Влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников

1) иметь представление о себе самом, своих интересах и способностях, о своих сильных и слабых сторонах. Важно осознать как тебя воспринимают другие;

2) узнать мир профессий, требования и возможности той или иной профессии. Обычно перечень известных человеку профессий складывается стихийно: профессии родителей, своих и одноклассников, знакомых семьи, соседей и т.д. , профессии, о которых более или менее случайно узнают из книг, кинофильмов, прессы, радио, телевидения.

И эти названия обычно достаточно обобщенные, так что трудно понять, что сказывается за одной и той же "вывеской". Но даже тогда, когда юноша или девушка имеют знания о том, что представляет собой интересующая их профессия, даже тогда их выбор может оказаться совсем не верным. Представляя себе профессию, они могут не представлять себе то, на сколько они сами пригодны для этой профессии. Многие из старшеклассников об этом даже не задумываются: они считают свою пригодность чем -то само собой разумеющимся. А другие думают об этом, порой много, иногда мучительно. Но не редко их выводы не соответствуют действительности, так как у них может быть не правильное представление о самих себе. Они могут переоценивать свои данные, необходимые для занятия той или иной профессии. И тогда их полоса неудач и разочарований. Но они могут и недооценивать свои возможности и отказаться от привлекающей их профессии.

Чтобы определить хотя бы приблизительно пригодность для той или иной профессии, полезно знать и внимательно, хотя и критически, отнестись к мнению учителей, своих друзей, знакомых, одноклассников.

Очень большую роль играет не редко родители. Не редко – решающую. Причем часто это осознают и даже признают сами старшеклассники. Но редко юноши и девушки не только не осознают этого, но наоборот, твердо убежденны в обратном.

На самом деле, отношение родителей к труду вообще, их высказывая о различных профессиях, их рассказы о собственной работе, а вернее сквозящее их отношение к работе избодволь с раннего детства "накапливаются" в сознании и подсознании детей и влияют на определение своего будущего уже выросшими сыновьями и дочерями.

До даже если старшеклассник делает выбор, прислушиваясь к мнениям родителей, учителей, сверстников, исходя из собственных склонностей, даже тогда возможны ошибки.

Многообразие специальных, отличных друг от друга занятий, видов деятельности сегодня таково, что различный выбор одного из них становиться не возможным без определенной подготовительной работой.

Юноши и девушки, задумывающиеся над своим самоопределением, испытывают многообразные влияния семьи, сверстников, разного рода воспитательных организаций, средств массовой информации. Влияние семьи очень велико во всех отношениях, а что касается социально-профессионального самоопределения молодого человека, то это влияние решающее.

Исследования показывают очень сильную зависимость между профессиями родителей и занятиями, которые стремятся избрать дети. Юные часто склонны следовать по стопам отцов.

Профессиональное самоопределение происходит на основе социальных позиций личности, профессиональная ориентированность молодого человека базируется на его социальной ориентированности.

В основе отношения к тем или иным профессиям лежит отношение к наиболее общим социальным, в частности к труду вообще, к труду физическому и умственному, к жизни в городе, деревне, к знаниям, к социальному статусу и т.д.

Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складывается профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.

В юношеском возрасте детьми приобретаются трудовые умения и навыки, от которых зависит их профессиональная работа в будущем. Опыт показывает, что если в этом возрасте не сформировать умение делать что-либо серьезное руками и головой, то вряд ли можно рассчитывать на выработку у детей хороших профессиональных умений. Будущие профессиональные успехи детей в немалой степени определяются трудовыми умениями и навыками, которые активно формируются в школьные годы. Без достаточно высокого уровня общего интеллектуального развития немыслимы сколько-нибудь значительные успехи в любом виде деятельности.

Очень важно именно в эти годы окончательно выявить и по мере возможностей развить те способности, на основе которых юноше можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии. Общие положения, лежащие в основе развития способностей в эти годы, следующие:

1. За предшествующие годы жизни организм ребенка физически окреп и созрел. Из этого с учетом длительного опыта обучения и участия ребенка в различных видах деятельности следует, что имеющиеся у него задатки так или иначе уже могли проявиться, и вся дальнейшая его судьба в основном будет зависеть от их эффективного использования.

2. Осознание имеющихся задатков и способностей предполагает их специальное исследование.

3. Использование имеющихся задатков и уже проявивших себя способностей означает необходимость их развития в процессе специальным образом организованного обучения.

Обобщая проведенный анализ профессионального самоопределения старшеклассников, выделим основные моменты этого процесса:

1.     Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2.     Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3.     Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4.     Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5.     Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Вывод по главе I

Подводя итог анализу результатов исследований, посвященных проблемам тревожности и профессионального самоопределения старшеклассников, а также влияния уровня тревожности на профессиональное самоопределение можно отметить следующие существенные моменты.

В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность — как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно. Тревожность обладает силой самоподкрепления, не всегда осознается субъектом и может регулировать поведение на неосознаваемом уровне.

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Профессиональное самоопределение — это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности влияют социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за свое становление.

Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации, "выполнения" себя.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по профессиональному консультированию мы вывели схему решения задачи выбора:

1) соорентироваться в мире современных профессий;

2) определить свои склонности и интересы;

3) определение своего здоровья, чтобы выяснить нет ли противопоказаний к каком-либо виду труда;

4) выяснить потребность в интересующей профессии и перспективах ее развития в районе где молодой человек живет и собирается работать;

5) определить путь и способы получения желаемой профессии.

Юноши и девушки, задумывающиеся над своим самоопределением, испытывают многообразные влияния семьи, сверстников, разного рода воспитательных организаций, средств массовой информации. Профессиональное самоопределение происходит на основе социальных позиций личности, профессиональная ориентированность молодого человека базируется на его социальной ориентированности.


Глава 2. Эмпирическое исследование влияния уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников


2.1 Методы эмпирического исследования уровня тревожности старшеклассников


Целью нашей работы является выяснение степени влияния уровня тревожности на профессиональное самоопределение юношей. Исследовательскую группу составили 30 старшеклассников в возрасте 15-16 лет.

Для достижения поставленных нами целей мы использовали методику исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина, шкалу личностной тревожности учащихся 10-16 лет О. Кондаша.

Для исследования профессионального самоопределения старшеклассников мы воспользовались дфференциально-диагностическим опросником "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационой анкетой (Е.А.Климов).

Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина предполагает оценку того, на сколько предлагаемая ситуация, состояние обычно для испытуемого. Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Для оценки предоставляется шкала с 4-мя вариантами ответов. Данная методика состоит из 2-х частей, по 20 суждений в каждой, и позволяет оценить уровень ситуационной и личностной тревожности.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:


РТ=Σ1 – Σ2 +35,


где Σ1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18; Σ2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20).


ЛТ= Σ1 – Σ2 + 35,


где Σ1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22,23,24,25,28,29,31,32,34,37,38,40; Σ2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21,26,27,30,33,36,39).

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.

Текст инструкции методики приведен в приложении 1.

"Шкала тревожности" разработана по принципу "Шкалы социально-ситуативной тревожности" Кондаша. С помощью данной шкалы можно выявить уровень тревожности, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность). Методика предназначена для работы с учащимися 8—10-х классов. Диагностика может проводиться в индивидуальной или групповой форме, в отсутствии учителей и классного руководителя. Диагностический бланк содержит инструкцию и задания.

По окончании тестирования подсчитывается количество совпадений с ключом по каждому разделу шкалы по шкале в целом (школьная тревожность - вопросы 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30, 31; самооценочная тревожность—3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29; межличностная тревожность— 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26). Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам. Полученные по каждой шкале, а также суммарные баллы интерпретируются в качестве показателей соответствующих видов тревожности, учитывая тестовые нормы, приведенные в табл. 1. При интерпретации полученных данных следует обратить внимание на учащихся, показавших "повышенные", "высокие", "очень высокие" значения школьной тревожности, а также попавших в зону "чрезмерного спокойствия". Если показатели "повышенной", "высокой" и "очень высокой школьной тревожности" прямо указывают на эмоциональное неблагополучие ребенка в контексте тех или иных школьных ситуаций, то показатель "чрезмерного спокойствия" свидетельствует о скрытой тревожности, либо незаметной для самого испытуемого (вытесненной), либо отрицаемой им.

Текст инструкции и бланки ответов приведены в приложении 2.


2.2 Методы эмпирического изучения профессионального самоопределения


Для исследования профессионального самоопределения старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационную анкету.

Диагностической целью дифференциально-диагностического опросника "Я предпочту" (Е.А.Климов) является отбор на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Перед испытуемым ставиться задача – дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравиться, чем не нравиться, следует поставить в соответствующей клетке "Листа ответов ДДО" знак " + ". Если определенно нравиться – " + +", а если очень нравится – " + + +". Если скорее не нравиться, чем нравиться – " - ", если определенно не нравиться – " - - ", а если очень не нравиться – " - - - ".

Обработка результатов: количество плюсов и минусов подсчитываются по каждой колонке "Листа ответов ДДО". Текст методики представлен в приложении 3.

Профориентационная анкета предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова.

Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой.

В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, набранных испытуемыми, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений.

Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов.

В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда":

1)     человек – человек,

2)     человек – техника,

3)     человек – знаковая система,

4)     человек – художественный образ,

5)     человек – природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда":

А) исполнительские,

Б) творческие.

Текст методики и бланк для ответов представлен в приложении 4.


2.3 Исследование уровня тревожности старшеклассников


Для достижения цели нашей работы мы выявили уровень тревожности у группы старшеклассников, состоящую из 30 человек в возрасте 15 лет, используя методику исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина и шкалу личностной тревожности учащихся 10-16 лет О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан.

Результаты, полученные в процессе исследования мы представили в приложении 5 и вывели процентное соотношение уровней тревожности в группе (рис.1):


Рис.1


За критерий "Нормальный уровень" мы принимали результаты исследования испытуемого, если хотя бы по одной методике у него выявлялся нормальный уровень тревожности. Аналогично мы поступали при выведения критериев "Низкий уровень" и "Высокий уровень".

В нашей работе мы остановимся на изучении высокого уровня тревожности, так как тревожность создает специфический фон жизнедеятельности человека, угнетающий психику.

Высокий уровень тревожности имеют 26 % исследуемых нами старшеклассников.

Они склонны видеть окружающий мир как заключающие в себе угрозу и опасность, высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности, отрицательно влияет на результаты деятельности.

Высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается на качестве социального функционирования личности.

Тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формулирует конфликтные отношения.

Эти дети постоянно не уверенны в себе и своих решениях, все время ждут неприятностей, эмоционально неустойчивы, мнительны, недоверчивы.

Общение у них становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легко возникает замешательство и торможение при внезапных вопросах. Тревожные старшеклассники могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. У старшеклассников тревожность локализуется в отдельных сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка и т. д. Ее появление и/или закрепление связано с развитием рефлексии, осознания противоречия между своими возможностями и способностями, неопределенностью жизненных целей и социального положения.


2.4 Исследование профессионального самоопределения старшеклассников


Для изучения влияния уровня тревожности на профессиональные выборы старшеклассников необходимо выявить особенности профессионального самоопределения у данной группы испытуемых. Для исследования профессионального самоопределения старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационную анкету (Е.А.Климов).

Полученные в процессе исследования данные мы представили в приложении 6.

Полученные результаты исследования в группе старшеклассников в процентном соотношении мы представили в рис.2


Рис.2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты