуганный ежик".

6. Упражнение "Подарки".

III этап. Закрепляющий (3 занятия)

Занятие 13.

Цель: Осознание проблем в отношениях с людьми, активизация самосознания.

1.     Упражнение "Пожелания".

2.     Упражнение "Продолжить".

3.     Упражнение "Благодарность без слов".

4.     Упражнение "Волшебная лавка".

5.     Упражнение "Подарки".

Занятие 14.

Цель – закрепить полученные на занятиях навыки.

1.     Упражнение "Пожелания".

2. Упражнение "Очередь".

3. Упражнение "Как все"

4. Упражнение "Я и мир вокруг меня"

6.     Упражнение "Подарки"

Занятие 15.

Цель – завершение работы группы.

1.     Вступительное слово ведущего о том, что группа заканчивает свою работу.

2.     Упражнение "Чемодан в дорогу".

3.     Упражнение "Аплодисменты по кругу".

4.     Упражнение "Коллаж "Я"

5. Заключительное слово ведущего.

Подробное содержание программы мы представили в приложении 8.

 

3.2 Результаты влияния психокоррекционной работы на уровень тревожности и профессиональное самоопределение старшеклассников


С целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей старшего школьного возраста, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей старшего школьного возраста экспериментальной группы.

Для повторной диагностики у детей старшего школьного возраста использовались методика исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина и шкала личностной тревожности учащихся 10-16 лет О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан.

Для исследования профессионального самоопределения старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационную анкету (Е.А.Климов).

Результаты вторичной диагностики уровня тревожности старшеклассников в экспериментальной группе мы представили в приложении 9. За показатель "Норма" мы брали результаты, если хотя бы по одной методике испытуемый получил показатель "Норма". Полученные результаты мы представили в процентном соотношении (рис.4).


Рис.4

Сравнивание результатов диагностики при первичной и вторичной диагностики уровня тревожности мы представили в таблице 1.


Таб 1.


Первичная диагностика уровня тревожности

Вторичная диагностика уровня тревожности

Процент учащихся

Процент учащихся

Норма

47 %

64 %

Высокий уровень тревожности

26 %

10 %

Низкий уровень тревожности

27 %

26 %


Для исследования профессиональных выборов после проведения психокоррекционной работы мы использовали дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационную анкету (Е.А.Климов). Полученные результаты мы представили в приложении 10. В случае если у испытуемого хотя бы по одной методике получался результат "Человек – человек", при выведении процентного соотношения мы брали именно этот результат (рис.5).


Рис.5


Для легкости анализа и составления выводов все полученные данные мы представили в сравнительной таблице (см. приложение 11) и в виде диаграммы (рис.7).

Рис.7


Из диаграммы видно, что после проведения коррекционно-развивающей работы с группой высокотревожных старшеклассников, произошло снижение уровня тревожности у части старшеклассников, что привело к увеличению процентного показателя группы с нормальным уровнем тревожности. В данной группе изменился процентный показатель и выбираемых типов профессий.

У 60 % высокотревожных старшеклассников уровень тревожности был приведен к показателю "норма" и типы профессий, выбираемые ими при повторном исследовании стали более адекватными, т.е. старшеклассники больше не выбирали тот тип профессии, в котором можно "спрятаться", а их выбор зависел от истинного интереса к данному виду профессиональной деятельности.

Старшеклассников больше стали интересовать возможности самореализации в данном виде профессии, не было стремления уйти от тех видов профессиональной деятельности, которые предполагают высокий уровень ответственности, наличие интенсивного общения с людьми, активной деятельности, творческого подхода в выполнении профессиональных обязанностей.

У старшеклассников, с которыми была проведена коррекционно-развивающая работа, перестала проявляться боязнь общественного мнения, применения нестандартного решения поставленной задачи.

Исходя из полученных при повторном исследовании уровня тревожности и профессионального самоопределения мы приходим к выводу, что составленная нами программа была успешной. Цель психокоррекционной работы была достигнута, ее задачи решены.

Старшеклассники уже на начальных этапах проведения программы активно участвовали во всех занятиях, положительно отзываясь об играх и упражнениях программы. При выполнении тех заданий, которые вызывали определенные затруднения у некоторых членов группы, наблюдалась активная поддержка со стороны других членов группы, старшеклассники старались проговаривать свои трудности, тем самым делая попытку их осознать и найти путь их устранения. Они положительно отзывались о программе в целом и о каждом занятии в отдельности. На последнем завершающем занятии старшеклассники говорили слова благодарности друг другу, ведущему занятий, делились яркими впечатлениями, вспоминали наиболее запомнившиеся игры и упражнения.

Вывод по главе III

После проведения эмпирического исследования уровня тревожности нами была выявлена группа старшеклассников, имеющая высокий уровень тревожности. Нами была сделана попытка составления коррекционно-развивающей программы, цель которой была снижение уровня тревожности у детей старшего школьного возраста, входивших в эту группу.

Цель программы достигалась путем решения следующих задач:

1.                           развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений;

2.                           развитие коммуникативных умений;

3.                           развитие средств самопознания тревожных детей;

4.                           повышение представлений о собственной ценности;

5.                           развитие уверенности в собственных силах.

Данная программа состоит из 15 занятий и рассчитана на срок 8 недель. Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга. Группа состояла из 10 человек (16 – 17 лет). Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Данная психокоррекционная программа состояла из 3-х блоков:

1.     Ориентированный, при реализации которого решались задачи: создание атмосферы эмпатии; установление позитивных контактов с детьми; создание благоприятного микроклимата.

2.     Реконструктивный. Задачи: перестройка форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения: снятие психомышечного эмоционального напряжения.

3.     Закрепляющий. Задачи: закрепление положительных эмоций; позитивно-активное отреагирование тревоги; перенос полученного опыта в игровую жизнедеятельность.

С целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей старшего школьного возраста, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей старшего школьного возраста экспериментальной группы (методика исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина, шкала личностной тревожности О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан, для исследования профессионального самоопределения старшеклассников - дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов),профориентационную анкету (Е.А.Климов).

Результаты вторичной диагностики уровня тревожности старшеклассников в экспериментальной группе мы представили в приложении 9.

Из полученных нами данных после повторного исследования уровня тревожности и профессионального самоопределения, после проведения коррекционно-развивающей работы с группой высокотревожных старшеклассников, произошло снижение уровня тревожности у части старшеклассников, что привело к увеличению процентного показателя группы с нормальным уровнем тревожности. В данной группе изменился процентный показатель и выбираемых типов профессий.

У 60 % высокотревожных старшеклассников уровень тревожности был приведен к показателю "норма" и типы профессий, выбираемые ими при повторном исследовании стали более адекватными.


Заключение


Целью нашей работы являлась разработка комплекса занятий, направленных на снижение или преодоление тревожности у старшеклассников, влияющей на профессиональное самоопределение и апробирование его в практической деятельности с детьми.

Цель работы достигалась путем решения следующих задач:

1.                Раскрыть понятия "тревожность", "профессиональное самоопределение".

2.                Описать особенности проявления тревожности у старшеклассников.

3.                Изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников.

4.                Изучить и проанализировать зависимость профессионального самоопределения от уровня тревожности у старшеклассников.

5.                Подобрать комплекс занятий, направленный на снижение или преодоление тревожности у старшеклассников.

6.                Апробировать подобранный психо-коррекционный комплекс на занятиях со старшеклассниками.

7.                Провести повторное изучение и анализированние зависимости профессионального самоопределения от уровня тревожности у старшеклассников.

Объектами исследования нашей работы были тревожность и профессиональное самоопределение.

Предметом исследования – влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Гипотеза исследования: оптимальный уровень тревожности способствует адекватному профессиональному самоопределению.

Поставленные цель и задачи достигались с помощью использования следующих методов исследования:

1.                Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.                Проведение диагностики уровня тревожности и профессионального самоопределения старшеклассников.

3.                Анализ изученного и собранного в результате проведенного исследования материала и его графическое обобщение в виде таблицы.

4.                Разработка и апробирование комплекса занятий по снижению уровня тревожности.

В процессе работы поставленная нами цель была достигнута, задачи решены, так как разработанный нами психо-коррекционный комплекс занятий по снижению или преодолению высокого уровня тревожности после проведения повторного исследования тревожности и профессионального самоопределения старшеклассников показал свою эффективность. У 60 % старшеклассников, входивших в группу, с которой был проведен данный комплекс занятий, повторное исследование и сравнение его с результатами первичного изучения уровня тревожности и профессионального самоопределения показало снижение уровня тревожности до отметки "норма", что повлекло за собой более адекватный выбор профессии.

Из выше сказанного следует, что гипотеза нашей работы была доказана: оптимальный уровень тревожности способствует адекватному выбору профессии. Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологов, работающих в образовательных учреждениях.

Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности поможет избежать трудностей, которые возникают при ее влиянии на жизнь человека, в частности на адекватный профессиональный выбор. Для профилактики тревожного типа развития личности необходимо помогать детям находить эффективные способы взаимодействия, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.

Литература


1.     Айзенк, Х. Психологические теории тревожности/Х.Айзенк //Тревога и тревожность: Хрестоматия. — СПб., 2001.

2.     Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М.Астапов. — СПб., 2004.

3.     Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979 г.

4.     Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2003.

5.     Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия "Психология ребёнка". –СПб., 2000.

6.     Изард, К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М., 2002.

7.     Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. "Психодиагностика. Коллекция лучших тестов". Издание второе. Ростов – на – Дону. "Феникс" 2006

8.     Климов Е.А.. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М. , 1996 г.

9.     Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002.

10.           Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1996.

11.           Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности / Б.Кочубей, Е.Новикова //Семья и школа. - 2002. - №9.

12.           Лаврова Н.А.. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе "человек – человек"/ Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003

13.           Лысенко Е.М. Возрастная психология. Владос-пресс. Москва 2006

14.           Лысенко Е.М., Тареева А.Ю. Возрастная психология: методические рекомендации. Саратов, 2000

15.           Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 1996 г

16.           Мир детства: юность /под ред. А.Г.Хрипковой; М.; Педагогика, 1988 г.

17.           Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. "Просвещение". Москва, 1990.

18.           Немова Н. Как создать среду, побуждающую к успеху? Мотивация обучения – достижение успеха. // Директор школы. – 2002. - №7.

19.           Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших пед. учебных заведений в 3 кн.- Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.

20.           Немов Р.С. Психология. Книга 2. Владос. 2003.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва. "Академия" 2000.

21.           Осипова А.А. "Общая психокоррекция"; М, 2000

22.           Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "МОДЕК", 2000.

23.           Основы психологии: Практикум. / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д., 2002.

24.           Панфилова М.А. Игратерапия общения - М., 2000.

25.           Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб, Издательство "Речь", 2001г.

26.           Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб, Издательство "Речь", 2001г.

27.           Практикум по психологии состояний / под ред. А.О.Прохорова. – С.-Петербург: Речь, 2004

28.           Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М., 2002.

29.           Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М.Прихожан. – М.,2007.

30.           Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000.

31.           Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.

32.           Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности/А.М. Прихожан //Ж. "Психологическая наука и образование" 2001, №2

33.           Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. – Казань, 1991.

34.           Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М.Академия 2005

35.           Психологический словарь, 1997.

36.           Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г.С. Никифорова. – С.-Петербург, 1991

37.           Психологический тренинг с подростками. / Под ред. Л.Ф. Анн. – СПб., 2003.

38.           Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

39.           Самоукина Н.В.. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999 г

40.           Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999.

41.           "Хрестоматия по психологии" под редакцией А.И. Копытина. – изд. "Питер". – 2001.

42.           Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом "Бахрах", 2003г

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты