Влияние социальной среды на уровень развития лидерских качеств

Семья  занимает  значительное  место,  и  в  центре многих разговоров  стоят проблемы домашнего хозяйства.   В деревнях наибольшее влияние оказывают те  лица,  которые умеют соединить выполнение конкретных требований  ведения домашнего хозяйства  и работы с  очень энергичным стремлением в течение всей жизни  приобретать  познания  в   области   искусств  и  литературы,  что  в деревенских объединениях считается очень важным.   

Жизнь  в  деревенском объединении имеет определенное сходство с  жизнью семьи. При этом все же  элементы  как традиционной, так и современной  семьи соединяются в совершенно новой форме. Жизнь в деревне  сходна с традиционной семьей  тем, что  общими  узами связано большое  число  ее членов.  Семейные объединения довольно велики, и каждая  деревня  может  считаться еще большим единством  разветвленных  родственных  связей.   Так,   например,  небольшие праздники происходят  в отдельных домах,  а большие открыты для всех жителей деревни. Рождение ребенка вызывает всеобщий интерес, а крещение представляет собой такое большое  общественное  событие, что на празднование приглашается вся деревня.  То же относится к свадьбам и  погребениям. В деревнях семейная жизнь не скрывается: все жители принимают в ней участие.

Аналогия  же   с  современной  семьей  заключается  в  антиавторитарной структуре,  в  некоторых семейных объединениях, правда, отец семейства  (или чаще мать  семейства) действительно играют главную  роль, но с  местом главы семьи  вряд  ли  связаны  какие-либо привилегии. В отдельных  случаях  можно наблюдать некие роли  "пап или  мам", при  этом  речь идет  о членах  семьи, которые больше  способствуют  выполнению  обязанностей  остальными, чем они, собственно говоря" должны были  бы делать.

В социальных системах  с  тесным переплетением связей имеются тысячи возможностей выразить неудовольствие. Они используются также и в деревнях. И там  они  еще  действеннее, чем обычно,  потому  что  меньше возможностей спрятаться.  Так,   например,  внутренняя  дистанция  ощутимее,  потому  что большинство людей, до которых  есть  дело, постоянно вблизи. Нет возможности избежать встреч, которые больше не являются настоящими встречами. В деревнях нет обычных  предпосылок,  дающих  возможность  избежать  неофициальных санкций.

Люди, которые  приезжают  в  деревни, часто удивляются дружеской, перемежающейся  моментами  тишины атмосфере, которая там царит. В  известной мере  их   впечатление   соответствует  действительности,  что  не  должно означать, будто жизнь в деревне -  сплошной покой. Когда живут, так  близко друг  от  друга,  отдельные  партии приобретают огромную важность  друг  для друга.   Кипят чувства  любви и ненависти. Собственно, удивительно, что взрывы не  происходят  чаще.  Отчасти  это  объясняется,   вероятно,  ритмом  жизни деревень.  Если  возникают  конфликты  и накапливается гнев,  это  приводит, естественно,  к  разрядке. Также  происходит  и в  деревнях               [17, С.156-158].  

2.2 Влияние социальной среды на дружеское общение городских и сельских школьников

Сельская школа в большей мере, чем городская, концентрирует в себе дружеские связи своих воспитанников: удельный вес внешкольных дружб здесь ниже, чем в городе. В сельской школе значительно больше развиты межклассные контакты (у городских школьников доля друзей - соучеников по школе, но не одноклассников составляет меньше 4%, а у сельчан - 23%). Встречи друзей здесь чаще происходят в общественных местах, роль домашних условий и улицы (двора), высокая в условиях города, снижается. У сельских юношей удельный вес встреч с друзьями в общественных местах втрое, а с друзьями противоположного пола вчетверо выше, чем у городских. Та же тенденция наблюдается у девушек. Диапазон выбора друзей, равно как и способов общения с ними, на селе значительно уже, чем в городе.

Сельские ученики реже городских ощущают дефицит дружеского общения. Они чаще горожан положительно отвечают на вопрос о распространенности "настоящей дружбы", выше оценивают сплоченность своих классных коллективов. Казалось бы, это подтверждает мысль о большей экстенсивности "городской" дружбы. Однако, если сопоставить ценностные критерии дружбы городских и сельских школьников, такой вывод оказывается под вопросом. У городских школьников акцент на психологической близости с другом (мотив понимания) выражен гораздо сильнее, чем у сельских (разница составляет 15% у юношей и 25% -у девушек). Кроме того, отношения с окружающими, включая и родителей, более удовлетворяют сельских школьников, чем городских ребят. Хотя ранг отдельных значимых лиц по всем трем шкалам психологической близости (понимания, доверительности и легкости в общении) в деревне тот же, что и в городе (на первом месте стоит друг, затем - мать, отец и т. д.), все оценки здесь сдвинуты к положительному полюсу.

На фоне высоких оценок, которые сельские ребята дают своим отношениям со взрослыми, психологическая близость с ближайшим другом выделяется не так резко, как в городе, да и сама роль друга кажется менее исключительной. У сельских юношей реже встречается "парная" дружба (15,6% против 23,4% в городе) и чаще - экстенсивная дружба, объединяющая свыше пяти друзей (20% против 12% в городе).

Однако видимость большей психологической близости сельских старшеклассников с родителями может объясняться не только и не столько большей фактической открытостью или меньшей рефлексивностью сельчан, сколько влиянием определенных культурных стереотипов. Сельский школьник может быть даже менее откровенен с родителями, чем его городской сверстник. Ведь в крестьянских семьях психологическая дистанция между детьми и родителями по традиции поддерживается строже, чем в городских, особенно интеллигентских. Но, заполняя анкету, даже анонимную, он, возможно, не рискует проявить "непочтительность" к старшим, тогда как городской школьник рад подчеркнуть свою "независимость". Чтобы проверить эту догадку, необходимо дополнить шкалы психологической близости каким-то объективным измерением интенсивности и доверительности общения подростков с родителями в разных социально-культурных средах [13, С.36].  

 

 




 



 

III ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Целью проведенной исследовательской работы являлось выявление  различий в проявлениях лидерских качеств у студентов, живущих в городе и у студентов, приехавших из сельских местностей.

Для достижения поставленной цели нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблематике: рассмотрены сущность и содержание понятия лидерства,  основные теории и подходы к его изучению. Также мы рассмотрели каким образом социальная среда может влиять на развитие уровня различных качеств человека. Нами был произведен подбор необходимых методик и проведено экспериментальное исследование.

Объектом нашего исследования являлись студенты Сибирского Института Бизнеса, Управления и Психологии и Сибирского Государственного Технологического Университета.

Предметом исследования являлось влияние социальной среды на проявление и развитие лидерских качеств.

На основании выбранной нами темы исследования мы выдвинули гипотезу о том, что уровень развития лидерских качеств студентов, живущих в городе, превышает уровень развития лидерских качеств студентов, приехавших из сельской местности.

3.1 Описание методики для определения уровня развития лидерских качеств

Для определения уровня развития лидерских качеств нами была выбрана методика «Лидер». Данная методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером [11, С.512].



В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимы­ми лидеру.

Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый по­лучает                    1 балл, в другом случае — 0 баллов.

Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лиде­ра выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера на среднем уровне.

Если сумма баллов оказалась в промежутке от 36 до 40, то лидерс­кие качества выражены сильно.

Наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный че­ловек, как лидер, склонен к диктату.

Бланк методики представлен в приложении 1.

3.2 Формирование выборки испытуемых

В исследовании принимали участие 7 студентов  Сибирского Института Бизнеса, Управления и Психологии и 23 студента Сибирского Государственного Технологического Университета г. Красноярска. Для удобства обработки результатов каждому студенту был присвоен номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента он фигурировал под ним.  Перед началом эксперимента мы произвели разбиение всех испытуемых на две группы:  в первую группу вошли студенты, всю жизнь прожившие в городе,  во вторую  -  студенты, приехавшие из сельской местности.

Результаты представлены в таблице 3.1

 

 

 

 

Таблица 3.1

Формирование выборки

Студенты, всю жизнь прожившие в городе

Студенты, приехавшие из сельской местности

Ф.И.О.

Место жительства

Ф.И.О.

Место жительства

1. Буранова Л.

г. Енисейск

1. Владимирова Ю.

п. Решоты

2. Вырупаева Е.

г. Абаза

2. Волкова И.

с. Нахвальское

3. Гитова А.

г. Красноярск

3. Головина И.

с. Ирбейское

4. Горенчук Е.

г. Красноярск

4. Гузенкова Е.

с. Ирбейское

5. Дутова О.

г. Кодинск

5. Димитрович Л.

п. Балахта

6. Замулина Н.

г. Саяногорск

6. Муравьева К.

п. Решоты

7. Зудихина Е.

г. Саяногорск

7. Обмоина А.

п. Уяр

8. Колесниченко А.

г. Канск

8. Пац Е.

п. Богучаны

9. Курганова В.

г. Новосибирск

9. Пономаренко Р.

п. Павловщина

10.Майнагашева О.

г.Шира

10. Тимофеева А.

п. Ния

11. Михайленко С.

г. Абакан

11. Терлецкая В.

п. Козулька

12. Насырова Н.

г. Красноярск

12. Хомченко А.

п. Ния

13. Палатькина Е.

г.Абакан

13. Чеботарева И.

п. Емельяново

14. Пермякова В.

г. Енисейск

14. Чубарева Н.

п. Козулька

15. Самойлова А.

г. Красноярск

15. Шутова Я.

п. Таскино

3.3 Проведение диагностики  

Испытуемым обеих групп было предложено ответить на вопросы методики «Лидер». Время выполнения работы не ограничивалось. В инструкции к методике было указано отметить Ф.И.О., возраст и место жительства.

По окончании интерпретации данных нами были выявлены следующие результаты, представленные в таблице 3.2

 

Таблица 3.2

 

Индивидуальные значения уровня развития лидерских качеств в выборках студентов, живущих в городе и студентов, приехавших из сельской местности

 

Студенты, всю жизнь прожившие в городе

Студенты, приехавшие из сельской местности

Номер студента

Показатель уровня развития лидерских качеств

Номер студента

Показатель уровня развития лидерских качеств

1.

33

1.

27

2.

31

2.

31

3.

29

3.

22

4.

35

4.

26

5.

32

5.

28

6.

35

6.

23

7.

30

7.

30

8.

27

8.

25

9. .

32

9.

29

10.

34

10.

32

11.

36

11.

28

12.

32

12.

20

13.

34

13.

29

14.

29

14.

26

15.

31

15.

30

 

3.4 Математическая обработка данных

Для обработки данных нашего исследования мы использовали Q-критерий Розенбаума.

Данный критерий используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В каждой выборке должно быть не менее 11 испытуемых.

Это очень простой непараметрический критерий, который позволяет быстро оценить различия между двумя выборками по какому-либо признаку. Критерий применяется в тех случаях, когда данные представлены, по крайней мере, в порядковой шкале. Признак должен варьироваться в каком-то диапазоне значений, иначе сопоставления с помощью Q-критерия просто невозможны [16,С.42].

Данный критерий имеет несколько ограничений:

1.                    Измерение должно быть проведено в шкале порядка, интервалов или отношений.

2.                    Выборки должны быть независимыми.

3.                    В каждой выборке должно быть не менее 11 наблюдений.

4.                    Интервалы разброса значений в двух выборках не должны совпадать.

В соответствии с выбранной нами темой мы выдвигаем две экспериментальные гипотезы:

Н0: студенты, живущие в городе, не превосходят студентов, приехавших из сельской  местности, по уровню развития лидерских качеств.

Н1: студенты, живущие в городе, превосходят студентов, приехавших из сельской  местности, по уровню развития лидерских качеств.

Алгоритм подсчета критерия Q Розенбаума представлен в приложении 2

При подсчете результатов мы получили следующие данные:                             Qэмп (12) > Qкрит (9) (р<0,01), значит Н0 отклоняется. На основании проведенной нами математической обработки данных с помощью непараметрического критерия Q Розенбаума, мы можем говорить о подтверждении гипотезы Н1.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты