Влияние социальной среды на уровень развития лидерских качеств

Влияние социальной среды на уровень развития лидерских качеств

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ


Кафедра психологии













КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине «экспериментальная психология»


Влияние социальной среды на уровень развития лидерских качеств








Выполнила: Вильховская Е.В.

студентка гр.152ПУ/2

Проверила:  Нурисламова Т.С.

              «___»________________2005г

               _________________________





Красноярск  2005

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

I   ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА

    1.1 Лидерство: сущность и содержание….……………………………….5

    1.2 Подходы к изучению лидерства…………….…………………………8

    1.3 Теории лидерства……………………..….…….….………………….10

          1.3.1 Теории поведенческого подхода…………….…………………10

          1.3.2 Теории ситуационного подхода………………………………..13

II ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЯВЛЕНИЕ

     И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

    2.1 Влияние социальной среды на человека……………….……………18

    2.2 Влияние социальной среды на дружеское общение

          городских и сельских школьников……………………….……..……23

III ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА

     УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

    3.1 Описание методики для определения уровня развития

          лидерских качеств……………………………………………….….…26

    3.2 Формирование выборки испытуемых……………….…………….....27

    3.3 Проведение диагностики………………….………..……....….……..28

    3.4 Математическая обработка данных……………………………….…29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение

ВВЕДЕНИЕ


Вопрос, который мы рассматриваем в данной курсовой работе является актуальным в психологии и социологии сегодня. Это вопрос о влиянии социальной среды на уровень развития лидерских качеств человека.  Мы хотим проследить, на сколько тесно связаны социальная среда и уровень развития лидерских качеств, учитывая тот факт, что в настоящий момент в городских ВУЗах обучается очень большой процент юношей и девушек, приехавших из сельской местности.

 Действия лидеров напрямую связаны с реальной ситуацией. Лидерство не может быть оторвано от окружающей его среды. Такова одна из главных причин того, почему так трудно оценить лидерство и еще труднее его измерить.  Социальная среда определяет как формальное положение лидера, так и действительную силу положения в конкретном контексте лидера. Среда играет свою роль в определении “власти” лидера. Социальная среда структурирует ситуацию, с которой лидер вынужден справиться и от которой он не может избавиться. Средства, находящиеся в руках лидера, также структурируют процесс реагирования и реализации [14, С. 465]. 

Лидерство так же старо как человечество. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах.   Лидерство, по всем своим намерениям и целям, есть признак номер один любых организаций. Для того, чтобы существовало лидерство, необходимо наличие групп, и везде, где возникают группы, появляется лидерство [9, С.6]. 

Понятие «лидер» было обнаружено в английском языке еще в XIII веке, производное от него понятие «лидерство» появилось значительно позже, лишь в начале прошлого века [9, С.7]. 

В настоящее время в русском языке понятие «лидер» наиболее широко известно как личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направ­ление и характер деятельности всей группы [1, С.284]. 

Объектом нашего исследования являются студенты ВУЗа.

Предметом исследования является  влияние социальной среды на проявление и развитие лидерских качеств.

Целью нашего исследования будет являться выявление различий в проявлениях лидерских качеств у студентов, живущих в городе и у студентов, приехавших из сельских местностей.

Для достижения поставленной цели нам нужно решить следующие задачи:

1.                     Исследовать литературу, касающуюся темы нашей курсовой работы.

2.                     Рассмотреть определение понятий «лидер», «лидерство» в различных источниках.

3.                     Подобрать диагностический материал для определения уровня развития лидерских качеств.

4.                     Провести диагностику контрольной и экспериментальной групп с использованием указанного диагностического материала.

5.                     Обработать и интерпретировать полученные результаты.

На основании выбранной нами темы исследования мы выдвигаем гипотезу о том, что уровень развития лидерских качеств студентов, живущих в городе, превышает уровень развития лидерских качеств студентов, приехавших из сельской местности.

I ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА

1.1 Лидерство: сущность и содержание

Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направ­ление и характер деятельности всей группы [1, С.284].

Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руко­водить коллективом в силу своих организаторских способ­ностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компе­тентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, орга­низаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой сто­роны, человек может иметь данные качества, но не яв­ляться лидером [12, С.310].

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личност­ные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который явля­ется лидером в одной группе, совсем не обязательно ста­нет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру)                 [12, С.311].

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру — это признание его высоких досто­инств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внут­реннее согласие с носителем авторитета, готовность дей­ствовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером [8, С.86].

Лидерство - это процесс социальной организации и управле­ния общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью [1, С.285].

Лидерство  -  одно   из   проявлений власти,   отличительное  свойство  политической  деятельности,  право  выдвигать руководителя,  который  ее  осуществляет.  Это  явление  присуще  и   другим   видам  деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д. Обязательное условие лидерства - обладание  властью  в  конкретных  формальных  или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней и  масштаба   -   от    государства    и    даже    группы    государств  до правительственных учреждений,  местного самоуправления или народных  и  общественных  групп  и  движений.  Формализованная  власть  лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях лидер имеет социальную и  психологическую,  эмоциональную опору в обществе  или  в  коллективах  людей, которые за ним следуют                     [8, С.87].

В малой группе роль  лидера  заключается  в  сплочении  ее  участников  и  направлении их деятельности.  От него требуется тесное  личное общение с ближайшим окружением.  При этом выявляются и  играют  организующую  роль  его  личные  качества  умение владеть ситуацией,  принимать решения,  брать  на  себя  ответственность,  делать  верный  политический    выбор   (людей,   проблем,   первоочередных   задач).  Одновременно лидер должен уметь  удовлетворять  интересы  группы,  не  выходя  за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение  в  зависимость  от  своих  благодеяний.  На  отношения  с  группой  и  авторитет  лидера  оказывают  значительное  влияние  личный стиль его  поведения (авторитарный, жесткий или демократический) [8, С.87].

Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения.  Оно должно быть  отобрано  по  деловым,  профессиональным  признакам.  Личная преданность - важное качество окружения. Единомыслие,  взаимопонимание, интерес к делу,  взаимное  доверие,  уверенность  в правильности выбора,  нравственная  устойчивость,  убежденность  также  дают  право  занимать   место   в  коллективе,   окружающем   лидера.     Соратник  должен  иметь ясное представление об общем  состоянии дел,  которыми он занимается  под  руководством  лидера,  о  своей   роли,   обязанностях   в   группе.    В лидере  как  бы  концентрируются  качества  его  сподвижников              [8, С.88].   

Отношения лидера  и  его  коллектива  -  важный   аспект   новой,  лидерской организации власти.  Целеустремленность,  принципиальность,  сознание   ответственности   перед   обществом    (или    управляемым  учреждением),  понимание  его задач и запросов являются неотъемлемыми  качествами лидера.  Они должны быть и у его окружения.  Эти  качества  сплачивают  их  так  же,  как общее умение вести дискуссию,  сочетать  стремление  к  самоутверждению  с  интересами  коллектива  и  коллег,  положительно  относиться  к их заслугам.  Лидер должен уметь разумно,  обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников  и  создавать  условия для их профессионального роста, использовать их способности и  возможности [15, С.14].

Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств.  Его успех возможен при осуществлении ряда  функций:  

Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной  программе. 

Организационная функция  включает  создание   кадров   и   системы  управления,    сплочение   сторонников,   планирование   политических  процессов и  действий,  практических  аспектов  политической  работы. 

Координационная функция - согласование действий институтов власти,  учреждений,  направлений  их деятельности.

Интегративная функция  -  сплочение  единомышленников,  окружения,  общества вокруг программы лидера [9, С.18].

1.2 Подходы к изучению лидерства

Подход с позиции личных качеств.

Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.  Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях  эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств” [6, С.116].

Поведенческий   подход.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства.  Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Стиль  руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.  Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач.  Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей.  Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке [6, С.116].

Ситуационный   подход.

Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию. [6, С.117].

1.3 Теории лидерства

1.3.1 Теории поведенческого подхода

Важнейший вклад данного подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, то есть того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными.

Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень власти, используемая им, его забота о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - всё отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера [7, С.124].

а) теория Д. Мак Грегори;

В 1960 году Д. Мак Грегори опубликовал свою работу "Человеческая сторона предпринимательства", в которой чётко обрисовал два основных типа или стиля лидерства: авторитарное руководство (теория "Х") и демократическое руководство (теория "Y").

Согласно теории "Х": Люди не любят трудиться и по возможности избегают работы; люди, не имеющие честолюбия, стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; люди хотят защищённости; чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать контроль, принуждение или угрозу наказания.

На основе этих предположений, автократ централизует полномочия, структурирует работу подчиненных, почти не давая им свободы в принятии решений, а чтобы обеспечить выполнение работы, оказывает психологическое давление.

Согласно теории "Y": Труд - процесс естественный, и если условия благоприятны, люди принимают на себя ответственность и даже стремятся к ней; если люди приобщены к организационным целям, то они используют  самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения;  интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Итак, демократический руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям высокого уровня: потребность в принадлежности, высокой цели и самовыражении. Он избегает навязывать свою волю подчиненным, а те пользуются широкой свободой в выполнении заданий. В некотором смысле, он старается создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, приходя к пониманию, что самостоятельная творческая работа, по природе своей, является вознаграждением. Задача руководителя создать атмосферу открытости, доверия и благожелательности [7, С.124].

б) теория Р. Лайкерта;

Рэнсис Лайкерт выделил два типа руководителей: руководитель, ориентированный на задачу и руководитель, сосредоточенный на человеке. Для первого характерна, прежде всего, забота о проектировании задачи  для повышения производительности труда, а для второго - совершенствование человеческих отношений и привлечение трудящихся к участию в управлении, как главных факторов роста производительности труда. Продолжая исследования, Лайкерт предложил четыре системы стиля лидерства:

1. Эксплуататорско-авторитарная - полная характеристика автократа.

2. Благосклонно-авторитарная - ограниченное участие трудящихся в принятии решений.

3. Консультативная - тактические решения принимаются подчиненными, а стратегические - руководителем.

4. Демократическая, основанная на участии - полное доверие между руководителями и подчиненными.

Таким образом, Лайкерт жестко разделяет типы лидерства, считая, что одновременно невозможно ориентироваться и на работу и на человека и считает, что самым оптимальным является поведение руководителя, ориентированное на человека [7, С.125].

в) двухмерная трактовка Р. Стогдилла;

Работы экономических групп в университете штата Огайо поставили под сомнение концепцию строгого разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Стогдиллом была разработана система, согласно которой поведение руководителя классифицируется по двум дополняющим друг друга отношениям: структуре и вниманию к подчиненным.

Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы. Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия и контакта между руководителем и подчиненным. Несмотря на то, что самая высокая производительность ассоциировалась с руководителем, который владеет и тем и другим стилем поведения, более поздние исследования показали, что классификация не безупречна [7, С.125].

г) управленческая решётка Блэйка и Мутона.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты