Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе.
5. "Постройтесь по росту!"
Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.
Занятие 2.
Цель: развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы.
1. "Меня зовут... Я люблю себя за то, что..."
Цель: для восстановления в памяти имен участников группы и создание рабочей атмосферы.
2. Упражнение "Я — это..."
Цель: помочь участникам лучше познакомиться, рассказать о себе.
3. Упражнение "Путаница".
Цель: повысить тонус группы и сплотить участников.
Материалы: не требуется.
4. Упражнение "20 Я".
Цель - развитие атмосферы открытости и доверия, для психолога это упражнение является диагностическим.
5. Упражнение "Подарок".
II этап. Реконструктивный.
Занятие 3.
Цель: Снятие напряжения среди участников, осознание себя.
1. Упражнение "Пожелания".
2. Упражнение "Ревущий мотор".
Эта разминка позволяет сбросить напряжение и настроиться на работу.
3. Упражнение "Наперсток".
Цель - настроить детей на работу, успокоить их, если они возбуждены.
4. Упражнение "Найди себя"
Цель - созданию атмосферы доверия, открытости, защищенности.
5. Упражнении "Части моего "Я".
Материалы: Бумага, фломастеры.
6. Упражнение "Подарки".
Занятие 4.
Цель: Развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной связи.
1. Упражнение "Пожелания"
2. Игра – тренинг "Таможня"
3. Упражнение - разминка "Бабушка из Бразилии".
4. "Мы с тобой похожи тем, что...".
5. Упражнение "Лабиринт".
Цель: найти выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих.
Занятие 5.
Цель: развитие представлений о ценности другого человека и способности выражать свое эмоциональное состояние.
1. Упражнение "Пожелания".
2. Упражнение "Меняющаяся комната".
Цель упражнения – снять напряжение, расслабление.
3. Упражнение "Карлики и великаны".
4. Упражнение "Дорисовывание портрета".
5. Упражнение "Никто не знает".
6. Упражнение "Карточки".
Позволяет развивать словарь эмоций, укрепляет соотнесение названия эмоции с мимическим ее выражением.
7. Упражнение "Фантом".
Позволяет осознать связи эмоций с телесным переживанием, расширяет осознанность в отношении собственного переживания и выражения эмоций.
8. Упражнение "Подарки"
Занятие 6.
Цель: развитие коммуникативных навыков, осознание различных черт характера и чувств.
1. Упражнение "Пожелания".
2. Упражнение "Хорошо или плохо".
3. Игра "Спина к спине".
4. Игра "Монстр".
5. Упражнение "Молекулы".
6. Упражнение "Рукопожатие".
7. Упражнение "Поздороваемся".
Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Кроме того, дети в этой игре могут почувствовать все свое тело.
8. Упражнение "Подарки".
Занятие 7.
Цель: Формирование положительных стратегий взаимодействия.
1. Упражнение "Пожелания".
2. Упражнение "Займи стул"
3. Упражнение "Разожми кулак"
4. Упражнение "Ужасно-прекрасный рисунок".
5. Упражнение "Кораблекрушение"
6. Упражнение "Подарки".
Занятие 8.
Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми.
1. Упражнение "Пожелания".
2. Упражнение "Я не такой, как все, и все мы разные".
3. Упражнение "Театр Кабуки".
4. Упражнение "Мой портрет в лучах солнца".
5. Упражнение "Я хочу...".
Цель: отработка рефлексивных навыков.
6. Упражнение "Подарки".
Занятие 9.
Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми.
1. Упражнение "Пожелания".
2. Упражнение "Браво"
3. Упражнение "тростинка на ветру".
4. Упражнение "Установление дистанции".
5. Упражнение "Мое личное место".
6. Упражнение "А я еду, а я тоже, а я заяц".
7. Упражнение "Подарки".
Занятие 10.
Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми.
1. Упражнение "Пожелания"
2. Упражнение – игра "Я - луноход"
3. Упражнение "Рисование себя".
4. Упражнение "Город лжецов и город правдивцев".
5. Упражнение "Ручеек".
6. Упражнение "Подарки".
Занятие 11.
Цель - формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем
1. Упражнение "Пожелания".
2. Упражнение "Восточные стихи".
3. Упражнение "Замараться с удовольствием".
4. Упражнение – коллаж "Кто я?".
5. Упражнение "Подарки".
Занятие 12.
Цель - формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.
1. Упражнение "Пожелания".
2. Притча "Про ворону и павлина".
3. Упражнение "А кроме того…".
Цель – повышение настроения.
4. Упражнение "Цветик-семицветик"
Цель - оценить свое состояние, проанализировать поведение.
5. Упражнение "Испуганный ежик".
6. Упражнение "Подарки".
III этап. Закрепляющий (3 занятия)
Занятие 13.
Цель: Осознание проблем в отношениях с людьми, активизация самосознания.
1. Упражнение "Пожелания".
2. Упражнение "Продолжить".
3. Упражнение "Благодарность без слов".
4. Упражнение "Волшебная лавка".
5. Упражнение "Подарки".
Занятие 14.
Цель – закрепить полученные на занятиях навыки.
1. Упражнение "Пожелания".
2. Упражнение "Очередь".
3. Упражнение "Как все"
4. Упражнение "Я и мир вокруг меня"
6. Упражнение "Подарки"
Занятие 15.
Цель – завершение работы группы.
1. Вступительное слово ведущего о том, что группа заканчивает свою работу.
2. Упражнение "Чемодан в дорогу".
3. Упражнение "Аплодисменты по кругу".
4. Упражнение "Коллаж "Я"
5. Заключительное слово ведущего.
Подробное содержание программы мы представили в приложении 8.
3.2 Результаты влияния психокоррекционной работы на уровень тревожности и профессиональное самоопределение старшеклассников
С целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей старшего школьного возраста, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей старшего школьного возраста экспериментальной группы.
Для повторной диагностики у детей старшего школьного возраста использовались методика исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина и шкала личностной тревожности учащихся 10-16 лет О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан.
Для исследования профессионального самоопределения старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационную анкету (Е.А.Климов).
Результаты вторичной диагностики уровня тревожности старшеклассников в экспериментальной группе мы представили в приложении 9. За показатель "Норма" мы брали результаты, если хотя бы по одной методике испытуемый получил показатель "Норма". Полученные результаты мы представили в процентном соотношении (рис.4).
Рис.4
Сравнивание результатов диагностики при первичной и вторичной диагностики уровня тревожности мы представили в таблице 1.
Таб 1.
|
Первичная диагностика уровня тревожности |
Вторичная диагностика уровня тревожности |
Процент учащихся |
Процент учащихся |
|
Норма |
47 % |
64 % |
Высокий уровень тревожности |
26 % |
10 % |
Низкий уровень тревожности |
27 % |
26 % |
Для исследования профессиональных выборов после проведения психокоррекционной работы мы использовали дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационную анкету (Е.А.Климов). Полученные результаты мы представили в приложении 10. В случае если у испытуемого хотя бы по одной методике получался результат "Человек – человек", при выведении процентного соотношения мы брали именно этот результат (рис.5).
Рис.5
Для легкости анализа и составления выводов все полученные данные мы представили в сравнительной таблице (см. приложение 11) и в виде диаграммы (рис.7).
Рис.7
Из диаграммы видно, что после проведения коррекционно-развивающей работы с группой высокотревожных старшеклассников, произошло снижение уровня тревожности у части старшеклассников, что привело к увеличению процентного показателя группы с нормальным уровнем тревожности. В данной группе изменился процентный показатель и выбираемых типов профессий.
У 60 % высокотревожных старшеклассников уровень тревожности был приведен к показателю "норма" и типы профессий, выбираемые ими при повторном исследовании стали более адекватными, т.е. старшеклассники больше не выбирали тот тип профессии, в котором можно "спрятаться", а их выбор зависел от истинного интереса к данному виду профессиональной деятельности.
Старшеклассников больше стали интересовать возможности самореализации в данном виде профессии, не было стремления уйти от тех видов профессиональной деятельности, которые предполагают высокий уровень ответственности, наличие интенсивного общения с людьми, активной деятельности, творческого подхода в выполнении профессиональных обязанностей.
У старшеклассников, с которыми была проведена коррекционно-развивающая работа, перестала проявляться боязнь общественного мнения, применения нестандартного решения поставленной задачи.
Исходя из полученных при повторном исследовании уровня тревожности и профессионального самоопределения мы приходим к выводу, что составленная нами программа была успешной. Цель психокоррекционной работы была достигнута, ее задачи решены.
Старшеклассники уже на начальных этапах проведения программы активно участвовали во всех занятиях, положительно отзываясь об играх и упражнениях программы. При выполнении тех заданий, которые вызывали определенные затруднения у некоторых членов группы, наблюдалась активная поддержка со стороны других членов группы, старшеклассники старались проговаривать свои трудности, тем самым делая попытку их осознать и найти путь их устранения. Они положительно отзывались о программе в целом и о каждом занятии в отдельности. На последнем завершающем занятии старшеклассники говорили слова благодарности друг другу, ведущему занятий, делились яркими впечатлениями, вспоминали наиболее запомнившиеся игры и упражнения.
Вывод по главе III
После проведения эмпирического исследования уровня тревожности нами была выявлена группа старшеклассников, имеющая высокий уровень тревожности. Нами была сделана попытка составления коррекционно-развивающей программы, цель которой была снижение уровня тревожности у детей старшего школьного возраста, входивших в эту группу.
Цель программы достигалась путем решения следующих задач:
1. развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений;
2. развитие коммуникативных умений;
3. развитие средств самопознания тревожных детей;
4. повышение представлений о собственной ценности;
5. развитие уверенности в собственных силах.
Данная программа состоит из 15 занятий и рассчитана на срок 8 недель. Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга. Группа состояла из 10 человек (16 – 17 лет). Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Данная психокоррекционная программа состояла из 3-х блоков:
1. Ориентированный, при реализации которого решались задачи: создание атмосферы эмпатии; установление позитивных контактов с детьми; создание благоприятного микроклимата.
2. Реконструктивный. Задачи: перестройка форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения: снятие психомышечного эмоционального напряжения.
3. Закрепляющий. Задачи: закрепление положительных эмоций; позитивно-активное отреагирование тревоги; перенос полученного опыта в игровую жизнедеятельность.
С целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей старшего школьного возраста, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей старшего школьного возраста экспериментальной группы (методика исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина, шкала личностной тревожности О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан, для исследования профессионального самоопределения старшеклассников - дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов),профориентационную анкету (Е.А.Климов).
Результаты вторичной диагностики уровня тревожности старшеклассников в экспериментальной группе мы представили в приложении 9.
Из полученных нами данных после повторного исследования уровня тревожности и профессионального самоопределения, после проведения коррекционно-развивающей работы с группой высокотревожных старшеклассников, произошло снижение уровня тревожности у части старшеклассников, что привело к увеличению процентного показателя группы с нормальным уровнем тревожности. В данной группе изменился процентный показатель и выбираемых типов профессий.
У 60 % высокотревожных старшеклассников уровень тревожности был приведен к показателю "норма" и типы профессий, выбираемые ими при повторном исследовании стали более адекватными.
Заключение
Целью нашей работы являлась разработка комплекса занятий, направленных на снижение или преодоление тревожности у старшеклассников, влияющей на профессиональное самоопределение и апробирование его в практической деятельности с детьми.
Цель работы достигалась путем решения следующих задач:
1. Раскрыть понятия "тревожность", "профессиональное самоопределение".
2. Описать особенности проявления тревожности у старшеклассников.
3. Изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
4. Изучить и проанализировать зависимость профессионального самоопределения от уровня тревожности у старшеклассников.
5. Подобрать комплекс занятий, направленный на снижение или преодоление тревожности у старшеклассников.
6. Апробировать подобранный психо-коррекционный комплекс на занятиях со старшеклассниками.
7. Провести повторное изучение и анализированние зависимости профессионального самоопределения от уровня тревожности у старшеклассников.
Объектами исследования нашей работы были тревожность и профессиональное самоопределение.
Предметом исследования – влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Гипотеза исследования: оптимальный уровень тревожности способствует адекватному профессиональному самоопределению.
Поставленные цель и задачи достигались с помощью использования следующих методов исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Проведение диагностики уровня тревожности и профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Анализ изученного и собранного в результате проведенного исследования материала и его графическое обобщение в виде таблицы.
4. Разработка и апробирование комплекса занятий по снижению уровня тревожности.
В процессе работы поставленная нами цель была достигнута, задачи решены, так как разработанный нами психо-коррекционный комплекс занятий по снижению или преодолению высокого уровня тревожности после проведения повторного исследования тревожности и профессионального самоопределения старшеклассников показал свою эффективность. У 60 % старшеклассников, входивших в группу, с которой был проведен данный комплекс занятий, повторное исследование и сравнение его с результатами первичного изучения уровня тревожности и профессионального самоопределения показало снижение уровня тревожности до отметки "норма", что повлекло за собой более адекватный выбор профессии.
Из выше сказанного следует, что гипотеза нашей работы была доказана: оптимальный уровень тревожности способствует адекватному выбору профессии. Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологов, работающих в образовательных учреждениях.
Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности поможет избежать трудностей, которые возникают при ее влиянии на жизнь человека, в частности на адекватный профессиональный выбор. Для профилактики тревожного типа развития личности необходимо помогать детям находить эффективные способы взаимодействия, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Литература
1. Айзенк, Х. Психологические теории тревожности/Х.Айзенк //Тревога и тревожность: Хрестоматия. — СПб., 2001.
2. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М.Астапов. — СПб., 2004.
3. Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979 г.
4. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2003.
5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия "Психология ребёнка". –СПб., 2000.
6. Изард, К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М., 2002.
7. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. "Психодиагностика. Коллекция лучших тестов". Издание второе. Ростов – на – Дону. "Феникс" 2006
8. Климов Е.А.. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М. , 1996 г.
9. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002.
10. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1996.
11. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности / Б.Кочубей, Е.Новикова //Семья и школа. - 2002. - №9.
12. Лаврова Н.А.. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе "человек – человек"/ Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003
13. Лысенко Е.М. Возрастная психология. Владос-пресс. Москва 2006
14. Лысенко Е.М., Тареева А.Ю. Возрастная психология: методические рекомендации. Саратов, 2000
15. Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 1996 г
16. Мир детства: юность /под ред. А.Г.Хрипковой; М.; Педагогика, 1988 г.
17. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. "Просвещение". Москва, 1990.
18. Немова Н. Как создать среду, побуждающую к успеху? Мотивация обучения – достижение успеха. // Директор школы. – 2002. - №7.
19. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших пед. учебных заведений в 3 кн.- Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
20. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Владос. 2003.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва. "Академия" 2000.
21. Осипова А.А. "Общая психокоррекция"; М, 2000
22. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "МОДЕК", 2000.
23. Основы психологии: Практикум. / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д., 2002.
24. Панфилова М.А. Игратерапия общения - М., 2000.
25. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб, Издательство "Речь", 2001г.
26. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб, Издательство "Речь", 2001г.
27. Практикум по психологии состояний / под ред. А.О.Прохорова. – С.-Петербург: Речь, 2004
28. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М., 2002.
29. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М.Прихожан. – М.,2007.
30. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000.
31. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.
32. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности/А.М. Прихожан //Ж. "Психологическая наука и образование" 2001, №2
33. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. – Казань, 1991.
34. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М.Академия 2005
35. Психологический словарь, 1997.
36. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г.С. Никифорова. – С.-Петербург, 1991
37. Психологический тренинг с подростками. / Под ред. Л.Ф. Анн. – СПб., 2003.
38. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
39. Самоукина Н.В.. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999 г
40. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
41. "Хрестоматия по психологии" под редакцией А.И. Копытина. – изд. "Питер". – 2001.
42. Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом "Бахрах", 2003г