Влияние социальной среды на уровень развития лидерских качеств

  Это  значит, что  с вероятностью 0,01 студенты, живущие в городе, превосходят студентов, приехавших из сельской  местности, по уровню развития лидерских качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проделанной нами исследовательской работы мы выяснили, что развитие лидерских качеств во многом зависит от социальной среды. Лидерская  устремлённость способствует самореализации, самовыражению в процессе приобретения опыта общения и взаимодействия  человека с другими людьми. Обладая  творческим потенциалом и сильным характером, человек -  лидер постоянно находится в поиске интересных дел, увлекательных  событий,  которые  преобразуют окружающую действительность. Он не останавливается на достигнутом; подчиняя свою и  чужую  волю,  добивается  поставленной  цели.   Он   интересен,   неповторим, увлекателен.   Нестандартность   мышления   и   жажда   нового  являются  самыми продуктивными качествами  творческой  личности.  И  как  свидетельствует  жизнь, лидерский склад ума приносит плоды как в будущем, так и в настоящем. Способность увлечь за собой сверстников в группе или вне её  чаще предвосхищает успехи во взрослой  жизни.  Студенты - лидеры  наиболее  инициативны,  они  первыми  начинают выполнять  задание,  уверены в себе, много улыбаются, выглядят довольными собой, им  всё  интересно.  Таким  образом,   уверенность   в   себе,   инициативность, разносторонний  интерес  -  это  те  интегративные  качества, которые определяют самоценную активность  человека  и  характеризует  его  способность  преодолевать преграды, отыскивать новые пути, проявлять не только  индивидуальное творчество, но и объединять других людей в решении творческих задач.

Для практического подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено  исследование с целью выявить влияние социальной среды на уровень развития лидерских качеств.  

Для исследования была подобрана методика «Лидер», целью которой является выявление уровня развития лидерских качеств.

 При обработке результатов нами был использован непараметрический критерий Q-Розенбаума. 


         Анализ результатов показал, что в группе студентов, живущих в городе, средний показатель уровня развития лидерских качеств равен 32 баллам, а средний показатель уровня развития лидерских качеств студентов, приехавших из сельской местности, равен 27 баллам.

В сравнительном анализе при помощи критерия Розенбаума мы установили, что уровень развития лидерских качеств студентов, живущих в городе, превышает уровень развития лидерских качеств студентов, приехавших из сельской местности.

Таким образом, изначально выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.  

Действительно, социальная среда влияет на уровень развития лидерских качеств, что и было доказано в данной работе на практическом примере.

Результаты нашего исследования могут быть полезны родителям, психологам и педагогам.  

Главная причина, из-за которой люди не способны быть хорошими лидерами это недостаток уверенности в себе. Даже обладая задатками лидера нельзя им стать, если ты не уверен в себе и в том, что тебя послушают другие и поймут.

Именно поэтому можно посоветовать, не стесняясь предлагать свои идеи, ведь никто не исключает, что они могут оказаться намного перспективней и удачней чем у более уверенных в себе людей.   

Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству. Чем больше вы будете пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее станете приходить к выводу, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые вами усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от вашего лидерства.  Учитесь вести людей за собой - не только ради себя, но и ради тех, кто следует за вами. И, продвигаясь к достижению высочайших уровней, не забывайте брать с собой других людей, чтобы те смогли стать лидерами завтрашнего дня [8, С.92].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1  Брокгауз Ф.А.  Энциклопедический словарь / Т.34. ­- СПб.: Миля, 1896.  -    

    664с.

2  Будякина М.П. Социальная психология. СПб.: Питер, 2003.-  97с.

3  Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях. М.: Радуга,

    1994. – 56с.

4  Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для ВУЗов. –

    2 изд.,  доп. – СПб.: Питер, 2003. – 319с.

5 Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Аспект-пресс, 2001. – 324с.

6  Журавлев А.Л. Стиль руководства и организация соревнования. М., 1977. –

    178с.

7  Карлоф Б. Вызов лидеров. М.: Дело, 1996. – 302с.

8  Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства.  М.: МГУ, 1985. – 

    214с.

9  Кудряшова Е.В.Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, 

    практика. – Архангельск: Дело, 2001. – 136с.

10 Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной  

     НТР.//Философия и социальная психология. СПб.: Наука, 1999.- 136с.

11 Немов Р.С. Психология. Кн. 3: Психодиагностика. 3-е изд.- М.: ВЛАДОС,

    1998. – 632с.

12 Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль,

    1971.–  458с.

13 Прохоров А.О. Особенности взаимодействий подростков // Психологический

     журнал. №1. М.: ЗАО «Журнал-эксперт», 2002.- 54с.

14 Райгородский Д. Психология и психоанализ власти / Т. 1. Хрестоматия. –

    Самара: ИД “БАХРАХ”, 1999. – 607с.

15 Роббер М. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988. – 80с.

16 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: 

     ООО «Речь», 2001. – 350с.

17 Слоним А.Д. Среда и поведение. Л.: Наука, 1976.- 212с.

Приложение 1

Ф.И.О.______________________________________

Дата рождения_______________________________

Место жительства____________________________

Ответьте, пожалуйста, на предъявленные ниже вопросы,

выбирая ответы «да» или «нет»

1.       Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да,      б) нет.

2.       Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

а) да,      б) нет.

3.       Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да,      б) нет.

4.       Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

а) да,      б) нет.

5.       Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убе­дить кого-то в чем-то?

а) да,      б) нет.

6.       Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да,      б) нет.

7.       Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

а) да,      б) нет.

8.       Испытываете ли вы настоятельную необходимость в со­ветчике, который мог бы направить вашу профессиональную ак­тивность?

а) да,      б) нет.


Продолжение приложения 1

9.       Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

а) да,      б) нет.

10.     Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

а) да,      б) нет.

11.     Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в ком­пании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

а) да,      б) нет.

12.     Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

а) да,      б) нет.

13.     Считаете ли вы себя мечтателем?

а) да,      б) нет.

14.     Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

а) да,      б) нет.

15.     Случалось ли вам по личной инициативе заниматься орга­низацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

а) да,      б) нет.

16.     Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результа­тов, то вы:

а)       будете рады, если ответственность за это дело возло­жат на кого-нибудь другого;

б)      возьмете на себя ответственность и сами доведете дело
до конца.





Продолжение приложения 1

17.     Какое из этих двух мнений вам ближе:

а)       настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем

б)      настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.


18.     С кем вы предпочитаете работать?

а)       с покорными людьми,

б)      с независимыми и самостоятельными людьми.

19.     Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

а) да,      б) нет.

20.     Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) да,      б) нет.

21.     Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему при­влечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

а) да,      б) нет.

22.     Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзь­ями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

а)       дадите возможность принять решение наиболее ком­петентному из вас;

б)      просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23.     Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

а) да,      б) нет.

24.     Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

а) да,      б) нет.

25.     Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

а) да,      б) нет.

Продолжение приложения 1

26.     Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

а)       самый компетентный человек;

б)      тот, у кого самый сильный характер.

27.     Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

а) да,      б) нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину?

а) да,      б) нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

а)       тот, который все решает сам;

б)      тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30.     Какой из следующих стилей руководства, по вашему мне­нию, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

а) коллегиальный,    б) авторитарный.

31.     Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупот­ребляют вами?

а) да,      б) нет.

32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоми­нает вас?

а)       человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

б)      человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, за­думчивый.

33.     Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?

а) промолчу,    б) буду отстаивать свое мнение.

34.     Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других лю­дей делу, которым занимаетесь?

а) да,      б) нет.

35.     Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложе­на ответственность за какое-либо важное дело?

а) да,      б) нет.


Продолжение приложения 1

36.     Что бы вы предпочли?

а)       работать под руководством хорошего человека;

б)      работать самостоятельно, без руководителя.

37.     Как вы относитесь к утверждению: «Для того, чтобы се­мейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?

а) согласен,     б) не согласен.


38.     Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

а) да,      б) нет.

39.  Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

а) да,       б) нет.

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а)       у меня опускаются руки;

б)      у меня появляется сильное желание их преодолеть.

41.     Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?

а) да,      б) нет.

42.     Считаете ли вы, что ваша нервная система способна вы­держать жизненные нагрузки?

а) да,      б) нет.

43.     Как вы поступите, если вам предложат произвести реор­ганизацию вашего учреждения?

а)       введу нужные изменения немедленно;

б)      не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44.     Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

а) да,      б) нет.


Окончание приложения 1

45.     Согласны ли вы с утверждением: «Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) да,      б) нет.

46.     Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

а) да,      б) нет.

47.     Кем вы предпочли бы стать?

а)       художником, поэтом, композитором, ученым;

б)      выдающимся руководителем, политическим деятелем.


48.     Какую музыку вам приятнее слушать?

а)       могучую и торжественную,

б)      тихую и лирическую.

49.     Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важны­ми и известными людьми?

а) да,      б) нет.

50.     Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша.

а) да,      б) нет.


Большое спасибо за участие!

Приложение 2

Алгоритм подсчета критерия Q Розенбаума

Шаг 1. Упорядочим значения в обеих выборках. Данные представим в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Упорядоченные по убыванию уровня развития лидерских качеств ряды индивидуальных значений в двух студенческих выборках

1 ряд – студенты, всю жизнь прожившие в городе

2 ряд – студенты, приехавшие из сельской местности

36

 

35

 

35

 

34

 

34

 

33

 

------------------------------------------------------------------

32

-----------------------------------------------------------------

32

32

 

32

 

31

31

31

 

30

30

 

30

29

29

29

29

 

28

 

28

27

27

-----------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------

 

26

 

26

 

25

 

23

 

22

 

20

 

 

Продолжение приложения 2

Шаг 2: По виду расположения значений признака выдвигаем нулевую и альтернативную гипотезы.

Н0: студенты, живущие в городе, не превосходят студентов, приехавших из сельской  местности, по уровню развития лидерских качеств.

Н1: студенты, живущие в городе, превосходят студентов, приехавших из сельской  местности, по уровню развития лидерских качеств.

По виду альтернативной гипотезы делаем вывод, что критическая область (отвержения Н0  и принятия Н1) правосторонняя.  

Шаг 3: Вычисляем количество элементов, попавших в «хвосты» S1 и S2.

По таблице 3.3 определяем количество значений первого ряда, которые больше максимального значения второго ряда S1=6.

Теперь определяем количество значений второго ряда, которые меньше минимального значения первого ряда S2=6.

Шаг 4: Вычисляем эмпирическое значение Qэмп по формуле:

Qэмп = S1 + S2 = 6+6 = 12

Шаг 5: По таблице находим критические значения Q для n1=n2=15 при уровнях значимости р=0,05 и р=0,01 [16, С.315].

Qкрит =   7 (р<0,05)

Qкрит =   9 (р<0,01)

Ясно, что чем больше расхождение между выборками, тем больше величина Q.  Н0 отклоняется при Qэмп > Qкрит, а при  Qэмп < Qкрит мы будем вынуждены принять Н0.



Окончание приложения 2

Шаг 6: построим ось значимости на которой отметим две критические точки и значение Qэмп.

Qэмп =12> Qкрит =9 (р<0,01), значит Н0 отклоняется.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты