Влияние социальной среды на уровень развития лидерских качеств

Концепция университета штата Огайо была модифицирована Блэйком и Мутоном, которые, ранжируя "заботу о человеке" и "заботу о производстве" по 9-ти бальной шкале, выделяют 5 основных стилей руководства, представленных в рис 1.1

1-1 – «страх перед бедностью» -  руководителю требуется минимум усилий, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

1-9 – «дом отдыха»  - руководитель сосредоточен на теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

9-1 – «авторитет-подчинение» -  руководитель заботится об эффективности выполняемой работы, не обращая внимания на моральный настрой подчиненных.

5-5 – «организация» руководитель находит баланс эффективности и хорошего морального настроя.

  9-9 – «команда» Руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации, что обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность [7, С.126].

1-9

 

9-9

 

5-5

 
 






 

                                                                  

1-1

 

9-1

 

степень учёта интересов производства

 
 





 

Рис. 1.1 Управленческая решетка Блэйка и Мутона     

1.3.2 Теории ситуационного подхода

Неспособность исследователей найти постоянную зависимость между стилем руководства и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действует один или более факторов. Чтобы найти эти факторы, исследователи вынуждены были обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на всю ситуацию [5, С.246].

а) теория Фидлера;

Модель Фидлера явилась важным вкладом в развитие всей теории лидерства, так как она впервые сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя: отношения между руководителем и членами коллектива, структура задачи, должностные полномочия.

Фидлер считает, что хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль руководителя остается в принципе неизменным, а так как человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, то его необходимо помещать в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят стабильному стилю руководства. Это обеспечит баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, что ведёт к высокой производительности и удовлетворенности [5, С.246].

б) теория Митчела и Хауса;

Данная теория называется "путь - цель" и пытается дать объяснение тому воздействию, которое производит поведение руководителя на мотивацию, удовлетворённость и производительность труда подчиненного. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей: разъяснение того, что ожидается от подчиненного; поддержка, наставничество, устранение помех; направление усилий подчиненных на достижение целей; удовлетворение потребностей подчиненного, когда цель достигнута.

В основу модели Митчел и  Хаус заложили следующие стили руководства: стиль поддержки, ориентированный на человеческие отношения; инструментальный стиль, ориентированный на задачу; стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решений и стиль, ориентированный на достижение подчиненными поставленных перед ними задач.

Стиль руководства, согласно этой модели, зависит от двух ситуационных факторов: личных потребностей подчиненных (самоуважение, автономия, принадлежность, самовыражение) и требований и воздействий со стороны внешней среды (убежденность влиять на окружающих) [5, С.247].

в) теория жизненного цикла;

П. Херси и К. Бланшар разработали теорию, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от "зрелости" исполнителей. Зрелость подразумевает способность нести ответственность за своё поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Понятие зрелости является характеристикой конкретной ситуации. Выделяется четыре стиля лидерства, соответствующих определённым уровням зрелости подчиненных. Стиль "давать указания" ориентирован на задачу и годится для персонала с низким уровнем зрелости. Стиль "продавать" ориентирован в равной мере как на задачу, так и на человеческие отношения с подчиненными средней зрелости. Стиль, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, характеризуется умеренной высокой степенью зрелости, когда подчиненные могут нести ответственность, но в полной мере отвечать за выполнение задачи не хотят. Стиль "продажа" характеризуется высокой степенью ориентированности на задачу, когда подчиненные, благодаря своей зрелости, умеют нести ответственность [5, С.247].

г) модель Врума – Йеттона.

Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений, а также от характеристик ситуации или проблемы.

Автократичные стили: А I - Вы сами решаете проблему и принимаете решение; А II - Роль Ваших подчиненных в принятии решений - предоставление необходимой информации, а не поиск решений.

Консультативные стили: С I - Работаете со своими подчиненными индивидуально, не собирая их в группу. Ваше  решение не отражает влияние ваших подчиненных; С II - Вы работаете с коллективом, но Ваше мнение может не отражать мнение коллектива.

G II - стиль полного участия: совместное решение проблемы.

Для оценки конкретных ситуаций Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация "подчиненные - руководитель", а также модель дерева решений. Фокус данной модели - на принятии решений, но всё же и она подчёркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчинённых.   [5, С.248].

II ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от бытовых и профессиональных отличий (городская среда, деревенская среда, производственная среда, артистическая и т.д.) [1, С.436].

В данной курсовой работе понятие «социальная среда» рассматривается как место жительства человека, поэтому будет разбито на понятия «городская среда» и «деревенская среда».

Воспитание и развитие человека происходят под влиянием социальной среды, социальное воспитание помогает человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях.  Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица». [2, С.28].

Городская среда – это не только физическое окружение, но и уровень развитости информационного обмена, характер господствующей символики, отношение человека к ближайшему социальному окружению. Эта среда, особенно в условиях многомиллионного мегаполиса, открывает множество перспектив и возможностей, в то же время требует от человека максимум осмотрительности, способности к психофизической, интеллектуальной и социальной адаптации в постоянно меняющихся условиях, ситуациях.

Условия жизни в крупном городе – городское пространство, предметный мир, плотность населения, внутригородские связи – имеют важные психологические, социальные и культурные последствия. Изучены как позитивные, так и негативные последствия жизни в крупном городе. В частности, принято считать, что высотные дома, однообразие застроек, большие пространства вызывают ощущение затерянности и дискомфорта; увеличение плотности населения наряду с усложнением личностных отношений и пребывание в толпе вызывают беспокойство, раздражительность, агрессивность. Вынужденные контакты с соседями, в городском транспорте и других местах формируют потребность в уединении. А коллективные формы обучения, воспитания, работы порождают необходимость в самозащите, отстаивании собственных интересов и независимости, в том числе с помощью физической силы или психологического воздействия, способствуют формированию группировок [3, С.34].

Маленькие города, села и деревни отличаются большей консервативностью ценностей, большим почетом традиций, что и «усваивают» проживающие там подростки.  Жители деревень и сел оказываются наименее радикальными в плане «открытости новому».  Наглядно предстают средства воздействия сельской общины на личность: обычаи, традиции, коллективный труд, праздники, общественное мнение и мнение соседей, авторитет стариков.   Человек в деревне не часто находится в окружении большого количества людей и при этом не чувствует себя одиноким. Его в течение дня не окружают тысячи людей, которых он не знает и которые не знают его. В деревне общение носит менее анонимный и менее широкий характер по сравнению с городом. В деревне все знают друг друга лично и с разных сторон. Человек может одеваться как угодно, но односельчане видят, сколько у него во дворе домашних животных и каких размеров его дом, знают, как его семья питается.   Жители крупных городов часто свысока смотрят на скромно и немодно одетых сельчан, но те, попадая в города, часто также свысока смотрят на своих городских родственников, экономящих на питании [3, С.35].

К сожалению, информации, касающейся влияния социальной среды на проявление и развитие лидерских качеств, в просмотренных источниках найдено не было. Но тем самым, выбранная нами тема курсовой работы, становится еще более интересной и увлекательной. Рассмотрим, как городская и деревенская среды могут влиять на человека.

2.1 Влияние социальной среды на человека

Деструктивное влияние городской среды на человека.

Большое скопление людей в мегаполисах несет с собой много трудностей, деформирует личность и отрицательно сказывается на психологическом состоянии человека. Жизнь в крупном городе необратимо меняет человека, также меняются его психологические особенности, весь внутренний мир, меняется сложившийся образ жизни и вся система ценностей. Из поколения в поколение люди привыкли жить сообща, объединяясь в большие и малые группы, так как только вместе люди могли выжить в этом сложном, полном опасностей мире. Именно принадлежность человека к определенным группам и к обществу в целом определяет его сущность. Данная установка заложена в самой природе человеческих отношений, в психологии человека, что во многом служит источником как психологического, так и физического здоровья человека. И попадая  в крупный город  получается что на сравнительно небольшом участке находится огромное сосредоточение людей, каждый из которых живет сам по себе и сам для себя, его не интересуют окружающие люди. Люди обычно не знают, кто живет с ними в одном доме или даже на одной лестничной клетке. В мегаполисе, где постоянно движутся большие потоки людей, отдельно взятый человек становится не интересен окружающим, как бы безличен. И со временем он тоже начинает рассматривать окружающих его людей как безликую толпу. И в этой толпе он становится совершенно одиноким. Данному обстоятельству также способствует и то, что мы совершенно перестали общаться, мы не находим времени для обыденного общения с окружающими, мы значительно реже стали встречаться с друзьями и родственниками. Нам гораздо проще и быстрее поговорить с ними по телефону, послать письмо по электронной почте или отправить sms-сообщение. Но если задуматься ни одно из имеющихся на сегодняшний день средств связи не сможет заменить нормального человеческого общения. Чтобы как-то возместить эту нехватку в общении люди стремятся объединиться в разного рода группы, сформированные по внешним признакам – пол, возраст, этнос, религия. В качестве одного из таких примеров можно привести разного рода секты, в которых люди стремятся найти то, чего им не хватает в обыденной жизни. Одним из таких важных составляющих является общение.

Человек, живущий в мегаполисе, находится в постоянном противостоянии, борьбе с городской средой. Неосознанными формами противостояния в молодежной среде являются – преступность, наркомания, пьянство, хулиганство, которые являются формами проявления протеста против городской реальности.  

Таким образом, подводя итог всего выше изложенного, следует отметить, что мегаполисы, в том виде, в котором они существуют в настоящий момент – являются одним из проявлений глобального кризиса, не только этих отдельно взятых городов, но и всего человечества в целом. И основа данного кризиса состоит в несоответствии природы человека, основных его ценностей и потребностей и того образа жизни, которых характерен для мегаполисов. Человек должен научиться жить в мегаполисах не в ущерб самому себе, а во благо для себя и будущих поколений [10, С.93].

Конструктивное влияние городской среды на человека.

Человек в городе преодолевает кажущуюся ему естественной связь с ограниченным ареалом, расширяет свои потребности и кругозор, изучается осмысливать свои проблемы в связи с проблемами общего характера. Личность в городе приобщается к более развитому, масштабному мышлению, поднимается над проблемами ограниченного сообщества. Развитие абстрактного мышления, способности решать свои проблемы на основе общих принципов, знания абстрактных законов, нравственных норм, логики и т.п., понимания ценностей не только зримого и единичного, но скрытой всеобщности, является важным условием повышения интеллектуального уровня горожан, предпосылкой возрастания влияния науки на массовое сознание, на образ жизни. Оборотная сторона способности мыслить абстрактно, т.е. способности осваивать реальность через интеллектуальные формы мышления, неотделима от способности горожан постоянно конкретизировать свои знания, представления. Это жизненно важно для решения всех сложных проблем в сложном динамичном мире. Эта черта приобретает особо важное значение в связи с очаговым характером инноваций, каждого акта качественного развития. Эта способность неотделима от способности любого субъекта концентрировать свое внимание на фокусном направлении, подчинить все, т.с. технологические, организационные отношения, культуру и знание условий и средств новой задаче.

Для города, идущего от традиционализма к господству либерализма, характерна способность изменять социальные, организационные отношения в соответствии с изменяющимися проблемами, в соответствии со стремлением повысить эффективность любой из форм деятельности. Эта способность органически связана с уровнем мышления, для которого характерно постоянное взаимопроникновение движения мысли от абстрактного к конкретному и движение от конкретного к абстрактному. Это открывает возможность устанавливать новые связи, создавать новые организации, формировать и совершенствовать гибкие, подвижные организации. В связи с напряженностью, идущей от урбанизации, в городе открывается возможность для развития людей, способных концентрировать свои усилия на фокусных направлениях, на постоянном изменении этик фокусных направлений.

Важной особенностью города  является динамизм. Он выражается прежде всего в активности людей. Для городов характерна способность ассимилировать изменения самих отношений. Для города характерно постоянное стремление переделывать то, что уже раньше было сделано, но теперь не удовлетворяет более высоким потребностям воспроизводства. Специфика города заключается в постоянной деятельности, направленной на организацию того, что уже раньше было организовано, на постоянную организацию себя, своих собственных отношений.

Для городских отношений характерна возрастающая сложность, способность людей постоянно ее преодолевать, совершенствуя социальные, планировочные, технические, культурные и т.п. аспекты жизни города.

Город носит свойственный характер. Город - это прежде всего городские отношения, отвечающие сути города как специфического социокультурного феномена, определенного сообщества, отличного от других, прежде всего деревни.  

Горожанин приспосабливается к среде и одновременно ее изменяет в рамках своей деятельности разнородные, подчас противоположные элементы жизни, различно локализованные формы деятельности [10, С.95].

Влияние деревенской среды на человека

Люди в деревне сильно отличаются историей своей индивидуальной жизни  и выполняют так много различных  функций,  что делать какую-то одну  функцию  более  существенной  кажется  уже   не   столь   само   собой разумеющимся. Вместо этого  люди  в деревне признаются как индивидуальности.

Они  проявляют себя  в своем  характере,  а не  в отдельных  ролях. Роли  не закреплены,  они  могут исполняться  разными  лицами  и  исполнителей  можно вычислить.  Характеры  тоже поддаются качественной оценке, но  их  не  взять напрокат.  Они  принадлежат  совершенно  определенному  индивидууму,  вполне определенной личности.

Жизнь  в деревнях   зависит   от  людей,  которые  проявляют  в  своей   деятельности необыкновенно  высокую  меру ответственности, особенно в отношении тех,  кто живет с ними  в  семье.  

В  деревнях  есть   определенные  группы  людей,  имеющих  возможность приобрести больше влияния, чем другие. Важную роль  играет, например, возраст.  И в этом деревни отличаются от остального мира. Ритм деревенской жизни, постоянное возвращение всех событий делают опыт  ценным преимуществом. Те,  у кого позади долгая жизнь, обладают бесценным запасом знаний, в  деревне  это имеет большое значение: ограничить использование опасной техники  значит  ограничить ее притягательную силу для отважных молодых людей с их предприимчивостью; совместное руководство жизнью препятствует опрометчивому выставлению напоказ  материального  успеха; особо важное значение, придаваемое  учебе, относится к изучению не только новейших явлений, но и вечных проблем.  

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты