Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности

 Теперь перейдём к обсуждению результатов, полученных по методике  Будасси.

У группы успешных в профессиональной деятельности студентов в целом средний результат самооценки (коэффициент ранговой корреляции равен 0,57 баллам). Низшая оценка принадлежит испытуемому ЛЛВ (ж) и составляет 0,4 балла (средний уровень самооценки).  Наивысшую оценку в данной группе мы видим у испытуемого СИН (ж), она равна 0,97 баллов - нереалистично высокая самооценка, как и у второго испытуемого этого уровня -  ЛВА  (ж) – 0,81 балл. Также в группе присутствуют 2  высоких показателя самооценки (ОЕЛ (ж) – 0,69 балла и СТА (ж) – 0,77 балла); 1 показатель выше среднего (КЕН (ж) – 0,49 балла) и 7 средних показателей самооценки (таблица на  с. 63).

Мы видим, что ни один показатель по самооценке у данной группы испытуемых не опустился ниже среднего уровня, наоборот, у 5 из 12 студентов самооценка завышена или даже нереалистично высока.

Далее рассмотрим результаты группы неуспешных в профессиональной деятельности студентов.

Здесь мы видим 2 нереалистично низких показателя (КОА (ж) – «-0,48» и АОИ (м) – «-0,5»), 2 низких показателя (ГАА (ж) – 0,2 балла и КАМ (ж) – 0,12 балла), 2 средних показателя (НВЛ (ж) – 0,6 балла и ЁСБ (ж) – 0,32 балла), 2 показателя самооценки выше среднего уровня (РЛН (ж) – 0,62 балла и ВИВ (ж) - 0,63 балла); 2 высоких оценки (ЩЮМ (м) – 0,78 балла и УАФ (ж) – 0,74 балла) и 2 нереалистично  высоких (СОН (ж) – 0,85 балла и ПНР (ж) – 0,86 балла) (таблица на с.56). Говоря другими словами, испытуемые данной группы как бы разбиты на пары, у них (в отличие от успешных в профессиональной деятельности студентов) наличиствуют все категории самооценки: от нереалистично-низкой до нереалистично-высокой.

 Обобщая полученные в исследовании результаты по данной методике исследования, мы также как и в методике Дембо –  Рубинштейн наблюдаем разрозненные результаты в группе неуспешных в профессиональной деятельности студентов и более стабильный результат во второй группе. Очевидно здесь то, что уровень  самооценки по методике  Будасси у группы успешных в профессиональной деятельности испытуемых выше, чем в группе неуспешных представителей нашего эмпирического исследования, как и результат, полученный по предыдущей методике.

Отобразим результаты нашего исследования в  итоговой таблице:

 

№ п/п

ФИО

возраст

пол

Уровень самооценки по м. Будасси

Уровень самооценки по м. Дембо-Рубинштейн

оценки

является ли проф. деятельность успешной

1

ОЕЛ

38

ж

средний

средний

5555555555

Да

2

ЗОВ

27

ж

средний

средний

5555555555

Да

3

ЛЛВ

21

ж

средний

завышен

5555555555

Да

4

СТА

25

ж

средний

средний

5555555554

Да

5

БОА

21

ж

средний

средний

5455555555

Да

6

ЛИБ

33

м

средний

завышен

5455555555

Да

7

НСА

21

ж

средний

средний

5545555555

Да

8

СИН

23

ж

нереалистично

высокий

завышен

5555545554

Да

9

МНА

26

ж

средний

средний

5555545554

Да

10

ЛВА

21

ж

нереалистично

высокий

завышен

5555555544

Да

11

КЕН

21

ж

выше среднего

завышен

5544555555

Да

12

КИА

23

ж

средний

средний

5555555445

Да

13

ЩЮМ

22

м

средний

высокий

5354454354

Нет

14

УАФ

20

ж

средний

высокий

4344443345

Нет

15

СОН

22

ж

высокий

высокий

5454543544

Нет

16

ПНР

22

ж

средний

нереалистично

высокий

5344444553

Нет

17

НВЛ

22

ж

завышен

средний

5555555553

Нет

18

КОА

27

ж

средний

нереалистично

низкий

5355545555

Нет

19

ЁСБ

21

ж

средний

средний

5344333444

Нет

20

ВИВ

26

ж

завышен

выше среднего

5455444553

Нет

21

АОИ

38

м

средний

нереалистично

низкий

5343545554

Нет

№ п/п

ФИО

возраст

пол

Уровень самооценки по м. Будасси

Уровень самооценки по м. Дембо-Рубинштейн

оценки

является ли проф. деятельность успешной

22

ГАА

21

ж

средний

низкий

4344455443

Нет

23

КАМ

21

ж

средний

низкий

434455455

Нет

24

РЛН

21

ж

средний

выше среднего

434545545

Нет


























Заключение.


В процессе работы над теоретическим исследованием влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности, анализируя различные источники информации, мы пришли к выводу, что самооценка оказывает непосредственное влияние на успешность профессиональной деятельности: все авторы едины во мнении негативного влияния заниженной и сильно завышенной самооценки на успешность деятельности человека, в том числе и профессиональной.

Спланировав и организовав эмпирическое исследование, мы опробировали в нём выдвинутую гипотезу о том, что при адекватной либо высокой самооценке профессиональная деятельность будет успешна.

Из всех участников эмпирического исследования мы отобрали успешных и неуспешных в профессиональной деятельности студентов, тем самым, реализовав выполнение одной из поставленных нами задач.

Проанализировав информацию, полученную посредством выработанных нами критериев отбора, мы пришли к нескольким выводам:

- результаты группы успешных в профессиональной деятельности студентов имеют определённую стабильность: мы не видели ни заниженных, ни предельно завышенных оценок. Уровень самооценки в данной группе студентов практически одинаков и является средним, в то же время граничащим с завышенной самооценкой в обеих методиках, использованных в нашем исследовании (м. Дембо-Рубинштейн и м. Будасси). У неуспешных в профессиональной деятельности студентов мы, напротив, выявили, что разброс их значений хаотичнее, нежели у студентов, чья профессиональная деятельность успешна. Здесь мы можем встретить как нереалистично заниженные, так и нереалистично завышенные показатели по уровню самооценки, чего мы ни в коей мере не наблюдали в предыдущей группе испытуемых.

- группе студентов, успешных в профессиональной деятельности, в целом присущ адекватный балл по параметру целевого отклонения, причём адекватный результат наблюдается  по всем шкалам методики Дембо – Рубинштейн. Это свидетельствует о развитом механизме целеполагания, свойственном данной группе участников эмпирического исследования. У группы неуспешных в своей профессиональной деятельности студентов, напротив, у каждого из  испытуемых уровень целевого отклонения является сильно завышенным хотя бы по одной из шкал указанной методики, что является  нехарактерным для противоположной  группы участников нашего исследования и свидетельствует о недостаточно развитом механизме целеполагания, свойственном  студентам, чья профессиональная деятельность не является успешной.

- группе успешных в профессиональной деятельности студентов присущ адекватный показатель по уровню притязаний, в отличие от группы студентов, чья профессиональная деятельность не является таковой (у неуспешных в профессиональной деятельности студентов уровень притязаний сильно завышен, что  говорит об инфантильности, неумении ставить реально осуществимые цели).

Таким образом, наша гипотеза о том, что у успешных в профессиональной деятельности людей самооценка либо адекватна, либо высока, подтвердилась.

Практическая значимость нашего исследования может заключаться в возможном применении его результатов в деятельности психолога. В частности, при профессиональном отборе кандидатам на определённую вакансию  может быть предложен тест на выявление уровня  самооценки личности, что позволит спрогнозировать успешность данного человека  в будущей профессиональной деятельности.


 

Список литературы:

1.                 Альбуханова-Славская К.А.. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991 г., с.299.

2.                 Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом  "Бахрах", 1999г., с.240.

3.                 Ананьев Б.Г.. К постановке проблем детского самосознания // Известия АПН РСФСР//  Вып.18, 1948 г., с.111-115.

4.                 Ананьев Б.Г.. О проблеме современного человекознания. М.: Наука , 1977 г., 380 с..

5.                 Анкудинова Н.Е.. О развитии самосознания // Дошкольное воспитание. -1958 г.,- №2. - с.9-16

6.                 Ануфриев А.Ф.. Научное исследование // Курсовые, дипломные и диссертационные работы.  М., Изд. «Ось-89», 2002г., 112с.

7.                 Бернс Р.. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 1986 г., с.422

8.                 Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г., 656 с.

9.                 Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979 г.,  №4, с.22-34

10.            Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А.. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена// Психосемантика// Психологический журнал , 2003 г., т.24, №1, с.91-103

11.            Борисова Е.М.. О роли профессиональной деятельности в формировании личности//  Психология формирования и развития личности. М., 1981г., с.159-177

12.            Бороздина Л.В.. Исследование уровня притязаний // Учебное пособие. - М.: Инс-т Психологии РАН РФ , 1993 г., с.141

13.            Брушлинский А.В.. Проблемы психолологии субъекта. М. , 1994 г., 90 с.

14.            Гиппенрейтер Ю.Б.. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения // Введение в общую психологию.  Изд-во МГУ, 1988 г., с.34-47

15.            Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А.. Предисловие к фрагменту книги У.Джемса // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,  Пузырей А.А. . М., 1982 г, с.60

16.            Гульянова Н.А.. Освязи самоприятия и осознания Я – образа в ситуации неуспеха // Вестник моск. ун-та //сер.14//психология,2001 г., №3, с.68-75

17.            Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88

18.            Зеер Э.Ф.. Психологические основы профессионального становления  личности  инженера – педагога  // Дис. …докт. психол. наук  Свердловск , 1985 г.

19.            Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина.  М.,1981г.,   с.169  

20.            Зимбардо Ф.. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.

21.            Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология. – С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 2000г., 560 с.

22.            Климов Е.А..Индивидуальный стиль деятельности//Психология индивидуальных различий. Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982 г., с.74-77

23.            Климов Е.А.. Введение в психологию труда. М., 1988 г., 200 с.

24.            Климов Е.А.. Реплика о структуре профессионализма и профессионала  // Психология профессионала. М. , 1996 г., с.145-204

25.            Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания // Дис… канд. психол. наук.  Л ., 1980 г.

26.            Кон И.С.. Открытие Я. М.: Политиздат , 1978 г., 367 с.

27.            Кон И.С..  Категория "Я" в психологии // Психол.  ж - л., 1981 г., т.2., № 3, с.25-38

28.            Корнеева Л.Н.. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ . 1989 г., Вып . 4 , с.91-96

29.            Коростылева Л.А.. Самореализация  личности в профессиональной сфере: генезис затруднений// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. С-пб.: Изд-во Спб. унив-та , 2001 г., с.232

30.            Крылов А.Н. "Образ Я" как фактор развития личности // Дис.  …канд. психол. наук.,  М., 1984 г.

31.            Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001 г., 464 с.

32.            Лаврова Н.А.. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек»/ Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции  под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003 г., 195с.

33.            Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.

34.            Лисина М.И.. Общение детей с взрослыми и сверстниками.  Общее и разное // Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии.  М., 1980 г., с.3-32.

35.            Маркова А.К.. Психологические критерии эффективности учебного процесса// Вопросы психологии // 1977 г., №4, с.40-51

36.            Маркова А.К..  Психология профессионализма. - М., 1996 г., с.88

37.            Мейли Р. Различные аспекты Я// Экспериментальная  психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975 г.. Вып.V. с.132-141

38.            Митина  Л.М.. Формирование профессионального самосознания  учителя //Вопросы психологии , № 3, 1990 г., с.58-64

39.            Михеева И.Н.. Я – концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.

40.            Немов Р.С. Психология. М.:Владос, 2003 г., т .1, 688 с.

41.            Непомнящая Н.И. и др.. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии . 1980 г., № 1, с.20-30

42.            Непомнящая Н.И.. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика , 1992г., с.160

43.            Овсянникова В.В.. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности//  Дис. …канд. психол. наук. Л. ,  1982 г.

44.            Олейник Л.Д.. Индивидуальное самосознание и пути его формирования // Дис. … канд. филос. наук М . , 1975 г.

45.            Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1981 г., №1  

46.            Петровский А.В.. Введение в психологию.  М., 1995 г., с.410

47.            Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 2001 г., 440 с.

48.            Психологическое тестирование / Раздел 7/ Личность: опросниковые методики/ Часть 1/ Тексты опросников/ Пенза, 1990 г., с.124

49.            Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб, Издательство «Речь», 2001г., 688с.

50.            Проблемы психологии профессиональной деятельности кадров гос. службы.  М.:РАУ, 1994 г., с.93

51.            Проблемы экспериментальной психологии личности// Учёные зап. Пермского пед ин-та. Пермь , 1970 г., 296 с.

52.            Пряжников Н.С.. Психологический смысл труда: учебное пособие к курсу "Психология труда и инженерная  психология". М.:Изд. Институт практической психологии. Воронеж: НПО, МОДЕК , 1997 г., с.52

53.            Родина О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога// Вестник МГУ. Сер.14, Психология.  1996 г., №3, с .60-67

54.            Росс Л., Нисбетт А.. Человек и ситуация // Перспективы социальной психологии// пер. с англ. В.В. Румынского, под ред. Е.Н.Емельянова, В.С.Магуна. М.: Аспект Пресс , 1999 г., 429 с.

55.            Рубинштейн С.Л.. Проблемы Общей психологии. М.,1973 г., 416 с.

56.            Рубинштейн С.Л.. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии . 1986 г., № 4,  с.101-108

57.            Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999 г., 720 с.

58.            Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф.. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. Спб.:  Изд-во С-пб ун-та, 1997 г., с.240

59.            Самоукина Н.В.. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999 г., 352 с.

60.            Серебрякова Е.А.. Уверенность в себе и условия её формирования у школьников// Учёные записки Тамбовского Пед. инст-та, 1956 г., Вып.10, 173 с.

61.            Силвестру А.И.. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольников // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980 г.,  с.119-139

62.            Славнов С.В.. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции// Психологический журнал, 2003 г., т.24, с.82-90

63.            Советова О.С.. Возможности самореализации личности в контексте психологических инноваций // Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. Спб.: Изд-во Спб ун-та, 1997 г., с.240

64.            Соколова Е.Т., Столинн В.В..  Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989, с.87

65.            Спиркин А.Г..Сознание и самосознание.  М.: Политиздат , 1972 г., 303 с.

66.            Столин В.В.. Самосознание личности. М., 1983 г., 284 с.

67.            Теплов Б.М.. Способности и одарённость// Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 г., с.9-20

68.            Фолкэн Чак Т. Психология – это просто. - М.: Гранд, 2002 г., 640 с.

69.            Хекхаузен Х.. Мотивация и деятельность в 2 т.// пер. с немец. под ред. Величковского Б.М.. М.: Педагогика, т.1, 1986 г..

70.            Чамата П.Р.. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. М., 1960 г., т.2., с.91-109

71.            Чеснокова  И.И.. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974 г., с.209-225

72.            Чеснокова И.И.. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука , 1977 г., 144 с.

73.            Чеснокова И.И.. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М . , 1978 г., с.26-27

74.            Чирикова А.Е.. Психология предпринимательской деятельности// Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей// Психологический журнал, 1999 г., т.20, №3, с.81-92

75.            Шавир П.А.. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика , 1981 г., 91 с.

76.            Шафажинская  Н.Е.// Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза. М., 1986 г., с.22

77.            Шибутани Т.. Я – концепция  и чувство собственного  достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.

78.            #"#">#"#">#"_Hlt51762766">

83.            #"#">#"#">#"#">#"_Hlt52352233">

88.            http://testonline.webservis.ru/test/test3/index.php

89.            http ://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/13_7/

90.            http :// psi.webzone.ru/st/128700.htm

91.            http :// psi.webzone.ru/st/142900.htm

92.            http ://exitt.narod.ru/gloss/351.htm

93.            http ://psi.webzone.ru/intro/intro03.htm

94.            http ://encikl.by/ru/txt/uu15.htm

95.            http ://linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты